Структура системы права и законодательства
Всякой системе независимо от того, какие объекты или явления составляют ее содержание, свойственна определенная структура, т. е. "наличие связей между элементами и появление в целостной системе новых свойств, не присущих элементам в отдельности. Связь, целостность и обусловленная ими устойчивая структура — таковы отличительные признаки любой системы"4. "Структура, — отмечал Д. А. Керимов, — каркас (скелет), при помощи которого организуется, упорядочивается содержание данного явления"5.
Значение устойчивой структуры, упорядочивающей содержание, и послужит основным ориентиром характеристики системы права и законодательства в дальнейшем изложении.
Структурный аспект правовой системы всякого государства состоит в том, что все правовые нормы, входящие в действующее, позитивное право, составляют единое целое (действующее право в целом), разделяемое по содержанию различных норм на соответствующие взаимосвязанные части структуры права и законодательства. Основанием такой содержательной структуры права и законодательства служит разнообразие видов общественных отношений, являющееся объек-
1 См.: СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 509.
2 См.: СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4488 (Приложение 1, и. 1.6).
3 См.: СЗ РФ. 1998. № 7. Ст. 829.
4 Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхо.2 М., 1973. С. 177. См. также: Блауберг И. В., Садовский В. И., Юдин Э-Системный подход в современной науке // Проблемы методологии си темного исследования. М., 1970.
5 Керимов Д. А. Философские проблемы права. М., 1972. С. 313.
6. Система права и система законодательства 329
лежащим вне права критерием его разделения на различные части: отрасли, подотрасли, институты права. Та-кОй объективный критерий деления единого в своей основе драва на отрасли, институты и т. и. носит название предмета правового регулирования.
Кроме предмета регулирования отрасли права характеризуются также особенностями метода правового регулирования. Например, таким отраслям права, как гражданское, се-лейное, в значительной мере также трудовое, и некоторым другим отраслям присущ диспозитивный метод, допускающий широкий выбор средств регулирования по воле сторон соответствующего правоотношения.
Отраслям права, устанавливающим нормы, которые регулируют деятельность государства, его органов управления и правосудия, присущ главным образом метод императивного регулирования, т. е. регулирования с помощью норм, обязательных для исполнения участниками правоотношения.
Некоторым отраслям права присущи методы специального правоохранительного назначения, направленные на осуществление защиты прав и свобод граждан, различных организаций, установленного законом правопорядка. Конкретные особенности метода регулирования могут быть выражены целым набором средств, присущим каждой отрасли права.
Разделение права на отрасли, институты, иные структурные элементы по предмету и методу регулирования представляет собой основную, главную юридическую структуру предметной дифференциации права и законодательства.
Кроме этой главной структуры деление права и законодательства имеет еще иную, как бы вторичную структуру, состоящую из образования комплексных массивов правовых норм различных отраслей права и законодательства. Такие комплексы и массивы возникают в современном праве и законодательстве в условиях развитой промышленности, транспортных артерий, связи, энергетики и других отраслей массового Производства и оказания услуг, охраны окружающей среды, тРебующих применения разнообразных технических, организационных и иных средств в тесной их взаимосвязи. Это вле-Чет за собой и специфические правовые средства организации деятельности людей, их труда, профессиональной подготов-Ки, управления соответствующими органами, коллективами Работников и т. и. Поэтому в юридической науке и практике-Наряду с дифференциацией правовых норм по отраслям и ин-ститутам права прочно сложились такие комплексы и мас-правовых норм,как морское право, сельскохозяйствен-
Раздел V. Позитивное право: система и категору;
ное право, горное, лесное и другие природоресурсовые отрасли, законодательство о промышленности, связи, инфор матизации и т. и. В таких комплексных1 объединениях правовых норм главным, является не выделение особых, юридически дифференцированных отраслей права, а, наоборот, интеграция специальных для той или иной сферы деятельности общества (отрасли хозяйства, управления, культуры, образования, здравоохранения и т. и.) разнородных норм права, т. е норм, различных по юридической первоначальной дифференциации права и законодательства.
Образование специальных, можно сказать, профилизиро-ванных по предметному содержанию и назначению, правовых норм кате бы дополняет основную, отраслевую дифференциацию, но не должно противоречить ей. Иначе говоря, например, нормы о гражданских правовых отношениях (скажем, транспортные уставы и правила перевозки на транспорте) не должны противоречить общим нормам гражданского права о договоре перевозки, установленным ГК; нормы об особых условиях труда в разных отраслях хозяйства — общим нормам КЗоТ. Нормы комплексных актов могут носить характер оправданных спецификой исключений из общих правил, но не должны игнорировать эти правила или отменять их. Римские юристы называли такие нормы jus singulare (норма для особого случая).
В современной литературе структура права и законодательства (т. е. нормативной части правовой системы) раскрывается также не только в отраслевом (или так называемом "горизонтальном") аспекте. Большинством ученых признается "вертикальный аспект" рассмотрения структуры законодательства, т. е. соотношение законов с подзаконными нормативными актами, а также иерархия последних между собой в зависимости от их юридической силы; изучение системы, дифференциации и взаимодействия федерального законодательства с законами и иными нормативными правовыми актами органов субъектов Федерации.
"Вертикальные" аспекты получают свое самостоятельное освещение и разработку в юридической науке2. Объекты и кри
1 См.: Алексеев С. С. Структура советского права. М., 1983. С. 27—™ Яковлев В. Ф. Гражданско-правовой метод регулирования общественны отношений. М., 1972. С. 12—17, 202, 206—208; Красавчиков О. А. Система права и система законодательства (гражданско-правовой аспект) // Пра воведение. 1975. № 2: С. 68—69. ..
2 См. об этом: Тихомиров Ю. А. Публичное право. М., 1995. С. 45, 212—2/ Российское законодательство: проблемы и перспективы. М., 1995. С 21 29, 105—107, 123—134.
6- Система права и система законодательства
терии разграничения норм по юридической силе или по федеральному и "региональному"1 уровням существенно отличны от отраслевой дифференциации и интеграции содержания норм драва и актов законодательства. В основе отраслевого подхода лежит различие содержания и предмета правового регулирования. Критерии различий "вертикальной" структуры права иные: компетенция органов, предметы ведения федерации и ее субъектов, юридическая сила актов. Между тем предметный критерий (он же критерий содержания данной группы норм) служит главным признаком для определения круга правовых норм и актов, подлежащих применению в каждом отдельном случае осуществления тех или иных юридических действий, прав и обязанностей. Такой критерий и выявляется в процессе предметной дифференциации и интеграции норм права, законодательных и иных нормативно-правовых актов. Поэтому такая предметная дифференциация и интеграция, выраженная в понятиях "система права" и "система законодательства", сложилась в самостоятельную проблему правовой науки и практики.
Предметный критерий познания и построения системы права и системы законодательства связывает обе эти системы с тем главным свойством, которым характеризуется всякая система: с упорядочением ее содержания,созданием устойчивых связей элементов внутренней структуры,способных выявить и обеспечить действие свойств, целостной системы,не присущих ее отдельным элементам.
Поэтому именно предметный подход и структурный анализ содержания права и законодательстваявляются главными для познания и построения структуры права и способов ее выражения в законодательстве.