Государственный контроль в сфере исполнительной власти

Контроль – система наблюдения и проверки функционирования объекта с целью устранения отклонений от заданных параметров.

Признаки контроля:

1) между контролирующим органом (должностным лицом) и подконтрольным объектом в большинстве случаев существуют отношения подчиненности или подведомственности;

2) объектом контроля является законность и целесообразность деятельности контролируемого (контролирующий вправе вмешиваться в текущую административно-хозяйственную деятельность контролируемого);

3) контролирующий часто наделяется правом отменять решения контролируемого);

4) в соответствующих случаях контролирующий вправе применять меры дисциплинарного воздействия к контролируемому за допущенные нарушения.

Виды государственного контроля:

1) президентский контроль;

2) контроль органов законодательной (представительной) власти;

3) контроль органов исполнительной власти;

4) судебный контроль.

1) Президентский контроль.

Контрольные полномочия Президента (определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, претворение в жизнь которой возлагается на органы исполнительной власти).

Президент осуществляет контрольные полномочия (при формировании Правительства и других федеральных органов исполнительной власти, при назначении должностных лиц; вправе председательствовать на заседаниях Правительства, руководить деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих делами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций).

Президент осуществляет постоянный контроль за законностью актов органов исполнительной власти (им могут быть отменены постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия КРФ, ФЗ и указам Президента; в определенных случаях он вправе приостановить действие актов высшего должностного лица субъекта РФ, органов исполнительной власти субъектов).

Контроль в сфере исполнительной власти Президент осуществляет лично и через соответствующие структурыПолномочные представители Президента в федеральных округах (вправе запрашивать и получать сведения, документы и материалы от федеральных и региональных органов власти, участвовать в работе органов исполнительной власти региона) (через них обеспечивается контроль в регионах за выполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента) (по результатам контроля они представляют Президенту аналитические и иные материалы об экономических, социальных и политических процессах в регионе и вносят свои предложения).

2) Контроль органов законодательной (представительной) власти.

СФ осуществляет контроль (при утверждении указов Президента о введении военного положения, чрезвычайного положения, за решением Президентом вопроса о возможности использования Вооруженных Сил за пределами РФ).

Контрольные полномочия ГД в сфере исполнительной власти (дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства; решение вопроса о доверии Правительству; выдвижение обвинения против Президента для отрешения его от должности).

Одна из наиболее важных форм контроля за исполнительной властью – рассмотрение и утверждение ФС представляемого Правительством РФ бюджета РФ.

Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета образуется Счетная палата,

Контроль органов исполнительной власти.

Правительство РФ (в пределах своей компетенции организует исполнение ФКЗ, ФЗ, нормативных указов Президента, международных договоров РФ, осуществляет систематический контроль за их исполнением органами исполнительной власти РФ и субъектов РФ, принимает меры по устранению нарушений действующего законодательства).

Правительство вправе (отменять или приостанавливать акты федеральных органов исполнительной власти; направлять в законодательные (представительные) органы и органы исполнительной власти субъектов РФ проекты своих решений по вопросам совместного ведения РФ и субъектов РФ).

Правительство (обеспечивает соблюдение федеральными органами исполнительной власти прав органов исполнительной власти субъектов РФ и способствует их взаимодействию; разрешает споры и устраняет разногласия между ними; вносит предложения Президенту о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия КРФ, ФКЗ, ФЗ, международным обязательствам РФ).

Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут осуществлять межотраслевой (надведомственный) и отраслевой (внутриведомственный) контроль (для некоторых органов контроль является основной деятельностью (Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по тарифам), большинство – осуществляют контроль по отраслям и сферам своей деятельности (контроль осуществляют федеральные службы)).

Для осуществления межотраслевых контрольных функций создаются также специализированные инспекции, специальные структурные подразделения внутри федеральных органов исполнительной власти (межотраслевой контроль осуществляется за определенными сферами деятельности не подчиненных органов и должностных лиц).

Отраслевой контроль проводится органами одной отрасли или сферы в отношении подчиненных им органов и должностных лиц по всем вопросам исполнительной и распорядительной деятельности.

В субъекта РФ контрольными полномочиями наделены администрации, соответствующие министерства, управления и другие органы исполнительной власти.

Методы контроля органов исполнительной власти (ревизии; проверки фактического состояния дел; заслушивание отчетов должностных лиц; проверка сообщений печати, жалоб, актов управлений).

2.Особые экономические зоны – это территории, которые государство наделяет особым юридическим статусом и экономическими льготами для привлечения российских и зарубежных инвесторов в приоритетные для России отрасли.

В России системное развитие особых экономических зон началось в 2005 году, с момента принятия Федерального Закона об ОЭЗ 22.07.2005


Цель создания особых экономических зон - развитие высокотехнологичных отраслей экономики, импортозамещающих производств, туризма и санаторно-курортной сферы, разработка и производство новых видов продукции, расширение транспортно-логистической системы.


На территории ОЭЗ действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности:

▪ Инвесторы получают созданную за счет средств государственного бюджета инфраструктуру для развития бизнеса, что позволяет снизить издержки на создание нового производства

▪ Благодаря режиму свободной таможенной зоны резиденты получают значительные таможенные льготы

▪ Предоставляется ряд налоговых преференций

▪ Система администрирования «одно окно» позволяет упросить взаимодействие с государственными регулирующими органами

Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами– федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере управления особыми экономическими зонами, а также по контролю за выполнением соглашений о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности (осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации).

Полномочия агентства:

1) осуществляет управление особыми экономическими зонами, проводит отбор заявок на их создание, организует ведение банка земельных участков, отведенных для их создания, и объектов недвижимости, находящихся на их территории;

2) управляет и распоряжается объектами недвижимости, находящимися на территории особых экономических зон, земельными участками в пределах территории особой экономической зоны;

3) осуществляет мониторинг реализации соглашений о создании особых экономических зон, регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве резидентов особой экономической зоны, контроль за исполнением ими соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности;

Наши рекомендации