Выделяют два вида истины: относительная и абсолютная.

Относительная истина - истина, частичная, неполная, характери­зующая отдельные аспекты или отношения познаваемого объекта.

Абсолютная истина - полное, точное, неизменное знание, характе­ризующее все стороны познаваемого предмета.

Абсолютная истина практически недостижима, поскольку:

§ во-пер­вых, ограничены и относительны и изменчивы познавательные сред­ства;

§ во-вторых, сам мир изменяется и развивается.

Основным критерием относительной истины выступает практика: включенность знания в практическую деятельность общества.

Практика в научном познании может выступать как основание, цель и доказательство.

Критерий истины для философов-рационалистов - разум.

Критерий истины для философов-эмпириков - опыт.

Мышление и деятельность

Деятельность - форма активности, присущая исключительно че­ловеку, характеризующаяся:

§ продуктивностью;

§ сознательностью;

§ орудийностью;

§ социальностью:

§ 1) приобретение форм деятельности через социа­лизацию;

§ 2) обязательная связь с обществом в процессе деятельности.

Структура деятельности:

1) Субъект - тот, кто осуществляет деятельность (человек или коллектив).

2) Объект - то, на что направлена деятельность.

3) Мотив - то, что побуждает человека к деятельности, то, почему действует человек.

4) Цель - то, ради чего осуществляется деятельность, идеальный образ желаемого результата.

5) Средства - то, с помощью чего осуществляется деятельность.

6) Результат - изменения в реальности, которые происходят после завершения деятельности.

Деятельность складывается из действий (выраженный акт пове­дения, имеющий свою цель и результат); а действия складываются из операций (конкретный способ выполнения действий).

Виды деятельности.

I.

1) практическая:

а) материально-производственная - воздействующая на природ­ные объекты;

б) социально-преобразующая - воздействующая на общество. 2)духовная:

а) духовно-практическая - освоение и передача уже имеющихся ду­ховных ценностей;

б) духовно-теоретическая - созидающая новые духовные ценности. Также духовная деятельность подразделяется на:

а)познавательную;

б) прогностическую;

в) ценностно-ориентировочную.

II.

а) индивидуальная;

б) коллективная

III.

а) законная;

б) незаконная.

IV.

а) моральная;

б) аморальная.

V.

а) шаблонная (по образцу);

б) инновационная (творческая)

VI.

(по этапу жизни человека)

а) игра;

б) обучение;

в) труд

Особо выделяют общение - деятельность, сопутствующую осталь­ным видам совместной деятельности.

Мышление - процесс активного отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях.

Характеристики мышления:

§ социальный характер;

§ связь с языком;

§ опосредованный характер;

§ личностный характер.

Мышление человека формируется в процессе деятельности и разви­вается по мере освоение новых форм деятельности.

Потребности и интересы

Потребность - фундаментальная необходимость человека в услови­ях своего существования

Нужда - актуализированная потребность, осознаваемая на субъек­тивном уровне

Интерес - направленность человека на условия доступности пред­мета потребности

Мотив - потребность, ставшая основанием деятельности.

Классификации потребностей:

I. Основная классификация:

1. Материальные (естественные, биологические, врожденные, ор­ганические) - потребности в поддержании физического существования (еда, сон, отдых...)

2. Социальные - потребности во взаимодействии с обществом (об­щение, престиж, признание, труд...)

3. Идеальные (духовные) - потребности в создании и освоении ду­ховных ценностей (творчество, самореализация, знания...)

II. Пирамида Маслоу.

Согласно классификации А. Маслоу, люди не переходят к удовлет­ворению высших потребностей, пока не удовлетворены потребности низшего уровня.

Базовые

а) Естественные (еда, сон...)

б) Экзистенциальные (безопасность и комфорт существования)

Вторичные

а) социальные

б) престижные

в) духовные.

Способности - врожденные и приобретенные качества, позволяю­щие человеку выполнять деятельность для удовлетворения потреб­ностей.

Способности делятся на общие (например, писать, бегать, рисовать) и специальные (например, спортивные способности, художественные способности, математические способности).

Талант - совокупность способностей, позволяющая получать про­дукт деятельности, отличающийся новизной, высоким совершенством и общественной значимостью.

Гениальность - высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере деятель­ности.

Также в обществе формируются умения - способность делать что-либо по определённому образцу.

Если человек развивает и оттачивает свои умения, к нему примени­мо понятие «мастерство» - сочетание развитых умений.

Наши рекомендации