Работа над сюжетным рисунком по сказке К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха».

Если класс достаточно сильный и большинство детей посещало ДОУ, можно организовать конкурс: «Кто дольше расскажет стихотворение» (до первой запинки). Если класс послабее, то учитель читает текст, не дочитывая последнее слово каждой строки, чтобы дети подсказали его.

Письмо: Если останется время, остаток урока нужно посвятить работе над с.32 «Прописей». С рукописной буквой ю дети уже встречались на с.23, буква о у читающих детей не вызовет затруднений, а букву а нужно назвать. Овалы стоит на строчках обвести, а на сюжетном рисунке обводку оставить для работы дома.

Итоги урока.

Беседа:

1. Какую тему мы обсуждали сегодня? Какой вывод мы сделали?

2. Какие темы по русскому языку мы повторили?

3. Элементы каких букв мы сегодня писали?

Этап рефлексии.

Физкультминутки так же зависят от характера класса.

Рекомендации для работы в семье: потренировать пишущую руку в дописывании строк на с.30-32 прописей и обводке элементов букв в сюжетном рисунке на с.32; вспомнить и разучить с детьми песню ……(Мы едем, едем, едем в далекие края) как музыкальную иллюстрацию к этому сюжетному рисунку; проследить, чтобы в ранец были положены «Прописи» №2.

Уроки 10 (чтение) и 12 (письмо)

Темы уроков: Азбука – к мудрости ступенька. Звук [a]. Буква Аа. Функция буквы Аа (с.20-23). «Прописи» №2. Строчная и заглавная аА (с.3-4).

Целевые установки уроков:

Из планируемых результатов наиболее значимыми для данных уроков являются следующие:

Предметные результаты: учащийся познакомится со звуком [a] и обозначением его на письме буквой А, с ролью буквы А в слиянии (слогах типа СГ), со схемой характеристики гласных звуков, с «лентой букв», местом буквы А на «ленте букв», со звуком-предложением; научится различать звуки и буквы, характеризовать звук [a] по схеме, находить звук [a] слого-звуковых схемах, словах, предложениях, соотносить слова со слого-звуковыми схемами, моделировать предложения по данным схемам; писать строчную и заглавную букву а, А по образцам в прописях; совершенствовать устную речь в ходе дискуссии по теме урока, пересказов знакомых сказок.

Метапредметные результаты: учащийся формулирует вместе с учителем и одноклассниками, принимает, сохраняет и стремится выполнить учебную задачу урока, продолжает осваивать базовые предметные понятия фонетики и графики (звук и буква, классификация звука [a], функция буквы А в слоге-слиянии); овладевает логическими УУД анализа, подведения под понятие при работе со звуками речи; осваивает регулятивные УУД в ходе дискуссии по теме урока и при пересказе, оперирует знаково-символическими средствами представления информации (слого-звуковыми схемами, «лентой букв»), осваивает начальные формы познавательной рефлексии.

Личностные результаты: освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Оборудование: аудиоаппаратура и запись песни «Школьный вальс» (муз. Д.Кабалевского, сл. Е.Долматовского), компьютер, мультимедийный проектор с экраном или интерактивная доска, DVD-диск с электронным приложением к «Азбуке» В.Г.Горецкого.

Ход уроков

Целеполагание. Звучит мелодия песни «Школьный вальс» (муз. Д.Кабалевского, сл. Е.Долматовского).

Учитель поздравляет детей с началом изучения букв. Затем дети рассматривают материалы «Азбуки» на с.20-23 и «Прописей» №2 на с.3-4 и вместе с учителем формулируют учебную задачу уроков: «Обсудить роль азбуки в развитии ума человека, познакомиться со звуком [a] и буквой Аа, ролью буквы А в слоге, вспомнить русские народные сказки, познакомиться с лентой букв и местом буквы А на ней, научиться писать строчную и заглавную букву аА».

Изучение материала уроков.

Чтение:Обсуждение темы «Азбука – к мудрости ступенька». Учитель настраивает детей на обсуждение темы: «Мы не в первый раз обращаемся к теме школы, учебы. К каким выводам мы пришли? (при затруднениях в ответах учитель возвращает детей к пословицам на с.4, 16, 18 «Азбуки»). Прочитаем новую пословицу об учебе (читает хорошо читающий ученик). Почему же, на взгляд русских людей, именно азбука развивает ум человека?» Обобщая ответы детей, учитель говорит о том, что не изучив грамоту, человек не сможет читать книги, изучать другие предметы в школе, его ум не будет развиваться».

Чтение: Изучение звука [a] и буквы Аа.

Актуализация имеющихся знаний.

Переходом к актуализации может служить следующая вступительная фраза: «Одним из наших выводов был такой «Повторение – мать учения». Для того чтобы всё понять, надо повторить.»

Повторение проводится по вопросам: На какие группы можно разделить звуки речи? Как образуются гласные звуки? Как разделить слова на слоги? Какова роль гласных звуков в образовании слога? Если в слоге один только звук, то какой он – гласный или согласный? Что мы называем слогом-слиянием? Какой звук стоит в слиянии первым – гласный или согласный? Могут ли быть согласные вне слияния? Каким цветом изображается на схемах гласный звук?

Изучение новой темы.

Аналитический этап можно начать с проблемного вопроса: «Сегодня мы изучаем звук [a] и букву А. Почему мы их разделяем? Это одно и то же или нет? Чем они отличаются?» Наиболее догадливые хорошо читающие дети про себя прочитают теоретический материал на с.20 и ответят на вопросы. Затем кто-то из читающих детей зачитывает этот теоретический материал.

Классификацию звука [a] по схеме на с.21 под заголовком темы начинаем с опоры на повторенные сведения. Дети легко опознают звук как гласный и приводят довод, что этот звук образуется без преграды во рту. А вопрос об ударности-безударности требует повторения по вопросам: «Как определить, какой слог ударный? Что такое ударение?» и работы со слого-звуковыми схемами слов астра и арбуз на с.21 «Азбуки». Анализ следует проводить по вопросам: «Какой цветок изображен на рисунке? Из скольких слогов состоит слово астра? Прочитайте по слогам. Сколько в этом слове гласных звуков? Каких именно? Как на схеме отражены эти звуки? Первый [a] находится вне слияния или в слиянии? А второй? Под ударением он или безударный? Какой вывод пока можно сделать для схемы по заголовкам темы? Если дети ответят, что [a] ударный, то дополнительно можно задать вопрос: «А в слоге - ра – он ударный или нет?» По тем же вопросам проводится анализ схемы слова арбуз и делается общий вывод: Звук [a] – гласный, может быть ударным и безударным.

Закрепление проводится при выполнении заданий на с.21. Учитель или хорошо читающий ученик медленно читают стихотворение на с.21, учащиеся после каждого слова говорят, есть ли в слове звук [a], ударный он или безударный. Одновременно дети пальчиком ведут по строкам и видят в словах букву А или а.

Затем дети подбирают слова, в которых звук [a] в начале слова (арбуз, акация, аист), в середине слова (барабан, заяц, вагон) и в конце слова (лиса, сова, белка), можно по рисунку на с.20.

Знакомство с графическим обликом буквы А можно провести с помощью электронного приложения, которое можно продемонстрировать на экране или интерактивной доске, а если нет ни того, ни другого на с.21 «Азбуки» и на с.3-4 в «Прописях» №2. При этом нужно подчеркнуть, что графический облик букв отличается: есть строчные буквы, а есть прописные. С прописных (заглавных) начинается предложение. Сразу можно задать вопрос: «Как это отражается на схемах предложений?» и обратить внимание детей на выступ слева первого прямоугольничка в схеме на с.20. Кроме того, с заглавной буквы пишутся имена. С этим дети уже сталкивались в схеме на с.10 «Прописей» №1.

Закрепление проводится при нахождении буквы А в текстах пословиц на с.20 «Азбуки»: хорошо читающий ученик зачитывает текст, остальные дети следят за чтением и находят букву А в тексте первой пословицы. Попутно нужно задать вопрос: «Какая из пословиц имеет отношение к теме «Азбука – к мудрости ступенька»? В качестве закрепления можно выполнить задание из электронного приложения, сходное с заданием о цветах на с.22 «Азбуки», в котором в названиях цветов буква А выделена красным цветом, а потом уж выполнить задание со схемами на с.22 «Азбуки». При этом дети в парах находят ошибку в расположениях схем, а затем, работая совместно с учителем разбирают, к чему относятся схемы: к звукам или к буквам. Главное, чтобы с самого начала дети не начали путать звуки и буквы. Для этого на доске (или интерактивной доске) должны быть записаны названия цветов (можно воспользоваться и тем же электронным приложением) и дети заучивают формулировку «буква А обозначает на письме звук [a]». По окончании этого этапа дети делают вывод, выполнена ли эта часть учебной задачи.

Письмо: Освоение написания строчной буквы а в «Прописях» №2 на с.3. Перед началом работы проводится пальчиковая гимнастика, затем учитель спрашивает: «Мы прочитали пословицу: «Аккуратность человека красит». Сейчас мы будем писать строчную букву а. Имеет ли эта пословица отношение к нашей работе?» Кинемы может показать учитель, но можно воспользоваться электронным приложением с анимированными прописями. Учитель комментирует: «Между верхней и нижней линией рабочей строки пишем овал, рядом с ним справа пишем маленькую палочку с закруглением вправо». После обводки и написания элементов буквы а и самой буквы а проводится работа со вставкой буквы а в слова: хорошо читающий ученик читает слово, рассматривается схема, учитель опять подчеркивает, что эта схема звуковая и буква а обозначает на письме звук [а] и твердость предшествующего согласного [ма], [па], [ба].

Чтение: Работа над звуком (буквой) – словом и предложениемвначале проводится по сюжетной картинке на с.20.Вначале дети называют, какие дикие животные изображены (сова (филин), ёжик, лиса, белка, заяц) и есть ли в названиях звук [a]. Затем составляют предложение из трех слов по этой картинке. Почти наверняка дети составят предложение типа «Сова (филин) показывает букву А» или «Зверюшки изучают букву А». В этом случае надо обратить внимание детей, слитно или раздельно пишется название буквы А в стихотворении на с.21, а раздельно пишутся слова, значит, в составленном предложении не три, а четыре слова. Идеальным были бы предложения: «Зверюшки изучают азбуку», «Хорошо изучать азбуку», «Надо изучать азбуку» и т.д.

Переход от знакомства с буквой-словом к звуку-предложению может быть следующим: «Оказывается, один звук [a], а на письме, в книгах, - буква А может быть даже целым отдельным предложением». Далее рассматриваются иллюстрации на с.22 по вопросам: «Что просит сказать доктор Айболит, чтобы проверить, не болит ли горло? Как плачет Аленушка, увидев, что Иванушка превратился в козленочка? Обратите внимание, что А в сказке написана с заглавной буквы. Значит, это предложение, а не просто буква».

Письмо: Освоение написания заглавной буквы Апо «Прописям» №2 на с.4. Переход к этому виду работы может быть следующим: «Мы уже встречались с печатной заглавной буквой А, видели эту букву в прописях, а теперь поучимся ее писать. Это очень трудная буква, надо постараться. Кинемы с комментариями учитель может показать на классной или интерактивной доске, но может воспользоваться анимированными прописями в электронном приложении. Комментарий кинем: «От верхней дополнительной строки пишем длинную палочку с закруглением влево. Потом от верхней дополнительной линии проводим длинную палочку до нижней линии рабочей строки. Затем выписываем петельку, заходящую за обе эти линии и выводим ее вправо». Перед работой и после нее не забыть сделать пальчиковую гимнастику. Во время письма следить за посадкой, положением тетради и положением пальцев руки, хвалить тех, у кого буква получается близкой к образцу, и ободрять тех, у кого пока не получается.

Чтение: Знакомство с лентой букв на с.23 и местом буквы А на ней проводит сам учитель. Детям сообщается, что эта табличка называется «лентой букв» и будет служить основой для характеристики букв. Буквы, которые располагаются на розовой части ленты, отражают гласные звуки, а буквы, расположенные на голубой, - согласные звуки. Первой изученной буквой является А. По мере изучения букв табличка будет заполняться.

Если останется время, нужно провести работу по развитию устной монологической речи по заданиям с. 22-23 (пересказ сказок «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Лиса и волк»).

Итоги урока.

Беседа.

1. Какую тему мы обсуждали сегодня? К какому выводу пришли?

2. Какую букву начали изучать? Какой гласный звук она обозначает? На что указывает буква А в слоге-слиянии?

3. Может ли буква А одна составлять целое слово? Приведите примеры.

4. Может ли одна буква (звук) А составлять целое предложение? Приведите примеры.

Этап рефлексии.

Физкультминуткизависят от характера класса. Если дети уже научились соблюдать дисциплину, то можно провести физкультминутки активизирующего типа под музыку … «Учат в школе….). Если класс пока шумный, физкультминутки продолжать проводить релаксирующие.

Рекомендации для работы в семье. Потренировать в написании буквы аА, дописывая строки в «Прописях» №2 на с.3-4, прочитать с ребенком сказку «Лиса и волк», побеседовать по ее содержанию. В семьях детей нерусской национальности рассказать о появлении национальной письменности, показать национальный алфавит.

Примечание: Данная разработка предназначена для учителей, работающих в достаточно «продвинутом» в классе, в котором довольно много читающих детей. Целью интенсификации изучения первых гласных является поддержание высокого уровня мотивации к учебе. Если же класс слабый, в нем мало или вовсе нет читающих детей, а процессы усвоения замедлены, советуем разбить эту разработку на две части, взяв еще 2 часа из резервного времени (1 час из часов на чтение + 1 час из часов на русский язык).

Наши рекомендации