Принципы организации деятельности государственного аппарата.

Принципы организации и деятельности государственного аппарата - отправные начала, непререкаемые требования, предъявляемые к формированию и функционированию государственных органов. Основные принципы организации и деятельности государственного аппарата:

1) Приоритет прав и свобод человека предполагает соответствующие обязанности государственных органов и служащих признавать, соблюдать и защищать их.

2) Принцип демократизма выражается в широком участии граждан в формировании и организации деятельности государственных органов, в учете и политике государства разнообразных интересов граждан.

3) Принцип законности означает обязательность соблюдения всеми органами государства, гос. служащими, гражданами конституции, законов и подзаконных актов.

4) Принцип гласности гарантирует «прозрачность» процесса функционирования государственного аппарата.

5) Принцип сочетания коллегиальности и единоначалия обеспечивает разумное соотношение демократических и бюрократических начал государственного аппарат.

6) Принцип профессионализма и научности гарантирует высокий уровень решения основных вопросов государственной жизни в интересах всей страны.

7) Принцип иерархичности заключается в том, что одни органы подчинены другим, решения вышестоящих органов обязательны для нижестоящих органов (подчиненность по вертикали).

8) Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную имеет давнюю историю и традиционно связывается с именем французского ученого Ш-Л. Монтескье. Особенность его взглядов на «три власти» состоит в том, что каждая из них объявлялась самостоятельной и независимой. Тем самым исключалась узурпация власти каким-либо лицом или отдельным органом государства. Уже в подходе к принципу разделения властей Монтескье содержались начала сдерживания их друг другом, что позднее в США при создании Конституции 1787 г. было названо системой «сдержек и противовесов».

Принцип разделения властей включает систему требований:

1) распределение функций и полномочий (компетенции) между государственными органами;

2) закрепление определенной самостоятельности каждого органа власти при осуществлении своих полномочий, недопустимость вмешательства в прерогативы друг друга и их слияния;

3) наделение каждого органа возможностью противопоставлять свое мнение решению другого органа и исключение сосредоточения всей полноты власти у одной из ветвей;

4) наличие у органов власти взаимного контроля действий друг друга и невозможность изменения компетенции органов государства внеконституционным путём.

Власть в демократическом государстве в виде ее трех ветвей (законодательной, исполнительной, судебной) является политической формой выражения власти народа. Будучи «разделенной», власть в государстве должна оставаться целостной, единой, ибо речь идет о разделении не власти, а функций осуществления этой власти.

Законодательная власть - это власть, делегированная народом своим представителям в парламенте (Верховном Совете, Верховной Раде, Государственной Думе, Конгрессе, Сейме и др.) и обладающая исключительным правом принимать законы. Название ветви власти «законодательная» не означает, что, кроме основной законодательной деятельности (законодательная функция), представительные органы не выполняют никакой другой деятельности. Не менее существенной функцией законодательной власти является финансовая, которая реализуется в праве ежегодно утверждать бюджет страны. Имеется учредительная функция, которая осуществляется через участие парламента в формировании высших исполнительных и судебных органов. Показателем проявления системы «сдержек и противовесов» служит контроль, осуществляемый законодательным органом за работой правительства, других должностных лиц исполнительной власти (контрольная функция). Выражение недоверия правительству, проверка исполнения законов, парламентские расследования служат мощными стимулами парламентского контроля. Однако ведущей особенностью организации и деятельности парламента является его представительский характер. Парламент можно назвать властью прямого общенародного представительства.

Исполнительная власть - власть, обладающая правом непосредственного управления государством. Носителем этой власти в масштабах всей страны является правительство. Чаще всего правительство имеет официальное название - Советы или Кабинеты министров. Например, в Швейцарии - это федеративный Совет, в Италии - Совет Министров, в Японии - Кабинет. Возглавляет правительство глава. Как правило, это премьер-министр (во Франции), председатель Совета Министров (Италия), канцлер (ФРГ), государственный министр (Норвегия). В президентских республиках (США), где эта должность отсутствует, главой правительства является непосредственно президент. Вместе с главой правительства в его состав входят заместитель (вице-премьер), министры, возглавляющие отдельные министерства. Правительство обеспечивает исполнение законов и иных актов законодательной власти, ответственно перед ней, подотчетно и подконтрольно ей. Однако исполнительная власть не исчерпывается одним только «исполнением законов». Она призвана отрабатывать пути и способы реализации законов, заниматься текущим управлением, осуществлять распорядительную деятельность. В этих целях по всем вопросам своей компетенции правительство издает нормативно-правовые акты (указы, распоряжения и др.), которые имеют подзаконный характер. Исполнительная власть действует непрерывно и везде на территории государства. Это создает основу для возможной узурпации всей полноты государственной власти именно исполнительными органами. Поэтому действенные механизмы «сдержек и противовесов» как со стороны законодательной (через развитое законодательство и контроль), так и со стороны судебной власти (через судебный контроль и конституционный надзор) имеют особую важность.

Судебная власть - независимая власть, которая охраняет право, выступает арбитром в споре о праве, отправляет правосудие. Правосудие - форма защиты права судебной властью, где решение суда есть акт правосудия по защите нарушенного или оспариваемого права. Судебная власть осуществляется единолично судьёй (при рассмотрении незначимых правонарушений) или судебной коллегией в форме судебной процедуры. Свои функции суд призван осуществлять, руководствуясь только законом, правом. Он не должен зависеть от субъективного влияния законодательной или представительной властей. В соответствии с Конституцией ПМР любое вмешательство в деятельность судов и судебных заседателей по осуществлению правосудия является недопустимым и влечет за собой предусмотренную законом ответственность. В странах общего права (Англия, США, Канада, Австралия), где в качестве ведущего источника права признан судебный прецедент, суды участвуют в правотворчестве. Суд не может присваивать себе функции законодательной или исполнительной власти. Делегирование своих функций судами, а также присвоение этих функций другими органами или должностными лицами не допускается. Роль судебной власти состоит в сдерживании двух других ветвей власти в рамках права и конституционной законности путем осуществления конституционного надзора и судебного контроля над ними.

Принцип разделения властей дополняется системой «сдержек и противовесов». Система «сдержек и противовесов» предполагает конкуренцию различных органов власти, наличие средств их взаимного сдерживания и поддержания относительного равновесия сил. «Сдержки» и «противовесы», с одной стороны, поощряют сотрудничество и взаимное приспособление органов власти, а с другой - создают потенциал для конфликтов, которые чаще всего разрешаются путем переговоров, соглашений и компромиссов.

В Конституции ПМР предусмотрены следующие институты системы «сдержек и противовесов»: право «вето» Президента на законопроект, принятый Верховным Советом ПМР; импичмент Президента со стороны Верховного Совета ПМР, влекущий его смещение с должности; участие Верховного Совета в формировании Конституционного суда (назначение трети состава); контроль Конституционного суда ПМР за соответствием Конституции ПМР законов и других правовых актов Верховного Совета, Президента, Правительства и др.

Контрольные вопросы

1. Что понимается под механизмом государства?

2. Какова структура механизма государства?

3. Назовите признаки органа государства.

4. Что такое система «сдержек и противовесов?

5. Приведите примеры закрепления в законодательстве ПМР системы сдержек и противовесов.

Наши рекомендации