Т.Н. Бессонова, Л.С. Хромцова

Т.Н. Бессонова, Л.С. Хромцова

Методические указания

по организации и прохождению всех видов практик бакалавриата по направлению подготовки 081100.62 «Государственное и муниципальное управление»

Ханты-Мансийск – 2013

УДК 342.92; 342.55

ББК 67.401.0+67.400.7

Б - 53

Рекомендовано к изданию кафедрой менеджмента (протокол № 1 от «28» января 2013г.) и учебно-методической комиссией ИМЭК ЮГУ (протокол № 2 от «14» февраля 2013г.).

Рецензент: Саркисян И.С., директор Института менеджмента и экономики Югорского государственного университета, к.п.н., доцент

Бессонова Т.Н., Хромцова Л.С. Методические указания по организации и прохождению всех видов практик бакалавриата по направлению подготовки 081100.62 «Государственное и муниципальное управление» – Ханты-Мансийск: УИП ЮГУ, 2013. – 55 с.

В методических указаниях приведены основные виды практик бакалавров, предложена примерная структура программы практики, рекомендации по оформлению основных документов по итогам практики. Методические указания составлены в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 081100.62 «Государственное и муниципальное управление», методическими рекомендациями по разработке программ всех практик бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки 080200 «Менеджмент», разработанными базовым вузом УМО (Государственным университетом управления), Положением о порядке проведения практики студентов в Югорском государственном университете.

Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению подготовки 081100.62 «Государственное и муниципальное управление», преподавателей, осуществляющих организацию и руководство практикой.

УДК 342.92; 342.55

ББК 67.401.0+67.400.7

Б - 53

© Бессонова Т.Н., Хромцова Л.С. 2013

©ФГБОУ ВПО «Югорский государственный университет», 2013

Содержание

Введение. 4

1 Характеристика профессиональной деятельности бакалавров. 5

2 Цели и задачи практики. 10

3 Общекультурные и профессиональные компетенции, формируемые при прохождении практики. 12

4 Базы практики и рабочие места обучающихся. 13

5 Сроки и продолжительность практики. 15

6 Руководство практикой. 15

7 Права и обязанности студентов в период практики. 17

8 Этапы прохождения практики и ее содержание. 18

9 Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на практике. 24

10 Порядок составления и оформление отчета по практике. 25

11 Подведение итогов практики. 31

12 Учебно-методическое и информационное обеспечение практики. 32

Приложения……………………………………………………….……...……….......37

Введение

Данные методические указания разработаны для студентов, обучающихся по направлению подготовки 081100.62 «Государственное и муниципальное управление» в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 081100 «Государственное и муниципальное управление» (бакалавриат), методическими рекомендациями по разработке программ всех практик бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» базового вуза УМО (Государственного университета управления), Положением о порядке проведения практики студентов в Югорском государственном университете.

Учебная и производственная практики являются обязательной частью учебного процесса подготовки квалифицированного менеджера. Она позволяет студентам сформировать представление о работе органов государственной и муниципальной власти. Студенты, обучающиеся по направлению подготовки 081100.62 «Государственное и муниципальное управление», проходят учебную и производственную практики после второго, третьего и на четвертом курсах в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса в Югорском государственном университете.

Цели и задачи практики

Студенты, обучающиеся по направлению подготовки 081100.62 «Государственное и муниципальное управление»», за период обучения проходят:

− учебную практику;

− производственную практику.

Целью учебной практики является закрепление теоретического материала и приобретение практического опыта в организационно-управленческой деятельности в органах государственной и муниципальной власти.

Для достижения основной цели учебной практики необходимо решить следующие задачи:

− познакомиться со структурой органа государственной и муниципальной управления;

− приобрести навыки анализа внутренней и внешней среды органа государственной и муниципальной управления;

− рассмотреть систему управления в органе государственной и муниципальной власти;

− изучить нормативно-правовые и методические документы по вопросам управления в органе государственной и муниципальной власти;

− познакомиться с планированием деятельности в органе государственной и муниципальной власти;

− рассмотреть организацию работы исполнителей (команды исполнителей) для осуществления конкретных проектов, видов работ;

− сформировать навыки ведения баз данных по различным показателям функционирования органа государственной и муниципальной власти;

− обобщить полученные результаты и сделать выводы об эффективности управления в данном органе государственной и муниципальной власти.

Целью производственной практики является систематизация теоретических знаний и овладение приемами и навыками выработки управленческих решений при разработке проблем управления в органе государственной и муниципальной власти, а также подбор практических материалов для подготовки выпускной квалификационной работы.

Для достижения цели производственной практики необходимо решить следующие задачи:

− изучить общие положения деятельности органов государственной и муниципальной власти;

− проанализировать организационную и управленческую структуры органа государственной и муниципальной власти;

− проанализировать основные направления деятельности органа государственной и муниципальной власти;

− изучить контроль деятельности подразделений, команд (групп) работников;

− рассмотреть возможности мотивирования и стимулирования персонала органа государственной и муниципальной власти, направленное на достижение стратегических и оперативных целей;

− приобрести навыки подготовки отчетов по результатам информационно-аналитической деятельности;

− оценить эффективность управленческих решений при реализации конкретных стратегических планов;

− подобрать и систематизировать практический материал для подготовки выпускной квалификационной работы.

Руководство практикой

Учебно-методическое руководство практикой осуществляется преподавателями кафедры менеджмента в соответствии с настоящими указаниями.

Перед началом практики кафедра распределяет студентов по организациям и готовит проект приказа. Для студентов – практикантов кафедра проводит организационное собрание по разъяснению целей, содержания, порядка и контроля прохождения практики.

В обязанности руководителя практики – представителя вуза входит:

− совместное с практикантом составление календарного плана и программы прохождения практики;

− проведение индивидуальных консультаций;

− контроль выполнения студентом программы практики;

− проверка отчета студента о практике,

− подготовка заключения о прохождении практики,

− участие в работе комиссии по приему защиты отчетов по практике.

В обязанности руководителя практики – представителя организации входит:

− распределение студентов по рабочим местам;

− знакомство с организацией работы на конкретном рабочем месте;

− оказание помощи студентам-практикантам в их адаптации в организации;

− контроль соблюдения трудовой и производственной дисциплины практикантами;

− помощь студентам в подборе материала для выполнения программы практики, его анализе;

− контроль ведения дневников;

− помощь в подготовке отчетов;

− подготовка характеристики и отзыва на студента.

Руководитель практики от организации может давать студентам самостоятельные управленческие задания, которые соответствуют задачам и содержанию практик.

В крупной структурной организации руководитель практики может возложить руководство практикой конкретного студента на работников подразделения (куратора практики), где непосредственно работает практикант. В этом случае за каждым работником – руководителем практикой в подразделении закрепляется не более трех - четырех студентов.

По итогам практики руководитель практики – представитель организации и непосредственные руководители в подразделениях готовят производственную характеристику – отзыв от предприятия (организации, учреждения).

Отзыв руководителя практики может отражать следующие моменты:

− характеристика бакалавра как специалиста, овладевшего определенным набором профессиональных компетенций; способность к организаторской и управленческой деятельности, к творческому мышлению, инициативность и дисциплинированность;

− направления дальнейшего совершенствования, недостатки и пробелы в подготовке студента;

− оценка выполнения студентом работ в баллах.

7 Права и обязанности студентов в период практики

Основным нормативно-методическим документом, регламентирующим работу студента на практике, является программа практики. Студенты должны присутствовать на всех организационных собраниях по практике.

Студенты во время практики имеют право:

− быть обеспеченными рабочим местом;

− иметь возможность обращения по всем возникающим проблемам и вопросам к руководителю практики – представителю предприятия и представителю вуза;

− иметь возможность доступа к информации, необходимой для выполнения программы практики.

Студенты при прохождении практики обязаны:

− прибыть на место практики в установленные сроки, предъявить направление на практику и получить разрешение руководителя на выполнение функций специалиста, предусмотренного программой практики;

− подчиняться правилам внутреннего распорядка, действующим в организации;

− соблюдать правила техники безопасности и производственной санитарии;

− вести дневник практики;

− в полном объеме выполнить все задания, предусмотренные календарным планом и программой практики;

− собрать необходимую информацию для написания отчета по практике;

− выполнить индивидуальное задание по теме выпускной квалификационной работы (для производственной (преддипломной) практики);

− подготовить письменный отчет о прохождении практики и представить его на кафедру менеджмента на проверку руководителю практики от вуза в установленный срок.

8 Этапы прохождения практики и ее содержание

Программа практики включает в себя прохождение каждым студентом нескольких этапов (табл. 2-4).

Руководителем практики от вуза или предприятия могут быть внесены изменения и дополнения в определение этапов, в задания на каждом из этапов в зависимости от особенностей организации – базы практики. В период прохождения практики студент должен выполнять профессиональные административные указания куратора практики и обеспечивать высокое качество выполняемых работ.

Таблица 2 − Учебно-тематический план учебной практики

№ п/п Этапы прохождения практики
Знакомство с программой практики
Знакомство с организацией, изучение и анализ документов, характеризующих организационную структуру и направления деятельности органа государственной власти (или местного самоуправления)
Ознакомление с нормативно-правовым обеспечением деятельности органа власти, ведением делопроизводства и документооборота в органе государственной власти (или местного самоуправления)
Изучение кадрового обеспечения деятельности органа государственной власти (местного самоуправления)
Изучение информационных ресурсов органа государственной власти (или местного самоуправления)
Знакомство с критериями и показателями эффективности деятельности органа государственной власти (или местного самоуправления)
Оформление отчета по учебной практике
Итоговое зачетное занятие по практике

Таблица 3 −Учебно-тематический план производственной практики

№ п/п Этапы прохождения практики
Знакомство с программой практики
Знакомство с организацией, изучение и анализ документов, характеризующих организационную структуру и направления деятельности органа государственной власти (или местного самоуправления)
Ознакомление с нормативно-правовым обеспечением деятельности и системой бюджетного финансирования органа государственной власти (или местного самоуправления)
Изучение кадрового обеспечения деятельности органа государственной власти (местного самоуправления)
Изучение информационных ресурсов органа государственной власти (или местного самоуправления)
Изучение порядка разработки и реализации управленческих решений в органе государственной власти (или местного самоуправления)
Изучение обеспечения связей с общественностью органа государственной власти (местного самоуправления)
Знакомство с критериями и показателями эффективности деятельности органа государственной власти (или местного самоуправления)
Оформление отчета по производственной практике
Итоговое зачетное занятие по практике

Таблица 4 − Учебно-тематический план производственной (преддипломной) практики

№ п/п Этапы прохождения практики
Знакомство с программой практики. Согласование с руководителем практики от университета индивидуального задания
Знакомство с организацией, изучение и анализ документов, характеризующих организационную структуру и направления деятельности органа государственной власти (или местного самоуправления)
Ознакомление с нормативно-правовым обеспечением деятельности и системой бюджетного финансирования органа государственной власти (или местного самоуправления)
Изучение кадрового обеспечения деятельности органа государственной власти (местного самоуправления)
Изучение информационных ресурсов органа государственной власти (или местного самоуправления)
Изучение порядка разработки и реализации управленческих решений в органе государственной власти (или местного самоуправления)
Изучение обеспечения связей с общественностью органа государственной власти (местного самоуправления)
Знакомство с критериями и показателями эффективности деятельности органа государственной власти (или местного самоуправления)
Выполнение индивидуального задания. Сбор материала для написания выпускной квалификационной работы
Оформление отчета по производственной (преддипломной) практике
Итоговое зачетное занятие по практике

Учебная и производственная практики должны начинаться со знакомства студентов с организацией, спецификой ее деятельности. Данный процесс ознакомления осуществляет руководитель практики от организации. На этом этапе студент формирует общее представление о деятельности органа государственного управления (местного самоуправления), определяет объем необходимой информации, которую нужно будет получить для написания ВКР.

Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на практике

Основными применяемыми технологиями обучения, которые реализуются при прохождении практики, являются технологии включенного наблюдения, проблемного обучения, технологии оценивания учебных достижений, а также метод проектов – система обучения, при которой студенты овладевают компетенциями в процессе планирования и выполнения несложных практических заданий (поручений, даваемых руководителем практики от организации). Применение метода проектов в обучении невозможно без привлечения исследовательских методов, таких как – определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования; выдвижения гипотезы их решения, обсуждения методов исследования; без анализа полученных данных.

Студенты в собственной практической деятельности используют разнообразные научно-исследовательские и образовательные технологии: современные средства оценивания результатов обучения, проектный метод, ролевые и деловые игры, дискуссии, практические и лабораторные работы. При выполнении научно-исследовательской составляющей практики студенты знакомятся с логикой и особенностями научного исследования в контексте управленческих дисциплин, используют его разнообразные теоретические методы (сбор первичных материалов, их обработка, чтение, анализ и синтез, конспектирование, компилирование, реферирование, составление резюме), самостоятельная работа (написание отчета по практике), эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, тестирование, эксперимент и др.). При этом используются разнообразные технические устройства и программное обеспечение информационных и коммуникационных технологий.

Поощряется обучение и использование справочно-правовых систем «Консультант» и «Гарант», ознакомление с практикой работы органов государственной власти и местного самоуправления на официальных сайтах Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, муниципальных образований.

10 Порядок составления и оформление отчета по практике

По окончании прохождения практики студент сдает на проверку дневник практики, отчет по практике. К отчету прилагается подтверждение о прохождении практики и характеристика (отзыв) руководителя от предприятия.

Требования к структуре и содержанию отчета о прохождении всех видов практики устанавливаются в соответствии с ГОСТ 7.32 – 2001 («Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления»).

Отчет по практике является основным документом студента, отражающим, выполненную им работу во время практики, полученные им организационные и технические навыки и знания. Материалы отчета студент в дальнейшем должен использовать в своей ВКР.

Отчет по практике студент готовит самостоятельно, заканчивает и представляет его для проверки руководителю практики от организации.

Отчет составляется в соответствии с программой практики и включает материалы, отражающие общие сведения о базе предприятия, выполненную работу по изучению организационной структуры управления, задач и функций различных отделов, динамики основных технико-экономических показателей, перспектив развития организации и т.д.

Рекомендуемый объем отчета 35-45 страниц (без приложений).

Отчет о прохождении производственной практики бакалавра включает следующие элементы:

− титульный лист;

− содержание;

− введение;

− основная часть;

− заключение;

− список использованных источников;

− приложения.

Требования к содержанию структурных элементов отчета по практике

Титульный лист является первой страницей отчета по практике и оформляется по установленной форме (Приложение 6). Титульный лист не нумеруется.

Содержание включает введение, наименование всех разделов, подразделов, заключение, список использованных источников и наименование приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы отчета. Примеры содержания отчетов всех видов практики представлены в приложениях 7-9.

Во введении дается краткая характеристика деятельности организации, в которой студент проходил практику, определяются цели и задачи производственно-исследовательской деятельности в период прохождения практики. Примерный объем введения 1,5− 2 стр.

В основной части отчета рассматриваются виды деятельности организации, подсистемы управления, анализируется конкретная сфера деятельности организации (период исследования 3 года, предшествующие дате прохождения практики).

Заключение должно содержать краткие выводы по результатам пройденной практики, отражающие степень достижения поставленных целей и задач. Необходимо сделать обоснованные выводы относительно состояния организации. Также должны быть даны рекомендации по возможному совершенствованию деятельности органа государственной и муниципальной власти. Примерный объем заключения 2 − 3 страницы.

Список использованных источников должен содержать сведения об источниках, использованных при подготовке отчета по практике. На все источники должны быть ссылки в тексте отчета. Сведения об источниках приводятся в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003.

Приложения являются обязательным элементом отчета о прохождении практики.В приложения рекомендуется включать материалы, связанные с прохождением практики, которые по каким-либо причинам не могут быть включены в основную часть. В приложения могут быть включены:

− документы финансовой отчетности;

− протоколы заседаний (выписки из протоколов заседаний);

− выписки из штатного расписания;

− формы приказов, распоряжений;

− инструкции, методики, регламенты используемые на практике и т.д.

Каждый раздел отчета по практике должен быть подтвержден соответствующей документацией учреждения, размещенной в приложении.

Изложение в отчете должно быть сжатым, ясным и сопровождаться цифровыми данными, схемами, графиками и диаграммами. Цифровой материал необходимо оформлять в виде таблиц. Каждая таблица, схема, диаграмма и график должны иметь тематическое название и сквозную нумерацию. Сложные отчетные и плановые формы и расчеты могут быть оформлены как приложения к отчету с обязательной ссылкой на них в тексте.

Оформление отчета должно соответствовать следующим требованиям.

Общие требования

Отчет должен быть напечатан на одной стороне листа белой бумаги формата А4 через 1,5 интервала. Цвет шрифта должен быть черным, кегель 14.

Разметка страницы: левое – 30 мм, верхнее и нижнее – 20 мм, правое – 15 мм.

Необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения по всему тексту отчета.

Нумерация страниц отчета

Страницы отчета следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту отчета. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки.

Титульный лист включают в общую нумерацию страниц отчета. Номер страницы на титульном листе не проставляют.

Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц отчета.

Иллюстрации

Иллюстрации (графики, схемы) следует располагать в отчете непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или нас следующей странице.

На все иллюстрации должны быть ссылки в отчете.

Иллюстрации, за исключением иллюстраций приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

Если рисунок один, то он обозначается «Рисунок 1». Слово «рисунок» и его наименование располагают посередине строки.

Пример оформления рисунка см. в приложении 10.

Таблицы

Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире.

Таблицу следует располагать в отчете непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.

На все таблицы должны быть ссылки в отчете. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера.

Пример оформления таблицы см. в приложении 11.

Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения.

Ссылки

Ссылки на использованные источники следует приводить в квадратных скобках.

Сведения об источниках следует располагать в порядке появления ссылок на источники в тексте отчета и нумеровать арабскими цифрами без точки и печатать с абзацного отступа.

Приложения

В тексте отчета на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте отчета.

Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение», его обозначения.

Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.

Приложения обозначают цифрами, начиная с 1.

Приложения должны иметь общую с остальной частью документа сквозную нумерацию страниц.

Подведение итогов практики

За 1-2 недели до защиты отчетов по практике заведующий выпускающей кафедрой назначает комиссию. Дата и время защиты устанавливаются в соответствии с календарным графиком учебного процесса.

Основанием для допуска студента к защите отчета по практике являются полностью оформленные отчет, дневник и характеристика с рабочего места практики студента. Защита отчета по практике, как правило, состоит в коротком докладе (5-7 минут) студента и в ответах на вопросы по существу отчета.

При оценке учитываются содержание и правильность оформления студентом дневника и отчета по практике; отзывы руководителей практики от организации и кафедры; ответы на вопросы в ходе защиты отчета. Оценка проставляется в ведомость и зачетную книжку студента.

По результатам защиты отчета по учебной и производственной практикам студент получает «зачтено» или «не зачтено». Производственная (преддипломная) практика оценивается дифференцированно по пятибалльной шкале. Оценка, полученная на защите отчета по практике, учитывается при назначении стипендии.

Критерии дифференциации оценки по практике:

«Отлично» – содержание и оформление отчета по практике и дневника прохождения практики полностью соответствуют предъявляемым требованиям, характеристики студента положительные, ответы на вопросы комиссии по программе практики полные и точные.

«Хорошо» – при выполнении основных требований к прохождению практики и при наличии несущественных замечаний по содержанию и формам отчета и дневника, характеристики студента положительные, в ответах на вопросы комиссии по программе практики студент допускает определенные неточности, хотя в целом отвечает уверенно и имеет твердые знания.

«Удовлетворительно» − небрежное оформление отчета и дневника. Отражены все вопросы программы практики, но имеют место отдельные существенные погрешности, характеристики студента положительные, при ответах на вопросы комиссии по программе практики студент допускает ошибки.

«Неудовлетворительно» − эта оценка выставляется студенту, если в отчете освещены не все разделы программы практики, на вопросы комиссии студент не дает удовлетворительных ответов, не имеет четкого представления о функциях служб организации управления, не владеет практическими навыками анализа и оценки уровня организации управления.

Студент, не выполнивший программу практики без уважительной причины или получивший отрицательный отзыв о работе, может быть отчислен за академическую задолженность. В случае уважительной причины студент направляется на практику вторично, в свободное от учебы время.

Учебно-методическое и информационное обеспечение практики

а) нормативные правовые акты:

1 Конституция РФ. - М., 1993.

2 Федеральный закон от 29 июля 2000 г. № 106-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».

3 Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы РФ».

4 Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ».

5 Федеральный закон от 02 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ».

6 Указ Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих».

б) основная литература:

1 Глазунова Н. И. Система государственного и муниципального управления: учеб. для вузов. - Москва : ТК Велби, 2009.- 630 с.

2 Государственная служба: энцикл. слов. / под ред.: В.К. Егорова, И.Н. Барцица. -- Москва : РАГС, 2008. - 428 с.

3 Добрынин Н. М. Теория и практика государственного управления: учеб. для студентов вузов - 2-е изд. - Тюмень : Изд-во Тюм. гос. ун-та, 2007. - 646 с.

4 Кайль Я. Я. Система государственного и муниципального управления: учеб. пособие для студентов.- Ростов-на-Дону : Феникс; Волгоград : ВолГУ, 2009. - 362 с.

5 Мухаев, Р. Т. Система государственного и муниципального управления: учеб. для студентов вузов- 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : ЮНИТИ, 2010. - 687 с.

6 Орешин, В. П. Система государственного и муниципального управления: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление». - Москва : ИНФРА-М, 2012. - 319 с.

7 Харченко Е. В. Система государственного и муниципального управления: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Экономика» и экон. специальностям - Москва : КноРус, 2009. - 271 с.

8 Холопов В. А. Государственное и муниципальное управление : учеб. пособие - Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. - 364 с.

9 Чиркин, В. Е. Система государственного и муниципального управления : учеб. для студентов вузов.- 4-е изд. пересмотр. - Москва : НОРМА, 2009. - 431 с.

10 Широков А. Н. Муниципальное управление: учеб. по специальности «Государственное и муниципальное управление». - Москва : КноРус, 2010. - 244 с.

в) дополнительная литература:

1 Административная реформа и реформа государственной службы как инструмент повышения эффективности государственного управления: федеральный и региональный уровень реализации: Материалы межрегиональной науч.- практической конф. / Администрация Губернатора Ханты-Манс. авт. окр. - Югры. - Ханты-Мансийск : ООО «Партнер», 2008. – 175 с.

2 Братановский С. Н. Основы местного самоуправления: курс лекций : учеб. пособие для студентов вузов. - Москва : ЮНИТИ : Закон и право, 2009. - 167 с.

3 Василенко И. А. Государственное и муниципальное управление: учеб. для студентов. - Москва : Гардарики, 2005. - 320 с.

4 Волкова В. В. Государственная служба: учеб. пособие для студентов вузов. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2010. - 206 с.

5 Глазунова Н. И. Государственное (административное) управление : учеб. для студентов вузов. - Москва : ТК Велби, 2006. - 556 с.

6 Государственная гражданская служба Российской Федерации: нормативно-правовые акты / сост. В. Д. Граждан. - Москва : КноРус, 2008. - 616 с.

7 Государственная служба: организация управленческой деятельности: учеб. пособие для студентов вузов / В. И. Анненков [и др.]. - 2-е изд., стереотип. - Москва : КноРус, 2011. - 253 с.

8 Государственное управление Югры Т. 1-6 / Администрация Губернатора Ханты-Манс. авт. окр. - Югры. - Ханты-Мансийск : Информ.-издат. Центр, 2008.

9 Граждан В. Д. Государственная гражданская служба [Электронный ресурс] : электрон. учеб. - Москва : Кнорус, 2008.

10 Добрынин Н. М. Теория и практика государственного управления: учебник. - Новосибирск : Наука, 2006. - 509 с.

11 Игнатов В. Г. Местное самоуправление: российская практика и зарубежный опыт : учеб. пособие для студентов вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва ; Ростов-на-Дону : МарТ, 2005. - 350 с.

12 Купряшин Г. Л. Государственный менеджмент: учеб. пособие / Г. Л. Купряшин, А. И. Соловьев. - Москва : Новый учеб., 2004. - 326 с.

13 Малько А. В. Муниципальное право России : учеб. для студентов. - Москва : Юрайт : Высш. образование, 2010. - 398 с.

14 Муниципальная реформа в Российской Федерации: правовое и экономическое исследование : монография/ под общ. ред. Т. Я. Хабриевой. - Москва : Эксмо, 2010. - 411 с.

15 Муниципальная служба Ханты-Мансийского автономного округа - Югры : юрид. словарь-справочник / Авт. учреждение Ханты-Манс. авт. окр. - Югры «Регион. ин-т упр.», Ассоц. «Урал. окр. ресурсный центр гос. и муницип. Службы» ; авт.-сост. И. В. Кулешов. - Ханты-Мансийск : Новосиб. издат. дом, 2011. - 159 с.

16 Муниципальное право России: учеб. для студентов вузов / под ред. А. Н. Кокотова. - Москва : Юрайт : Высш. образование, 2009. - 504 с.

17 Нечипоренко В. С. Теория и организация государственной службы: курс лекций - Москва: Изд-во РАГС, 2011. - 328 с.

18 Орлов В. Б. Учимся рассуждать, спорить, доказывать (студенты о территориальном общественном самоуправлении) : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление» - Ханты-Мансийск : УИП ЮГУ, 2012. - 59 с.

19 Парахина В. Н. Муниципальное управление [Электронный ресурс] : электрон. учеб. - 2-е изд., стер. - Москва : КноРус, 2008.

20 Рой О. М. Система государственного и муниципального управления: учеб. пособие. -- 2-е изд., перераб. и доп. Санкт-Петербург: Питер, 2006. - 332 с.

21 Система государственного и муниципального управления: учебник / под ред. Г. В. Атаманчука.- Москва : РАГС, 2005. - 487 с.

22 Теория и практика государственного и муниципального управления [Текст] : сб. науч. тр. / Тюм. гос. архитектурно-строит. ун-т. - Тюмень : РИО ТюмГАСУ. Вып. 4. - 2010. - 271 с.

23 Чиркин В. Е. Система государственного и муниципального управления : учеб. для вузов. - Москва : Юристъ, 2005. - 382 с.

24 Шамхалов Ф. И. Основы теории государственного управления : учеб. для студентов вузов по специальности «Государственное и муниципальное управление» - Москва : Экономика, 2003. – 517с.

25 Энциклопедия государственного управления в России : в 4 т. / Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ ; рук. науч. проекта В. П. Чичканов ; науч. ред. совет И. Н. Барциц [и др.]. - Москва: РАГС, 2004-2006.

г) информационные ресурсы

1 Электронная юридическая библиотека «ЮристЛиб». Режим доступа: http://www.juristlib.ru/.

2 Справочная правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru.

3 Справочная правовая система «Гарант». Режим доступа: http://garant.ru.

4 Сайт «Федеральные органы исполнительной власти». Режим доступа: http://www.gov.ru.

5 Сайт «Государственная Дума Российской Федерации». Режим доступа: http://www.duma.gov.ru.

6 Единый официальный сайт государственных органов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. Режим доступа: http://www.admhmao.ru

7 Официальный информационный портал органов местного самоуправления г. Ханты-Манснийска. Режим доступа: http://www.admhmansy.ru

Приложение 1

Базы практики ФГБОУ ВПО Югорский государственный университет

по направлению подготовки 081100.62

«Государственное и муници<

Наши рекомендации