Типология общества. Его исторические типы
Под типологией общества подразумевается деление мировой истории на определенные периоды, формации, стадии или этапы. Это деление связано с тем, что необходимо представить, в каком направлении история развивается, какие этапы она проходит в процессе своей длительной эволюции, чем эти этапы отличаются друг от друга и какие критерии существуют для их выделения.
Итальянский мыслитель Дж. Вико создал теорию исторического круговорота. В довольно темных мифологических выражениях он излагает закономерности развития исторического процесса и приходит к выводу, что естественное право народов «проходит совершенно одинаково и с полным постоянством через три века, протекшие, как говорили египтяне, за все время мира до них, а именно: Век Богов, когда языческие люди
думали, что живут под божественным управлением и что все решительно им приказывается ауспициями или оракулами — самыми древними вещами языческой истории; Век Героев, когда последние повсюду царствовали в Аристократических республиках на основе, как они полагали, превосходства своей природы, отличающейся от природы их плебеев; наконец, — Век Людей, когда все признали, что они равны по человеческой природе; поэтому в этот век сначала процветали народные Республики, а под конец — Монархии: обе эти формы правления являются человеческими правлениями...»1.
Каждая нация совершает поступательное движение от божественной эпохи до человеческой, а потом возвращается к своему первоначальному состоянию. Но это не есть абсолютный возврат к первоначальному состоянию, ибо Вико прекрасно понимал, что такой возврат невозможен. После завершения круга снова начинается развитие по восходящей линии. Каждой эпохе или веку соответствуют свои нравы, обычаи, характеры, юридические законы и т. д. В божественную эпоху, например, право каждого зависело от богов, в героическую эпоху решающую роль играло право силы, т. е. был прав тот, кто оказывался физически сильнее. В Век Людей право базировалось на человеческом разуме.
Каждому веку соответствовали и свои формы правления. В Век Богов форма правления носила теократический характер, так как люди верили, что все приказы исходят от богов. Это век оракулов и жрецов. В Век Героев правили аристократы, а в Век Людей правление имело демократическую направленность. Все граждане были уравнены законами и пользовались одинаковыми правами.
Французский ученый Кондорсе в основу деления истории на определенные эпохи положил прогресс человеческого разума, который он понимал довольно широко, так как, в сущности, охватывал все сферы общественной жизни. Весь исторический процесс он разбил на десять эпох и дал соответствующую характеристику каждой из них. Первую эпоху Кондорсе рассматривает как эпоху первобытного состояния людей, когда они были соединены в племена, которые, по его мысли, образовались из слияния нескольких семейств. Во вторую эпоху совершается переход от пастушеского состояния к земледелию. При характеристике третьей эпохи французский мыслитель особое внимание обращает на разделение труда, способствовавшее поступательному движению общества по восходящей линии, так как человек-производитель достигает большего совершенства, когда происходит определенная специализация, или разделение труда.
Разделение труда приводит к образованию классов собственников, рабов и прислуги. Появляются государственные формы устройства общества, быстро развиваются медицина, астрономия и другие науки.
ВикоДж. Основания новой науки об общей природе наций. Л., 1940. С. 25—26.
Четвертую и пятую эпохи Кондорсе связывает с Древней Грецией и Древним Римом. Шестая и седьмая эпохи охватывают Средневековье, которое французский просветитель характеризует как период упадка. Кондорсе пишет, что в конце Средневековья происходит постепенное развитие наук благодаря тому, что человеческий разум приобретает новую энергию. Лучшие умы объявили войну религиозной нетерпимости и невежеству. И в конце концов разум снова восторжествовал. Наступает восьмая эпоха — эпоха книгопечатания и расцвета наук. Девятая эпоха, по мнению Кондорсе, начинается от Декарта и завершается образованием Французской Республики, возникшей после революции 1789—1794 гг. В последней, десятой, эпохе, т. е. в буржуазном способе производства, Кондорсе видит будущее человеческого общества.
Гегель ищет иные основы деления истории. Всемирную историю он считает проявлением духа во времени. Но все это он связывает с географической средой. Хотя «связь духа народа с природой есть нечто внешнее, но, поскольку мы должны рассматривать ее как ту почву, на которой совершается развитие духа, она по существу и оказывается необходимой основой»1. В соответствии с географией Гегель историю делит на Восточный мир, куда входят Китай, Индия, Персия, Сирия, Египет и т. д., Греческий, Римский и Германский.
Восточный мир,пишет Гегель, есть детский возраст истории. Здесь царствует деспотизм и свободным чувствует себя только деспот. Люди вращаются вокруг одного центра, т. е. властителя, который стоит во главе государства как патриарх. Он требует от всех граждан соблюдать существующие предписания. Патриарх является субстанцией, которой все принадлежит.
Греческий мир— это второй главный принцип всемирной истории и вместе с тем это период юности, когда формируются индивидуальности. «...Здесь происходит сочетание нравственной и субъективной воли или существует царство прекрасной свободы, так как идея сочетается с пластичной формой: она еще не существует абстрактно для себя, с одной стороны, но непосредственно сочетается с действительным, подобно тому как в прекрасном художественном произведении чувственное носит отпечаток духовного и является его выражением»2. Здесь, по словам Гегеля, царствуют действительная свобода индивида, истинная гармония, мир и согласие. Индивидуальная воля субъекта придерживается обычаев, привычек, общепринятых норм и законов.
На Востоке существуют две крайности: с одной стороны, субстанциональное начало (властитель), а с другой — индивидуальность. В греческом мире они соединены, хотя полны противоречий.
Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии истории. Санкт-Петербург, 1993. С. 126. 2 Там же. С. 150. 104
Римский мир— третий период. Это возраст возмужалости истории. Он «характеризуется не подчинением произволу господина и не собственным прекрасным произволом, но служит общей цели, причем индивидуум исчезает и достигает своей личной цели лишь в общей цели»1. Он приносится в жертву во имя достижения общей цели. Этим римское государство отличается от афинского, в котором царствовали индивиды. В Риме они порабощены, но, тем не менее, они становятся юридическими личностями как частные лица, и в этом смысле они чувствуют себя не просто индивидами, а личностями. В Риме господствует абстрактная свобода, ставящая государство и политику выше любой индивидуальности, но вместе с тем создается свободная личность, отличающаяся от индивидуальности.
В Греции, пишет Гегель, в политической жизни преобладала демократия, на Востоке — деспотизм, в Римском мире — аристократия. В Греции внутри демократических структур идет борьба, раздоры, споры и т.д. В Риме же борьба шла из-за принципов: аристократия боролась с царями, плебеи с аристократией, пока демократия не достигла господствующего положения.
Германский мир— четвертый период всемирной истории. «Германский дух есть дух нового мира, цель которого заключается в осуществлении абсолютной истины как бесконечного самоопределения свободы, той свободы, содержанием которой является сама ее абсолютная форма»2. Германский народ, по убеждению его представителя, призван хранить христианские принципы духовной свободы и примирения. Дух в германском мире достигает полного расцвета и зрелости. Венцом и вершиной развития всемирной истории представляется прусская монархия.
Русский философ XIX в. Н. Я. Данилевский выдвинул свою концепцию периодизации истории, в основу которой он кладет степень развития цивилизации. «...Естественная система истории, — пишет русский мыслитель, - должна заключаться в различении культурно-исторических типов развития как главного основания ее делений от степеней развития, по которым только эти типы (а не совокупность исторических явлений) могут подразделяться»3. Автор перечисляет следующие культурнсьисто-рические типы или самобытные цивилизации: «1) египетский, 2) китайский, 3) ассирийско-вавилоно-финикийский, или древнесемитический, 4) индийский, 5) иранский, 6) еврейский, 7) греческий, 8) римский, 9) ново-семитический, или аравийский, и 10) германо-романский, или европейский»4.
1 Гегель Г. В. Ф. Указ. соч. С. 150.
Там же. С. 91.
Данилевский К Я. Россия и Европа. М., 1991. С. 87. 4 Там же. С. 88.
Н.Я.Данилевский выделил некоторые общие законы движения и развития культурно-исторических типов: 1. Народы, говорящие на одном или близких языках, составляют один культурно-исторический тип. 2. Для возникновения и развития цивилизации или культурно-исторического типа необходима определенная политическая независимость. 3. «Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип вырабатывает ее для себя при большем или меньшем влиянии чуждых, ему предшествовавших или современных цивилизаций»1. 4. Успехи цивилизации зависят от разнообразия элементов культурно-исторических типов. 5. Формирование цивилизаций длится долго, а период их расцвета краток. Русский мыслитель утверждает, что цивилизации или культурно-исторические типы развиваются замкнуто и изолированно, но отсюда не следует, что они не влияют друг на друга. «Вся история доказывает, что цивилизация не передается от одного культурно-исторического типа другому; но из этого не следует, чтобы они оставались без всякого воздействия друг на друга, только это воздействие не есть передача...»2