Органы управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством

Строительство представляет собой одну из важнейших отраслей экономики страны, призванную обеспечивать производственное, жилищно-коммунальное, дорожно–транспортное развитие РФ. В этой сфере сходятся интересы РФ, ее субъектов, муниципальных образований. Вопросы строительства сосредо­точены в руках различных федеральных органов исполнитель­ной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, ор­ганов местного самоуправления. При этом в руках органов мес­тного самоуправления в значительной степени находятся объекты жилищно-коммунального хозяйства.

Вопросы строительства и жилищно-коммунального хозяй­ства регулируются рядом федеральных законов и подзаконных актов, среди которых можно назвать следующие:

· «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» 1995 г. (в ред. 2011),

· Градостроитель­ный кодекс РФ

· Жилищный кодекс РФ

· Положение о государственном учете жилого фонда в РФ, утвержденное Пра­вительством РФ в 1997 г. (ред. 2013)

· Правила пре­доставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Правительством РФ в 2006 г. (ред. 2012), и др.

·

Градостроительный Кодекс и ЖК РФ субъектами регулируемых ими отношений признают РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, физические и юридические лица.

Кодексы установили открытые перечни основных полномочий органов государственной власти РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления в соответствующих облас­тях.

К полномочиям органов государственной власти РФ в области градостроительства относятся:

· утверждение документов по планировке территории для капитального строительства фе­дерального значения.

К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ:

· утверждение документов по планировке территории для капитального строительства регионального значения

К полномочиям органов местного самоуправления:

· подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений, утвер­ждение правил землепользования и застройки поселений.

Переч­ни полномочий органов местного самоуправления установлены применительно к видам муниципальных образований (поселе­ний, муниципальных районов, городских округов).

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) — федеральный орган исполнительной власти, образованный указом Президента Российской Федерации 1 ноября 2013 года.

На Министерство возложены функции:

· по выработке и государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства;

· по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере теплоснабжения, обеспечения энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, в том числе, в жилищном фонде и др.

· по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства;

Компетенция Министерства закреплена в Положении о нем, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2013 (в ред. 2014).

К ведению Минстроя России относитсяопределение состава и содержания проектов планировки территории и требований к их составлению; определение порядка разработки сметных нормативов, применяемых при определении сметной стоимости объектов капительного строительства; определение порядка подтверждения пригодности новых технологий, применяемых в строительстве.

В пределах своей компетенциионо организует и проводит государственную экспертизу проектной документации строительных объектов, выдает разрешение на их строительство и ввод в эксплуатацию; занимается техническим регулированием в области строительства; устанавливает требования к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов.

Такжеонопринимает правила пользования жилыми помещениями; определяет порядок государственного учета жилищного фонда; утверждает требования к проведению технического обследования централизованных систем горячего и холодного водоснабжения и водоотведения.

Другие важные функции Минстроя:

мониторинг использования жилищного фонда и его сохранности; мониторинг и анализ состояния жилищной сферы в субъектах РФ; реализация государственно политики и эффективности нормативно-правового регулирования в сфере его деятельности; координация реализации региональных программ стимулирования развития жилищного строительства; методическое обеспечение государственного жилищного надзора; координация органов государственного жилищного надзора и др.

Федеральным органом исполнительной власти в области строительства являетсяФедеральное агентство специального строительства (Спецстрой России), подведомственное Минобо­роны России.В соответствии с Положением о нем, утвержденным Указом Президента РФ 2004 г. (ред. 2014 г.), оно решает задачи:

· строительства объектов специального и про­изводственного назначения, обеспечивающих оборону и безо­пасность государства, правопорядок;

· жилищного строительства и строительства объектов социальной инфраструктуры для ВС РФ, ФОИВ, ОГВ субъектов РФ, ОМСУ, общественных объединений и организа­ций;

· строительства автомобильных дорог оборонного значения, а также автомобильных дорог обще­го пользования, осуществляемого в качестве подрядчика и т. д.

Данной сферы касается и деятельность Федеральной антимонопольной службы РФ.

Она определяет порядок взаимодействия ОИВ субъектов РФ, осуществляющих регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, с ОМСУ, осуществляющими на своем уровне регулирование тарифов на услуги организаций коммунального комплекса.

Также она устанавливает предельные индексы максимального или минимального изменения установленных тарифов на услуги организаций коммунального комплекса; предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую населению, другим потребителям ЖКХ энергоснабжающими организациями и т.д.

Свои задачи, функции и полномочия имеют органы управления строительством и ЖКХ субъектов РФ. На органы управ­ления строительством и ЖКХ субъектов РФ возложе­но:

· проведение государственной политики в области градостро­ительства и архитектуры;

· утверждение и реализация градостро­ительной документации о градостроительном планировании развития территорий субъектов РФ;

· определение порядка выдачи раз­решений на строительство объектов недвижимости;

· принятие решений о строительстве объектов недвижимости субъектов РФ;

· осуществление государственного контроля за соблюдением за­конов и иных нормативных правовых актов в области градостро­ительства;

· государственная экспертиза проектов документов территориального планирования, проектной документации, результатов инженерных изысканий

· в пределах компетенции решают споры в области градостроительной деятельности и т.д.

Наши рекомендации