Княгиня Ольга - исторический портрет.

Регентство при Святославе: 945-962

Из биографии

Княгиня Ольга — хитрая (по преданию), святая (такой нарекла ее церковь), мудрая (такой осталась в истории ).

В летописи её описывают как красивую, умную, энергичную женщину и, одновременно, дальновидную, хладнокровную и довольно жестокую правительницу

Существует легенда, как Ольга жестоко отомстила за смерть мужа- Игоря. Первое посольство было закопано заживо в землю. Второе – перебито после пьяного пира . По приказу Ольги была сожжена столица древлян -Искоростень (попросила с каждого двора по два голубя и воробья, к лапам которых была привязана зажженная пакля). Погибло 5000 человек.

Такая месть не считалась в те времена жестокостью. Это было естественное желание отомстить за близкого человека.

Ольга правила в период малолетства сына Святослава, но и после она долгое время оставалась у руководства, так как Святослав большую часть времени проводил в военных походах.

Княгиня Ольга была одной из первых правителей, которые большое внимание уделяли дипломатии в отношениях с соседними странами.

В 1547 г. была причислена к лику святых.

Направления деятельности

1.Внутренняяя политика

Направления деятельности Результаты
Совершенствование системы налогообложения. Провела налоговую реформу , ввела уроки — размер дани, который был чётко определён.
Совершенствование системы административного деления Руси. Провела административную реформу :ввела административные единицы –становища и погосты, куда свозилась дань.
Дальнейшее подчинение племён власти Киева. Жестоко подавила восстание древлян, подожгла Искоростень (отомстила за смерть мужа согласно обычаю).Именно при ней были окончательно подчинены древляне.
Укрепление Руси, активное строительство. В княжение Ольги начали строиться первые каменные здания, положено начало каменному строительству.Продолжала укреплять столицу- Киев.При ней активно благоустраивались города, был основан город Псков.

Внешняя политика

Направления деятельности Результаты
Стремление укрепить престиж страны на мировой арене путём принятия христианства. В 955 г( 957г). приняла христианскую веру под именем Елены. Но её сын , Святослав, не поддержал мать. 959г — посольство в Германию к Отто I . Германский епископ Адельберт изгнан язычниками из Киева в этом же году.
Защита Киева от набегов. 968 г. – руководила защитой Киева от печенегов.
Укрепление связей с Западом и Византией Проводила умелую дипломатическую политику с соседними странами, особенно с Германией. С ней обменялись посольствами.

ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Усиление княжеской власти

Укрепление и расцвет государства, его могущества

Положено начало каменному строительству на Руси.

Предприняты попытки принятия единой религии — христианства

Значительное укрепление международного авторитета Руси

Расширение дипломатических связей с Западом и Византией.

20. Внешняя политика князя Святослава Игоревича.
В «Повести временных лет» отмечено, что в 964 году Святослав «пошёл на Оку реку и на Волгу, и встретил вятичей». Не исключено, что в это время, когда главной целью Святослава было нанесение удара по хазарам, он не подчинил вятичей, то есть ещё не обложил их данью.
По одной версии, Святослав вначале взял Саркел на Дону (в 965 году), затем вторым походом в 968/969 году покорил Итиль и Семендер. По другой версии, имел место один большой поход 965 года, русское войско двигалось вниз по Волге и взятие Итиля предшествовало взятию Саркела.

Святослав не только сокрушил Хазарский каганат, но и пытался закрепить завоёванные территории за собой. На месте Саркела появилось славянское поселение Белая Вежа. Возможно, тогда же под власть Киева перешла и Тмутаракань. Есть сведения о том, что русские отряды находились в Итиле до начала 980-х годов.

Под 966 годом, уже после разгрома хазар, в «Повести временных лет» сообщается о повторной победе над вятичами и наложении на них дани.

В 967 году между Византией и Болгарским царством разгорелся конфликт, причину которого источники излагают по разному. В 967/968 году византийский императорНикифор Фока отправил к Святославу посольство. Главе посольства Калокиру было передано 15 кентинариев золота (примерно 455 кг), чтобы направить русов в набег на Болгарию. Согласно наиболее распространённой версии, Византия хотела сокрушить Болгарское царство чужими руками, а заодно ослабить Древнерусское государство, которое после присоединения Хазарии могло обратить свой взгляд на крымские владения империи.
В 968 году Святослав вторгся в Болгарию и после войны с болгарами обосновался в устье Дуная, в Переяславце, куда к нему была выслана «дань с греков». К 968—969 годам относится нападение на Киев печенегов. Святослав с конной дружиной возвратился на защиту столицы и отогнал печенегов в степь. Во время пребывания князя в Киеве скончалась его мать, княгиня Ольга, фактически правившая Русью в отсутствие сына. Святослав по-новому устроил управление государством: посадил сына Ярополка на киевское княжение, Олега — на древлянское, Владимира — на новгородское. После этого, осенью 969 года великий князь снова пошёл на Болгарию с войском.
Столкнувшись с нападением Святослава, болгары попросили помощи у Византии. Император Никифор Фока, сильно обеспокоенный вторжением русов, решил закрепить союз с Болгарским царством династическим браком. Невесты из царской болгарской семьи уже прибыли в Константинополь, когда в результате переворота11 декабря 969 года Никифор Фока был убит, а на византийском троне оказался Иоанн Цимисхий. Иоанн попробовал убедить Святослава покинуть Болгарию, обещая дань, однако безуспешно. Святослав решил прочно обосноваться на Дунае, расширив таким образом владения Руси. На границы Болгарии Византия спешно перебрасывала войска из Малой Азии, размещая их по крепостям. По сообщениям византийских источников, были окружены и перебиты все печенеги, а затем были разгромлены основные силы Святослава. Древнерусская летопись излагает события иначе: по сведениям летописца, Святослав одержал победу, вплотную подошёл к Царьграду, но отступил, лишь взяв большую дань, в том числе и на погибших воинов. В апреле 971 года император Иоанн I Цимисхий лично выступил против Святослава во главе сухопутной армии, отправив на Дунай флот из 300 кораблей, чтобы отрезать путь отступления русам. 13 апреля 971 года была захвачена болгарская столица Преслав, где в плен попал болгарский царь Борис II. Части русских воинов во главе с воеводой Сфенкелом удалось прорваться на север в Доростол, где находился Святослав с основными силами.

23 апреля 971 года Цимисхий подошёл к Доростолу. В сражении русы были отброшены в крепость, началась трёхмесячная осада. Стороны несли потери в непрерывных стычках, у русов погибли вожди Икмор и Сфенкел, у византийцев пал военачальник Иоанн Куркуас. 21 июля произошло ещё одно генеральное сражение, в котором Святослав, по данным византийцев, получил ранение. Сражение окончилось безрезультатно для обеих сторон, однако после него Святослав вступил в мирные переговоры.

Условия русов Иоанн Цимисхий безоговорочно принял. Святослав с войском должен был покинуть Болгарию, византийцы обеспечивали его воинов (22 тысячи человек) запасом хлеба на два месяца. Святослав также вступал в военный союз с Византией, восстанавливались торговые отношения. На этих условиях Святослав ушёл из Болгарии, сильно ослабленной войнами на её территории.

21. Святослав 1 Игоречич и история Киевской Руси.
Правление Святослава по-разному оценивается исследователями. Одни считают его талантливым полководцем и государственным деятелем, другиеутверждают, что это был князь - авантюрист, жизненной целью которого была война. Один византийский автор описал Святослава как человека среднего роста, стройного, с голубыми глазами и плоским носом. Он брил бороду и голову, оставляя длинный пучок волос на голове и длинные усы. В ухе Святославаблестела золотая серьга с двумя жемчужинами и рубином посередине. Русский летописец говорит, что князь Святослав ходил как барс, а во время военных походов спал прямо на земле под открытым небом, подкладывая под голову седло. Перед выступлением в поход он непременно предупреждал противникасловами: «Иду на вы!» Началось всё с подчинение вятичей (964), которые последние из всех восточно - славянских племён платили дань хазарам. В 965 году Святослав совершил поход на Хазарский каганат, взяв штурмом его основные города: город-крепость Саркел, Семендер и столицу Итиль. На месте города-крепости Саркела, построенного хазарами для блокировки нового пути транспортировки серебра, миновавшего Хазарский Каганат, а вместе с ним и столь обременяющие пошлины, Святослав построил крепость Белая Вежа. Были завоёваны и мордовские племена. Также Святослав осуществил два похода в Болгарию (Волжская Булгария), где намеревался создать собственное государство со столицей в придунайской области. Совершил успешные походы на Северный Кавказ и Азовское побережье. Отсутствием Святослава в Киеве довольно часто использовали печенеги, которые стали постоянной угрозой южным границам Руси. (В дальнейшем печенеги будут изгнаны из русских земель в годы правления внука Святослава - Ярославом Мудрым. ) Перед Великим воином стояла двойная задача: не только защитить Русь, но и проложить торговые пути в другие страны. И с этими задачами князь успешно справлялся, что позволяет сделать вывод о нём, как о способном государственном деятеле и талантливом полководце. Кроме того он попытался приблизить границы своего государства к Византии и вёл упорную борьбу с Царьградом за Балканы. По этой причине в 969г. Святослав решил оставить за матерью Киев, а сам перебираться в Переяславец на Дунай. Но мать отговорила его от такого намерения, мотивируя свою просьбу смертельной болезнью. Бояре боялись гнева Святослава, так как понимали, что если князь уедет, то начнутся восстания среди покоренных народов , но ещё больше они боялись печенегов, которые могли захватить Киев в любой момент без надёжной защиты князя и его дружины. На этом и заканчивали.… После чего князь собирал свою дружину и уезжал в очередной поход! После оглушительных побед в Болгарии и в Византии, византийский император стал всерьёз опасаться за границы своего государства… Он собрал огромную армию и постепенно стал вытеснять дружину Святослава из пределов своей империи. Святослав долго противостоял могущественному противнику, но постепенно его силы стали иссякать…. При последнем отступлении войско Святослава попало в осаду в одну из захваченных им ранее византийских крепостей. Попытки взять крепость штурмом не обвенчались успехом и тогда император решил взять крепость измором! Он и его армия в течении многих месяцев не впускали никого в город и из города тоже никого не выпускали. За время долгой осады люди в крепости, а так же и войско Святослава не знали нужды, но запасы еды и воды кончались, начался голод, нужно было, что - то предпринимать иначе могло бы случиться не поправимое… именно поэтому князь решил принять условия императора и сдать крепость. Согласно летописи, на встречу с князем, для подписания мирного договора, император Византии явился с огромным войском на белом коне весь одетый в драгоценные одежды в золотом плаще расшитом драгоценными камнями и затейливыми узорами. Встреча должна была произойти на берегу реки, именно поэтому, император ждал, когда флот Святослава пересечёт реку, что бы захватить его и позорно изгнать из пределов своей страны. В назначенное время на реке началось движение…, но к удивлению византийцев это был не огромный флот русских, а маленькая лодка, в которой был лишь один человек. Лодка пристала к берегу, и оттуда вышел дородный молодец, высокого роста, широк в плечах с городо поднятой головой! Одет он был в длинную белую рубаху перевязанную красным поясом в синих шароварах и красных сафьяновых сапогах. Голова у него была выбрита на лысо, а с макушки царственно спадала единственная прядь волос, в ухе сияла золотая серьга с двумя жемчужинами и рубином посередине. Вот всё украшение великого воина! А ведь этот статный юноша и был князь Святослав! После перемирия с Византией, Святослав направился домой, но, увы, сподвижники византийского императора решили уничтожить Святослава и поэтому они предупредили печенегов о том, что русский князь очень слаб и что именно в их интересах, что бы он не добрался до Киева. В 972 году по дороге на Киев, Святослав попал в засаду, устроенную печенегами у днепровских порогов. Он был убит. По приказу печенежского хана из черепа киевского князя была сделана чаша, окованная золотом и украшена драгоценными камнями. После смерти Святослав началась междоусобная война между его сыновьями Ярополком, Владимиром и Олегом, за право на престол(972 - 978 или 980 гг.)

22. Борьба за власть в Киевской Руси после смерти Святослава 1.
Первая семейная междоусобица разразилась после смерти Святослава, который оставил трех сыновей. Ярополк получил власть в Киеве, Олег – на территории Древлян, а Владимир – в Новгороде. Первое время после смерти отца братья жили мирно, однако потом начались первые конфликты за территорию.

В 975(76) году по приказу князя Олега на территории древлян, где правил Владимир, был убит сын одного из воевод Ярополка. Узнавший об этом воевода доложил Ярополку о случившемся и уговорил его напасть с войском на Олега. Так было положено начало междоусобице, которая длилась несколько лет.

В 977 году Ярополк нападает на Олега. Олег, который не ожидал нападения и был не подготовлен, вынужден вместе со своим войском отступать обратно в столицу древлян – город Овруч. В результате паники, во время отступления Олег случайно гибнет под копытами коня одного из своих войнов. Древляне, лишившиеся своего князя, быстро сдаются и подчиняются власти Ярополка. В это же время Владимир, опасаясь нападения Ярополка, бежит к варягам.

В 980 году Владимир с варяжским войском возвращается на Русь и сразу же предпринимает поход против брата Ярополка. Он быстро отвоевывает Новгород, а затем движется на Киев. Ярополк, узнав о намерениях брата захватить престол в Киеве, следует совету одного из своих помощников и бежит в город Родна, опасаясь покушения. Однако советник оказывается предателем, вступившим в сговор с Владимиром и Ярополк, умирая от голода в Любече, вынужден идти на переговоры с Владимиром. Добравшись до брата, он погибает от мечей двух варяг, так и не заключив перемирия.

Так заканчивается междоусобица сыновей Святослава. В конце 980 года Владимир становится князем в Киеве, где и правит вплоть до своей смерти.

Первая феодальная междоусобица и положила начало длительному периоду внутренних войн между князьями, который будет длиться почти полтора века.

23. Внутренняя политика Владимира 1.
Внутренняя политика Владимира Красное Солнышко

Дальнейшее укрепление Древнерусского государства:

- 980 г- проведена первая религиозная реформа, языческая реформа, провозглашение Перуна верховным божеством.

- 988г – принято христианство. Усилилась власть князя под именем единого Бога.

Принятие христианства привело к обретению духовного стержня, церковь стала огромной силой, объединяющей народ.

- 988- завершилась административная реформа: своих сыновей Владимир поставил наместниками в города.

- проведена судебная реформа, принят « Устав земляной», свод норм устного обычного права.

- военная реформа: вместо наёмников-варягов князю служат «мужи лучшие» из славян, Владимир укрепил южные границы системой «Змиевы Валы» — это сплошная стена из земляной насыпи, земляные окопы, сторожевые заставы.

Расширение территории Руси:

- присоединение новых восточнославянских племён: были укрощены вятичи в 981-982 г., подчинены радимичи и хорваты в 984 г.

Строительство новых городов, укрепление и украшение столицы:

- в Киеве строили новую крепость, укрепляли город земляными валами, украшали т архитектурными сооружениями.

- были построены города : Белгород, Переяславль, Владимир — на — Клязьме и другие.

Развитие культуры

- просветители Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку

- переводились книги с греческого языка, началось распространение грамотности

- введён специальный налог на развитие культуры и архитектуры- десятина. В 986-989 г. построена первая церковь – Десятинная (Успения Богородицы)

- развитие иконописи, а также фресковой живописи — изображения на сырой штукатурке.

- христианство объединило восточных славян в один народ — русский.

- началось масштабное каменное строительство.
ИТОГИ ПРАВЛЕНИЯ: Ограничение власти племенных князей укрепило власть князя. Кроме административной, князь берет в свои руки еще и военную власть. Укрепление границ обеспечило постоянную защиту от кочевников. Принятие христианства укрепило власть князя. Разделение земель между сыновьями привело к новой династической войне.

24. Религиозные реформы Владимира 1.
В 980 г. князь Владимир предпринял религиозную реформу, которая не выходила за пределы язычества. Был учрежден пантеон высших славянских богов во главе с Перуном. Языческая реформа Владимира не получила всенародной поддержки, поскольку созданный искусственно на основании фрагментарных мифологических представлений культ был узкогрупповым, сословным, но, следует признать, что реформа язычества имела свои культурно-исторические и цивилизационные последствия.

Во-первых, произошло новое структурирование мифологической картины мира; сместились смысловые акценты, изменилась иерархия богов и персонифицируемых ими природных и социальных сил. Картина мира существенно упростилась.

Во-вторых, создание строго ограниченного пантеона богов способствовало подготовке общественного сознания для перехода от языческого политического политеизма к монотеизму мировых религий. Весь пантеон был организован вокруг центральной фигуры верховного божества грозного и воинственного Перуна.

На этой основе складывались два встречных процесса – христианизация язычества и “объязычивание” христианства, обусловившие взаимодействие и взаимопроникновение двух мировоззренческих систем. Таким образом, в Древней Руси ещё до официального принятия христианства, установилось двоеверие.

Первая религиозная реформа не удалась. Новые представления о старых богах не усваивались населением. К тому же язычество не могло сопротивляться растущему влиянию монотеизма, который исповедовали соседние державы: Византия, Хазарский каганат, Волжская Болгария. Контакты с соседними народами привели к проникновению монотеистических представлений в славянскую среду. Неудача попытки реформировать прежнюю славянскую веру побудила Владимира обратиться к принципиально новой религии.

«Выбор веры»

Летопись рассказывает о выборе веры князем Владимиром, к которому приходили представители всех религий. Ислам был отвергнут из-за запрета на спиртное, иудаизм — из-за того, что исповедовавшие его евреи лишились своего государства и рассеялись по всей земле. Наиболее убедительными показались князю аргументы византийского священника. Отправленные в другие страны послы Владимира также нашли лучшей византийскую церковную службу. Было принято решение о крещении Руси по византийскому обряду.

Скорее всего, этот рассказ — легенда, цель которой состоит в том, чтобы подчеркнуть превосходство православия над другими религиями2. Подлинная причина перехода именно в христианство, причем в его восточном (православном) варианте заключается в существовании прочных связей Руси с Византией, особенно в связи с торговлей по пути «из Варяг в Греки». Еще в середине Х века (при Игоре и особенно при Ольге) в Киеве жили христиане, построившие даже свою церковь.

Крещение Руси св.князем Владимиром

Крещение Руси оказалось связано с внутриполитическим кризисом в Византийской империи.

Византийские императоры Константин и Василий просили у Владимира помощи против мятежника Варды Фоки. Владимир обещал помощь при условии, что императоры отдадут ему в жены свою сестру Анну. Императоры согласились, но потребовали, чтобы князь крестился. После разгрома Фоки они не спешили выполнять обещание. Тогда Владимир захватил город Херсонес и пригрозил захватом Константинополя. Императорам пришлось согласиться не только на замужество сестры, но и на то, чтобы Владимир был крещен не в Константинополе, а в Херсонесе священниками из свиты царевны. По возвращении в Киев Владимир крестил киевлян в р. Почайне и уничтожил языческие идолы. Статую Перуна привязали к хвосту коня, сволокли к Днепру и сбросили в реку. Так было продемонстрировано бессилие идолов — бессилие язычества. Крещение Владимира и киевлян, состоявшееся в 988 году, положило начало широкому распространению христианства на Руси.

Крещение остальной Руси заняло длительное время. На Северо-Востоке обращение населения в христианство завершилось лишь к концу XI в. Крещение не раз встречало сопротивление. Наиболее известное восстание произошло в Новгороде. Новгородцы согласились креститься лишь после того, как княжеские дружинники подожгли непокорный город.

Крещение Руси не означало полного прощания с язычеством. Многие древние славянские верования вошли на Руси в христианский канон, а языческие боги были отождествлены с христианскими святыми. Так, громовержец Перун был отождествлен с Ильей-пророком, Велес — со св. Власием, праздник Купалы превратился в день св. Иоанна Крестителя. Масленичные блины являются напоминанием о языческом поклонении Солнцу. В народе сохранилась вера в низшие божества — леших, домовых, русалок и тому подобное. Однако все это — лишь пережитки язычества, не делающие православного христианина язычником.

25. Распространение Христ Истребление кумиров служило приготовлением к сему торжеству: одни были изрублены, другие сожжены. Перуна, главного из них, привязали к хвосту конскому, били тростями и свергнули с горы в Днепр. Чтобы усердные язычники не извлекли идола из реки, воины княжеские отталкивали его от берегов и проводили до самых порогов, за коими он был извержен волнами на берег (и сие место долго называлось Перуновым). Изумленный народ не смел защитить своих мнимых богов, но проливал слёзы, бывшие для них последней данью суеверия: ибо Владимир на другой день велел объявить в городе, чтобы все люди русские, бедные и богатые шли креститься - и народ, уже лишенный предметов древнего обожания, устремился толпами на берег Днепра, рассуждая, что новая вера должна быть мудрою и святою, когда Великий князь и бояре предпочли её старой вере отцов своих. Там явился Владимир, провожаемый собором греческих священников, и, по данному знаку, бесчисленное множество людей вступило в реку: большие стояли в воде по грудь и шею; отцы и матери держали младенцев на руках; иереи читали молитвы крещения и пели славу Вседержателя. Когда же обряд торжественный совершился, когда священный собор нарек всех граждан киевских христианами, тогда Владимир, в радости и восторге сердца устремив взор на небо, громко произнес молитву: “Творец земли и неба! Благослови сих новых чад твоих; дай им познать тебя, Бога истинного; утверди в них веру правую. Будь мне помощью в искушениях зла, да восхвалю достойно святое имя твое!..” В сей великий день, говорит летописец, земля и небо ликовали.

Что касается крещения киевлян, то источники дают противоречивые указания на его время. Наряду с традиционной датой 988г. исследователи обосновывают и более ранние, и более поздние даты, в частности 990 г. По повести временных лет, крещение киевлян происходило в Днепре, по Житию Владимира - в притоке Днепра речке Почайне. Крещение Владимира, получившего христианское имя Василий в честь святого патрона императора Василия II- Василия Великого.

Смена религиозных культов сопровождалась уничтожением изображением некогда почитаемых богов, их публичным поруганием со стороны княжеских слуг, построением церквей на местах, где стояли языческие идолы и храмы. Скоро знамения веры христианской, принятой государем, детьми его, вельможами и народом, явились на развалинах мрачного язычества в России, и жертвенники Бога истинного заступили место идольских требищ. Великий князь соорудил в Киеве деревянную церковь св. Василия, на том месте, где стоял Перун, и призвал из Константинополя искусных зодчих для строения храма каменного во имя Богоматери, там, где в 983 году пострадал за веру благочестивый варяг и сын его. В самом Киеве в 989 г. был заложен Владимиром первый на Руси каменный храм во имя Пресвятой Богородицы, воздвигнутый византийским зодчим, так как русские в то время, да и гораздо позже, не умели еще строить больших каменных зданий. Эту церковь назвали Десятинной, так как князь Владимир поднес ей в дар десятую часть (десятину) своих доходов. Между тем ревностные служители алтарей, священники, проповедовали Христа в разных областях государства. Многие люди крестились, рассуждая, без сомнения, так же, как и граждане киевские; другие, привязанные к закону древнему, отвергали новый: ибо язычество господствовало в некоторых странах России до самого XIIвека. Владимир не хотел, кажется, принуждать совести; но взял лучшие, надежнейшие меры для истребления языческих заблуждений: он старался просветить россиян. Чтобы утвердить веру на знании книг божественных, ещё в IXвеке переведенных на славянский язык Кириллом и Мефодием и, без сомнения, уже давно известных киевским христианам, Великий князь завел для отроков училища, бывшие первым основанием народного просвещения в России. Сие благодеяние казалось тогда страшною новостью, и жены знаменитые, у коих неволею брали детей в науку, оплакивали их как мертвых, ибо считали грамоту опасным чародейством.

Распространение христианства проводилось княжеской властью и формирующейся церковной организацией насильно, при сопротивлении не только жречества, но и различных слоев населения. Митрополит Илларион киевский признавал, что крещение в Киеве происходило по принуждению: “никто не сопротивлялся княжескому приказу, угодному богу, и крестились если не по собственной воле, то из страха перед приказавшим, ибо его религия была связана с властью”. В других же городах замена традиционного культа новым встречала открытое сопротивление. В Новгороде сохранилась легенда о введении там христианства епископом Иоакимом Корсунянином и княжескими воеводами Добрыней и Путятой, когда “Путята крести мечем, а Добрыня огнем”. Таким образом Христианизация Древней Руси протекала противоречиво. Если киевская община, подчиняясь авторитету княжеской власти, приняла новую веру безропотно, то другие регионы, например, Новгород, приходилось крестить “огнем и мечем”. Язычество еще долго сохраняло свои позиции, особенно в сознании людей. Православная церковь, приспосабливаясь к местной среде, соединила праздники поклонения языческим богам с культами святых. Так, праздник Купалы слился с днем Иоанна Крестителя, Перуна - с днем Ильи Пророка. Сохранился и чисто языческий по происхождению праздник масленицы. В итоге, происходил синтезправославия и язычества, приведший к складыванию т.н. “двоеверия”, или русского православия. Постепенно языческие элементы из него вытеснялись, но многие из них сохранялись длительное время.

ианства в Древней Руси.

Наши рекомендации