Государственный орган – часть государственного аппарата

· созданная государством и предназначенная для осуществления его функ­ции;

· обладающая юридически властными полномочиями;

· на­деленная определенной компетенцией;

· выступающая от имени государства;

· имеющая территориальный масштаб деятельности;

· состоящая из структурных подразделений, и т. д.

Государственный орган – это образование, сформированное в порядке, установленном законом для осуществления функций государства и наделенное в этих целях государственно-властными полномочиями.

Орган Исполнительной Власти как ветвь государственной власти – учреждение, созданное для участия в осуществлении функций этой власти и наделенное в этих целях полномочиями государственно-властного характера.

ОИВ является учреждением, обособленным:

ü организационно.Он является самостоятельным, обособленным, единым субъектом права; не входит в состав какой-либо организации; не считается её структурным подразделением.

ü функционально. Главное назначение – исполнение законов и иных НПА, состоящее в организующей деятельности по руководству в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах общественной жизни в соответствии с установленными для него функциями и компетенцией.

ü юридически- самостоятельный субъект права, имеющий самостоятельный административно-правовой статус.

Особенность его юридически властных полно­мочий:

· они имеют целевой характер, так как предоставляются ему для осуществления возложенных на него задач и функций;

· в качестве своих элементов включают:

1. право принимать управленческие решении в форме подзаконных правовых, и прежде всего общеобязательных, нормативных актов. Его нормативные правовые акты относятся к источникам россий­ского права, а действие может распространяться на персонально не определенный круг лиц территории, в границах которой действуй данный орган;

2. право обеспечивать исполнение принимаемых ре­шений с использованием различных правомерных актов, форм и ме­тодов;

3. право самостоятельно применять административное при­нуждение за неисполнение, в частности, его решений, либо в необ­ходимых случаях ставить вопросы о его применении компетентными органами.

По своему функциональному назначению и содержанию деятель­ности органы исполнительной власти относятся к исполнительным государственным органам.

Однако не всякий государственный исполнительный орган при­знается органом исполнительной власти: структура (перечень) феде­ральных органов исполнительной власти устанавливается лишь ука­зами Президента РФ, а субъектов РФ — правовыми актами каждого субъекта с соблюдением федерального законодательства.

В ФЗ от 27 мая 2003 г «О системегосударственной службы РФ»:

· федеральные государ­ственные органы, а том ФОГВ, иные ФГО;

· государствен­ные органы субъектов РФ,в томчисле их ОГВ, иные ГО

Орган исполнительной вла­сти — всегда исполнительный орган (орган государственного управ­ления), в то время как не всякий государственный исполнительный орган (орган государственного управления) признается органом ис­полнительной власти.

В соответствии с нормативными правовыми актами к «иным» государственным органам, в частности, осуществляющим исполни­тельную деятельность, относятся различныепо своим формам и административно-правовому положению органы.

Органы исполнительной власти отличаются:

1) по своему функ­циональному назначению от органов других ветвей государственной власти - законодательных (представительных) — организующим ха­рактером своей деятельности, направленной на исполнение законов;

2) по своей природе — от органов исполнительной власти местного самоуправления тем, что последние не являются государственны­ми образованиями и не входят в систему государственных органов;

3) от государственных предприятий, учреждений и организаций по содержанию (характеру) основной деятельности, кот как таковые не являются государственными органами

Законом РФ от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкурен­ции» запрещено совмещение функций федеральных органов испол­нительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, и, наоборот, наделение хозяйствующих субъек­та функциями и правами указанных органов, в том числе функци­ями и правами органов государственного надзора, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами РФ

Взаимодействие органов исполнительной властис представитель­ными (законодательными) и судебными органами является необхо­димым условием нормального функционирования государства. Оно осуществляется в различных организационных формах (согласитель­ные комиссии, заслушивание информации должностных лиц орга­нов исполнительной власти на заседаниях представительных органов и т.д.).

Члены Правительства РФ могут присутствовать и выступать на за­седаниях палат Федерального Собрания, их комитетов и комиссий в соответствии с регламентами палат.

В свою очередь, члены Правительства РФ обязаны по пригла­шению палат Федерального Собрания, полученному не менее чем за 5 дней до заседания, присутствовать на заседании и отвечать на вопросы членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы в порядке, определенном регламентами палат.

Основой административно-правового положения органа исполнительной власти является его административная правосубъект­ность.

Административная правоспо­собность органа исполнительной власти — это предусмотренные нормами административного права его права и обязанности в сфере осуществления задач и функций исполнительной власти

Общая административная правосубъектность этих органов - их юри­дическая возможность участвовать в осуществлении государственно-управленческой деятельности.

Правосубъектность конкретных ви­дов или отдельных органов исполнительной власти, обусловленная их местом в системе государственного управления, целями, задачами, функциями и полномочиями, связанными с такой деятельностью.

Компетенция - система полномочий органа исполнительной власти, включающих конкретные права и обязанности, предоставленные ему для осуществления возложенных на него задач и функ­ций в сфере исполнительной власти. Содержание компетенции со­ставляют полномочия, позволяющие органу исполнительной власти принимать правовые акты и совершать иные юридически властные действия, в том числе применять в установленных случаях админи­стративное принуждение.

Реализация админи­стративной правоспособности не предполагает совершения во всех случаях юридически властных действий.

Органы исполнительной власти могут осуществлять свою деятель­ность лишь в пределах предоставленной им правоспособности, онаявляется специальной, но ее объем для разных органов неодинаков. Каждый орган исполнительной вла­сти действует в пределах установленной ему правоспособности (по распространенному термину — компетенции), в установленном порядке и в определенных формах, хотя бы на этот счет и не было специальных оговорок в правовых актах, закрепляющих его задачи, функции и полномочия.

Административная дееспособность органа исполнительной вла­сти— понятие, также не определенное в нормативных правовых актах - способность самостоятельно осуществлять установленную ему административную правоспособность, компе­тенцию, приобретать и осуществлять права, принимать на себя и ис­полнять обязанности административно-правового характера в про­цессе его участия в государственно-управленческой деятельности; предполагает также ответственность ее носителя за свои действия.

От имени органа исполнительной власти его административ­ная правосубъектностьреализуется непосредственно самими коллегиальными органами, уполномоченными должностными лицами.

Наши рекомендации