Раскройте круг субъектов общественных отношений управленческого характера, подпадающих под административно-правовое регулирование.
В зависимости от субъектов возможно выделить следующие виды управленческих отношений, складывающиеся:
– между вышестоящими и нижестоящими органами исполнительной власти (например, между Правительством и одним из министерств Республики Беларусь);
– между различными органами исполнительной власти, не связанными отношениями подчиненности (например, отношения между двумя министерствами);
– между органами исполнительной властии подчиненными (равно и не подчиненными) им предприятиями, организациями и учреждениями;
– между органами исполнительной властии (негосударственными) общественными организациями;
– между органами исполнительной властии гражданами.
Сформулируйте понятие предмета и метода административно -правового регулирования,опишите методы административного права.
Предмет административного права - общественные отношения в сфере государственного управления (исполнительной власти).
Метод - совокупность правовых средств, способов, приемов, посредством которых регулируются управленческие отношения.
Выделяют два основных метода: императивный и диспозитивный. В административном праве доминирует императивный метод, метод централизации - одним из участников всегда выступает государственный орган (должностное лицо), наделенный юридическими властными полномочиями, т.е. это метод властного соподчинения.
В необходимых случаях применяется метод дозволения - диспозитивный метод, метод децентрализации–управляющей или управляемой стороне предоставляется возможность выбора образа действий в рамках предусмотренных административно-правовой нормой. Субъекты обладают равным объемом полномочий.
В современных условиях также применяются методы рекомендаций, согласования, поощрения, взаимной ответственности и др.
Дайте понятие и опишите структуру административно - правовых норм.
Административно-правовая норма - установленное государством правило поведения, регулирующие управленческие отношения, складывающиеся в сфере государственного управления, и охраняемые от нарушений принудительной силой государства.
Административно-правовая норма имеет свою структуру. Структура административно-правовой нормы - это упорядоченная совокупность ее элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.
Гипотеза -это элемент нормы права, который указывает на условии,при котором начнет действовать правовая норма.
Диспозиция - это элемент нормы права, содержащий правила поведения, которым должны подчиняться субъекты. В диспозиции указываются права и обязанности субъектов. Диспозиция может содержать требования к правомерному поведению либо запрет на противоправное деяние.
Санкция - это элемент нормы права, в котором указывается вид и мера ответственности за нарушение правила поведения.
В законодательстве существует небольшое количество примеров, когда в одной статье нормативного акта содержались бы все три элемента правовой нормы. В КоАП ряд статей, содержат составы конкретных правонарушений, состоящих из диспозиции и санкции.
Дайте понятие источников административного права, перечислите их в иерархической последовательности.
Источники (формы) административного права - это внешнее выражение и закрепление содержания норм административного права.
К числу источников административного права относятся:
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями).
2. Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) и Процессуально-исполнительный Кодекс об административных правонарушениях Республики Беларусь (ПИКоАП).
3. Законы Республики Беларусь.
4. Нормативные указы и декреты Президента Республики Беларусь.
5. Нормативные постановления Правительства Республики Беларусь.
6. Ведомственные нормативные акты (Постановления министерств, ведомств, т.е. акты республиканских гос органов).
7. Нормативные акты органов местного управления и самоуправления.
8. Локальные нормативные акты - акты руководителей государственных предприятий, учреждений, организаций (или акты их коллективных органов).
Административно-правовые нормы могут найти свое выражение в межгосударственных соглашениях.