Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
Знание предмета «Теория государства и права» помогает студентам в освоении всех дисциплин общепрофессионального цикла. Поскольку он преподается студентам первого курса, не имеющим опыта обучения в высших учебных заведениях, одна из главных задач преподавателя – помочь студентам адаптироваться к новым для них формам учебного процесса.
В основу предлагаемых учебно-методических рекомендаций положены известные дидактические правила и приемы.
Перед проведениемлекций преподавателю необходимо тщательно продумать вопросы методики чтения лекции, степень доступности информационного материала, последовательности и темпов его изложения. Следует довести до слушателей рекомендации по конспектированию лекционного материала, организации самостоятельной работы, направленной на его закрепление.
В начале проведения каждого семинарского занятия преподаватель должен четко сформулировать цель занятия и основные вопросы. После заслушивания и обсуждения докладов студентов необходимо отметить положительные моменты в их работе, обратить внимание на неточности (ошибки), потом подвести итоги занятия, сообщить тему следующего семинара дать рекомендации по подготовке к нему.
Рефераты, предполагающие анализ имеющихся публикаций по отдельным вопросам семинара, заслушиваются обычно в середине занятия.
Преподаватель в ходе семинарских занятий может проводить контрольные работы.
Семинар может включать в себя элементы индивидуального собеседования. Преподаватель должен контролировать работу студентов; в случае необходимости помочь студенту составить план самостоятельного изучения отдельных проблем теории государства и права.
Особое внимание необходимо уделить организации творческих дискуссий по изучаемой проблематике. Студентов следует обучать убедительно и доказательно излагать собственную точку зрения, корректно полемизировать с оппонентами, умению убеждать их в неоспоримости и силе своей аргументации.
При изложении материала дисциплины «Теория государства и права» преподаватель должен обратить внимание:
– на полноту и доходчивость изложения курса;
– на необходимость наиболее подробного раскрытия фундаментальных положений теории государства и права;
– на ознакомление студентов не только с материалами учебной литературы, но и новейшими научно-теоретическими разработками и публикациями по данной проблеме.
8. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»
Фонд оценочных средств учебной дисциплины является инструментом, позволяющим установить соответствие уровня подготовки студента на данном этапе обучения требованиям ФГОС ВПО, соответствующих направлению подготовки для промежуточной аттестации.
Задачи фонда оценочных средств по учебной дисциплине:
- контроль процесса освоения студентами уровня сформированности компетенций, определенных в ФГОС ВПО, образовательной программы по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»);
- контроль достижения целей и задач реализации образовательной программы;
- контроль приобретения в необходимом объеме знаний, умений и навыков по учебной дисциплине;
- оценка достижений студентов в процессе изучения дисциплины с выделением положительных (отрицательных) результатов и планирование предупреждающих, корректирующих мероприятий.
Шкала оценивания:
- 2 балла – незначительное знание понятийного аппарата науки ТГП, методологии исследования, этапов эволюции политико-правовой мысли.
- 3 балла – частичное знание понятийного аппарата и методологии исследования политико-правовых явлений, этапов развития политико-правовых учений; ориентация в содержании отдельных теорий о государстве и праве.
- 4 балла – проявление знаний и умений по показателям модулей с возможностью неглубокого раскрытий одного из критериев показателя.
-5 баллов – ориентация в научных источниках, полное глубокое проявление знаний и умений по показателям модулей.
Зачет и экзамен могут проводиться как в форме собеседования, так и в форме тестирования.
Зачет (экзамен) в форме собеседования предполагает ответ по случайно выбранному билету, в составе которого находится два вопроса. Во время подготовки к ответу по выбранному билету студенту следует не писать дословный ответ по обозначенным вопросам, а составить схематичный план ответа, установив ключевые моменты ответа. К таким ключевым моментам ответа относятся сущностные характеристики рассматриваемого вопроса, необходимые для понимания термины и их определения, логическая последовательность излагаемого ответа.
После окончания ответа по вопросам билета студенту могут быть заданы уточняющие вопросы, что не обязательно означает неправильность изложенного студентом материала. Уточняющие вопросы направлены на проверку понимания изложенного теоретического материала и на оценку степени умения их практического применения. Уточняющие вопросы могут быть заданы не только по вопросам билета, но и по любой теме дисциплины, что означает необходимость комплексной подготовки студента, а не выборочного рассмотрения тех или иных вопросов.
Решение преподавателя «зачтено / не зачтено» принимается по результатам всего собеседования на основе полноты и достоверности изложенного студентом ответа и проявленных умений практического применения теоретических знаний.
Зачет (экзамен) могут быть проведены в форме итогового тестирования. В этом случае студенту следует максимально сконцентрировать для решения тестовых заданий, отвечая максимально точно и полно в строго установленных пределах времени. Решение преподавателя «зачтено / не зачтено» принимается по результатам проверки решений теста. Положительная оценка проставляется в случае верного решения не менее 75% объема тестовых заданий.