Термин наука может пониматься в трех смыслах: как социальный институт, как отрасль духовного производства, как система знаний.
1. Наука как социальный институт - система организаций, учреждений вырабатывающих, распространяющих и внедряющих знания, а также норм и принципов, регулирующих их деятельность.
2. Наука как духовное производство - особый тип духовной деятельности, направленной на получение достоверного и обоснованного знания.
3. Наука как система знаний - упорядоченная система обоснованных знаний, выраженных в абстрактно-логической форме.
Отличительные черты науки:
1. Обоснованность - любое утверждение, принимаемое наукой, должно иметь свое доказательство.
2. Универсальность - знание, полученное в одной области, должно быть применимо ко всем подобным.
3. Системность - научные знания упорядочены, выражаются в форме теории.
4. Объективность - наука стремиться к объективному, не зависящему от воли познающего субъекта, знанию.
5. Безграничность - наука постоянно развивается, любая теория не претендует на абсолютность и может быть опровергнута.
6. Математизация и формализация - точность в науке достигается за счет использования формализованных языков и языка математики.
7. Терминологический аппарат - научные понятия, зафиксированные на теоретическом уровне.
Функции науки:
1. Познавательная - описание и объяснение окружающего мира, общества и человека (реализуется, в основном, в фундаментальных науках).
2. Практически-действенная - участие в преобразующей деятельности общества (реализуется, в основном, в прикладных науках).
3. Прогностическая - предсказание явлений в будущем.
4. Социальная - содействие в развитии общества.
5. Культурно-мировоззренческая - формирование научного мировоззрения.
Фундаментальные науки глубоко погружаются в объект исследования и дают основу прикладным наукам. Прикладные науки применяют свои знания на практике.
Уровни научного знания. Выделяют два уровня научного знания - эмпирический и теоретический.
1. Эмпирический уровень характеризуется непосредственным познанием внешних сторон объектов, выявлением наблюдаемых фактов и фиксацией закономерностей.
Формы эмпирического познания - научный факт и эмпирический закон. Эмпирическое познание использует методы:
а) наблюдение;
б) эксперимент;
в) измерение;
г) описание;
д) сравнение и др.
2. Теоретический уровень осуществляет опосредованное познание, проникает в сущность явлений и объясняет их.
Формы теоретического уровня познания - закон, гипотеза, теория. Теоретическое познание использует методы:
а) дедукция;
б) индукция;
в) абстрагирование;
г) идеализация;
д) систематизация и др.
Помимо эмпирических и теоретических методов, существуют универсальные методы, применение которых возможно на любом из данных уровней.
К ним относятся:
а) аналогия;
б) анализ;
в) синтез;
г) классификация;
д) моделирование.
Виды наук.
Традиционно выделяют естественные и социально-гуманитарные науки.
1. Естественные науки изучают природные объекты и явления. Их основная задача - объяснение универсальных, повторяющихся закономерностей.
2. Социально-гуманитарные науки изучают общество и объекты культуры.
Социальное познание - изучение объективных законов функционирования общества, его институтов, а также социальных групп и индивидов в рамках общества.
Особенности социального познания:
1. совпадение субъекта и объекта познания;
2. особая сложность объекта познания - общества, состоящего и множества подсистем;
3. ценностная нагруженность познания;
4. влияние процесса познания на объект;
5. затрудненность проведения эксперимента
Социальная ответственность ученого - ответственность ученых за неоднозначные последствия своих открытий и внедрения их в практику.
Образование
Образование - целенаправленная познавательная деятельность людей по получению и передаче знаний, умений и навыков, либо по их совершенствованию.
Функции образования:
§ экономическая - передача и освоение навыков профессиональной деятельности;
§ социальная - социализация личности и воспроизводство социальной структуры общества;
§ культурная - передача и освоение достижений духовной культуры предыдущих поколений.
Система образования - совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих ее функционирование.
Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики.
В настоящее время образовательная политика в РФ строится на следующих принципах:
1) гуманистический характер образования;
2) приоритет общечеловеческих ценностей;
3) право личности на свободное развитие;
4) единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур;
5) общедоступность образования;
6) адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
7) светский характер образования в государственных учреждениях;
8) свобода и плюрализм в образовании;
9) демократический, государственно-общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений.
Ступени образования в РФ:
1. дошкольное
2. общее (школьное, среднее)
а) начальное
б) основное в)полное
3. профессиональное
а) начальное б)среднее
в) высшее
г) послевузовское
4. дополнительное.
Тенденции в развитии образования:
а) демократизация системы обучения и воспитания (общедоступность);
б) гуманитаризация процесса образования (повышенное внимание к гуманитарным дисциплинам);
в) гуманизация процесса образования;
г) компьютеризация процесса образования;
д) интернационализация процесса образования;
е) непрерывное образование;
ж) рост продолжительности образования.
Важнейшим путем получения образования является самообразование - получение знаний без непосредственного контроля и помощи учителей и педагогов.
Религия
Термин «религия» - от латинского слова «связывание, повторное обращение к чему-либо».
Религия - система верований в сверхъестественное, обрядовых действий, традиций, религиозных институтов.