История Средних веков. Часть 2.

История Средних веков. Часть 2.

Открытие морского пути в Индию

Открытие морского пути в Индию – одно из основных событий эпохи ВГО.

Наиболее широкие рамки: 1410-1498 гг. Было осуществлено португальцами.

Предпосылка: конкиста Африки и продвижение португальцев на юг вдоль западного побережья Африки, начавшееся в 1410-е гг. и поощряемое Энрике Мореплавателем, братом португальского короля. В ходе продвижения португальцы захватывали рабов, в результате чего местное население уходило в глубь материка – это заставляло португальцев двигаться южнее, туда, где о них еще не знали, и где они могли захватит новых рабов. Работорговля была мощным стимулом для продвижения – экспедиции стали доходными.

1462 – португальцы достигают побережья Гвинейского залива, находя там огромные богатства и золотые рудники – нужно больше рабов для их разработок – двигаются дальше на юг.

1487-88 – Бартоломеу Диаш огибает южную оконечность Африки

1497-99 – плавание Васко да Гама. У берегов Сомали он подбирает моряка и географа Ахмеда ибн Маджида, с помощью которого в 1498 достигают города Каликут на западном побережье Индии. Затариваются специями и благополучно возвращаются.

Итоги:

1. Открытие морского пути в Индию позволило европейцам торговать с ней напрямую, без посредничества арабов и османов.

2. Это первый этап в формировании португальской колониальной империи. Вскоре португальцы основывают колонии в Китае, достигают Малаккского п-ва – родины пряностей, доплывают и до Японии. Португальцы захватывают любые иностранные корабли в этом регионе и устанавливают на этом пути свою гегемонию.

3. Были опровергнуты прежние представления о географии Земли

4. Этот путь оставался основным морским маршрутом из Европы в Индию до открытия в 1869 г. Суэцкого канала.

+ итоги из вопроса №4

Открытие Америки. Завоевание Мексики и Перу

В основе лежала та же идея поиска морского пути в страны Востока, но здесь уже исходили из представления о шарообразности Земли. Открытие Америки происходило приблизительно в то же время, что и открытие морского пути в Индию.

1483 – Колумб предлагает свою идею плавания королю Португалии Жоанну II, но получает отказ. Затем обращается к французскому и английскому дворам, но они так же не воспринимают его всерьез

1485 – Колумб обращается к королю Испании Фердинанду – тоже отказ (по политической причине – реализация проекта могла привести к конфликту с Португалией, которой по договору принадлежали права на все открытия и колонизацию к югу от параллели Канарских островов).

1492 – удалось привлечь внимание крупных финансистов и служителей церкви, которые убеждают испанского короля.

Плавания Колумба:

1. 1492-93 : Октябрь 1492 – открыты Багамские о-ва, Куба, Гаити. На островах основывают поселение

2. 1493 – 96 : Открыты Малые Антильские о-ва

3. 1498 – 1500 : Открыта Южная Америка

4. 1502 – 1504 : Достигают побережья Центральной Америки

До конца жизни Колумб был уверен, что открыл путь в страны Востока (отсюда и название индейцев). При его жизни реальная ценность открытий еще не была осознана.

Происхождение названия «Америка»

В этих плаваниях участвовали не только испанцы, были и многие другие. В том числе, итальянец Америго Веспучи. Он пишет немецкому картографу Вадзею Мюллеру, что вероятно Колумб открыл совсем не Индию, а какую-то новую землю. Возникает термин Новый Свет (Novus Mundus). Вадзей решил назвать его в честь Америго – Америкой.

Открытие Америки подняло вопрос о разделе прав на новые земли между Португалией и Испанией:

1495 – подписан Тордесильясский договор – владения отныне делились не по широте, а по меридиану: Испанские земли были на западе, Португальские – на востоке. На момент подписания договора, стороны еще не знали о существовании земель Бразилии – после ее открытия в 1500 г., согласно договору, она оказалась под властью Португалии.

Завоевание Мексики

1517-18 – европейцы, уже завоевавшие Багамские, Антильские о-ва и Кубу достигают материка, который поразил их богатством державы ацтеков.

1519 – начинается завоевание во главе с идальго Эрнаном Кортесом.

1521 – взята столица ацтеков – Тенотчитлан

В последующие годы была захвачена вся территория вплоть до Калифорнии.

1527-46 – покорение городов-государств Майя на полуострове Юкатан

Причины успеха:

1. Военное превосходство – вооружение, конница

2. Внутренняя вражда между самими индейскими племенами

3. Хитрость и беспринципность действий конкистадоров, сопровождавшаяся порой доверчивостью индейцев.

Перу:

1532 – вторжение в государство инков Тауантисуйу конкистадоров под предводительством Франсиско Писарро.

1533 – захвачена столица – Куско.

Причины победы – те же.

Вслед за конкистой Америки последовало создание Испанской колониальной империи и активная колонизация Нового Света. + итоги из вопроса №4

Последствия ВГО

1. ВГО ознаменовали начало глобализации

2. Познание географии Земли - опровергнуты многие мифы, исследована большая часть земной поверхности, более-менее определены контуры всех материков, расширены представления о реальном мире.

3. Социально-экономические последствия:

a. Перемещение основных торговых путей из Средиземноморья в Атлантику – упадок Италии, усиление Португалии, Испании, Англии, Голландии

b. Формирование новых систем рыночных связей – «торговый треугольник»: из Европы в Африку – товары; из Африки в Америку – рабы; из Америки в Европу – сырье, драгоценности, товары.

c. «Революция цен» - приток золота и серебра из Америки вызвал огромный рост цен в Европе => обогащение одних, разорение других

d. «Пищевая революция» - внедрение (очень постепенное) новых продуктов из Америки и Азии (картофель, кукуруза, томаты, чай, кофе, табак, также и хлопок как ткацкий материал). Особенно важным стал картофель – заменил беднякам хлеб, заметно снизил угрозы голода в Европе.

e. Демографические последствия – 1) новые эпидемии в Европе, вызванные завезенными из Нового Света болезнями (сифилис). 2) Отток населения в колонии из Испании, Португалии и Англии (из Англии бежали угнетаемые в религиозном плане – это снизило остроту религиозных споров внутри страны).

4. Импульс к развитию науки и культуры – география, этнография, история, языкознание. Европейцы поняли, что мир куда более многолик, а они – особая и внутренне единая часть этого мира. В то же время, заокеанские миры сохранили аромат сказочности и представление о лучшей жизни, лишенной превратностей жизни европейской – так зародился утопизм. Бурное развитие капиталистических отношений и изменения в экономической сфере вообще стали импульсом для развития экономической мысли. В литературе появилось множество произведений, посвященных рассказам о дальних странах.

5. Воздействие европейцев на жизнь народов Африки и Америки – было разрушительным, местами доводило до полного исчезновения местного населения. В то же время, зарождалась новая латиноамериканская культура и латиноамериканское общество.

6. Расширение географии христианства – католицизм там, где проповедовали испанцы и португальцы; реформационные движения, где проповедовали англичане и голландцы.

Восстание комунерос

Причины из прошлого вопроса.

Июль 1520 – представители городов образовали Священную хунту, которую возглавил дворянин Хуан де Падилья. Их требования:

1. Запрет вывоза денег из страны

2. Запрет иностранцам занимать в Испании должности

3. Постоянное пребывание короля в стране

4. Установление контроля над доходами монарха

5. Расширение городского самоуправления и прав кортесов

По сути, это были антиабсолютистские, демократические требования.

К осени 1520 хунта берет под контроль Кастилию. Однако радикализация движения многих оттолкнула от него. Война шла с переменным успехом, но в 1521 хунта была разбита при Вильяларе, лидеры – казнены. Потом в течение полугода восстание было подавлено по всей стране. Это восстание стало одним из крупнейших в Западной Европе эпохи раннего Нового времени.

Итоги:

1. Провал антиабсолютистского движения

2. Усиление королевской власти

3. Ослабление торгово-предпринимательских слоев

4. Усиление дворянства, поддержавшего под конец войны короля

Карл V (1516 – 1556)

Внешняя политика

Под властью Карла: Испания, Южная Италия, Австрия, Нидерланды, часть Швейцарии, а также колониальные владения. Все эти государства были связаны прежде всего личностью правителя. Сохранять единство было непросто, ведь даже Испания не была внутренне едина.

Все правление Карла прошло в борьбе с Османской империей, немецкими протестантами и Францией.

Османская империя –поддерживала средиземноморских пиратов – угроза Испании и Италии. Пираты регулярно нападали на корабли и порты, грабя их и уводя в плен население. 1535 – успешный поход Карла в Тунис – освободил тысячи невольников. 1541 – поход в Алжир с той же целью, но неудачно.

Франция – борьба с Испанией на пиренейской границе, соперничество в Италии и в борьбе за «бургундское наследство».

Итог европейской политики: В своих внешнеполитических кампаниях Карл зачастую достигал краткосрочных успехов, но которые впоследствии ему не удавалось закрепить из-за необходимости распылять свои силы и внимание на огромные территории и множество регионов.

Америка - Именно при Карле произошли главные события конкисты и создана эффективная система управления в Америке.

Внутренняя политика

Во многом была подчинена внешней. Для войн Карлу были необходимы финансы, а испанцы были жестко против траты их налогов на решение общеимперских задач Карла. Свободнее всего Карл мог распоряжаться своей долей серебра из Америки, что делало его менее заинтересованным в доходах от испанской экономики – и это впоследствии пагубно отразилось на ее развитии.

В Испании Карл создал новую, эффективную систему управления. Были созданы советы, ответственные как за территориальное управление, так и по отдельным вопросам (Финансовые, Военные). Высшим советом был Государственный. Испанские советы были частью общей структуры управления империи.

Укрепление королевской власти снизило влияние кастильских кортесов. Они по-прежнему регулярно собирались, но не играли большой роли – были послушны в выполнении требований Карла по утверждению чрезвычайных налогов.

Филипп II (1556 – 1598)

Внутренняя политика

1556 – Карл отрекается от престола и делит державу. Его старший сын Филипп II получает Испанию с ее итальянскими и заокеанскими владениями, Нидерланды, Франш-Конте и Шароле, а младший брат Карла Фердинанд – австрийские земли и императорский титул.

1. Стремился охранить Испанию от Реформации, покровительствовал инквизиции и иезуитам.

2. Укрепление королевской власти

3. Централизация страны (в 1561 не зря выбирает столицей расположенный в центре Мадрид).

4. При этом, в отличие от своего отца, Филипп со вниманием относился и стремился уважать местные вольности и привилегии.

5. Однако стремление Филиппа все контролировать в рамках таких огромных территорий порождало медлительность действий и нередкую их ошибочность.

Внешняя политика

Определялась ревностным католицизмом Филиппа II и статусом Испании как одной из ведущих держав. Во внешней политике были как успехи, так и глобальные неудачи.

1. 1559 – завершение Итальянских войн благоприятным для Испании миром в Като-Камбрези.

2. 1560-е – борьба с натиском османов в Западном Средиземноморье: 1565 – Мальта выдержала осаду; 1571 – победа над османами при Лепанто (объединенный испанский, венецианский и папский флот)

3. Политика борьбы с ересями в Нидерландах – вызвала в 1566 освободительное движение, подавление которого было для Испании невероятно дорогим, но безуспешным. В 1581 Нидерланды низложили Филиппа.

4. Однако в это же время, в 1580 – личная уния Португалии и Испании – объединения Пиренейского п-ва на 60 лет. К Испании были присоединены все португальские колонии, и она стала крупнейшей державой в истории.

5. 1589 – стремление не допустить на французский престол гугенота Генриха Бурбона. Провал.

6. Борьба с Англией, мешавшей колониальной политике Испании контрабандной торговлей и пиратством. 1588 – против Англии отправлен огромный флот «Непобедимая армада». Ее гибель стала для Испании финансовой катастрофой.

К концу столетия Испанию настигает кризис – активная и неудачная внешняя политика приводит к разрушению финансовой системы страны и разорению населения.

Выдающееся положение Испании во 2/2 XVI в. породило формирование комплексного негативного отношения к ней со стороны врагов (в первую очередь, Нидерландов, Англии и протестантов в целом), выразившегося в пропаганде, называвшейся «черная легенда» - рассказывавшей об испанцах, как о жестоких и развращенных фанатиках, душителях свободы других народов. В Испании же была создана «розовая легенда», превозносившая заслуги и совершенство испанской нации.

Итальянские войны.

1494-1559

История Средних веков. Часть 2. - student2.ru

Богатые и политически раздробленные итальянские земли стали привлекать французское дворянство еще в XV веке. Формальным обоснованием этих притязаний было то, что Неаполитанское королевство со 2/2 XIII в. принадлежало Анжуйской династии (ветвь дома Валуа).

2 этапа Итальянских войн:

1. 1494-1513 – походы Карла VIII и Людовика XII

2. 1515-1559 – война французских королей Франциска I и Генриха II с императором Карлом V Габсбургом

Первый этап

1494 – вторжение французского короля Карла VIII в Италию под предлогом возвращения «Анжуйского наследства».

1495 – Карл берет Неаполь (до которого, к слову, надо было пройти через всю Италию). Причина легкой победы – политическая разрозненность итальянских государств.

Осознав масштаб проблемы, Милан, Венеция и Папская область объединяются с германским императором Максимилианом I, образуя «Святую лигу», и к 1496 году прогоняют наглого французского короля.

Однако внутренние разногласия никуда не делись: Милан враждовал с Венецией, Флоренция – с папством. Пользуясь этим, в 1499 Людовик XII организует новый поход – берет Милан и всю Ломбардию. Французам помогали Венеция и папа Александр VI.

1502 – вновь завоевано Неаполитанское королевство. Здесь французам помогала Испания, с которой договорились эти земли разделить. Но неудивительно, что вскоре испанцы и французы друг друга невзлюбили и начали воевать на юге Италии.

Тем временем, на севере, пользуясь удобным случаем, активно расширяла свои владения Венеция, стремившаяся захватить всю область под названием Романья (на картинке).

История Средних веков. Часть 2. - student2.ru

Это многим не понравилось, и папа Юлий II создает антивенецианскую коалицию – Камбрейскую лигу, куда, помимо разных итальянских государств, вошли также Франция, Испания и Империя. 1509 – битва при Аньяделло -Венеция терпит поражение и отказывается от своих притязаний.

Но мир переменчив. Вскоре папа Юлий II заключает союз с Венецией, северо-итальянскими городами и Испанией и создает «Святейшую лигу» с целью изгнания французских и имперских войск из Ломбардии (вот она на картинке).

История Средних веков. Часть 2. - student2.ru

Апрель 1512 – битва под Равенной –французы громят войска «Святейшей лиги». Но закрепить успех Людовику не удается, он оставляет Ломбардию. В награду за поддержку папа разрешил испанцам занять сохранявшую нейтралитет Флоренцию. А новым папой стал Лев X из рода Медичи, который потребовал от Флоренции еще и восстановления власти Медичи.

Итог первого этапа войны: итальянские государства так и не смогли объединиться, чтобы дать отпор всем иностранным завоевателям. В Италии резко возросло влияние Испании.

Второй этап

1515 – возобновление военных действий при новом французском короле Франциске I. В союзе с Венецией побеждает в битве при Мариньяно,вновь берет Милан, а Венеция возвращает отобранные Камбрейской лигой завоевания. Италия делится на 4 сферы влияния – Франция и Венеция на севере, папство в центре, Испания на юге.

1519 – испанский король Карл становится императором СРИ – печальные новости для Франции. Карл хочет вытеснить французов из Италии. 1525 – битва при Павии - последнее крупное сражение Итальянских войн – поражение Франции, которая прекращает борьбу.

1527 – Карл V берет Рим. После этого Франция еще в последний раз пытается что-то предъявить, но безуспешно.

1529 – мир в Камбрэ:Карл V – король Италии и правитель Неаполитанского королевства. Начавшая некогда всю эту заварушку Франция не получила ничего.

1559 – мир в Като-Камбрезиокончательно закрепил господство Испании (после мира в Камбрэ 30 лет еще продолжались какие-то конфликты с Францией).

Италия была опустошена. Под властью Испании оказалась примерно половина страны, что еще более замедлило процесс сближения итальянских государств.

Морская кампания 1570-72

Началась с нападения турок на Кипр. Для противодействия по инициативе папы Пия V создается «Священная лига» - Венеция, Испания, папа, Мальтийский орден, и разные итальянские государства. 1571 – победа при Лепанто. Однако в следующем году успех закрепить не удалось. Венеция заключила с Портой мир, отказываясь от своих восточно-средиземноморских владений.

Вестфальский мир

Вестфальский мир (заключенный в 1648 в вышеназванных городах, то есть состоял из двух частей) ознаменовал окончание первой в истории войны общеевропейского масштаба. Этот мир подвел итог эпохе противоборства реформационных сил и их противников.

Итоги:

Швеция:

1. Получила всю Западную и часть Восточной Померании, Померанский залив со всеми прибрежными городами. Швеция получила контроль над устьями крупнейших рек Северной Германии – Везера, Эльбы, Одера

2. В качестве герцогов Померании шведские короли стали теперь имперскими князьями и получили возможность прямого вмешательства в имперские дела

3. Швеция получила огромную денежную выплату

Швеция стала великой европейской державой и реализовала свою цель господства над Балтикой

Франция: (приобретения не столь велики, вследствие спешки в заключении мира из-за начавшегося внутреннего кризиса)

Все приобретения сделала за счет имперских владений: регионы Эльзас, Зундгау, Ханегау, подтвердила свои права на епископства Мец, Туль, Верден. Под опекой Франции оказались 10 имперских городов

Республика Соединенных провинций:

Получила международное признание своей независимости. По Мюнстерскому договору были решены вопросы ее суверенитета, территории, статуса Антверпена (Антверпен, оставшийся в испанских Нидерландах, мешал Республике – поэтому по договору закрывалось устье реки, на которой стоял Антверпен – он терял выход к морю, а, следовательно, свое торговое значение. В результате вся торговля переместилась в северный Амстердам).

Швейцарский союз: Также получил прямое признание своего суверенитета.

Германские княжества:

1. Многие из них значительно увеличили свои территории за счет мелких соседних владений.

2. Франция их поддерживала для создания противовеса императору и Швеции.

3. Вестфальский мир закрепил политическую раздробленность Германии. Они получили право заключать договоры между собой и с иностранными государствами, что означало их суверенитет.

Империя превращается в еще более слабо связанный конгломерат отдельных территорий. Лютеранство, католичество и кальвинизм - все получают статус официально признанных религий.

Испания:

Для Испании мир ничего особо не означал – она продолжала свою войну против Франции.

Вестфальский мир, заключенный после многолетней разорительной войны, значительно изменившей облик Европы, закрепивший новый баланс сил, стал рубежом эпох.

Швеция

1523 – разрыв Кальмарской унии и восстановление независимости Швеции, что положило начало формированию централизованного абсолютистского шведского государства. Первый король – Густав I (1523-1560).

Социально-политическое развитие Швеции

1. Население: 1 млн - страна очень редкозаселена. 90% - крестьяне

2. Господствует мелкокрестьянское производство - у скаттовых бондов (лично свободных крестьян, владевших наследственной землей) во владении половина земли. Однако с течением времени эксплуатация крестьян усиливается, их положение ухудшается.

3. В то же время усиливается дворянство и появляется титулованная знать, получающая судебные и административные права

4. Реформы Густава I :

a. Реформация – Густав вводит лютеранство, проводит секуляризацию, подчиняет церковь государству.

b. Реорганизация государственных органов. Кроме того, наместниками областей становились не крупные феодалы, а чиновники.

c. Власть короля объявлена наследственной.

d. Военная реформа – рыцарско-крестьянское войско дополнено наемными полками + создан мощный флот.

Эти реформы имели огромное значение – они помогли Швеции выйти из политической изоляции. Однако они не имели достаточной социальной базы. Повышение налогов, войны вызывали социальные протесты – кровавые конфликты и с аристократией, и с крестьянами.

5. Реформы Густава II Адольфа (1632-1644):

a. Завершена централизация управления – окончательно сформирована система коллегий

b. Новаторская военная реформа – введена общекрестьянская воинская повинность, страна поделена на военные округа

К середине XVII в. власть шведского короля принимает абсолютистский характер.

Норвегия

К началу XVI в. – бедная страна с редким населением, слабым дворянством и не сложившимся бюргерством. Фактически, после разрыва Кальмарской унии осталась под властью датских королей.

Население – в основном, лично свободные крестьяне, часть из которых были владельцами наследственной земли – одаля, а часть – держателями дворянской/церковной/коронной земли, платившими продуктовую ренту.

Основную массу купечества, ремесленников, судовладельцев составляли немцы и датчане.

Реформация –

- пришла вместе с усилением власти датских королей при Кристиане III (а во время «графской распри» Норвегия поддержала Криса II). Норвегия была лишена остатков политической независимости.

Местное население сопротивлялось реформации, но к концу XVI в. лютеранство закрепилось здесь. Реформация, которая была проведена датскому образцу, усилила политическую зависимость Норвегии.

1536 – упраздняется риксрод (норвежский представительный орган), управление переходит к датскому наместнику.

Датская власть была бременем для Норвегии – огромные налоги, территориальные потери вследствие военных поражений Дании.

С ослаблением Дании ее политика в Норвегии становится более гибкой – вновь собираются местные сословно-представительные органы, на высшие должности допускаются норвежцы.

41. Реформация Мартина Лютера.(постараюсь кратенько, потому что по теме своего доклада могу написать страниц 30 J)

Мартин Лютер (1483 – 1546) – основоположник Реформации, монах, доктор богословия, профессор Виттенбергского университета. Происходил из бюргерской среды. Окончил Эрфуртский университет. Затем вступил в орден августинцев.

Он стремился к очищению церкви. Его цель – возвращение к идеалам, прописанным в Евангелии, от которых, по его мнению, католическая церковь ушла невероятно далеко. Одним из наиболее возмутительных пороков католической церкви Лютер считал торговлю отпущением грехов, которое было поставлено невероятно широко, продавались индульгенции даже для умерших – они должны были освобождать душу из чистилища. По сути, в Германии не только торговля индульгенциями, но и вся политика католической церкви была направлена на выкачивание денег из населения. В реформации были чрезвычайно важны социально-политические причины – в первую очередь, Лютер отражает интересы немецкого бюргерства, финансово страдающего от католической церкви.

1517 – Лютер публикует 95 тезисов против индульгенций – теологически обоснованно опровергает возможность отпущения грехов при посредничестве клира. Лютер критикует идею того, что спасение человеческой душе можно достичь с помощью благодеяний. Дело в том, что в то время католическая церковь понимала под благодеяниями дары в пользу церкви: плата за аннаты (церковные должности), десятина, особые налоги на юбилеи Церкви, индульгенции, заупокойные мессы. И основываясь на этом, вымогала у населения доходы. Лютер заявил, что отпущение грехов и спасение может исходить лишь из божьей благодати, земные поступки на это не влияют.

Публикация тезисов вызывает огромный резонанс в немецком обществе.

Эти тезисы делали бессмысленным все многовековое существование системы католической церкви. Для Лютера же важно лишь личное отношение человека к богу.

1519 – теологический диспут с Иоганном Экком в Лейпциге. Лютер публично подвергает сомнению безошибочность церковных соборов. Заявляет о том, что множество здравых идей содержится в работах Яна Гуса.

Постепенно Лютер становится на все более радикальные позиции. Начинает сравнивать церковь и папу со слугами антихриста.

1520 – «К христианскому дворянству немецкой нации» - Лютер предлагает программу церковно-политических преобразований. Лютер ищет поддержки своих идей у немецких князей и императора.

Декабрь 1520 – папская булла об отлучение Лютера от церкви Львом X. Лютер ее демонстративно сжигает.

1521 – Вормский рейхстаг. Лютер выступает перед новым императором Карлом V, надеясь заручиться его поддержкой. Но надежды рушатся. Согласно Вормскому эдикту Карл приказывает преследовать новую ересь. Лютер не соглашается на отречение. Вскоре покровитель Лютера саксонский курфюрст Фридрих Мудрый прячет его в своем замке, где Лютер занимается одним из важнейших своих трудов – переводом Библии на немецкий язык.

Лютер отвергал каноническое право и авторитет священного предания, но не отрицал церковь в целом. Он признавал ее необходимость как духовного наставника людей. Правильная структура церкви по Лютеру: сеть независимых христианских общин. Каждая община выбирает себе священника из числа самых образованных и сведущих в Писании. Община же сама содержит священника. Но священник при этом не приобретает никакого сакрального смысла – он остается таким же рядовым человеком, просто выполняет дополнительные, возложенные на него обязанности – теория «всеобщего священства».

«5 только» -

1. Только Писанием

2. Только верой

3. Только благодатью

4. Только Христос

5. Только богу слава

Кальвинизм

C середины 1530-х развитие реформации в Швейцарии связано с Жаном Кальвином (1509 – 1564), юристом из Франции.

1534 – порывает с католицизмом в связи с гонениями на протестантов, покидает Париж и уезжает в Швейцарию

1536 – издает в Базеле «Наставление в христианской вере». В том же году оказывается в Женеве.

Религиозное учение Кальвина

Центральное место в его теологии – проблема познания Бога.

Концепция «двойного предопределения» - Бог изначально предначертал все, что должно свершиться, и участь каждому человеку – кому-то скорбь и страдания, кому-то – спасение и вечное блаженство. При этом, человек не должен сомневаться в своей избранности, ибо это уже симптом недостаточности веры. Цель каждого человека, сознающего себя избранным, - следуя заповедям реализовать свое призвание, проявить заложенные в нем богом способности.

При причастии духовную благодать получают лишь избранные. В целом, причастие – символический обряд, основанный на воспоминании о боге, а не на буквальном единении с ним. В этом – одно из ключевых отличий от лютеранства.

Церковный культ – еще более строгий и простой – отказ от поклонения святым, мощам, реликвиям, иконам; отказ от богатого убранства церквей и нарядов священников; отказ от органной музыки

Кальвин создает принципиально новое церковное устройство. Т.н. «Видимая церковь» состояла из общин, действующих по принципу самоуправления (республиканские порядки). В общине существовало 4 вида «служб»:

1. Пасторы для проповеди

2. Учителя для сохранения чистоты учения

3. Пресвитеры (старейшины) для контроля за церковной дисциплиной

4. Диаконы для надзора за церковным имуществом

Дела общины обсуждались на совете старейшин. По отношению друг к другу общины были автономны.

У кальвинистов тоже 2 таинства – крещение и причастие

Политическое учение Кальвина

Как и Лютер, и Цвингли, Кальвин считал, что государство – это установление Бога, что правитель обязан служить народу, а общество ему подчиняться. Однако, в отличие от Лютера, Кальвин считал, что любой человек может противиться власти, если она мешает истинной вере (Лютер же отрицал право обычных людей на бунт против власти). Для Кальвина сопротивление тиранам – священный долг. Он допускает насильственные методы в этой борьбе.

Кальвин считал, что светская власть и церковь должны сотрудничать, последняя при этом должна оставаться независимой.

Развитие кальвинизма в Швейцарии –

- свершалось в рамках отдельных городов и территорий в разное время и по-разному.

Наиболее совершенный вид кальвинизм приобрел в Женеве, где и находился Кальвин, обладавший огромным влиянием на местную светскую власть. Там был буквально установлен строжайший надзор над населением – не придерживавшихся аскетических правил кальвинизма изгоняли и даже казнили. Кальвин был нетерпим к инакомыслию. Зато Женева приобрела образ оплота праведной веры.

Распространяясь по Европе, кальвинизм так же, как и другие реформационные течения, приобретал разнообразные формы при сохранении фундаментальных принципов.

Цвиккауские пророки

Группа немецких сектантов, переселившихся из Виттенберга в Цвиккау.

1. Утверждали, что получают непосредственно от Святого Духа откровения, которые звучат как внутренний голос.

2. Не признавали привилегий духовенства

3. Выступали за крещение исключительно в сознательном возрасте (как это сделал Христос).

4. Иконы – идолопоклонство

Лютер яро осудил это движение. Но уже с этого момента реформация теряет свое единство и разветвляется на множество течений.

Томас Мюнцер и его учение

Томас Мюнцер – священник, бывший последователь Лютера, идеолог Крестьянской войны.

1. Воспринимал Реформацию как всеобщее обновление церкви и мира, предвосхищающее наступление царства божия.

2. Как и цвиккауские пророки верил во «внутренний голос» - откровения божьего духа.

3. Впервые в Германии разработал богослужение на немецком языке

4. В отличие от Лютера, проповедовал народное восстание, цель которого – перераспределение власти в пользу всего народа

5. Чрезвычайно резко нападал на Лютера из-за позиции того по поводу Крестьянской войны

Анабаптисты

1519 – в Цюрихе складывается секта анабаптистов – «перекрещенцев»:

1. Креститься – только в сознательном возрасте

2. Идея ненасилия

3. Отвержение всех существующих церковных организаций

4. Уравнительские идеи

Анабаптисты подверглись жестоким гонениям, но их идеи распространились по всей Европе.

«Царство праведных» в Мюнстере

После Крестьянской войны радикальное течение реформации дробится на множество сект.

1534 – в западногерманском городе Мюнстере реформационные силы одерживают победу над своим князем-епископом. Туда начинают стекаться анабаптисты (в большом количестве – из Нидерландов). Они завоевывают большинство в магистрате и объявляют Мюнстер «Новым Иерусалимом», откуда праведная вера будет распространена по всей земле.

1535 – епископские войска осаждают Мюнстер, который, тем временем, уже успел стать царством, царь – Ян Лейденский. В городе был установлен жесткий теократический режим. Там упразднили деньги, если у кого-то находили «излишки» - отбирали. Кроме того, внезапно оказалось, что женщин в их царстве намного больше, чем мужчин. Эту проблему оперативно решили введением многоженства.

Но, в итоге, город пал, и после резни был восстановлен католицизм.

Пуритане –

сторонники очищения англиканской церкви от «пережитков папизма». Распространение – с 1540-х гг., в основном, в среде зажиточного бюргерства. Идеи близки к кальвинизму.

1560-70-е – надеялись на поддержку Елизаветы I, что она упразднит епископат и иерархию духовенства, но она увидела в этом опасные антигосударственные веяния.

70-90-е – лишившись надежд на поддержку властей, созвали национальный Синод пуританских священников, выработав тактику скрытого насаждения «истинной церкви» - внешне священники будут оставаться верны церковным властям, но богослужение будут вести как кальвинисты.

Потом выделились два направления:

1. Пресвитериане – умеренные, требовали подчинить церковь общенациональному Синоду духовенства

2. Индепенденты – за уничтожение церковной структуры и за полную независимость общин

Их таки тоже начали репрессировать.

Реформация Цвингли

Ульрих Цвингли (1484 – 1531) – родился в семье сельского старосты. Учился в Венском и Базельском университетах, где испытал влияние гуманизма, в частности, Эразма Роттердамского. 1506 – становится священником.

Высказывал идеи реформационного характера еще до выступления Лютера.

С 1519 – священник Цюрихского городского собора, где начинает проповедовать собственное евангелическое учение. Кроме того, он проповедовал против наемничества, очень распространенного в Швейцарии (в поисках заработков швейцарцы часто принимали участие в европейских войнах).

Первый успех – 1521 год – Швейцария отказалась вступить в соглашение с Францией о наемничестве.

Теология

Сходства с Лютером:

1. Священное писание – единственный источник веры

2. Критика Священного предания и схоластического богословия

3. Теория всеобщего священства

4. Оправдание верой

5. Идеал – раннехристианская церковь

6. Тоже 2 таинства – крещение и причастие

Различия:

1. Главное богословское различие – в разной трактовке причастия. Цвингли видит в нем не таинство, а символ, обряд совершаемый в воспоминание об искупительной жертве Христа.

2. Политические различия: Цвингли – сторонник республиканизма, противник власти тиранов (которой Лютер призывал физически не сопротивляться). Покорность тиранам Цвингли рассматривал как грех.

1523 – Цвингли получает поддержку в Цюрихе, где правительство начинает проводить реформацию. Здесь ряд сходных черт с женевским кальвинизмом – организовывались независимые, избирающие пастыря общины, жизнь и нравы которой строго регламентировались. Следила за порядком «полиция нравов». Влияние Цвингли придало правлению теократическую окраску.

В социальной сфере Цвингли выступал против ростовщичества, монополий, церковной десятины

Он был поддержан большинством населения, но были и несогласные. 1519 – в Цюрихе складывается секта анабаптистов – «перекрещенцев»:

1. Креститься – только в сознательном возрасте

2. Идея ненасилия

3. Отвержение всех существующих церковных организаций

4. Уравнительские идеи

Цвингли выступил резко против, начались преследования анабаптистов.

46. Контрреформация и "католическая реформа" в Европе.

Реформация – величайшее потрясение в истории католической церкви. Римский престол потерял свое влияние во многих странах

Наши рекомендации