История Новохеттского царства (14-13 в. до н.э.)
В начале XIV в-, до н. э. происходит возрождение Хеттского царства, связанной с деятельностью одного из самых выдающихся хеттских царей Суппилулиумы, искушенного дипломата, способного полководца, дальновидного политика. Умело используя благоприятную международную ситуацию, сложившуюся в Передней Азии в связи с ослаблением могущества Египетского царства, касситского Вавилона, государства Митанни, Суппилулиума наращивает военную мощь Хеттского царства. На вооружение хеттов были приняты легкие и быстроходные колесницы, запряженные лошадьми. На такой колеснице находилось три воина (возница, стрелок и щитоносец) — целый экипаж, который мог нанести большой урон строю вражеских воинов. Суппилулиума укрепил крепостными сооружениями ряд хеттских городов, и прежде всего столицу Хаттусу. Первоначально он направил оружие против царства Арцава. Используя дипломатию, Суппилулиума поставил под свой контроль сильное государство Киццувадна. Выдав замуж за царя Хайа-сы свою дочь, Суппилулиума закрепился на южных склонах Восточно-Понтийских гор и получил доступ в горный район, богатый металлами, в том числе и железом.
Опираясь на эти успехи, Суппилулиума воспользовался^ ослаблением внешнеполитической активности-Ег-идха. во времена Эхнатона и активно вмещалсЛ-Амеждоусобную борьбу мелких княжеств Восточного Средиземноморья. Хетты проникали на Средиземноморское побережье вплоть до устья Иордана, распространяя свое политическое влияние на эти районы, ранее тяготевшие к Египту.
Венцом внешнеполитических успехов Суппилулиумы былсПТокорение Митанни, ' одного из самых опасных соперников хеттов в борьбе за гегемонию в Передней Азии. Сначала он захватил принадлежащие Митанни сирийские города и области: Халпу, Нухашше, Нию и Каркемиш. Каркемиш был колонизован хеттскими поселенцами, сильно укреплен и превратился в одну из главных крепостей Новохеттской державы. Управление им было передано хеттскому царевичу. Суппилулиума умело вмешался в борьбу за власть в Митанни, начавшуюся после смерти царя Тушратты, завладел всей страной и посадил на трон сына Тушратты Шаттивасу, который стал его зятем и зависимым правителем. В результате напряженной деятельности Суппилулиумы Хеттское царство превратилось в могущественную военную державу, простиравшуюся от бассейна Чороха и Аракса до Южной Палестины и от берегов Галиса до границ Ассирии и Вавилонии.
При втором преемнике Суппилулиумы — царе Мурсили II (ок. 1340 г.—1305 г. до н. э.) Хеттская держава еще более усиливается. Главные военные события в этот период развернулись в юго-западной части Малой Азии, где сложилась опасная коалиция во главе с традиционным противником хеттов — царством Арцава. Хеттам удалось ослабить коалицию и привлечь на свою сторону правителей Южной Фригии и Ликии, а также город Милаванда (Мила-ват, позднейший Милет). Однако в целом она оставалась весьма сильным соперником. Решительное сражение между войсками ар-цавской коалиции и хеттами произошло у города Вальмы в Южной Фригии. Войско Арцавы было разбито. Царь Арцавы и его наследник бежали в соседнее царство Аххиява, а хеттские войска захватили город Апасу (позднейший Эфес) и вышли к берегам Эгейского моря. Арцава попала в зависимость от хеттского царя. Большая часть Малой Азии перешла под власть хеттов. Это был апогей военного могущества великой Хеттской державы.
Однако уже в кони$ правления Мурсили II внешнеполитическая обстановка в Передней Азии осложнилась. При воинственных фараонах XIX династии Сети I и особенно при Рамсесе II Египет укрепил свое военно-политическое могущество и начал серию войн за возвращение областей Восточного Средиземноморья. Вспыхнула ожесточенная борьба двух великих держав того времени — Египетской империи и Хеттской державы — за преобладание в Передней Азии. Одно из решительных сражений произошло при Кадеше, в 1296 г. до н". э., где египетская армия во главе с фараоном Рамсесом II потерпела поражение, а самому фараону с большим трудом удалось спастись и увести остатки своей армии в Египет. Рамсес II учел уроки своего поражения, вновь собрал значительную армию и, используя ее силу и свое дипломатическое искусство, начал постепенно вытеснять хеттов из Восточного Средиземноморья. Зависимые от хеттов мелкие княжества Палестины и Сирии стали проявлять сепаратизм и были не прочь опять перейти на сторону Египта. К тому же осложнялась политическая обстановка в самом Хеттском царстве. После смерти царя престолом насильственно завладел его младший брат Хаттусили III, отстранивший от власти своего племянника. Чувствуя непрочность своего положения, Хаттусили III не мог вести решительную борьбу с Египтом. К тому же на юго-восточных границах Хеттского царства стала усиливаться Ассирия, угрожая владениям хеттов в северной части Восточного Средиземноморья.
В связи с этим между Египтом и Хеттским царством наметилось сближение, закончившееся заключением мирного договора (1280 г. до н. э.). Согласно договору, большая часть Сирии и Северная Финикия стали зоной хеттского влияния, а Палестина и Южная Финикия — египетского. Стороны обязались выдавать перебежчиков, поддерживать друг друга военными силами против внутренних и внешних врагов. Египет стал снабжать Хеттское царство хлебом, а хетты ввозили в Египет железо, серебро, строевой лес. Договор был скреплен династическим браком: дочь хеттского царя стала женой Рамсеса II.
Теперь Хаттусили III смог выступить против Ассирии. Попытка остановить ассирийское продвижение с помощью вавилонян не удалась. Ассирийцы разбили вавилонян, захватили Митанни и дошли до Каркемиша. Хаттусили III с большим трудом сдерживал их натиск. Его преемники продолжали активную политику лишь на западе, а на юге и востоке ограничивались оборонительными действиями.
Воспользовавшись тем, чти i реки разгромили Троянское царство (вторая половина XIII в. до н. э.), хетты захватили Троаду и разрушили Сарды. Однако этот успех, как оказалось, стал последним проявлением хеттского могущества. В конце _ХШ _в. до н. э. создалась мощная коалиция народов моря с побережья и островов Эгейского моря), отличающихся пестрым этническим составом, но говоривших на индоевропейских языках. Как смерч, они обрушились^ на государства Передней Азии. Египту с большим трудом удалось отразить их нападение. Но Хеттское царство не выстояло. «Наро-ды~моря» разгромили хеттские войска, не помогли и знаменитые хеттские колесницы. Столица Хаттуса была взята штурмом, подверглась полному разорению, а Хеттская держава навсегда прекратила свое существование (около 1140 г. до н. 3.).jia месте рухнувш'ёи^Хёттской державы в XII — VIII вв. до н. э. существовал ряд мелких государств, сохранявших хеттские традиции и культуру. Наиболее процветающими^ из них были Табал и Хатти со столицей в Кар-кемишё. К концу VIII в. до н. э. большая часть этих государств оказывается в руках Ассирии. Хеттские языки и хеттская письменность исчезают, а само название хеттов забывается.
Хеттская культура
Хеттское государство, сложившееся как крупная держава в эпоху, когда древние цивилизации Египта и Месопотамии уже обладали устойчивой культурной традицией, испытало определенное культурное воздействие этих высокоразвитых центров. Довольно сильным было и хурритское влияние.
Правда, в религии хеттов заметно выступают черты этнического своеобразия. Встречается упоминание о тысяче богов и богинь Хеттской страны, хотя практическое значение имело почитание ограниченного числа небожителей. Так, верховным покровителем столичной Хаттусыбыл бог грозы. Наряду с ним почитался и хурритский бог Тесуб, также считавшийся богом грозы. Он изображался с пучком молний и боевым топором в руках, являясь одновременно и богом войны. В Хаттусе почиталась также богиня солнца, считавшаяся супругой бога грозы; упоминается и божество солнца мужского рода. Были популярны различные боги плодородия, в первую очередь Телепин, напоминавший египетского Осириса и шумерского Думузи; с ним связывались представления о смене времен года. Местным киликийским богом плодородия был Сан-дан, изображавшийся с огромной кистью спелого винограда,— в какой-то мере прообраз греческого бога виноделия Диониса. Супругой бцга плодородия была богиня-мать Ма, которая нередко называлась аккадским именем Иштар. Известен также бог
ворот Ariyjijiyjm, возможно, ставший прообразом греческого Аполлона. Большую роль играл культ священных быка, льва и других животных и птиц. Постепенно происходила известная унификация религиозных представлений, создавался единый пантеон богов. С усилением царской власти храмы и жреческие коллегии все более попадали под ее контроль, царь стал отождествляться с солнечным богом.
Среди сохранившихся хеттских письменных произведений весьма интересны подробные и развернутые царские «автобиографии, скорее всего составлявшиеся не самими царями, а придворными писцами. В них есть яркие эмоциональные образы отмечены глубокие переживания и проводится своеобразная этическая концепция. Так, в детальной «автобиографии» Хаттуси-ли III делается попытка оправдать отстранение от власти племянника, ссылаясь на его коварство и неблагодарность (моральный момент), а также на волю богини Иштар (религиозное обоснование). J8 хеттских летописях делались попытки разде-"лить историю~страньГ]н|Г три периода. Образованная хеттская верхушка интересовалась прошлым не только своей страны. В хеттских архивах сохранились литературные произведения, повествующие, например, о событиях из истории Аккада.
Распространение в Хеттском царстве (в связи с развитием давних исторических связей, например с Месопотамией) чужеземных языков вызвало необходимость в соответствующих пособиях: имелись трехъязычные, шумеро-вавилоно-хеттские словари. Известен_замечательныи_учебник по коневодству, составленный главным ко-"нюшенным хеттского царя митаннийцем Киккули.
Хеттское государство, будучи прежде всего военной державой, усиленно заботилось о развитии фортификации. Характерной особенностью укреплений хеттских городов было наличие двойных-стед. В Хат-тусе был воздвигнут еще дополнительный вал, облицованный камнем. Стены сооружались из огромных каменных блоков, тщательно подогнанных друг к другу. К услугам царя и его приближенных в городе было четыре дворца, причем в «нижнем дворце» имелось специальное святилище. Хеттские статуи и рельефы, подобно хур-ритским, отличались некоторой массивностью и тяжеловесностью, своего рода монументальностью, давящей на зрителя. Для примера можно назвать скальные рельефы Язылы-Кая неподалеку от Богазкёя, где изображены две встречные процессии мужских и женских фигур, стоящих на зверях и птицах. Обе процессии возглавляются богом и богиней, видимо, вступающими в священный брак. В целом для хеттской культуры характерна рациональная деловитость, несколько прагматическая ориентация на главные нужды монархии, в которой успехи на поле брани и возвеличение царской власти составляли основные заботы.