Предмет административного права.
Предмет административного права – система ограниченно взаимосвязанных по своей природе, но все же специфических отношений, возникающих в процессе позитивной управленческой и юрисдикционной деятельности органов и их должностных лиц.
Особенность предмета: круг общественных отношений, регулируемых нормами административного права.
Базовые общественные отношения, составляющие предмет АП - организационные отношения,возникающие в процессе формирования и осуществления государственного управления (управленческие отношения).
Но не всякое общественное отношение в сфере государственного управления является управленческим, регулируемым АП.
Признаки управленческих отношений:
1. Основания возникновения: организация и осуществление государственного управления. Все другие признаки от него производны.
2. Юридическая зависимость одной стороны от другой, неравенство участников — властные отношения – одна из сторон обладает полномочиями принимать властные решения в отношении другой.
3. Управленческие отношения - вид организационных отношений. Они возникают в связи с осуществлением функций управления. Не являются управленческими отношения, в которых субъект управления наделен публичными полномочиями, не связанными с осуществлением управленческих функций и задач.
4. Могут возникать по поводу имущества
Но не приобретают эквивалентно-возмездный характер, не имеют денежного выражения и не подлежат денежной оценке.
Объектом управленческих отношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой, не может быть оказание государственных услуг властного характера.
5. Характер конкретных управленческих отношений зависит от многих факторов, в том числе: от целей деятельности субъектов, способов достижения целей.
6. По сфере возникновения выделяют такие виды управленческих отношений:
1. внутренние - управленческие отношения, ограниченные рамками каждого органа государственного управления
2. внешние — отношения органов государственного управления с их объектами управления
- множественность видов субъектов внешних управленческих отношений, различных по своей природе, назначению, правовому положению à множественность вариантов управленческих отношений между их субъектами
1. Органы государственного управления c:
а) физическими лицами, прежде всего гражданами РФ, а также иностранными гражданами и лицами без гражданства
б) государственными и негосударственными организациями различных видов и форм собственности
в) органами управления между собой как по вертикали, так и по горизонтали
г) управомоченными государственными органами и государственными внебюджетными фондами
г) государственными служащими
д) исполнительными органами муниципальных образований
е) муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями
ж) муниципальными служащими
2. Государственных служащих между собой данного органа, других органов и муниципальными служащими
3. Отношения, возникающие в системе местного самоуправления
- регулируется ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации Местного Самоуправления в РФ»
- отношения органов местного самоуправления с:
а) физическими лицами
б) муниципальными предприятиями, учреждениями и организациями
в) муниципальными служащими
г) региональными органами
+ между муниципальными служащими.
Сфера отношений в системе местного самоуправления включает лишь внешние отношения исполнительных органов местного самоуправления и их должностных лиц с ФЛ, муниципальными предприятиями и учреждениями и т.д.
Самоорганизация системы местного самоуправления находится вне сферы АП, она регулируется муниципальным правом.
4. Управленческие отношения могут возникать между предприятиями и учреждениями, их должностными лицами, наделенными полномочиями публичной власти с физическими лицами и их организациями.
Назначение предоставление таких полномочий: обеспечение общественного порядка и общественной безопасности.
Предмет АП – прежде всего, общественные отношения, возникающие в процессе позитивной деятельности субъектов управленческого процесса.
Также к предмету административного права относятся отношения управленческого характера, возникающие в системе законодательной, судебной власти, прокурорского надзора, Счетной палаты, контрольно-счетных органов субъектов РФ, избирательных комиссий
Такие отношения возникают преимущественно в связи с формированием в соответствующих органах управленческого аппарата, руководством его деятельностью, а иногда с самим формированием соответствующих органов, с их деятельностью либо применением мер поощрения и ответственности к их государственным служащим и другим работникам
Вывод: предмет административного права – довольно разнообразные общественные отношения, которые не позволяют лаконично определить как данный предмет, так и само административное право. Основа — управленческие отношения, возникающие в процессе формирования и осуществления организующей деятельности органов государственного управления и органов местного самоуправления, направленной на исполнение законов и основанных на них НПА в различных сферах и отраслях российского общества
Административное право представляет собой систему правовых норм, регулирующих управленческие отношения:
А) возникающие в процессе формирования и осуществления организующей деятельности органов государственного управления и местного самоуправления по исполнению законов и подзаконных актов в различных сферах и отраслях российского общества
Б) однородные с ними общественные отношения иных государственных органов, не отнесенные НПА к органам, осуществляющим государственную власть, то есть к какой-либо ветви государственной власти, предусмотренной Конституцией.
Административное право регулирует не только управленческую деятельность, но и управляемую деятельность. Пример: ПДД, правила поведения в общественных местах, правила охоты и рыбной ловли и т. д.
Участники управляемых отношений не персонифицированы (управленческие отношения — между конкретными субъектами).
Нередко фактическая деятельность людей во исполнение предписаний правовых норм осуществляется вне управленческих отношений, особенно регламентируемая технико-юридическими нормами.
Существует немало правовых норм, которые регулируют отношения, не являющиеся управленческими: нормы – дефиниции, нормы, определяющие круг субъектов, на которых распространяется действие НПА и т. п.