Деньги: их сущность, виды, функции

Деньги являются товаром особого рода. Эта особенность связана с не­обходимостью общественного признания затрат частного труда, их измере­ния (соизмерения) и тем самым — через товарообмен в условиях эконо­мии рабочего времени и роста производительности труда каждого част­ного товаропроизводителя — регулирования пропорций общественного раз­деления труда в направлении общего блага.

Сущность денег открывается лишь при изучении их происхождения, но не функционирования, в котором они выглядят то как техническое средство, то как «чувственно-сверхчувственная вещь».

Вульгарная политическая экономия предлагает на выбор два вариан­та происхождения денег: «металлистический» и «номиналистический». Оба связаны со средневековой философией — схоластикой. Так называе­мая металлистическая теория выводит свойства денег из мистической природы самого металла, из которого они сделаны (полноценные деньги это - золото и серебро). Золото, как известно, алхимики называли фило­софским камнем, т. е. намекали на его «вечную» загадку. Сегодня, когда в ходу виртуальные электронные деньги, данное в Средние века объясне­ние их природы, с одной стороны, как бы получает вторую жизнь, с дру­гой стороны, наоборот, показывает свою несостоятельность на фоне оче­видного для всех происхождения «новых денег».

Так называемая номиналистическая теория денег объясняет их при­роду юридически, как установленное в общих интересах правило поведе­ния всех желающих или обязанных обмениваться. Справедливость усмат­ривается в том, что разным вещам — всему их разнообразию — предписа­но выражать свою стоимость в «третьей» вещи, которая и называлась деньгами в смысле всеобщего эквивалента стоимости. Глядя сегодня на то, как почти во всех странах «вдруг» обрушились национальные валюты, и на их место был поставлен доллар США (если не юридически, то фак­тически), обыватель не может не увидеть в этих фактах своеобразного подтверждения верности «номиналистической» теории. Однако и здесь, если подумать, возникают сомнения. Их много, но достаточно одного, по сути совершенно такого же, как и во времена Возрождения, ставшего мостиком из Средневековья в Новое время (капитализм): сегодняшние «грязные» деньги, заполонившие весь мир, ничем не лучше средневеко­вой «порчи монеты».

Природа денег классически определяется двумя словами — форма стоимости, или меновая стоимость. Развитие формы стоимости, необхо­димое для сохранения и развития самой стоимости как содержания, по­следовательно проходит четыре этапа, на которых из всего товарного ми­ра пробуются разные товары на роль товара всех товаров — товара-эквивалента для всех. Исторически этот процесс длится сотни, ес­ли не тысячи лет, и в результате такой товар находится, это — золото. Не «по природе своей», а в результате естественно-исторического отбора, 154




и только потому, что денежный товар первоначально был таким же това­ром, как и все.

Сущность денег выражается также двумя словами — обращение това­ров, т. е. их обмен происходит посредством денег, обеспечивающих яв­ным образом справедливость, или эквивалентность обмена разнородных товаров (потребительных стоимостей).

Функционирование денег в качестве всеобщего эквивалента стоимо­сти всех других товаров принято рассматривать как выполнение деньга­ми их экономических функций1.

Вульгарная политическая экономия сводит проблему функциониро­вания денег к их количеству, поэтому научная критика называет ее коли­чественной теорией денег. Согласно этой теории цены существенно зави­сят от количества денег в обращении, и искусство регулирования рыноч­ной экономики есть совокупность приемов, позволяющих через измене­ние находящейся в обращении денежной массы влиять на поведение хо­зяйствующих субъектов. Другими словами, монетаристская политика вы­дается за экономическую политику, а разговоры о невидимой руке рынка, обнаруживая лицемерие либералов, переводятся в плоскость государст­венного регулирования экономики (пусть и примитивными средствами).

Экономическая наука различает пять функций собственно денег, при­чем три из них являются относительно самостоятельными, а две из по­следних — явно вспомогательными.

Первая из функций денег - «статическая», мера стоимости. Эту функ­цию деньги выполняют идеально (в том смысле, что не нужно иметь на­личных денег, чтобы выражать в них стоимость товара).

Вторая (и основная «динамическая») — средство обращения. Для выпол­нения этой функции необходимы реальные, наличные деньги. Никого не должно смущать то обстоятельство, что во всех промышленно развитых странах закон предписывает юридическим лицам совершать безналич­ные расчеты — это не что иное, как государственная поддержка банков, но для того, чтобы банки могли в качестве посредников осуществлять безналичные расчеты, их клиенты должны вложить в них реальные, на­личные деньги.

Полноценные деньги в практических целях делят по весу, что вызы­вает к жизни слитки, а затем первые знаки стоимости — монеты, или слитки определенной формы, на которых государство чеканило их вес (достоинство монеты). Функционируя в качестве средства обращения то­варов, монеты почти в буквальном смысле прилипают к рукам, т. е. физи-

Собственно экономия заключается в том, что с появлением развитой, денежной формы стоимости сбыт товара превратился в его продажу (обмен на деньги), а приобрете­ние предметов потребления для себя — в куплю (обмен за деньги). В ином — без денег — случае пришлось бы выстраивать длинные цепочки актов обмена разных товаров, чтобы в результате каждый товаропроизводитель получил в обмен на свой товар (свои товары) те, что нужны лично ему для потребления. А с деньгами — продал, а затем купил, т. е. все­го два приема вместо множества.

чески изнашиваются, утрачивают свой вес (достоинство). Это немедлен­но замечается и получает название порчи монеты. Вероятно, сразу же ес­тественная порча монеты стала дополняться ее порчей в корыстных инте­ресах государством и купцами (кто кого?). Впоследствии монеты из бла­городных металлов были заменены монетами из других металлов и спла­вов, но главное — вместо металлических денег появились бумажные, что устранило потери от естественной порчи монеты, но породило современ­ное фальшивомонетничество — подделку бумажных денег (и денежных суррогатов, о которых будет сказано ниже). Сегодня богатые граждане во многих странах пользуются пластиковыми карточками, соответственно появились еще несколько видов преступлений.

Наука формулирует функцию денег как средства обращения товаров в виде закона денежного обращения, согласно которому количество денег в обращении определяется как частное от деления суммы цен всех това­ров на скорость оборота денежной единицы (имеется в виду, что функ­ция выполняется деньгами «мимолетно», так что одна денежная единица способна, переходя из рук в руки, обслужить несколько сделок купли-про­дажи; этот показатель определяется опытным путем по кассовому плану, или ежедневной сдаче наличности кассами в банки).

Фактически наличных денег может быть либо больше, чем нужно для обращения данной массы товаров, либо, наоборот, меньше (соответствие наблюдается лишь в конечном счете, т. е. как статистическая, чувственно неуловимая величина). На этот случай несоответствия денежной массы товарной массе «предусмотрены» две вспомогательные к основной «дина­мической» функции денег — средство накопления сокровищ и средство платежа.

Третья функция — средство накопления сокровищ, поскольку для вос­становления справедливости обмена посредством денег проще ситуация, когда денег больше, чем нужно. Тогда просто часть их следует на время из обращения изъять, или сокрыть, превратить в сокровища. На эту роль предназначаются деньги не в любом виде, а исключительно полноцен­ные деньги или их заменители, например драгоценные камни, а также антиквариат, классические и известные произведения искусства, истори­ческие документы и т. п., т. е. вещи, цена которых со временем заведомо будет лишь увеличиваться. При изменении соотношения денежной и то­варной массы в обратном направлении часть сокровищ обычно возвра­щается в оборот.

Четвертая функция — средство платежа. Когда денег меньше, чем необходимо для обращения данной товарной массы, их недостаток вре­менно компенсируется квазиденьгами, или денежными суррогатами, срок действия которых ограничивается разумными (опытно установлен­ными) пределами, после чего они замещаются деньгами. Простой век­сель, переводной вексель и т. п., фактически любые ценные бумаги (даже если это не предусмотрено законом) выступают в качестве средства пла­тежа. У финансовых спекулянтов начиная с XX в. большая часть их со-

стояний существует в виде ценных бумаг, что позволяет им иметь не толь­ко власть над вещами, но и власть над людьми (безнадежными должни­ками, в числе которых могут быть и высшие государственные служащие).

Пятая функция — мировые деньги, или, как говорят сегодня, «резервная валюта». В случае зависимости национальной экономики от импорта, она обычно нуждается в иностранном кредите, а поскольку кредиторов, как правило, несколько (много), возникает неудобство, аналогичное тому времени, когда не было денежной формы стоимости и роль всеобщего эквивалента при обмене товаров в разных местах выполняли разные това­ры. У стран с самодостаточной экономикой проблем с мировыми деньга­ми нет.

Сегодня роль мировых денег практически монопольно выполняет доллар США, что противоречит документам международного публично­го права (о создании Международного валютного фонда и Международ­ного банка реконструкции и развития, впоследствии — Мирового банка), на основании которых возникла и развивалась послевоенная система ме­ждународных экономических расчетов. Попытки изменить положение ве­щей натыкаются на реальные угрозы применения силы как в «обычном формате», так и в виде поддержки сепаратизма.

В советской экономической литературе дискутировался вопрос о ро­ли денег при социализме. Официальная точка зрения на него была изло­жена в третьей редакции Программы КПСС, где признавалось, что в Со­ветском Союзе имеют место «товарно-денежные отношения с новым содер­жанием». Это новое содержание усматривалось в том, что деньги не слу­жат больше одной из форм, в которых существует и накапливается капи­тал как классово-антагонистическое отношение между трудящимися и не­трудящимися. Они выражают новый общественный строй, в котором ка­ждый занят общественно полезным трудом по единому народнохозяйст­венному плану, учитывающему все разнообразие общественных потреб­ностей в их перспективном развитии, и продукт подлежит распределе­нию в соответствии с трудовым вкладом как отдельного работника, так и трудового коллектива, в котором он трудится.

Функции денег в политической экономии социализма не сводятся к действию закона стоимости, а связываются с государственным плани­рованием экономики в широком смысле. Отсюда они выстраиваются в систему, где первая же функция — учетная - предстает как главная (всем со школы была известна крылатая формула В. И. Ленина: «Социа­лизм - это учет»). Учет имеется в виду двухсторонний — при составлении плана на основании предшествующих достижений и роста общественных потребностей, а также при отчете о выполнении планового задания. Вто­рая функция — распределительная. И распределение имеется в виду двух­стороннее: с одной стороны, распределение средств производства и рабо­чей силы, с другой стороны, распределение произведенного продукта (в который также входят — воспроизведенные - средства производства и рабочая сила).


Наши рекомендации