Византийское государство и феодализм
Только в X—XII вв. феодализм в Византии стал развиваться в ускоренном темпе. В эту эпоху складывалась крупная феодальная собственность. Но феодал византийский еще сильно отличался от феодала западноевропейского. Он не был полным хозяином в своем поместье. Государство контролировало количество :и-мли, которой владел феодал, и число зависимых крестьян, имело право конфисковать землю и регулировать размеры налогов. Кроме того, феодалы в Византии не могли осуществлять высший суд над своими крестьянами. Одним словом, государство держало владения феодала под своим надзором.
Само государство было собственником огромных земель, разбросанных по всей территории империи, на которых трудились «государственные» крестьяне-налогоплательщики. Поэтому крупная феодальная собственность распространялась в Византии гораздо медленнее, чем в Западной Европе, а феодалы были во многом зависимы от государственной власти.
Ситуация изменилась лишь в XIII—XV вв., т. е. в последний период жизни Византии. После 1204 г., когда Константинополь был захвачен крестоносцами, империя распалась на части, мощь государства была подорвана. Именно в то время феодалы стали освобождаться из-под его опеки. В Византии складывается феодальная вотчина, близкая западноевропейской. И хотя во второй половине XIII в. единство империи было восстановлено и Константинополь снова стал ее столицей, государственная власть уже была не в состоянии справиться с резко возросшей силой феодальной аристократии. В XIV—XV вв. Византия все больше дробилась на уделы, функции государственной власти на местах переходили к феодалам. В сущности, Византия вступила в эпоху феодальной раздробленности. Но даже в этот период центральная власть не потеряла полностью своих позиций. Крестьянство, не только государственное, но и зависимое от феодалов, продолжало платить налоги казне. Доходы государства хотя и уменьшились, но все-таки создавали для него экономическую базу. Постоянная, незатихающая военная опасность тоже помогала сохранению централизованной государственности.
Трудно сказать, как сложилась бы дальше судьба феодализма в Византин, если бы не гибель этой цивилизации. Но на протяжении нескольких веков развития в нем соединялись элементы восточного «государственного» феодализма и западноевропейского. С Востоком Византию сближала сильная централизованная власть, которая сдерживала рост частного крупного землевладения, ограничивала автономность феодальных поместий. И все-таки феодализм в Византии не был полностью «государственным». И это естественно: ведь империя ромеев унаследовала и сохранила римское право, которое узаконивало частную собственность на землю. Чем больше слабела централизованная власть, тем сильнее проявлялось сходство византийского феодализма с западноевропейским.
Вопросы и задания
1. Вспомните, что такое феодализм. Что нового он привнес в социально-экономические отношения?
2. Почему варварские племена ускоряли разложение рабовладельческих отношений? Сопоставьте роль варварских племен в Византии и Западной Европе в процессе становления феодализма. Что такое синтезное и бессинтезное развитие феодализма? Дайте определения. Был ли синтез в Византии столь же глубоким, как и на Западе? К чему это привело?
3. Объясните, как сильная централизованная государственная власть влияла на особенности развития феодализма в Византии. Что в X—XII вв. отличало византийского феодала от западноевропейского? В какую эпоху и почему феодальные отношения в Византии сближаются с западноевропейскими? Почему феодальная раздробленность имела в Византии более сглаженные формы по сравнению с Западной Европой?
Империя ромеев
Несмотря на огромные географические масштабы цивилизации, несмотря на пестроту и разнообразие составлявших ее регионов, в Византии управление осуществлялось из центра, т. е. из Константинополя. Там < издавались списки налогов, оттуда рассылались сборщики податей, суд в Константинополе принимал жа-побы на решения провинциальных судов. И высшим началом в этой системе контроля за жизнью страны «читался император с окружающими его сановниками. Император обладал почти неограниченной властью: он мог казнить подданных, в том числе и самых высокопоставленных, конфисковывать их имущество, смещать и назначать на должности. Император изда-иал законы, был высшим судьей, руководил армией и определял внешнюю политику. Кроме того, хотя он и не был собственником всех земель империи, но его нладения были поистине огромны, и это существенно отличало Византию от западноевропейских государств.
Имперская идея
Империя представлялась византийцам наиболее совершенным государственным устройством, олицетворением гармонии и порядка. Идея империи обосновывалась и возвышалась в политических теориях; культ императорской власти был одним из важнейших элементов государственной религии.
Все это, казалось бы, напоминает нам о Востоке. Но и какой степени Византия была близка к восточной деспотии? Идея имперской власти была унаследована от Рима, где государство считалось высшей и незыблемой ценностью, а император господином, неограниченным правителем, но не собственником государства, как на Востоке. Римский император был обязан подчиняться законам, и это правило было усвоено и в Ви-шнтии.
Большую роль в укреплении идеи империи сыгра-'ю христианство, которое придало ей священный характер. Еще в IV в. один из сподвижников императора Константина Евсевий разработал политическую теорию, которая давала религиозное обоснование византийской государственности. Она оставалась практически неизменной в течение многих веков и оказала большое влияние на политическое самосознание стран Восточной Европы, в том числе и России.
Евсевий считал, что не только человек, но и общество спасается благодаря вере. Поэтому Византия, оплот истинного христианства, находится под Божественным покровительством и должна вести к спасению другие народы. Таким образом, оказывалось, что основой византийской государственности является христианство. Из этого Евсевий сделал вывод о том, что духовная и светская власть должны быть слиты воедино, действуя во имя единой цели и в одном направлении, т. е. образовывать симфонию. Император в этом случае являлся не только мирским правителем, но и главой церкви. Поэтому он должен обладать талантами государственного деятеля и качествами совершенного христианина — благочестием, усердием в вере, милосердием.
Император не обожествлялся в полном смысле этого слова — это противоречило бы самим основам христианства. Он считался смертным человеком, которому следует осознавать свое ничтожество и ответственность. Однако по отношению к обществу он был подобием Отца Небесного, сближаясь в этом больше с восточным владыкой, чем с западноевропейским монархом. Подражание Богу объявлялось важнейшей обязанностью государя, и весь ритуал дворцовой жизни был подчинен этой цели. Император никогда не стоял на полу, а всегда на особом возвышении; его трон был двухместный: в праздничные и воскресные дни на нем оставляли место для Христа, которого символизировал положенный на сиденье крест.
I Симфония — в переводе с греческого «созвучие, гармоническое сочетание разных элементов».
Перед троном императора стояло бронзовое позолоченное дерево, на ветвях которого сидели птицы ралных пород, тоже из бронзы с позолотой, певшие... на разные голоса.
Трон императора был так искусно построен, что одно мгновение он казался низким, в следующее — повыше, а вслед за тем возвышенным. Этот трон как бы охраняли необыкновенной величины львы, не знаю, из бронзы или из дерева, но вызолоченные. Хвостами они били по полу, разевали пасть и, двигая языком, издавали рычание...
Лиутпранд Кремонский. посол германского императора, на приеме в константинопольском дворце, X в.
И все-таки при этом личность императора считалась священной постольку, поскольку он занимал самое высокое, самое почетное место в государстве.
Кроме больших прав у византийских императоров были и обязанности. И главной среди них считалась забота о подданных — залог прочности и гармонии государства. Поэтому византийские историки отваживались критиковать их (особенно когда они писали об императорах, уже сошедших с исторической сцены), оценивать их поступки с точки зрения законов Божеских и человеческих. Свою ответственность, по крайней мере в теории, осознавали и сами императоры. Так, Константин VII Багрянородный (X в.) в своих сочинениях утверждал, что император должен править «ради истины», «в согласии с законом и справедливостью», «как раб и слуга Божий». Если же он впадет в грехи, превратится в деспота, то станет ненавистен народу и может быть лишен своего поста.
Надо сказать, что судьба многих византийских мо-нархов действительно была трагичной, а срок царствования — коротким, иногда всего несколько лет. Половина из них насильственно лишились престола: одни были ослеплены, отравлены или утоплены, других заточали в монастырь. Непрочность положения императора усиливалась и тем, что в Византии долгое время царская власть не передавалась по наследству. Но, хо?
вилизации. Но на протяжении нескольких веков развития в нем соединялись элементы восточного «государственного» феодализма и западноевропейского. С Востоком Византию сближала сильная централизованная власть, которая сдерживала рост частного крупного землевладения, ограничивала автономность феодальных поместий. И все-таки феодализм в Византии не был полностью «государственным». И это естественно: ведь империя ромеев унаследовала и сохранила римское право, которое узаконивало частную собственность на землю. Чем больше слабела централизованная власть, тем сильнее проявлялось сходство византийского феодализма с западноевропейским.
Вопросы и задания
1. Вспомните, что такое феодализм. Что нового он привнес в социально-экономические отношения?
2. Почему варварские племена ускоряли разложение рабовладельческих отношений? Сопоставьте роль варварских племен в Византии и Западной Европе в процессе становления феодализма. Что такое синтезное и бессинтезное развитие феодализма? Дайте определения. Был ли синтез в Византии столь же глубоким, как и на Западе? К чему это привело?
3. Объясните, как сильная централизованная государственная власть влияла на особенности развития феодализма в Византии. Что в X—XII вв. отличало византийского феодала от западноевропейского? В какую эпоху и почему феодальные отношения в Византии сближаются с западноевропейскими? Почему феодальная раздробленность имела в Византии более сглаженные формы по сравнению с Западной Европой?
Несмотря на огромные географические масштабы цивилизации, несмотря на пестроту и разнообразие составлявших ее регионов, в Византии управление осуществлялось из центра, т. е. из Константинополя. Там создавались списки налогов, оттуда рассылались сборщики податей, суд в Константинополе принимал жалобы на решения провинциальных судов. И высшим началом в этой системе контроля за жизнью страны считался император с окружающими его сановниками. Император обладал почти неограниченной властью: он мог казнить подданных, в том числе и самых высокопоставленных, конфисковывать их имущество, смещать и назначать на должности. Император издавал законы, был высшим судьей, руководил армией и определял внешнюю политику. Кроме того, хотя он и не был собственником всех земель империи, но его владения были поистине огромны, и это существенно отличало Византию от западноевропейских государств.
Имперская идея
Империя представлялась византийцам наиболее совершенным государственным устройством, олицетворением гармонии и порядка. Идея империи обосновывалась и возвышалась в политических теориях; культ императорской власти был одним из важнейших элементов государственной религии.
Все это, казалось бы, напоминает нам о Востоке. Но в какой степени Византия была близка к восточной деспотии? Идея имперской власти была унаследована от Рима, где государство считалось высшей и незыблемой ценностью, а император господином, неограниченным правителем, но не собственником государства, как на Востоке. Римский император был обязан подчиняться законам, и это правило было усвоено и в Византии.
Большую роль в укреплении идеи империи сыграло христианство, которое придало ей священный характер. Еще в IV в. один из сподвижников императора Константина Евсевий разработал политическую теорию, которая давала религиозное обоснование византийской государственности. Она оставалась практически неизменной в течение многих веков и оказала большое влияние на политическое самосознание стран Восточной Европы, в том числе и России.
Евсевий считал, что не только человек, но и общество спасается благодаря вере. Поэтому Византия, оплот истинного христианства, находится под Божественным покровительством и должна вести к спасению другие народы. Таким образом, оказывалось, что основой византийской государственности является христианство. Из этого Евсевий сделал вывод о том, что духовная и светская власть должны быть слиты воедино, действуя во имя единой цели и в одном направлении, т. е. образовывать симфонию. Император в этом случае являлся не только мирским правителем, но и главой церкви. Поэтому он должен обладать талантами государственного деятеля и качествами совершенного христианина — благочестием, усердием в вере, милосердием.
Император не обожествлялся в полном смысле этого слова — это противоречило бы самим основам христианства. Он считался смертным человеком, которому следует осознавать свое ничтожество и ответственность. Однако по отношению к обществу он был подобием Отца Небесного, сближаясь в этом больше с восточным владыкой, чем с западноевропейским монархом. Подражание Богу объявлялось важнейшей обязанностью государя, и весь ритуал дворцовой жизни был подчинен этой цели. Император никогда не стоял на полу, а всегда на особом возвышении; его трон был двухместный: в праздничные и воскресные дни на нем оставляли место для Христа, которого символизировал положенный на сиденье крест.
Симфония — в переводе с греческого «созвучие, гармоническое сочетание разных элементов».
Перед троном императора стояло бронзовое позолоченное дерево, на ветвях которого сидели птицы, разных пород, тоже из бронзы, с позолотой, певшие... на разные голоса.
Трон императора был так искусно построен, что одно мгновение он казался низким, в следующее — повыше, а вслед за тем возвышенным. Этот трон как бы охраняли необыкновенной величины львы, не знаю, из бронзы или из дерева, но вызолоченные. Хвостами они били по полу, разевали пасть и, двигая языком, издавали рычание...
Лиутпранд Кремонский. посол германского императора, на приеме в константинопольском дворце, X в.
И все-таки при этом личность императора считалась священной постольку, поскольку он занимал самое высокое, самое почетное место в государстве.
Кроме больших прав у византийских императоров были и обязанности. И главной среди них считалась забота о подданных — залог прочности и гармонии государства. Поэтому византийские историки отваживались критиковать их (особенно когда они писали об императорах, уже сошедших с исторической сцены), оценивать их поступки с точки зрения законов Божеских и человеческих. Свою ответственность, по крайней мере в теории, осознавали и сами императоры. Так, Константин VII Багрянородный (X в.) в своих сочинениях утверждал, что император должен править «ради истины», «в согласии с законом и справедливостью», «как раб и слуга Божий». Если же он впадет в грехи, превратится в деспота, то станет ненавистен народу и может быть лишен своего поста.
Надо сказать, что судьба многих византийских монархов действительно была трагичной, а срок царствования — коротким, иногда всего несколько лет. Половина из них насильственно лишились престола: одни были ослеплены, отравлены или утоплены, других заточали в монастырь. Непрочность положения императора усиливалась и тем, что в Византии долгое время царская власть не передавалась по наследству. Но, хотя неугодных императоров смещали, сама имперская власть оставалась неприкосновенной.
С другой стороны, самый высокий пост в государстве мог занять и человек низкого происхождения. Например, один из наиболее знаменитых византийских правителей, Юстиниан I (VI в.), родился в семье крестьян, а его жена красавица Феодора была актрисой. Власть императора считалась божественной, и поэтому происхождение человека и его прежние занятия не имели никакого значения.
Имперская власть и общество
Каким же образом теории имперской власти воплощались в реальность? В какой степени Византия соответствовала идеалу истинно христианской гармоничной цивилизации?
От Римской империи Византия унаследовала остатки республиканского строя. Первоначально в Византии сохранялись сенат, государственный совет и организации свободных горожан — димы. Именно благодаря этим органам в эпоху поздней античности общество могло корректировать действия императорской власти и придавать им силу законности. В Византии в IV—V вв., как считают ученые, они даже пережили некоторый расцвет.
Сенат подготавливал проекты законов, обсуждал вопросы внешней и внутренней политики. В V—VI вв. довольно большие права получили димы: во время зрелищ в цирке, очень популярных в Константинополе, можно было предъявить требования императорам и высшим чиновникам, одобрить или покритиковать их действия. Димы участвовали в официальных церемониях, в провозглашении нового императора: формально он выбирался сенатом, армией и народом, хотя на деле императора выдвигали сенат и военная верхушка.
Однако такая ситуация продолжалась недолго. К VI—VII вв. постепенно снизилась роль сената. В конце VII в. стали утрачивать свои позиции димы.
Император Лев VI в X в. уничтожил остатки городского самоуправления. Своего рода символом отказа от прежних демократических обычаев было изменение обряда вступления на престол: раньше нового императора провозглашал народ на ипподроме — теперь его венчали на царство как Божьего избранника в храме святой Софии. В эту эпоху император нарекается васи-левсом, т. е. царем (возможно, под влиянием восточной традиции), а также автократором (самодержцем). Имперская власть отнимала у общества право голоса, право активного участия в политической деятельности.
Теперь император обо всем заботится и печется Сим и с Божьей помощью все дела направляются и решаются его попечением.
Из постановлений императора Льва VI Мудрого,
886—912 гг.
Что же принесла такая власть стране? Сильная централизация, единодержавие, конечно, помогали Византии сохранить свою целостность, а это придавало устойчивость цивилизационному процессу.
Однако у византийской авторитарности была и другая сторона: не только сила проявлялась в ней, но и слабость. Возможности императоров, обладавших, ка-валось бы, всей полнотой власти, на самом деле были далеко не безграничны. Император, полностью всесильный по отношению к отдельному человеку, был весьма скован в своей реформаторской деятельности. В политическом сознании византийцев он являлся прежде всего хранителем традиций и обычаев. Власть Ориентировалась на прошлое и, кроме того, была в большой степени изолирована от общества. В резуль-fBTe многие важные социально-экономические процессы шли вопреки косной государственной власти, выходя из-под ее контроля. С другой стороны, не успе-рая за развитием страны, власть часто использовала свою силу, чтобы сдерживать его, препятствовать появлению нового.
Общество свои особенности. Как вы помните, в Византии Феодалы, оказавшиеся в сильной зависимости o"f власти, так и не оформились в сословие.
Положение аристократии, приближенной к трону, несмотря на обшество внешний блеск, было весьма неустойчивым. Многое зависело от игры случая или милости императора- Долгое время, примерно до конца X в., правяхй элита была открытым слоем. Проникнуть в него можно было благодаря не столько происхождению, личным заслугам или расположению императора
Император VI писал, что «о благородстве людей нужно предкам, но по их собственным делам и услугам- Однако был возможен и противоположный путь — сверху вниз. Ссылка, конфискация имущества, тюрьма грозили вельможе так же, как и всякому другому-
При императорском дворе царили заговоры и интриги. Разобщенная, не имевшая сословных привилегий знать, часто жившая за счет подачек императора, не разработала у отличие от западной аристократии принципов чести и верности.
Если ты служиш Василевсу, всячески остерегайся клеветы проти* тебя, каждый день вызывай пред глаза свои У падения твоего, так как не знаешь, какие коз#и плетут за твоей спиной дурные люди.
Кекавмен, византийский писатель, XI в.
Сложными были отношения церкви и государства. Императоры, были заинтересованы в ее поддержке, так как Дерковь имела огромное нравственное воздействие на общество. Однако духовенство» по крайней мере до XII в., практически полностью было отстранено от участия в административной деятельности, так как * Византии было запрещено сочетать духовную и светую службу. Кроме того, длительное время экономическое положение церкви в большой степени зависело от пожалований императора и частных лиц.
Своих особых доходов у византийской церкви в отличие от западной не было. Только с X в. стали вводиться регулярные взносы в пользу церкви.
Конечно, у церкви скапливалось немало богатств, но даже в периоды процветания она была беднее католической и, главное, не столь независимой в экономическом отношении. Это сказывалось и на ее роли в политической жизни. Константинопольские патриархи претендовали время от времени на руководящую роль В государстве. Так, в середине XI в. патриарх Михаил Кируларий угрожал императору Исааку I, которого привел к трону: «Печка, я тебя создал, я тебя и разрушу». Но императоры обладали большой властью: могли смещать патриарха, как неугодного чиновника, выбирали его среди трех кандидатов, рекомендованных церковью. В византийской истории нередки были случаи, когда патриархов ссылали и даже казнили.
Византийская церковь не стала, подобно западной, мощной и вполне самостоятельной политической силой. С другой стороны, отношения государственной власти и церкви были далеки от идеала «симфонии».
Двойственным было положение купечества и ремесленников. В соответствии с римским правом в Византии сохранялись законы, которые содействовали товарному обращению, но купцы и ремесленники находились под сильным контролем государства. Это давало определенные преимущества: ремесленники, например, имели гарантированные заказы от армии, двора и вельмож, но они не были защищены от произвола властей. Государство облагало их высокими пошлинами; чиновники осуществляли мелочный надзор даже над самим процессом производства.
В городах, центрах ремесла и торговли, в условиях жесткой централизованной власти не возникали мощные коммунальные движения, которые в Западной Европе завершились оформлением городских хартий, юридически закрепивших их свободу. В результате в Византии торгово-ремесленное население городов так и не сформировалось в сословие, не добилось признания своих прав на общегосударственном уровне.
В XII в. ремесло и торговля пережили глубокий спад, который был вызван тем, что государство предоставило льготы итальянским купцам, составившим сильную конкуренцию византийским. Византийские ремесленники, издавна славившиеся высоким мастерством, но развращенные излишней опекой властей, не выдержали борьбы с энергичными купцами из Италии.
Итак, государственная власть в Византии подавляла активность самых различных социальных слоев и таким образом сдерживала многие важнейшие процессы в стране. Сила монархии оборачивалась слабостью, раздробленностью общества, в котором человек был мало связан со своей социальной группой. А это, в свою очередь, вызывало необходимость в усилении власти — как фактора, стабилизирующего цивилизацию.
Вопросы и задания
1. От какой цивилизации Византия унаследовала имперскую власть? Какое значение для укрепления имперской власти сыграло христианство? Расскажите о том, что представляла собой политическая теория Евсевия.
2. Какими правами обладали византийские императоры? В чем состояли их обязанности? Можно ли сказать, что личность императора обожествлялась? Объясните свой ответ. Почему социальное происхождение не имело большого значения и трон мог занять простолюдин? Расскажите о ритуалах византийскогодвора. Какую роль они играли?
3. Какие элементы республиканского строя существовали в ранней Византии? Когда демократические порядки стали исчезать? Как это сказалось на отношениях власти и общества? Почему в Византии эти отношения так отличались от западноевропейского «диалога»? Только ли с центральной властью это связано? Вспомните, в чем заключалась сила западноевропейской корпоративности.
4. Объясните, что такое сословие. Почему в Византии сословия не оформились полностью?
Духовная жизнь византии
Духовное наследие, оставленное Византией, до сих пор поражает своим разнообразием и богатством. В средние века Византия была «наставницей» славянского мира: южные и восточные славяне ей обязаны появлением письменности, у Византии перенимали они политические и богословские идеи, моральные нормы, у византийских мастеров учились строить храмы и писать иконы. Плодами византийской культуры пользовалась и Западная Европа.