Политические интересы и идеи

Вклассической философии политики большое внимание уделялось проблемам интереса. Гоббс прямо указывает, что люди защищают свои интересы, и поэтому они нередко конфликтуют между собой. Гельвеций подчеркивал, что интерес есть единственная и универсальная движущая сила для людей2. Гольбах подробно анализирует роль интересов в общест­венной жизни. «Интересом называют, — пишет он, — объект, с которым

Более подробно об этом см. разд. IV, пп. 7-9, 13. 2 Гельвеций. Соч.: В 2 т. Т. 2. М, 1974. С. 260. 54

каждый человек связывает — в зависимости от своего темперамента и своих идей — представление о своем счастье; иначе говоря, интерес — это попросту то, что каждый из нас считает необходимым для своего сча­стья»1. Интерес, продолжает французский философ, представляет собой единственный мотив действий людей, поскольку каждый человек трудит­ся для своего счастья. Отсюда Гольбах делает вывод о том, что нет ни од­ного бескорыстного или лишенного интереса человека. Бескорыстным человека называют не потому, что у него нет интереса, а потому, что лю­ди одобряют его интерес, если, скажем, он оказывает помощь кому-нибудь в беде. Гегель тоже подчеркивал важную роль интересов в обществе. «Ближайшее рассмотрение истории убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов, их характеров и способностей, и притом таким образом, что побудитель­ными мотивами в этой драме являются лишь эти потребности, страсти, интересы и лишь они играют главную роль»2.

Исключительно большое значение интересам придавали Маркс и Эн­гельс. Прежде всего, они выделили экономические интересы как главные побудительные причины действий и поступков людей. Они указывали, что любые конфликты между социальными классами в конечном итоге связаны с экономическими интересами. Господствующий класс заинтере­сован в сохранении своего господствующего положения в обществе, а не­господствующий класс — в уничтожении тех социально-экономических и политических порядков, из-за которых не может удовлетворить свои по­требности. «...Борьба между крупными землевладельцами и буржуазией, так же, как и борьба между буржуазией и пролетариатом, велась прежде всего ради экономических интересов, для которых политическая власть должна была служить всего лишь средством»3. Эти потребности носят первичный характер, ибо без их постоянного удовлетворения человек просто-напросто не сможет выжить, не сможет воспроизвести себя как биосоциальное существо. Духовные интересы вторичны в том смысле, что в первую очередь следует удовлетворить материальные потребности, а не в том смысле, что без них можно обойтись. Человек становится на­стоящим человеком лишь тогда, когда удовлетворяет свои духовные по­требности,потому что человек — единственное существо, имеющее внут­ренний мир, обогащение которого как раз связано с духовными интере­сами. Человек в подлинном смысле слова — это творец и потребитель как материальных, так и духовных потребностей. Но если удовлетворение материальных потребностей указывает на связь человека с животным ми­ром, то удовлетворение духовных потребностей выделяет человека из всей природы, интерес связан не столько с отдельным индивидом, сколь-

1 Гольбах П. А. Избр. произв.: В 2 т. Т. I. M., 1963. С. 311.

Гегель. Философия истории. СПб., 1993. С. 73. 3 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 309.

ко с социальными группами, с кастами, с социальными классами, в це­лом с государством и т. д. Конечно, отдельные индивиды, особенно поли­тики, тоже имеют свои интересы. Но они их реализуют через групповые, классовые, государственные и иные интересы. Отдельный индивид мо­жет и не осознавать свои интересы, свою принадлежность к той или иной социальной группе, к тому или иному социальному классу. Но, кро­ме классовых и групповых интересов, есть еще государственные или на­циональные интересы. Духовные и иные интересы многообразны. Их можно разделить на интересы к искусству, к политике, к философии, к религии, к науке и т. д. Я буду говорить только о политических интере­сах. Прежде всего следует подчеркнуть, что политики должны быть заин­тересованы в сохранении материальных и духовных ценностей, которые были созданы людьми независимо от их социальной и классовой принад­лежности. Они также должны быть заинтересованы в защите националь­ного суверенитета государства, ибо потеря национальной независимости может обернуться катастрофой для всех классов и групп.

Каждый класс имеет свои интересы, реализация которых требует оп­ределенного теоретического обоснования. Этим занимаются политиче­ские партии и идеологи класса. Они разрабатывают классовую идеоло­гию, политические программы, в которых излагаются цели и задачи пар­тии, а также средства их достижения. Идеологи партии в научном или псевдонаучном плане доказывают, что их партия действительно выража­ет интересы всего общества. Иначе говоря, они представляют интересы своего класса как интересы всего государства и тем самым пытаются убе­дить всех граждан в том, что наиболее оптимальным вариантом развития и стабильности общества является реализация политических установок данного класса. В пропаганду этих установок включаются все средства массовой информации - мощнейший механизм обработки общественно­го мнения. Сама политическая программа выступает как главное средст­во распространения политических установок партии. Встает вопрос об истинности или ложности самой пропаганды. Трудно выделить критерий истинности пропаганды, но несомненно одно: наряду с истинными ут­верждениями в пропаганде все больше встречаются софистические ло­зунги, а то и просто обман, особенно это касается буржуазных партий, стоящих у власти и стремящихся к ее сохранению. Пропаганда — это иг­ра, но игра серьезная и порой опасная, поскольку последствия ее могут оказаться трагическими для общества.

Происхождение государства

Основной вопрос политики — это завоевание и укрепление государст­венной власти. Поэтому в центре ее находится государство, исследова­нию которого, как уже было показано в первой части нашей работы, ог­ромное внимание уделяли мыслители всех времен. В самом деле, государ­ство управляет экономикой либо регулирует хозяйственную деятельность,

руководит общественными делами, выступает в роли регулятора классо­вых, национальных и иных конфликтов, возникающих в обществе.

Генезис государства, как уже отмечалось, философы интерпретирова­ли по-разному. Хотелось бы в этой связи вкратце коснуться воззрений крупнейшего русского исследователя государства И. А. Ильина. «Государ­ство, — пишет И. А. Ильин, — есть союз людей, организованный на нача­лах права, объединенный господством над единой территорией и подчи­нением единой власти»1. Происхождение государства русский мыслитель связывает с необходимостью защиты собственности. «Государства, — ут­верждает он, — возникают и упрочиваются с переходом от охотничьего и пастушески-кочевого быта к земледельческому. Община, осевшая на месте со всем своим добром и стадами, связавшая свою участь с засеян­ным полем и ожидаемым урожаем, естественно, вынуждена отстаивать и защищать свои владения от пришлой орды завоевателей, подвергаю­щей все опустошению. Опасность нашествий рано заставляет провести в жизнь разделение труда между земледельцем, ведущим свое хозяйство, и воином, который сам не обрабатывает землю, но обороняет хозяйство своей общины. Судья, законодатель и жрец получает новое звание — вое­начальника, и власть его получает новую опору в силе постоянного вой­ска»2. Таким образом, И. А. Ильин причины возникновения государства видит в сохранении собственности, а также в установлении внутренней и внешней безопасности. А основами государства считает народ, терри­торию и власть.

Из всех учений о государстве, на мой взгляд, наиболее достоверной является марксистская концепция, потому что она исходит из самой ис­торической действительности. Она показывает, что развитие историче­ского процесса неизбежно и с необходимостью приводит к появлению антагонистических классов, один из которых эксплуатирует другой, и чтобы их борьба не уничтожила существующие порядки и общество в целом, возникает сила, которая призвана стабилизировать ситуацию. Обобщая идею генезиса государства, Ф. Энгельс пишет: «Итак, государст­во никоим образом не представляет собой силы, извне навязанной обще­ству. Государство не есть также «действительность нравственной идеи», «образ и действительность разума», как утверждает Гегель. Государство есть продукт общества на известной ступени развития, государство есть признание того, что это общество запуталось в неразрешимое противоре­чие с самим собой, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. А чтобы эти противоположности, классы с противоречивыми экономическими интересами, не пожрали друг друга и общество в бесплодной борьбе, для этого стала необходимой сила, стоящая, по-видимому, над обществом, сила, которая бы умеряла

1 Ильин И. А. Собр. соч. М., 1994. Т. IV. С. 111.

2 Там же. С. 130.

столкновения, держала его в границах «порядка». И эта сила, происшед­шая из общества, но ставящая себя над ним, все более и более отчуждаю­щая себя от него, есть государство»1. Ленин характеризовал государство как продукт непримиримости классовых противоречий.

Поскольку государство возникло вместе с антагонистическими клас­сами, оно не может не иметь классового характера, и тот класс, который играет господствующую роль в обществе, использует государство в своих интересах. Так, французская буржуазная революция 1789—1794 гг. приве­ла к власти буржуазию, которая сразу же приступила к ликвидации фео­дальных институтов и порядков. Она уничтожила сословность, привиле­гии, институт наследственного дворянства и т. д. Наиболее рельефно бур­жуазные ценности изложены в Конституции Французской Республики 5 фрюктидора 111г. (22 августа 1795 г.). В ней, в частности о правах, го­ворится: «Ст. 1. Правами человека в обществе являются свобода, равенст­во, безопасность, собственность. 2. Свобода состоит в возможности дей­ствовать не во вред правам другого. 3. Равенство состоит в том, что закон является равным для всех как в тех случаях, когда он охраняет, так и в тех случаях, когда он наказывает. Равенство не допускает никаких различий в зависимости от рождения, никакой наследственной власти. 4. Безопас­ность основывается на содействии всех в обеспечении прав каждого. 5. Собственность является правом пользоваться и распоряжаться своим достоянием, своими доходами, плодами своего труда и своего мастерст­ва»2. Вместе с тем, нельзя сводить функции государства только к защите классовых интересов. Это его главная функция. Но у него есть и другие функции: защита национального суверенитета и национальных интере­сов, защита территориальной целостности, контроль над соблюдением законов всеми гражданами, ведение международных дел и т. д.

Наши рекомендации