Социально – экономическая политика СССР в 1945-1953 г.г. Советский атомный проект и его реализация.

Переход экономики СССР на рельсы мирного развития осуществлялся в сложных условиях. Военные действия на территории страны нанесли огромный ущерб народному хозяйству: страна потеряла около 30 % национального богатства.

В конце мая 1945 г. Государственный Комитет обороны постановил перевести часть оборонных предприятий на выпуск товаров для населения. Несколько позднее был принят закон о демобилизации тринадцати возрастов личного состава армии. Эти постановления ознаменовали начавшийся переход Советского Союза к мирному строительству.

Предстояло выбрать путь экономического возрождения – отказаться от традиционной политики ускоренного развития тяжёлой промышленности или вернуться к модели 30-х гг. Первый путь отстаивали секретарь ЦК Жданов, председатель Госплана Вознесенский, председатель Совмина РСФСР Родионов. Сторонниками возврата к старой модели были Берия и Маленков, которых поддерживали руководители тяжелой промышленности. Растущая международная напряженность и интересы оборонной промышленности, плохой урожай и голод 1946 г., наконец, смерть Жданова (1948 г.) привели к победе сторонников принудительных мер.

Советская экономика была основана на 2-х формах собственности: государственной и колхозно-кооперативной. Частной собственности на средства производства не существовало. Руководство экономикой носило централизованный, плановый, тоталитарный характер.

В 1946 г. были проведены выборы в Верховный Совет 2-го созыва, который на своей сессии утвердил новый пятилетний план. 4-й пятилетний план был более реалистичен, чем первые три. Главный упор делался на восстановление промышленности, прежде всего тяжелой. В первые послевоенные годы были сняты некоторые ограничения военного времени: восстановлен 8-ми часовой рабочий день, ежегодные отпуска, отменены обязательные сверхурочные. Однако условия труда оставались тяжелыми, зарплата была низкой, имели место командные методы руководства. Достижения НТР внедрялись лишь в оборонной промышленности.

С целью обеспечения производства рабочей силой были приняты несколько указов об ответственности лиц, уклоняющихся от трудовой деятельности. «Указники» подлежали депортации, местом для их нового поселения и работы были выбраны Кемеровская и Омская области, Красноярский край.

В течение пятилетки несколько раз снижались цены на товары массового потребления. В целях преодоления финансовых трудностей была проведена денежная реформа. Но ни то, ни другое не привело к значительному росту покупательной способности населения. Ситуация усугублялась ежегодными государственными займами, проводившимися принудительно. Отсутствие очередей объяснялось, прежде всего, высокими, в сравнении с зарплатой, ценами и образом жизни, не стимулировавшим рост потребностей. Кроме того, снижение цен касалось только городского населения. Снабжение городов улучшалось за счет ухудшения жизни на селе. Увеличивались масштабы жилищного и культурно-бытового строительства. Однако темпы строительных работ отставали от масштабов роста городского населения. В начале 50-х гг. нехватка жилья превратилась в острую жилищную проблему.

Война тяжело отразилась на состоянии сельского хозяйства. Сократились посевные площади, ухудшилась обработка полей. Почти на треть уменьшилось количество трудоспособного населения. На протяжении нескольких лет на село почти не поставлялась новая техника. В 1946 г. засуха поразила Украину, Молдавию, юг России. Снова начался голод, который вызвал массовый отток сельского населения в города. А в это время зерно вывозилось в страны Восточной Европы.

Послабления крестьянству были свернуты, руководство требовало выполнения планов любой ценой, исходя не из возможностей колхозов, а из потребностей государства. Контроль над сельским хозяйством вновь усилился. Оплата труда на селе была в 4 раза ниже, чем в городе, пенсионное обеспечение отсутствовало, колхозное крестьянство было лишено паспортов и свободы передвижения. На его долю приходился тяжелый труд, связанный с низкой технической оснащенностью. Закупочные цены были низкими, трудодни фактически не оплачивались. Налоги на все, что мог содержать колхозник, делали невыгодным иметь скот, выращивать фруктовые деревья. Крестьяне принуждались все свое время отдавать общественному производству. Отсутствовали крупные капиталовложения в сельское хозяйство.

На рубеже 40-х - 50-х гг. было проведено укрупнение мелких колхозов. В течение нескольких лет их число уменьшилось с 255 до 94 тысяч. Новые коллективные хозяйства создавались в западных областях Белоруссии и Украины, в республиках Прибалтики, в Молдавии. Коллективизация проводилась насильственными методами, сопровождалась репрессиями и депортациями населения. Вся производственная деятельность колхозов и совхозов находилась под контролем партийных и государственных органов власти.

Однако меры по организационной перестройке колхозов не изменили тяжелого состояния в сельском хозяйстве. Заготовки зерна в 1950 г. составили 32,3 млн. тонн против 36,4 млн. в 1940 г. Итоги четвертой пятилетки были следующими - быстрый рост (1947-1948 гг.) сменился замедлением, длившимся до 1954 г. Все напоминало развитие 30-хх гг. - распыление средств, капиталовложений, дефицит и дезорганизация производства, расстройство финансов, рост незавершенного строительства, чистки в руководстве, активное использование труда заключенных, недовольство рабочего класса.

Но и сделано было очень много. Восстанавливались города и предприятия, снова развивалось и росло стахановское движение и социалистическое соревнование. В 1948 г. довоенный уровень был достигнут и превзойден. В области промышленности восстановлено и вновь построено 6,2 тыс. предприятий. Валовой объем промышленной продукции возрос на 73%. Численность рабочих и служащих увеличилась до 40,4 млн. человек. В области с\х довоенный уровень был достигнут не по всем показателям. Посевные площади составили 97 % довоенного уровня. Национальный доход вырос на 64 %. Восстановлено и вновь построено около 2 млн. кв. м жилья.

В 1952 г. была опубликована работа Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР». В ней глава государства пытался теоретически обосновать принципы проводимой в стране экономической политики. Речь шла о приоритетности развития тяжелой промышленности, о необходимости свертывания кооперативно-колхозной собственности путем ее превращения в государственную, о сокращении сферы товарного обращения. Соблюдение этих принципов, по мнению Сталина, должно было обеспечить высокие темпы роста народного хозяйства в СССР.

Атомный проект

Началом работ по делению ядра в СССР можно считать 1920-е годы. В ноябре 1921 года был основан Государственный физико-технический рентгенологический институт, который более трех десятилетий возглавлял академик Абрам Иоффе. С началом 1930-х годов ядерная физика становится одним из основных направлений отечественной физической науки.

Выделяются два главных этапа атомного проекта СССР: первый - подготовительный (сентябрь 1942 года - июль 1945 года), второй - решающий (август 1945 года - август 1949 года). Первый этап начинается с Распоряжения ГКО № 2352 от 28 сентября 1942 года «Об организации работ по урану». В нем предусматривалось возобновление прерванных войной работ по исследованию и использованию атомной энергии. 10 марта 1943 года Сталин подписал решение ГКО СССР о назначении Игоря Курчатова на вновь созданный пост научного руководителя работ по использованию атомной энергии в СССР. В 1943 году был создан научно исследовательский центр по урановой проблеме - Лаборатория № 2 АН СССР, ныне Российский Научный центр «Курчатовский институт».

На этом этапе решающую роль сыграли данные разведки. Итогом первого этапа было осознание важности и реальности создания атомной бомбы.

Начало второму этапу положили американские бомбардировки японских городов Хиросимы и Нагасаки 6 и 9 августа 1945 года. В СССР были приняты чрезвычайные меры для форсирования работ по атомному проекту. 20 августа 1945 года Сталин подписал Постановление ГКО № 9887 «О Специальном Комитете при ГКО». Председателем Комитета был назначен заместитель председателя Совета Народных Комиссаров, член ГКО Лаврентий Берия. На Комитет, помимо ключевой задачи организации разработки и производства атомных бомб, была возложена организация всей деятельности по использованию атомной энергии в СССР.

9 апреля 1946 года было принято закрытое постановление Совета Министров СССР о создании конструкторского бюро (КБ 11) при Лаборатории N 2 АН СССР для разработки конструкции атомной бомбы. Начальником КБ 11 был назначен Павел Зернов, главным конструктором - Юлий Харитон. Сверхсекретный объект был размещен в 80 км от Арзамаса на территории бывшего Саровского монастыря (ныне это Российский Федеральный ядерный центр ВНИИ Экспериментальной физики).

В 1946 году советский атомный проект перешел в промышленную стадию, в ходе которой, в основном на Урале, были созданы предприятия и комбинаты по производству ядерноделящегося материала.

К январю 1949 года был отработан весь комплекс конструкторских вопросов по РДС 1 (такое условное наименование получила первая атомная бомба). В прииртышской степи, в 170 км от города Семипалатинска был построен испытательный комплекс Учебный полигон № 2 Министерства обороны СССР. В мае 1949 года на полигон прибыл Курчатов; он руководил испытаниями. 21 августа 1949 года основной заряд прибыл на полигон. В 4 часа утра 29 августа атомная бомба была поднята на испытательную башню высотой 37,5 м. В 7 часов утра состоялось первое испытание советского атомного оружия. Оно было успешным.

Наши рекомендации