Административный процесс: понятие и виды

Исполнительная власть реализуется в различных действиях (характеризуются как государственно-управленческая деятельность). Данная деятельность имеет процессуальную форму (процесс – совокупность последовательных действий, совершаемых для достижения определенного результата; порядок осуществления деятельности).

Назначение процесса – реализация норм материального права.

Административный процесс – деятельность по реализации материальных АдПН.

Его предназначение – обеспечение применения материальных АдПН в сфере государственного управления в целях достижения юридических результатов (последствий), предполагаемых диспозицией нормы.

Данная функция – прерогатива субъектов исполнительной деятельности, осуществляемая в процессуальной форме.

Процесс правоприменения включает правоприменение и правоохранение:

1) обеспечение соблюдения соответствующих правил поведения (диспозиции материальных АдПН);

2) реализацию санкций материальных АдПН.

Административно-процессуальная деятельность – основа формирования административного процесса (в правоприменительном и в правоохранительном смысле):

Результат акций, совершаемые исполнительными органами (должностными лицами), – издание ненормативных (индивидуальных) правовых актов (с их помощью АдПН применяются к конкретным обстоятельствам и лицам).

Указанным способом разрешаются индивидуальные дела в сфере государственного управления (от их характера зависит реализация диспозиции (процедуры) или санкции (юрисдикции) соответствующей материальной АдПН).

Основание административно-процессуальной деятельности – индивидуальные дела Индивидуальное административное дело – возникающий в сфере государственно-управленческой деятельности вопрос, связанный с применением АдПН и требующий в целях его разрешения распорядительных (оперативно-исполнительных) действий полномочных исполнительных органов (должностных лиц).

Административно-процессуальная деятельность регламентируется процессуальными АдПН и реализуется в административно-процессуальных отношениях.

Границы административно-процессуальной деятельности – в рамках административного процесса разрешаются только определенные (а не все) индивидуальные дела, на которые распространяется установленный АдПН процессуальный порядок.

Некоторые процессуальные действия могут осуществляться без издания индивидуальных актов (в порядке применения процессуальных мер, регламентированных правом) (некоторые меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях – административное доставление физического лица, применение принудительных мер в условиях чрезвычайно ситуации).

Виды административных производств (в соответствии с классификацией административно-процессуальной деятельности):

1) процедурное производство;

2) юрисдикционное производство.

Общие черты видов административных производств:

1) преимущественно внесудебный порядок разрешения индивидуальных дел;

2) юридически властное начало;

3) урегулированность (в разной степени) АдПН;

4) административно-процессуальные отношения и принципы

2. Естественные монополии,

Антимонопольная политика направлена против абсолютного преобладания на рынке единоличного поставщика или продавца, против концентрации производства и сбыта в руках хозяйствующего субъекта при его исключительных правах осуществлять экономическую деятельность в определенной сфере.

Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (прямая защита конкурентной среды и хозяйствующих субъектов от монополизма).

ФЗ «О естественных монополиях» (естественная монополия характеризуется как состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее в отсутствие конкуренции и в большей мере обеспечиваются государственные интересы, включая национальную безопасность, и потребности всего населения страны; государственному регулированию подлежит деятельность организация, являющихся естественными монополиями).

Закон определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в РФ и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителя и эффективное функционирование субъектов естественных монополий (методы – ценовое регулирование посредством установления цен (тарифов) или их предельного уровня; определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию и установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом субъектом естественной монополии).

ФЗ «О рекламе» (защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей в заблуждение или нанести вред здоровью граждан, имуществу граждан или юридических лиц, окружающей среде либо вред чести, достоинству или деловой репутации указанных лиц, а также посягающей на общественные интересы, принципы гуманности и морали).

ФЗ «О коммерческой тайне» (регулирует отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации, охраной ее конфиденциальности в целях обеспечения интересов обладателей информации, составляющей коммерческую тайну, и других участников регулируемых отношений, в том числе государства, на рынке товаров, работ, услуг и предупреждения недобросовестной конкуренции, определяет сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну).

ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ», «Об электроэнергетике», Основы ценообразования и Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и осуществление контроля за их применением.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию НПА, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа) (руководство деятельностью ФАС осуществляет непосредственно Правительство).

ФАС осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

ФАС самостоятельно принимает НПА, касающиеся:

1) порядка определения доминирующего положения финансовых организаций на рынке банковских услуг по управлению ценными бумагами;

2) определения доминирующего положения лизинговых организаций на рынке лизинговых услуг;

3) определения доминирующего положения участников рынка страховых услуг;

4) определения доминирующего положения негосударственных пенсионных фондов;

5) принятия антимонопольным органом решений о проведении дополнительной проверки уведомлений о соглашениях или согласованных действиях финансовых организаций, ограничивающих конкуренцию на рынке финансовых услуг;

6) выдачи согласия на совершение сделок, связанных с приобретением активов или акций (долей в уставном капитале) финансовых организаций, а также прав, позволяющих определить условия предпринимательской деятельности либо осуществлять функции исполнительного органа финансовой организации, а также правила рассмотрения антимонопольным органом дел о нарушениях антимонопольного законодательства и иных НПА о защите конкуренции и порядка разрешения им таких дел;

7) формы уведомления о соглашениях или согласованных действиях финансовых организаций и реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%.

ФАС осуществляет контроль и надзор за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, органами исполнительной власти РФ и субъектов РФ, органами местного самоуправления антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе.

ФАС в зависимости от результатов контроля и проверки вправе выдавать:

1) заключения о последствиях влияния на конкуренцию на внутреннем рынке страны специальных защитных мер, антидемпинговых мер или компенсационных мер в случаях, предусмотренных законодательством;

2) заключения о наличии или отсутствии ограничения конкуренции на товарном рынке при введении, изменении или прекращении действия таможенных тарифов, а также при введении нетарифных мер;

3) предписания, обязательные для исполнения юридическими, физическими лицами или органами власти, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством и законодательством о рекламе.

ФАС обладает юрисдикционными полномочиями (рассматривает и принимает решения об ответственности юридических и физических лиц, предусмотренной КоАП за административные правонарушения в данной сфере).

Федеральная служба по тарифам (ФСТ России) – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары и услуги в соответствии с законодательством РФ и контроль за их применением, а также федеральный орган исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющий функции по определению (установлению) тарифов и осуществлению контроля по вопросам, связанным с установлением и применением тарифов в сферах деятельности субъектов естественных монополий (руководство деятельностью ФАС осуществляет непосредственно Правительство).

ФСТ самостоятельно принимает методические указания (по расчету тарифов на услуги по организации функционирования торговой системы оптового рынка электрической энергии (мощности)..

ФСТ самостоятельно принимает НПА (по расчету регулируемых цен ан газ, тарифов на транспортировку газа, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, размера специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа; по вопросам государственного регулирования тарифов на грузовые ж/д перевозки).

ФСТ устанавливает тарифы (на транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; тарифы (цены) на услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; тарифы на предоставление доступа к телефонной сети; цены на продукцию ядерно-топливного цикла; цены на продукцию оборонного назначения; минимальные цены на водку, ликеро-водочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 25%).

ФСТ рассматривает разногласия, возникающие между органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, организациями, осуществляющими регулярные виды деятельности, и потребителями и принимает решения, обязательные для исполнения; применяет меры ответственности за нарушения законодательства РФ о естественных монополиях и об электроэнергетике.

Орган исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов осуществляет свою деятельность в соответствии с Типовым положением о нем (основные задачи органа – государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию; достижение баланса экономических интересов производителей и потребителей энергетических ресурсов; недопущение установления для отдельных категорий потребителей льготных тарифов на электрическую и тепловую энергию за счет повышения тарифов на нее для других потребителей; создание экономических стимулов, обеспечивающих использование энергосберегающих технологий).

Орган вправе передавать органу местного самоуправления по соглашению с ним полномочия по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию (за исключением тепловой энергии, производимой электростанциями), отпускаемую непосредственно ее производителями, обеспечивающими снабжение потребителей, расположенных на территории одного муниципального

Билет 35

Наши рекомендации