Органы управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
Строительство представляет собой одну из важнейших отраслей экономики страны, призванную обеспечивать производственное, жилищно-коммунальное, дорожно–транспортное развитие РФ. В этой сфере сходятся интересы РФ, ее субъектов, муниципальных образований. Вопросы строительства сосредоточены в руках различных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления. При этом в руках органов местного самоуправления в значительной степени находятся объекты жилищно-коммунального хозяйства.
Вопросы строительства и жилищно-коммунального хозяйства регулируются рядом федеральных законов и подзаконных актов, среди которых можно назвать следующие:
· «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» 1995 г. (в ред. 2011),
· Градостроительный кодекс РФ
· Жилищный кодекс РФ
· Положение о государственном учете жилого фонда в РФ, утвержденное Правительством РФ в 1997 г. (ред. 2013)
· Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Правительством РФ в 2006 г. (ред. 2012), и др.
·
Градостроительный Кодекс и ЖК РФ субъектами регулируемых ими отношений признают РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, физические и юридические лица.
Кодексы установили открытые перечни основных полномочий органов государственной власти РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления в соответствующих областях.
К полномочиям органов государственной власти РФ в области градостроительства относятся:
· утверждение документов по планировке территории для капитального строительства федерального значения.
К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ:
· утверждение документов по планировке территории для капитального строительства регионального значения
К полномочиям органов местного самоуправления:
· подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений, утверждение правил землепользования и застройки поселений.
Перечни полномочий органов местного самоуправления установлены применительно к видам муниципальных образований (поселений, муниципальных районов, городских округов).
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) — федеральный орган исполнительной власти, образованный указом Президента Российской Федерации 1 ноября 2013 года.
На Министерство возложены функции:
· по выработке и государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства;
· по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере теплоснабжения, обеспечения энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, в том числе, в жилищном фонде и др.
· по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства;
Компетенция Министерства закреплена в Положении о нем, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2013 (в ред. 2014).
К ведению Минстроя России относитсяопределение состава и содержания проектов планировки территории и требований к их составлению; определение порядка разработки сметных нормативов, применяемых при определении сметной стоимости объектов капительного строительства; определение порядка подтверждения пригодности новых технологий, применяемых в строительстве.
В пределах своей компетенциионо организует и проводит государственную экспертизу проектной документации строительных объектов, выдает разрешение на их строительство и ввод в эксплуатацию; занимается техническим регулированием в области строительства; устанавливает требования к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов.
Такжеонопринимает правила пользования жилыми помещениями; определяет порядок государственного учета жилищного фонда; утверждает требования к проведению технического обследования централизованных систем горячего и холодного водоснабжения и водоотведения.
Другие важные функции Минстроя:
мониторинг использования жилищного фонда и его сохранности; мониторинг и анализ состояния жилищной сферы в субъектах РФ; реализация государственно политики и эффективности нормативно-правового регулирования в сфере его деятельности; координация реализации региональных программ стимулирования развития жилищного строительства; методическое обеспечение государственного жилищного надзора; координация органов государственного жилищного надзора и др.
Федеральным органом исполнительной власти в области строительства являетсяФедеральное агентство специального строительства (Спецстрой России), подведомственное Минобороны России.В соответствии с Положением о нем, утвержденным Указом Президента РФ 2004 г. (ред. 2014 г.), оно решает задачи:
· строительства объектов специального и производственного назначения, обеспечивающих оборону и безопасность государства, правопорядок;
· жилищного строительства и строительства объектов социальной инфраструктуры для ВС РФ, ФОИВ, ОГВ субъектов РФ, ОМСУ, общественных объединений и организаций;
· строительства автомобильных дорог оборонного значения, а также автомобильных дорог общего пользования, осуществляемого в качестве подрядчика и т. д.
Данной сферы касается и деятельность Федеральной антимонопольной службы РФ.
Она определяет порядок взаимодействия ОИВ субъектов РФ, осуществляющих регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, с ОМСУ, осуществляющими на своем уровне регулирование тарифов на услуги организаций коммунального комплекса.
Также она устанавливает предельные индексы максимального или минимального изменения установленных тарифов на услуги организаций коммунального комплекса; предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую населению, другим потребителям ЖКХ энергоснабжающими организациями и т.д.
Свои задачи, функции и полномочия имеют органы управления строительством и ЖКХ субъектов РФ. На органы управления строительством и ЖКХ субъектов РФ возложено:
· проведение государственной политики в области градостроительства и архитектуры;
· утверждение и реализация градостроительной документации о градостроительном планировании развития территорий субъектов РФ;
· определение порядка выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости;
· принятие решений о строительстве объектов недвижимости субъектов РФ;
· осуществление государственного контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов в области градостроительства;
· государственная экспертиза проектов документов территориального планирования, проектной документации, результатов инженерных изысканий
· в пределах компетенции решают споры в области градостроительной деятельности и т.д.