Российские общественно-политические движения XIX века.
2 периода!
1. Первая половина XIX века
В начале 19 века в русской истории возникает новое явление- революционное движение. Главное их содержание - стремление к коренному переустройству социальных и политических институтов. Это произошло в основном в результате либерального режима, установившегося в годы правления Александра 1. В 17-18 веках революции произошли в Англии, Франции, некоторых других европейских странах. Это ускорило развитие этих стран. Поэтому, несмотря на то, что революции сопровождались насилием, они в целом имели прогрессивное значение для европейских стран.
Тайные общества стали создаваться после Отечественной войны. Революционная мысль и революционное движение в России зародилось в первой четверти 19 века. Это было связано с рядом фактов как ее внутреннего развития, так и с общеевропейскими процессами того времени.
Александр 1, отбросив либеральные устремления первых лет царствования, после войны 12 года стремился к консервации старых социальных и политических гос-ных институтов(укрепления самодержавия и крепостного права). Он убедился, что общество еще не готово к таким переворотам и нет решительных людей.
Зарождение движения декабристов связано с внутренними процессами в самой России. старый, самодержавно-крепостнический строй был явным тормозом для развития производственных сил, для исторического прогресса и общей модернизации страны.
Влияние отечественной войны 1812 года, заграничные походы 1813-15 гг. побывав в германии, Франции, будущие декабристы убедились, что отсутствие крепостного права обеспечивает их прогрессию. Мировоззрение декабристов формировалось на основе передовых идей французского просветительства. Идеи европейских революционеров и декабристов во многом совпадали. Круг революционеров очень ограничен- в основном из представителей высшего дворянства и офицерского корпуса.
После заграничного похода в 1816 году - первое тайное общество "Союз спасения", а с февраля 1817 года - "Общество истинных и верных сынов отечества". Пестель, муравьев, Трубецкой, после - Рылеев, Якушкин, Лунин, Муравьев-апостол. Союз спасения считается первой политической организацией в России. После двух лет существования окрепла и накопила опыт. План- принудить нового царя при смене императоров дать России конституцию.
"союз благоденствия"-200 челов. Дворяне. Муравьевы, Муравьевы-апостолы, Пестель, Якушкин, Лунин+ новые программы и устав- "Зеленая книга". Свержение самодержавия, ликвидация крепостничества, введение конституции, а главное - революция, те насилие. - это нелегал, а легал - попытки формирования в России прогрессивного общественного мнения. Самораспад союза в начале 1821 из-за идейных и тактических разногласий.
Активная подготовка к революции- Северное и Южное общество.
Южное- в марте 1821на Украине. Пестель- пламенный республиканец.
Северное - в 1822 в Петербурге. Муравьев, Рылеев, Трубецкой, Лунин.
Оба общества мыслили действовать вместе. Основной обсуждавшийся документ- конституция Муравьева и русская правда Рылеева. Муравьев за конституционную монархию, исполнительная власть- императору, а законодательная - парламенту. Пестель- законодательная власть- однопалатному парламенту, а исполнительная- "Державная дума". Но единодушно за отмену крепостного права, личного освобождения крестьян. Муравьев предлагал передать во владение крестьянам приусадебный участок и по две десятины пахотной земли на двор, чего было мало. По Пестелю часть помещичьей земли конфисковывалась и передавалась в общественной фонд для наделения тружеников.
В программный документах декабристов отразились наиболее передовые демократические идеи того времени. Как и ранее, они надеялись на армию.
В ноябре 1825 года скончался Александр 1. новым царем стал Николай 1. 14 декабря сенат присягал, а декабристы северного общества хотели прочитать Николаю тогда от имени сената "манифест к русскому народу". Там- уничтожения самодержавия, отмена крепостного права и введение демократических свобод. Но с войском Санкт-Петербурга они опоздали на сенатскую площадь, сенат присягнул. Они бессмысленно столпились и всех арестовали. Первое революционное движение потерпело поражение. Пестель, Рылеев, Муравьев-апостол, каховский были повешены. Каторги, ссылки.
Несмотря на поражение, движение декабристов было значительным явлением в русской истории. Впервые попытка изменить социальную и политическую систему России, программа револ преобразования и планы будущего устройства страны.
Неудача преобразований Александра 1 и угроза революций после декабристов вызвали нарастание консервативных настроений в русском обществе. Правительство осознавало, что им надо противостоять. Это попытался решить крупный государственный деятель Уваров. На это реакция Чаадаева- его выступление, что Росси нечем гордиться перед западом, напротив, не внесла никакого вклада в мировую культуру. Русское общество обращается к работам немецких философов, которые стремились вскрыть глубинные закономерности исторического процесса, рассматривали общество как организм, развивающийся под воздействием внутренне присущих ему факторов.
К концу 30-х годов сложились течения западников и славянофилов.
Западничество- Грановский, Кудрявцев, соловьев. Уверены, что в России утвердятся европейские порядки. Чаадаев считал, что взять у Европы весь опыт и мы сможем спасти саму Европу от морального хаоса и социалистического материализма. Прошлое России - темное. Православие- не лучший выбор- Россия в изоляции от Европы и приняла от Византии дух восточного деспотизма. Этот дух гасит общественную инициативу, усиливает долготерпимость. Их надежда на интеллигенцию и буржуазию- смогут провести необходимые реформы.
Конкретные планы западников- отмена крепостного права, сокращение армии и администрации, свобода слова, совести, развитие предпринимательства.
Славянофилы. Кошелев, братья Аксаковы, братья Киреевские, Самарин. Богатые помещики, представители старых дворянских родов. Внимание древним историческим корням России. Утверждали, что европейские демократические образцы неприемлемы к России. Особый путь развития. Самодержавие- основывается на единстве веры и авторитета, те рели и власти. Славянский союз- южная и восточная Европа и Россия. Самобытность России они усматривали в длительном сохранении общинного уклада в крестьянской жизни. Община предупредит наступление капитализма, спасет Россию от пролетариата, устранит возможность революции.
И западн и славян были сторонниками просвещения народа, уничтожения крепостного права и всемерного облегчения участи крестьянства
2. Вторая половина XIX века
Консерваторы. Социальную основу этого направления составляло реакционное дворянство, духовенство, мещанство, купечество и значительная часть крестьянства. Консерватизм второй половины XIX в. остался в идеологических рамках теории «официальной народности». Самодержавие по-прежнему объявлялось важнейшим устоем государства, обеспечивающим ве-
личие и славу России. Православие провозглашалось основой духовной жизни народа и активно насаждалось. Народность означала еди-
нение царя с народом, что подразумевало отсутствие почвы для
социальных конфликтов. В этом консерваторы видели своеобразие
исторического пути России.
Во внутриполитической области консерваторы боролись за незыб-
лемость самодержавия, против проведения либеральных реформ
60—70-х годов, а в последующие десятилетия добивались ограниче-
ния их результатов. В экономической сфере они ратовали за непри-
косновенность частной собственности, сохранение помещичьего земле-
владения и общины. В социальной области они настаивали на укреп-
лении позиций дворянства — основы государства и сохранении
сословного деления общества. Во внешней политике ими развивались
идеи панславизма — единение славянских народов вокруг России.
В духовной сфере представители консервативной интеллигенции от-
стаивали принципы патриархального образа жизни, религиозности,
безусловного подчинения власти. Основной мишенью для их критики
стала теория и практика нигилистов, отрицавших традиционные мо-
ральные принципы. (Ф. М. Достоевский в романе «Бесы» обнажил
безнравственность их деятельности.)
Идеологами консерваторов были К. П. Победоносцев, Д. А. Тол-
стой, М. Н. Катков. Распространению их идей способствовали чинов-
ничье-бюрократический аппарат, церковь и реакционная печать.
М. Н. Катков в газете «Московские ведомости» подталкивал деятель-
ность правительства в реакционном направлении, формулировал ос-
новные идеи консерватизма и формировал в этом духе общественное
мнение.
Консерваторы были охранителями-государственниками. Они отри-
цательно относились к любым массовым социальным действиям, ра-
туя за порядок, спокойствие и традиционность.
Либералы. Социальную основу либерального направления со-
ставляли обуржуазившиеся помещики, часть буржуазии и интелли-
генции (ученые, писатели, журналисты, врачи и др.).
Они отстаивали идею об общем с Западной Европой пути исто-
рического развития России.
Во внутриполитической области либералы настаивали на введе-
нии конституционных начал, демократических свобод и продолже-
нии реформ. Они выступали за создание общероссийского выборного
органа (Земского собора), расширение прав и функций местных ор-
ганов самоуправления (земств). Политическим идеалом для них была
конституционная монархия. Либералы ратовали за сохранение силь-
ной исполнительной власти, полагая ее необходимым фактором ста-
бильности, призывали провести мероприятия, способствующие ста-
новлению в России правового государства и гражданского общества.
В социально-экономической сфере они приветствовали развитие
капитализма и свободы предпринимательства, выступали за сохране-
ние частной собственности, понижение выкупных платежей. Требо-
вание ликвидировать сословные привилегии, признание неприкосно-
венности личности, ее права на свободное духовное развитие были
основой их морально-этических взглядов.
Либералы стояли за эволюционный путь развития, считая рефор-
мы главным методом социально-политической модернизации России.
Они были готовы к сотрудничеству с самодержавием. Поэтому их
деятельность в основном состояла в подаче на имя царя «адре-
сов» — ходатайств с предложением программы преобразований. Наи-
более «левые» либералы иногда использовали конспиративные сове-
щания своих сторонников.
Идеологами либералов являлись ученые, публицисты, земские
деятели (К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин, В. А. Гольцев, Д. И. Шахов-
ской, Ф. И. Родичев, П. А. Долгоруков). Их организационной опорой
были земства, журналы («Русская мысль», «Вестник Европы») и на-
учные общества. Либералы не создали устойчивой и организационно •
оформленной оппозиции правительству.
Особенности российского либерализма: его дворянский характер
из-за политической слабости буржуазии и готовность к сближению
с консерваторами. Их объединяла боязнь народного «бунта» и дейст-
вий радикалов.
Радикалы. Представители этого направления развернули актив-
ную антиправительственную деятельность. В отличие от консервато-
ров и либералов они стремились к. насильственным методам преоб-
разования России и коренному переустройству общества (революци-
онный путь).
Во второй половине XIX в. радикалы не имели широкой социаль-
ной основы, хотя объективно они выражали интересы трудящихся
(крестьян и рабочих). В их движении участвовали выходцы из разных
слоев общества (разночинцы), посвятившие себя служению народу.
Радикализм во многом провоцировался реакционной политикой
правительства и условиями российской действительности: полицей-
ский произвол, отсутствие свободы слова, собраний и организаций.
Поэтому в самой России могли существовать только тайные органи-
зации. Теоретики радикалов, как правило, были вынуждены эмигри-
ровать и действовать за границей. Это способствовало укреплению
связей русского и западно-европейского революционных движений.
В радикальном направлении второй половины XIX в. господ-
ствующее положение занимало течение, идейным основанием кото-
рого была теория особого, некапиталистического развития России
и «общинного социализма».
В истории движения радикалов второй половины XIX в. выде-
ляются три этапа: 60-е годы — складывание революционно-демо-
кратической идеологии и создание тайных разночинских кружков;__
70-е годы — оформление народнической доктрины, особый размах
агитационной и террористической деятельности организаций рево-
люционных народников; 80—90-е годы — активизация либераль-
ных народников и начало распространения марксизма, на основе
которого были созданы первые социал-демократические группы;
в середине 90-х годов — ослабление популярности народничества
и непродолжительный период широкого увлечения марксистскими
идеями демократически настроенной интеллигенцией.
«Шестидесятники». Подъем крестьянского движения в 1861—
1862 гг. был ответом народа на несправедливость реформы 19 фев-
раля. Это активизировало радикалов, которые надеялись на крестьян-
ское восстание.
В 60-е годы сложилось два центра радикального направления.
Один — вокруг редакции «Колокола», издаваемого А. И. Герценом
в Лондоне. Он пропагандировал свою теорию «общинного социализ-
ма» и резко критиковал грабительские условия освобождения кресть-
ян. Второй центр возник в России вокруг редакции журнала «Совре-
менник». Его идеологом стал Н. Г. Чернышевский, кумир разночин-
ной молодежи того времени. Он также критиковал правительство за
сущность реформы, мечтал о социализме, но в отличие от А. И. Гер-
цена видел необходимость использования Россией опыта европейской
модели развития. В 1862 г. Н. Г. Чернышевский был арестован, при-
говорен к каторге и ссылке в Сибирь.
Поэтому сам он не мог принимать активного участия в обществен-
ной борьбе, но на основе его идей в начале 60-х годов образовалось
несколько тайных организаций. В них входили Н. А. и А. А. Серно-
Соловьевичи, Г. Е. Благосветлов, Н. И. Утин и др. «Левые» радикалы
поставили задачу подготовки народной революции и для этого развер-
нули активную издательскую деятельность. В прокламациях «Барским
крестьянам от их доброжелателей поклон», «К молодому поколению»,
«Молодая Россия», «Что нужно делать войску?» и др. они разъясняли
народу задачи предстоящей революции, обосновывали необходимость
ликвидации самодержавия, демократического преобразования России,
справедливого решения афарного вопроса.
«Земля и воля» (1861—1864).
«Земля и воля» была первой крупной революционно-демократи-
ческой организацией. В нее входило несколько сотен членов из раз-
ных социальных слоев: чиновники, офицеры, литераторы, студенты.__
Организацию возглавлял Русский центральный народный комитет.
Революционные народники. Основные идеи революционных на-
родников: капитализм в России насаждается «сверху» и на русской
почве не имеет социальных корней; будущее страны — в общинном социализме, так как крестьяне могут воспринять социалистические идеи;__
преобразования должны осуществляться революционным методом, силами крестьянства, руководимого организацией революционеров. Их
идеологами — М. А. Бакуниным, П. Л. Лавровым и П. Н. Ткачевым —
были разработаны теоретические основы трех течений революционного
народничества — бунтарского (анархического), пропагандистского и заговорщического арестованы.
«Земля и воля» (1876—1879)
Ее программа предусматривала осуществление социалистической революции путем свер-
жения самодержавия, передачу всей земли крестьянам и введение
«мирского самоуправления» в деревне и городах. Во главе организа-
ции стояли Г. В. Плеханов, А. Д. Михайлов, С. М. Кравчинский,
Н. А. Морозов, В. Н. Фигнер и др.
«Народная воля».(1879—1881). Ее возглавили
А. И. Желябов, А. Д. Михайлов, С. Л. Перовская, Н. .А. Морозов,
В. Н. Фигнер и др. Они входили в Исполнительный коми-
тет — центр и главный штаб организации.
Программа народовольцев отражала их разочарование в револю-
ционном потенциале крестьянских масс. Они считали, что народ за-
давлен и доведен до рабского состояния царским правительством.
Поэтому своей главной задачей они полагали борьбу с государством.
Народовольцы провели ряд террористических акций против пред-
ставителей царской администрации, но главной своей целью считали
убийство царя. Они предполагали, что это вызовет политический
кризис в стране и всенародное восстание. Однако в ответ на террор
правительство усилило репрессии. Большинство народовольцев было
арестовано. Оставшаяся на свободе С. Л. Перовская организовала
покушение на царя. 1 марта 1881 г. Александр II был смертельно
ранен и через несколько часов скончался.
Этот акт не оправдал ожиданий народников.В целом
деятельность народовольцев в значительной степени затормозила
возможность эволюционного преобразования России.
«Союз борьбы за освобождение рабочего класса». В 90-е годы
XIX в. в России наметился промышленный подъем. Это способство-
вало увеличению численности рабочего класса и созданию более
благоприятных условий для его борьбы. Начались забастовки рабо-
чих, занятых в разных отраслях: текстильщиков, горняков, литейщи-
ков, железнодорожников. Стачки в Петербурге, Москве, на Урале,
в других районах страны сохраняли экономический и стихийный ха-
рактер, но становились более массовыми по количеству участников.
В 1895 г. в Петербурге разрозненные марксистские кружки объе-
динились в новую организацию — «Союз борьбы за освобождение
рабочего класса». Его создателями были В. И. Ульянов (Ленин),
Ю. О. Цедербаум (Л. Мартов)
Общественное движение во второй половине XIX в. в отличие от
предшествующего времени стало важным фактором политической
жизни страны. Многообразие направлений и течений, взглядов по
идейно-теоретическим и тактическим вопросам отразило сложность
общественной структуры и остроту социальных противоречий, харак-
терных для переходного времени пореформенной России. В общест-
венном движении второй половины XIX в. не сложилось направление,
способное осуществить эволюционную модернизацию страны. Однако
обозначились социально-политические силы, которые сыграли главную
роль в революционных событиях начала XX в., и были заложены ос-
новы для формирования в будущем политических партий.