Боришполец Ксения Петровна 1 страница
Б 82Методы политических исследований: Учеб. пособие для сту-
дентов вузов/К. П. Боришполец. — М: Аспект Пресс, 2005. — 221 с.
І5ВК 5-7567-0370-5
Учебное пособие подготовлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. В нем рассматриваются разнообразные вопросы прикладного изучения внутренней политики и международных отношений, практического применения междисциплинарного обеспечения аналитических проектов, использования результатов научных исследований в принятии решений.
Для студентов гуманитарных вузов, изучающих политологию, международные отношения и регионоведение.
УДК 32.02(075.8) ББК 66.01я73
18В^ 5-7567-0370-5© ЗАО Издательство «Аспект Пресс», 2005
Все учебники издательства «Аспект Пресс» на сайте \т№.а5ресірге$$.пі
Введение
Когда человек открывает книгу, он всегда ждет встречи с чем-то новым и еще неизвестным. Книга, которая лежит сейчас перед вами, во многом оправдает подобные ожидания. И в России, и за рубежом пока еще мало публикаций, последовательно освещающих прикладные аспекты изучения политики, в том числе в ее международном измерении. Вместе с тем искушенный читатель обнаружит, что вопросы, которые здесь рассматриваются, уже давно, хотя и с переменным успехом, обсуждаются представителями самых разных дисциплин. К сожалению, материалы этих дискуссий столь многоплановы, что, не обладая специальной подготовкой, с их помощью трудно осуществить реальный анализ конкретных ситуаций. Потому главной задачей данного учебного пособия является формирование у студентов и аспирантов гуманитарных вузов базовых навыков прикладной политической аналитики с применением методов междисциплинарного подхода и современных информационных технологий. Учитывая многолетний опыт работы автора в МГИМО(У), основной дидактический акцент сделан на внешнеполитическую проблематику, тем более что сегодня грань между внутренней и мировой политикой сегодня становится все более проницаемой.
Политическая сфера жизни общества в ее страновом и международном измерении начала третьего тысячелетия находится в переходном состоянии. На формирование политических ситуаций различного уровня влияют как традиционные, так и нетрадиционные моменты. В мировой политике утвердились новые акторы и развиваются новые процессы глобального масштаба: транснациональные корпорации (ТНК) и международные организации, система глобальной коммуникации, мировая экономическая взаимозависимость, трансформация роли военного фактора и понимания государственного суверенитета, распространение массовой культуры, рождение крупных интеграционных объединений существенно изменили реальное состояние и оценки перспектив развития человечества. Характерно, что процессы экономической модернизации и демократизации, развернувшиеся в конце XX в. в
различных регионах мира, не только демонстрировали впечатляющие успехи многих стран, но и укрепляли позитивные тенденции глобального партнерства. Вместе с тем все более динамичное формирование элементов единого мирового сообщества сопровождается проявлениями серьезной нестабильности. Создавая благоприятные условия для сотрудничества, «глобализирующийся» мир одновременно остается очень уязвимым для конфликтов и насилия. Новые вызовы фактически ставят на повестку дня необходимость разработки кодекса поведения акторов мировой системы в отношении не только кризисного и посткризисного урегулирования, но и на этапе превентивных действий в очень широком спектре международных ситуаций.
Однако проблема новых вызовов вряд ли может быть сведена лишь к реагированию на непосредственные угрозы безопасности и стабильности. Современное мировое развитие отличает не только комплексность, но и многомерность. Политическое, экономическое, военно-стратегическое, дипломатическое, культурное, коммуникационное, гуманитарное измерения характеризуются возрастающим влиянием человеческого компонента на уровне транснациональных и внутригосударственных политических процессов. В этой связи обоснованный анализ изменений, происходящих в сфере международных отношений и мировой политики, с полным основанием может быть отнесен к категории важнейших проблем, стоящих перед учеными и практиками.
Не вдаваясь в актуальные и объединившие усилия многих исследователей дискуссии о глобализации, полярности, демократизации, глобальном управлении, угрозах человеческому развитию и некоторых других, необходимо отметить, что наличие разнообразных подходов к концептуальному осмыслению политических процессов различного уровня существенно повышает необходимость их прикладного анализа. Несмотря на плодотворное развитие страновых и международных исследований после окончания
«холодной войны», разрыв между концепциями и доказательствами, на которых строится современное научное знание о политике, остается достаточно ощутимым. Это обстоятельство, а не только ведомственный консерватизм, повсеместно тормозит оптимизацию процесса принятия политических решений путем органичного включения в него результатов научных исследований.
Вероятно, рационализация и совершенствование деятельности на этом направлении во многом определяется задачей подготовки профессиональных кадров, способных, с одной стороны,
непосредственно применять достижения политической аналитики, а с другой — выполнять традиционные бюрократические функции. Иными словами, для того чтобы эффективно исследовать политику на всех уровнях и во всех ее проявлениях, требуется подготовить новое поколение специалистов, способных не только фиксировать или оценивать, но и прогнозировать развитие ситуации в пределах краткосрочной и среднесрочной перспективы. С учетом универсальных тенденций мирового развития представляется, что все политологи, независимо от их специализации, должны обладать самой основательной подготовкой в области международной политики.
Содержание учебного пособия ориентировано на решение следующих задач:
1. Обеспечить читателей информацией об основных подходах к прикладному изучению внутренней политики и международных отношений.
2. Познакомить с интересными примерами прикладного методического обеспечения аналитических проектов.
3. Представить возможности применения междисциплинарных, в том числе количественных методов в сфере прикладного изучения политики.
4. Развить навыки самостоятельной исследовательской работы с политической информацией и подготовки прогнозно-аналитических заключений.
5. Познакомить с основными правилами написания итоговых документов прикладных политических проектов.
Вместе с тем учебное пособие не рассчитано на то, чтобы:
1. Восполнить слабую общегуманитарную подготовку, отсутствие элементарных знаний из области политики, точных наук, информатики.
2. Обучить первичным навыкам аналитической работы и написания текстовых материалов.
3. Заменить регулярные аудиторные занятия, консультации с преподавателями, самостоятельное изучение специальной научной литературы.
Курс, лежащий в основе настоящего учебного пособия, является достаточно сложным для студентов, начинающих постигать азы политической аналитики, тем более что представления об этом предмете в научном сообществе неоднозначны. Для облегчения ус-
Глава 1
воения материала все тематические разделы представлены в сжатой форме и по единому образцу. Знакомя читателей с методами и методиками политических исследований, автор стремился показать, как выстраиваются основные этапы аналитической процедуры и как самые разнообразные аналитические средства применяются для формулирования комплексных оценок и прогнозов в сфере политической практики. Поэтому предлагаемые материалы будут полезны не только для начинающих, но и для более опытных обществоведов.
Все главы книги составлены на основе разделов учебного курса «Методы и методики политических исследований», который читается в МГИМО(У) на факультете политологии. Они несут как информационную, так и дидактическую нагрузку. Что касается разделов, посвященных конкретному аналитическому инструментарию, то каждый из них начинается с определения методического средства и краткого объяснения его природы. За этим следует ин
формация о персоналиях и историческом контексте, в котором создавалось то или иное методическое средство. Далее дается поэтапное описание применения методики и приводятся некоторые практические примеры. В конце каждой главы приводятся ключевые слова, вопросы и задания для обсуждения, а также список рекомендуемой литературы.
В разделе «Приложения» представлен ряд полезных материалов для организации учебного процесса и самостоятельного освоения основ прикладной политической аналитики с применением междисциплинарных подходов и различных методик обработки информации1.
В методическом плане основными целями данного пособия являются освоение будущими политологами и международниками инструментария прикладных исследований, а также увеличение удельного веса самостоятельной аналитической работы студентов в рамках занятий по общественным наукам.
Автор выражает искреннюю благодарность своим учителям, коллегам и нескольким поколениям студентов, без которых эта книга никогда бы не состоялась.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ И ПРОЦЕССОВ
Концептуальные основания политической науки. Методология научного проекта. Прикладные политические исследования и их научный статус. Методическое обеспечение прикладных политических исследований. Аналитические возможности междисциплинарных методик.
Концептуальный контекст политических исследований
Известно, что существуют разные взгляды на природу политики, пути ее изучения и способы получения новых знаний о политической жизни общества. В сфере политических исследований сложились различные научные школы, которые отличаются по основным объектам изучения, средствам, которые они для этого применяют, и по тем целям, которые они перед собой ставят. В политологии начала третьего тысячелетия можно перечислить несколько десятков более или менее оригинальных стилей научного поиска и их активных сторонников.
П |
олитологические школы как явление возникали в далеком прошлом и будут возникать в обозримом будущем. Достаточно сложно представить их и как некую историческую последовательность. Идеи, выдвинутые античными мыслителями или философами нового времени, продолжают «подпитывать» труды наших современников. С другой стороны, потеря популярности той или иной школой не означает автоматического отрицания всех предложенных ранее концепций и отказ от апробированных инструментов научного поиска'.
В качестве концептуальных оснований современной политической науки обычно выделяют позитивизм, неопозитивизм, сциен-
тизм и прагматизм, указывая, что наряду с традиционными нормативно-ценностными и социологическими подходами к политике сформировались новые, которые во многом определяют содержание всего комплекса представлений о политической жизни общества. Новое концептуальное измерение политической науке придали, в частности, принципы междисциплинарного и системного подхода к изучению политических процессов. Включение положений психологии, социологии, бихевиоризма, эконометрии, математики и кибернетики существенно расширило рамки политических исследований и спектра методических процедур, на которые они опираются. Однако научное содержание политологии существенно отличается от содержания естественных дисциплин, которые во многом остаются эталоном объективного знания об окружающем мире.
В политике (как внутренней, так и международной) не установлены универсальные закономерности, подобные физическим законам. В общественной жизни и политических отношениях постоянно существует возможность многовариантного развития ситуации. Но это не означает, что знание о политике не может быть научным. Если знания достоверны, систематизированы и внутренне не противоречивы, то это служит предпосылкой их адекватности реальным процессам, а следовательно, и объективности отражения политических ситуаций.
Описать в рамках одного учебника все этапы разработки средств и методов научного изучения политики не представляется возможным.
В |
известном американском учебнике «Методы политологического исследования: основы и техника» была предложена следующая периодизация развития методологии политической науки как применения набора приоритетных средств политического познания или вариантов их комбинации:
— классический период (до XIX в.), связанный в основном с дедуктивным, логико-философским и морально-аксиологическими методами;
— институциональный период (XIX — начало XX в.), когда на передний план выходят историко-сравнительный и нормативно-институциональный методы;
— бихевиоралистский период (20-70-е годы XX в.), когда стали повсеместно применяться количественные методы;
— постбихевиоралистский этап (последняя четверть XX в.), который характеризуется сочетанием традиционных и новых методов'.
В целом, как полагает в этой связи М. Хрусталев, развитие политологии как науки испытывает воздействие общенаучной теории (группы теорий) и предметную дифференциацию, которые определяются влиянием последовательно сменявших друг друга общенаучных парадигм: механистической — энергетической — информационной — организационной2.
Политическая наука состоит из нескольких субдисциплин, которые обычно определяются в соответствии со спецификой того главного предмета, который они изучают. Хотя существуют разные способы выделения этих компонентов, три из них являются основными: политическая теория, сравнительная политология, мировая политика.
■ Политическая теория сосредоточивает свое внимание на ключевых идеях и дискуссиях, ведущихся по фундаментальным политическим вопросам, прежде всего по вопросу отношений между правителем и подвластным, государством и личностью. Большое внимание в ее рамках уделяется характеристике или интерпретации трудов мыслителей прошлого. Политическая теория является источником многих нормативных суждений о полиитике.
■ Сравнительная политология изучает сходства и различия политического процесса и политических структур. Сравнение может быть межстрановым (сравнения политических систем Ирана и Нигерии) или проводиться в отношении акторов одной и той же страны (политические программы партий, участвующих в парламентских выборах). Сравнительная политология формирует значительную область политической науки и имеет много направлений, в частности государственное управление, политические системы, модернизация, политическое поведение, публичная политика и др.
■ Мировая политика изучает комплекс современных связей и взаимодействий на мировой арене, которые складываются как на
■
основе политических и экономических отношений между традиционными акторами (государствами), так и на основе участия в них новых акторов (ТНК, международных организаций и др.). Объектами научного интереса мировой политики как дисциплины являются международные режимы и институты, международные конфликты и их разрешение, интеграционные объединения, международная политическая экономия, роль новых технологий в международных отношениях, вызовы и угрозы человеческому развитию и некоторые другие.
Не будет преувеличением сказать, что большинство современных специалистов в области политической философии, сравнительной политологии и мировой политики так или иначе стремятся ответить на вопрос: каким образом происходит выбор альтернатив общественного развития? При этом они используют самые разнообразные подходы к анализу различных ситуаций и процессов, которые условно можно разделить на две большие группы: нормативные и эмпирические.
■ Нормативный подход имеет дело с ценностями и требует этического или морального суждения об обществе. В рамках этого подхода формулируются заключения о вариантах действий для достижения оптимального состояния социума с учетом реальных возможностей акторов.
■ Эмпирический подход предваряет любое конкретное суждение о политике сбором и обобщением больших объемов фактологической информации. Он ориентирован на то, чтобы, с одной стороны, критически оценить принимаемые решения, а с другой — расширить спектр альтернативных стратегий поведения акторов.
Как нормативный, так и эмпирический подход к изучению политики в ее страновом и международном измерении имеет достаточно долгую предысторию, периоды жесткой конкуренции и неоспоримые заслуги в развитии научного знания об обществе. Одновременно необходимо подчеркнуть, что в сфере прикладных политологических исследований грань между подходами является относительно проницаемой, а общественный выбор, который сегодня в той или иной степени основывается на научных данных, интегрирует как элементы нормативного, так и эмпирического подхода к анализу конкретных ситуаций. Например, в основе решения о начале антитеррористической операции в Афганистане лежало нормативное предпочтение активної) военной кампании против Аль-Кайлы стратегии поэтапной ликвидации инфраструкту-
ры этой организации в различных странах. Но в то же время оно имело и эмпирический аспект, поскольку опиралось на анализ и обобщение фактологических данных. Акторы, принимавшие политическое решение, опирались, в том числе, и на конкретный прогноз, приведет ли избранный образ действий к необратимому подрыву боеспособности международной террористической сети или, напротив, к активизации новых «террористических фронтов». Подобную связь нормативного и эмпирического подхода можно наблюдать при анализе самых различных ситуаций.
Рассматривая концептуальный контекст политических исследований, целесообразно обратить внимание на общие характеристики изучения международных аспектов мирового развития, которые во многом показательны и для других разделов политологии. В большинстве предметных областей научного знания, включая дисциплины, связанные с изучением международных отношений и мировой политики, существует две основные группы дискуссионных проблем.
Одна из них включает дискуссии о сущностных вопросах, связанных с характеристикой факта, лежащего в основании изучаемых явлений. Примерами сущностных вопросов в исследованиях по внутриполитической проблематике могут служить причины роста националистических настроений среди населения или усиления социальной напряженности в обществе. В контексте международной проблематики это могут быть вопросы об основных причинах Второй мировой войны, или о том, что следует считать началом «холодной войны», или действительно ли демократические государства предпочитают мирное разрешение конфликтов, а также блокирует или стимулирует глобализация развитие «мирового Юга». Все эти и многие подобные вопросы широко обсуждаются в научных публикациях и достаточно подробно освещены в современной учебной литературе.
Вторая группа дискуссионных проблем отражает спектр академических дебатов о методологических подходах к изучению сущности самих явлений, т.е. о концептуальных и философских вопросах проведения исследования и способах получения нового знания. Примерами современных методологических дискуссий в рамках международной проблематики являются споры о том, следует ли принять взгляды реалистов на международные отношения как на конкурентную борьбу, или, наоборот, согласиться с либералами, что современные международные отношения — это в основном отношения сотрудничества.
Заметной, но относительно самостоятельной темой методических дискуссий была и остается тема допустимости использования количественных методов анализа в изучении политических, в том числе международных, ситуаций и процессов. Иногда отношение к этим методам выступает условным «демаркатором» традиционалистского и «модернистского» течений в научной политической мысли. Однако в изучении международных отношений такое деление стало к концу XX в. менее жестким. Это произошло, во-первых, за счет определенного раздела сфер влияния, сосредоточения «модернистов» на переговорной и конфликтной проблематике, а во-вторых, смягчения взаимного неприятия сторонниками традиционалистских и модернистских методов результатов научного поиска и его инструментария.
Важно также отметить, что обычно сущностные и методологические вопросы включаются в ткань научных дискуссий не изолировано, а в тесном переплетении. Изложение представлений о причинах «холодной войны» предполагает элементы концептуализации понятий, которые составляют предмет исследования: что такое война и что следует понимать под термином причины. В других случаях концептуализироваться будут понятия «демократия», «глобализация», «развитие», «мировой Юг», т.е. будет предлагаться определенный набор понятий, которые соединяют методологические вопросы практически со всеми видами фактологической информации и предметного (сущностного) анализа. Начиная со второй половины XX в., именно методологические дискуссии стали формировать основные направления научного дискурса по политической и международной проблематике. Кроме того, в конце XX в. дискуссия между либералами, реалистами и приверженцами других теоретических течений по поводу сущностных вопросов войны и мира, парадигмальные оценки тенденций развития мирового сообщества вышли за рамки академических кругов и фактически стали одним из факторов формирования массового общественного сознания.
Развитие политологии и ее субдисциплин на современном этапе стимулируется, с одной стороны, быстрым ростом наукоемко-сти политической практики, а с другой — широкой демократизацией общественных отношений. Принятие политических решений все в большей степени ориентируется на преодоление синдрома корпоративных интересов и снижение уровня общественных затрат. И хотя этот процесс развивается отнюдь не линейно, «прозрачность» решений и уровень сознательного участия граждан в политике неизмеримо выше, чем еще несколько десятилетий на-
зад. Представляется, что многие позитивные изменения в сфере внутригосударственной и мировой политики стали возможны именно благодаря увеличению количества и росту эффективности политических исследований.
Методология политических исследований как основа научного проекта
Научные представления о политике складываются сегодня в сфере фундаментального и прикладного изучения реальных процессов, которое приобрело особую значимость с середины XX в. Как и в других областях современной науки, прикладные и фундаментальные исследования политики различаются главным образом по той цели, которую они перед собой ставят: решаются ли универсальные концептуальные или конкретные практические задачи. Кроме того, их различия связаны с особенностями сбора и обработки информации, характером проведения исследования, а также формой представления конечных результатов. При этом необходимо подчеркнуть, что процесс развития политических исследований является во многом «обоюдным».
К |
ак пишет П. А. Цыганков, «...уточнение и коррекция теоретических положений постоянно происходит через прикладные исследования (которые, действительно, возможны лишь на определенном, достаточно высоком этапе ее развития), также как и «возвращение долга» «прикладникам» в виде более прочной и операциональной теоретико-методологической основ1.
Г. А. Белов полагает, что политологическое знание можно условно подразделить на фундаментальное и поисковое. Основа первого — сумма устоявшихся знаний, принципов, апробированных на практике и в разных теориях, ставших базовыми, развитых до элементарных простейших понятий. Таковы сегодня знания о всеобщих принципах демократии, признаках государства, разновидностях партийных систем и т.д. Поисковые же знания выражены в гипотезах и проектах, утопиях и антиутопиях. Оба вида знания тесно связаны с историей идей и политических институтов.
Фундаментальные знания ценны своей основательностью, концентрированием опыта культур. Поиск по самой природе своей похож на легкую кавалерию, приспособленную к разведке. Он должен быть свободен от груза устоявшихся представлений. Абсолютизация фундаментального знания — основа консерватизма, чрезмерное преувеличение роли знания поискового рождает нигилизм. Обе части противостоят друг другу, но в той и другой заинтересовано развитие науки. Устоявшиеся знания сдерживают творчество и смеются над тягой к эвристичности. Поиск, отрываясь от традиционных представлений, воспринимается как необоснованный и даже легкомысленный порыв, сотканный из гипотез, предположений, воображения. Но одновременно обе стороны положительно влияют друг на друга. Фундаментальное знание ограждает науку от нигилизма, бесплодного разрушительства. Обращение же к динамике пробуждает потребность видения нового, вытесняет из основного эшелона знаний морально устаревшее как предрассудок, который ограничивает способности к познанию мир'.
Изучая политические отношения, исследователи придерживаются ряда общих правил, во-первых, проведения анализа ситуаций и процессов, во-вторых, выведения аналитических заключений и, в-третьих, пересмотра ранее сформулированных выводов. Соблюдение этих правил обеспечивает возможность проверки результатов множества отдельных исследований, посвященных не только конкретной проблеме, но и сопоставлению знаний в различных областях2. Их совокупность составляет методическое обеспечение каждого фундаментального или прикладного проекта, в рамках которого различают несколько уровней: концептуально-теоретический, методологический и методический.
Занимаясь изучением политики, исследователи используют различные теории и применяют разные методы. Теория является инструментом мышления, используемым для организации определенного логического порядка изучения универсальной по масштабам реальности («картины мира»). Она также может служить инструментом описания, объяснения или предсказания определенных со-
бытий. И хотя разные авторы предлагают различные варианты использования той или иной теоретической концепции, общепризнано, что теория как таковая должна занимать существенное место в исследовательском процессе. Без четкой опоры на теорию результаты научного изучения любой проблемы будут очень ограничены.
Хотя в гуманитарных науках авторы часто используют термины «теория», не вкладывая в ее содержание особого смысла, хотелось бы обратить внимание, что культура научного мышления начинается именно с четкого представления о понятийном аппарате исследовательской деятельности.
Теория — это утверждение о характере воздействия одних феноменов на другие. Их принято называть переменными. Эти феномены могут быть зависимыми или независимыми, причем независимая переменная влияет на зависимую. Теория содержит в себе также спектр гипотез — предположений о том, как возникает определенный тип отношений между зависимыми и независимыми переменными. Со своей стороны гипотеза включает различные способы подтверждения выдвинутых на основе теории утверждений.
С |
уществует два различных способа определения сущности научной теории, в том числе в сфере гуманитарных наук:
— процессуально ориентированное определение, т.е. определение того, какого рода функцию выполняет теория в научной работе;
— разграничительное (делимитизированное) определение, посредством которого теория рассматривается в качестве особого вида продукта научной деятельности.
В процессуально ориентированном определении теория выступает основным принципом, определяющим поиск стабильных взаимосвязей при изучении действительности. Она объединяет отдельные наблюдения, подразделяет их на категории, интерпретирует результаты в соответствии с заранее сформулированными критериями. Тем самым теория объясняет многие частные вопросы, возникающие в процессе наблюдения.
Второе определение теории ориентировано на отделение теорий от других видов научных утверждений. В истории науки данное разделение близко к так называемому принципу демаркации, разграничивающему науку от ненауки, который был предложен философом К. Поппером. Согласно разграничительному определению, научная теория является общим утверждение/*, который
подтверждается реальностью. Такое подтверждение достигается в результате проверки теории гипотезами и тестами1.
Таким образом, мы видим, что далеко не каждое рассуждение о политике, даже сформулированное в авторитетных научных терминах, может быть отнесено к разряду научного инструментария. Теория строит гипотетическую картину мира и доказывает свои утверждения через серию индуктивных (восхождение от общего к частному) или дедуктивных (восхождение от частного к общему) построений.
Основные расхождения различных теорий в сфере изучения политики касаются природы мира политического (онтология) и характеристик знания об этом мире (эпистемология). К области онтологии относятся основополагающие вопросы, например: обладает ли политическая реальность собственной сущностью или же она является субъективным, по своей сути, созданием людей. Наиболее радикальные сторонники этого подхода трактуют политику как абсолютно объективную и независимую от человеческих представлений сферу социального бытия, фактически ставя знак равенства между нею и природной средой. На противоположном онтологическом полюсе находятся взгляды идеалистов, утверждающих, что внутренняя политика и международные отношения являются преимущественно идеями или концепциями, которые создаются и разделяются людьми.