Политические интересы и идеи
Вклассической философии политики большое внимание уделялось проблемам интереса. Гоббс прямо указывает, что люди защищают свои интересы, и поэтому они нередко конфликтуют между собой. Гельвеций подчеркивал, что интерес есть единственная и универсальная движущая сила для людей2. Гольбах подробно анализирует роль интересов в общественной жизни. «Интересом называют, — пишет он, — объект, с которым
Более подробно об этом см. разд. IV, пп. 7-9, 13. 2 Гельвеций. Соч.: В 2 т. Т. 2. М, 1974. С. 260. 54
каждый человек связывает — в зависимости от своего темперамента и своих идей — представление о своем счастье; иначе говоря, интерес — это попросту то, что каждый из нас считает необходимым для своего счастья»1. Интерес, продолжает французский философ, представляет собой единственный мотив действий людей, поскольку каждый человек трудится для своего счастья. Отсюда Гольбах делает вывод о том, что нет ни одного бескорыстного или лишенного интереса человека. Бескорыстным человека называют не потому, что у него нет интереса, а потому, что люди одобряют его интерес, если, скажем, он оказывает помощь кому-нибудь в беде. Гегель тоже подчеркивал важную роль интересов в обществе. «Ближайшее рассмотрение истории убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов, их характеров и способностей, и притом таким образом, что побудительными мотивами в этой драме являются лишь эти потребности, страсти, интересы и лишь они играют главную роль»2.
Исключительно большое значение интересам придавали Маркс и Энгельс. Прежде всего, они выделили экономические интересы как главные побудительные причины действий и поступков людей. Они указывали, что любые конфликты между социальными классами в конечном итоге связаны с экономическими интересами. Господствующий класс заинтересован в сохранении своего господствующего положения в обществе, а негосподствующий класс — в уничтожении тех социально-экономических и политических порядков, из-за которых не может удовлетворить свои потребности. «...Борьба между крупными землевладельцами и буржуазией, так же, как и борьба между буржуазией и пролетариатом, велась прежде всего ради экономических интересов, для которых политическая власть должна была служить всего лишь средством»3. Эти потребности носят первичный характер, ибо без их постоянного удовлетворения человек просто-напросто не сможет выжить, не сможет воспроизвести себя как биосоциальное существо. Духовные интересы вторичны в том смысле, что в первую очередь следует удовлетворить материальные потребности, а не в том смысле, что без них можно обойтись. Человек становится настоящим человеком лишь тогда, когда удовлетворяет свои духовные потребности,потому что человек — единственное существо, имеющее внутренний мир, обогащение которого как раз связано с духовными интересами. Человек в подлинном смысле слова — это творец и потребитель как материальных, так и духовных потребностей. Но если удовлетворение материальных потребностей указывает на связь человека с животным миром, то удовлетворение духовных потребностей выделяет человека из всей природы, интерес связан не столько с отдельным индивидом, сколь-
1 Гольбах П. А. Избр. произв.: В 2 т. Т. I. M., 1963. С. 311.
Гегель. Философия истории. СПб., 1993. С. 73. 3 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 309.
ко с социальными группами, с кастами, с социальными классами, в целом с государством и т. д. Конечно, отдельные индивиды, особенно политики, тоже имеют свои интересы. Но они их реализуют через групповые, классовые, государственные и иные интересы. Отдельный индивид может и не осознавать свои интересы, свою принадлежность к той или иной социальной группе, к тому или иному социальному классу. Но, кроме классовых и групповых интересов, есть еще государственные или национальные интересы. Духовные и иные интересы многообразны. Их можно разделить на интересы к искусству, к политике, к философии, к религии, к науке и т. д. Я буду говорить только о политических интересах. Прежде всего следует подчеркнуть, что политики должны быть заинтересованы в сохранении материальных и духовных ценностей, которые были созданы людьми независимо от их социальной и классовой принадлежности. Они также должны быть заинтересованы в защите национального суверенитета государства, ибо потеря национальной независимости может обернуться катастрофой для всех классов и групп.
Каждый класс имеет свои интересы, реализация которых требует определенного теоретического обоснования. Этим занимаются политические партии и идеологи класса. Они разрабатывают классовую идеологию, политические программы, в которых излагаются цели и задачи партии, а также средства их достижения. Идеологи партии в научном или псевдонаучном плане доказывают, что их партия действительно выражает интересы всего общества. Иначе говоря, они представляют интересы своего класса как интересы всего государства и тем самым пытаются убедить всех граждан в том, что наиболее оптимальным вариантом развития и стабильности общества является реализация политических установок данного класса. В пропаганду этих установок включаются все средства массовой информации - мощнейший механизм обработки общественного мнения. Сама политическая программа выступает как главное средство распространения политических установок партии. Встает вопрос об истинности или ложности самой пропаганды. Трудно выделить критерий истинности пропаганды, но несомненно одно: наряду с истинными утверждениями в пропаганде все больше встречаются софистические лозунги, а то и просто обман, особенно это касается буржуазных партий, стоящих у власти и стремящихся к ее сохранению. Пропаганда — это игра, но игра серьезная и порой опасная, поскольку последствия ее могут оказаться трагическими для общества.
Происхождение государства
Основной вопрос политики — это завоевание и укрепление государственной власти. Поэтому в центре ее находится государство, исследованию которого, как уже было показано в первой части нашей работы, огромное внимание уделяли мыслители всех времен. В самом деле, государство управляет экономикой либо регулирует хозяйственную деятельность,
руководит общественными делами, выступает в роли регулятора классовых, национальных и иных конфликтов, возникающих в обществе.
Генезис государства, как уже отмечалось, философы интерпретировали по-разному. Хотелось бы в этой связи вкратце коснуться воззрений крупнейшего русского исследователя государства И. А. Ильина. «Государство, — пишет И. А. Ильин, — есть союз людей, организованный на началах права, объединенный господством над единой территорией и подчинением единой власти»1. Происхождение государства русский мыслитель связывает с необходимостью защиты собственности. «Государства, — утверждает он, — возникают и упрочиваются с переходом от охотничьего и пастушески-кочевого быта к земледельческому. Община, осевшая на месте со всем своим добром и стадами, связавшая свою участь с засеянным полем и ожидаемым урожаем, естественно, вынуждена отстаивать и защищать свои владения от пришлой орды завоевателей, подвергающей все опустошению. Опасность нашествий рано заставляет провести в жизнь разделение труда между земледельцем, ведущим свое хозяйство, и воином, который сам не обрабатывает землю, но обороняет хозяйство своей общины. Судья, законодатель и жрец получает новое звание — военачальника, и власть его получает новую опору в силе постоянного войска»2. Таким образом, И. А. Ильин причины возникновения государства видит в сохранении собственности, а также в установлении внутренней и внешней безопасности. А основами государства считает народ, территорию и власть.
Из всех учений о государстве, на мой взгляд, наиболее достоверной является марксистская концепция, потому что она исходит из самой исторической действительности. Она показывает, что развитие исторического процесса неизбежно и с необходимостью приводит к появлению антагонистических классов, один из которых эксплуатирует другой, и чтобы их борьба не уничтожила существующие порядки и общество в целом, возникает сила, которая призвана стабилизировать ситуацию. Обобщая идею генезиса государства, Ф. Энгельс пишет: «Итак, государство никоим образом не представляет собой силы, извне навязанной обществу. Государство не есть также «действительность нравственной идеи», «образ и действительность разума», как утверждает Гегель. Государство есть продукт общества на известной ступени развития, государство есть признание того, что это общество запуталось в неразрешимое противоречие с самим собой, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. А чтобы эти противоположности, классы с противоречивыми экономическими интересами, не пожрали друг друга и общество в бесплодной борьбе, для этого стала необходимой сила, стоящая, по-видимому, над обществом, сила, которая бы умеряла
1 Ильин И. А. Собр. соч. М., 1994. Т. IV. С. 111.
2 Там же. С. 130.
столкновения, держала его в границах «порядка». И эта сила, происшедшая из общества, но ставящая себя над ним, все более и более отчуждающая себя от него, есть государство»1. Ленин характеризовал государство как продукт непримиримости классовых противоречий.
Поскольку государство возникло вместе с антагонистическими классами, оно не может не иметь классового характера, и тот класс, который играет господствующую роль в обществе, использует государство в своих интересах. Так, французская буржуазная революция 1789—1794 гг. привела к власти буржуазию, которая сразу же приступила к ликвидации феодальных институтов и порядков. Она уничтожила сословность, привилегии, институт наследственного дворянства и т. д. Наиболее рельефно буржуазные ценности изложены в Конституции Французской Республики 5 фрюктидора 111г. (22 августа 1795 г.). В ней, в частности о правах, говорится: «Ст. 1. Правами человека в обществе являются свобода, равенство, безопасность, собственность. 2. Свобода состоит в возможности действовать не во вред правам другого. 3. Равенство состоит в том, что закон является равным для всех как в тех случаях, когда он охраняет, так и в тех случаях, когда он наказывает. Равенство не допускает никаких различий в зависимости от рождения, никакой наследственной власти. 4. Безопасность основывается на содействии всех в обеспечении прав каждого. 5. Собственность является правом пользоваться и распоряжаться своим достоянием, своими доходами, плодами своего труда и своего мастерства»2. Вместе с тем, нельзя сводить функции государства только к защите классовых интересов. Это его главная функция. Но у него есть и другие функции: защита национального суверенитета и национальных интересов, защита территориальной целостности, контроль над соблюдением законов всеми гражданами, ведение международных дел и т. д.