Цель экзамена по истории государства и права России.

ПРОГРАММА

экзамена по учебной дисциплине «История государства и права России»

Специальность: 030901 – «Правовое обеспечение национальной безопасности»

Квалификация (степень) выпускника - специалист

(бакалавр, магистр, специалист)

Для курсантов прокурорско-следственного факультета

Программа одобрена на заседании Ученого совета юридических факультетов Военного университета,

протокол № _____ от « »_______ 201 г.

Москва

Условия допуска к экзамену по истории государства и права России

К экзамену допускаются обучающиеся, успешно освоившие темы учебной дисциплины «История государства и права России», предусмотренные учебной программой, имеющие по ним только положительные оценки.

Период проведения экзамена по истории государства и права России

Экзамен по истории государства и права России проводится на первом курсе обучения в конце второго семестра после завершения изучения тем, предусмотренных учебной программой в соответствии с расписанием экзаменационной сессии.

Порядок организации и проведения экзамена по истории государства и права России

Экзамен по истории государства и права России проводится в устной форме в один день, состоит из двух вопросов. Для подготовки и сдачи экзамена отводится не менее трех дней.

Перед проведением экзамена по истории государства и права России с обучающимися проводятся консультации в соответствии с тематикой экзаменационных вопросов.

Дата проведения экзамена по истории государства и права России определяется расписанием экзаменационной сессии. Экзамен проводится в период экзаменационной сессии. Расписание экзаменов на семестр обучения утверждается начальником Военного университета и доводится до преподавателей и обучающихся не позднее, чем за месяц до начала проведения первого экзамена в текущем семестре обучения.

Экзамен по истории государства и права России, как правило, принимается преподавателем, проводившим лекционные или семинарские занятия в данной учебной группе. Для приёма экзамена по истории государства и права России может создаваться комиссия, при этом решение о создании комиссии принимается на заседании кафедры. В ее состав назначаются преподаватели, ведущие занятия по данной дисциплине.

В аудитории, где принимается экзамен по истории государства и права России, одновременно должно находиться не более четырех экзаменующихся на одного экзаменатора.

Обучающийся, не выполнивший в полном объёме учебную программу по истории государства и права России в текущем семестре обучения, к промежуточной аттестации по данной дисциплине не допускается до момента выполнения всех требований по ней.

Обучающиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию без уважительных причин или имеющие неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по истории государства и права России, признаются имеющими академическую задолженность и вправе пройти промежуточную аттестацию по данной дисциплине не более двух раз.

Для проведения промежуточной аттестации обучающихся, имеющих академическую задолженность по истории государства и права России, создается комиссия. Прохождение промежуточной аттестации во второй раз по истории государства и права России в целях повышения положительной оценки не допускается.

В целях создания условий для обучающихся, не проходивших промежуточную аттестацию по истории государства и права России по уважительным причинам или имеющих академическую задолженность, учебно-методическим отделом организуется проведение промежуточной аттестации, в том числе во второй раз.

Академическая задолженность по истории государства и права России ликвидируется обучающимся не позднее одного месяца после начала очередного семестра обучения.

При наличии уважительных причин (болезнь, отпуск по личным обстоятельствам, командировка) для обучающихся, имеющих академическую задолженность, устанавливаются индивидуальные сроки сдачи экзамена по истории государства и права России, при этом срок ликвидации академической задолженности не может превышать сроков начала очередной промежуточной аттестации.

Раздел I. История государства и права России с древнейших времен до октября 1917 г.

Тема №3. Образование Русского централизованного суверенного государства и развитие права (XIV в. — середина XVI в.).

Предпосылки образования Русского централизованного государства. Особенности процесса объединения русских земель вокруг Москвы.

Изменения в социальной структуре русского общества.

Великое княжество Московское как раннефеодальная монархия. Высшие органы власти и управления. Боярская дума и ее правовой статус. Дворцово-вотчинная система управления. Пути. Возникновение приказов. Церковь и ее роль в государстве.

Организация вооруженных сил. Поместная система. Порядок прохождения военной службы по «Уложению о службе» 1556 г. Органы военного управления в центре и на местах. Развитие права. Источники права. Судебник 1497 г. Основные институты гражданского права. Собственность. Обязательства. Наследование. Определение сроков крестьянского выхода. Развитие уголовного права. Понятие преступления. Система наказаний. Судоустройство. Формы процесса («суд» и «розыск»). Доказательства.

Тема № 5. Образование и развитие абсолютной монархии в России (вторая половина XVII в. — XVIII в.).

Абсолютная монархия в России: характерные признаки и ее юридическое оформление.

Законодательное закрепление правового статуса сословий. Консолидация феодального сословия в конце XVII в. — XVIII в.Отмена местничества в 1682 г. Указ о единонаследии 1714 г. Манифест Петра III 1862 г. Жалованная грамота дворянству 1785 г.

Изменения в статусе духовенства. Городские люди. Жалованная грамота городам 1785 г. Правовое положение различных разрядов крестьян. Ликвидация холопства.

Изменения в государственном устройстве. Территориальное расширение России. Особенности статуса присоединяемых территорий.

Юридическое оформление абсолютной монархии в России. Статус императора. Сенат. Синод. Коллегии. Реформы местного управления. Органы надзора: фискалы и прокуратура. Регулярная полиция. Политический сыск. Генеральный регламент 1720 г. Табель о рангах 1722 г. Военная реформа Петра I. Введение рекрутской повинности. Развитие и совершенствование регулярной армии и флота Российской империи в XVIII в. Судебная и военно-судебная реформы Петра I. Судебная реформа Екатерины II. Учреждения губерниям 1775 г.

Развитие права. Уставы, регламенты, указы, манифесты. Гражданское право. Правовой режим вотчин и поместий.

Уголовное право. Артикул Воинский (1715 г.). Процессуальное право. Дальнейшее развитие следственного процесса. Принцип формальной оценки доказательств. «Краткое изображение процессов или судебных тяжб» 1715 г. Указ «О форме суда» 1723 г.

Требования к содержанию аттестационных материалов экзамена по истории государства и права России

Экзамен по истории государства и права России проводится по билетам, утвержденным заведующим кафедрой. Каждый билет содержит два вопроса. Первый вопрос, как правило, формулируется по первому разделу истории государства и права России: «История государства и права России с древнейших времен до октября 1917 г.», второй – по второму разделу: «Советский и постсоветский период развития государства и права».

Содержание экзаменационных билетов должно полностью соответствовать программе экзамена, а количество комплектов экзаменационных билетов должно быть равно количеству учебных групп.

Вопросы для подготовки к экзамену по истории государства и права России выдаются обучающимся не позднее, чем за месяц до экзамена.

Вопросы к экзамену по «Истории государства и права России»

1. Образование Древнерусского государства с центром в Киеве.

2. Складывание элементов государственности у восточных славян.

3. Норманская теория и её оценка.

4. Общественный и государственный строй Киевской Руси.

5. Древнерусское право и его источники.

6. Брачно-семейное право в Киевской Руси.

7. Наследственное право в Древнерусском государстве.

8. "Русская правда" - памятник древнерусского феодального права.

9. Преступления в Древнерусском государстве.

10. Наказания в Древнерусском государстве.

11. Суд и процесс в Киевской Руси (доказательства в суде).

12. Государственный строй Новгородской феодальной республики.

13. Новгородская Судная грамота - памятник древнерусского феодального права.

14. Псковская судная грамота - памятник древнерусского феодального права.

15. Договорное право по Псковской судной грамоте.

16. Образование, устройство и развитие Русского централизованного государства.

17. Система центральных и местных органов государственной власти и управления в период сословно-представительной монархии.

18. Опричная реформа 1564 года и её историческая роль.

19. Складывание абсолютной монархии в России и ее законодательное оформление.

20. Органы государственной власти и управления в первой половине XVIII в.

21. Соборное Уложение 1649 года и его основное содержание.

22. Государственный и общественный строй Украины после воссоединения с Россией.

23."Краткое изображение процесов и судебных тяжеб" - первый военно-процессуальный кодекс России.

24. Судебная реформа в России в первой половине XVIII в.

25. Судебная реформа в России во второй половине XVIII в.

26. Органы государственной власти и управления в первой половине XIX века.

27. Кодификация законодательства России в первой половине XIX в.

28. Ограничение прав россиян по Своду законов Российской империи.

29. Крестьянская реформа 1861 года в России.

30. Судебная реформа 1864 года в России.

31. Общие судебные органы по судебной реформе 1864 г.

32. Мировая юстиция по судебной реформе 1864 года.

33. Суд присяжных по судебной реформе 1864 года (сословные представители).

34. Введение буржуазных принципов судопроизводства во второй половине XIX в.

35. Земская (1864 г.) и Городовая (1870 г.) реформы в России.

36. Правовое регулирование порядка комплектования и прохождения военной службы по Уставу воинской повинности 1874 г.

37. Манифест 17 октября 1905 года "Об усовершенствовании государственного порядка".

38. Основные изменения в государственном строе России в период революции 1905-1907 гг.

39. Правовое положение Государственной Думы и Государственного Совета по Своду основных государственных законов в редакции 23 апреля 1906 г.

40. Основные изменения в государственном строе и праве в период первой мировой войны.

41. Изменения в государственном аппарате и праве в период февральской революции 1917 года.

42. Приказ №1 Петроградского Совета от 1 марта 1917г.

43. Декреты II Всероссийского съезда Советов и их краткое содержание.

44. Уголовное право после победы Октябрьской революции (1917-1918 г.)

45. Создание советской судебной системы, органов ВЧК, милиции (окт. 1917-1918 гг.)

46. Учредительное собрание в России.

47. Правовые основы создание РККА и РККФ.

48. Декреты "О суде"(№1, №2) и их роль в создании судебной системы советского государства.

49. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Её основное содержание.

50. Разработка и принятие первой советской Конституции 1918 года. Её основные положения.

51. Развитие государственного аппарата в условиях гражданской войны.

52. Положение о революционных комитетах (ревкомах) от 24 октября 1919 года. Основное содержание.

53. Судебные органы, ВЧК, милиция в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции (1918-1920 гг.)

54. Новая экономическая политика и её историческая роль.

55. Кодификация советского права в 1921 - 1924 гг.

56. Правовые основы образования СССР. Конституция СССР 1924 года.

57. Военная реформа в СССР 1924 -1925 гг.

58. Конституция СССР 1936 года.

59. Первое совещание по вопросам науки советского государства и права 1938 года.

60. Правовые основы превращения СССР в единый военный лагерь с началом Великой Отечественной войны.

61. Указ Президиума Верховного Совета СССР «О военном положении».

62. Перестройка государственного аппарата в годы Великой Отечественной войны.

63. Правовое регулирование строительства Советских Вооруженных Сил в годы Великой Отечественной войны.

64. Советское право в годы Великой Отечественной войны.

65. Меры по укреплению законности в стране после смерти И. Сталина.

66. Реорганизация органов государственной власти и управления в послевоенный период (1945 – 1985гг.).

67. Советское право в послевоенные годы и период "застоя" (1945 -1985 гг.).

68. Конституции СССР 1977 года.

69. Распад СССР во второй половине 80-х - начале 90-х годов XX века.

70. Реорганизация органов государственной власти и управления в период перестройки.

Заведующий кафедрой теории и истории государства и права

Доцент В. Макаренко

« » марта 2015 года

ПРОГРАММА

экзамена по учебной дисциплине «История государства и права России»

Специальность: 030901 – «Правовое обеспечение национальной безопасности»

Квалификация (степень) выпускника - специалист

(бакалавр, магистр, специалист)

Для курсантов прокурорско-следственного факультета

Программа одобрена на заседании Ученого совета юридических факультетов Военного университета,

протокол № _____ от « »_______ 201 г.

Москва

Цель экзамена по истории государства и права России.

Экзамен по истории государства и права России проводится с целью проверки и оценки уровня знаний обучающихся, полученных ими в ходе изучения данного учебного предмета, их умений применять эти знания для анализа реальной современной политико-правовой обстановки, степени достижения учебных целей дисциплины, а также полноты и уровня овладения практическими умениями и навыками в объеме требований учебной программы по данному предмету.

2. Требования к результатам освоения обучающимися дисциплины «История государства и права России», проверяемые в ходе экзамена.

В ходе экзамена проверяется степень достижения учебных целей дисциплины, уровень сформированности компетенций, на развитие которых направлена История государства и права России:

- Способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия (ОК-3);

- Способностью ориентироваться в политических, социальных и экономических процессах, использовать знания и методы гуманитарных, экономических и социальных наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4);

- Способностью к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения (ОК-9);

- Способностью уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, не допускать и пресекать любые проявления произвола, принимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав (ПК-11);

В результате изучения теории государства и права обучающийся должен:

Знать:

– выработанные отечественной юриспруденцией гуманистические идеалы, ценности свободы и демократии;

– особенности становления и развития государства и права России;

– важ­ней­шие па­мят­ни­ки оте­че­ст­вен­но­го пра­ва, ис­то­ри­че­скую прак­ти­ку их функ­цио­ни­ро­ва­ния и рецепцию их;

– отечественный опыт становления и развития правосознания, правового мышления и правовой культуры;

– сущность и особенности становления и развития отечественной политико-правовой действительности, лежащих в основе конкретно-исторического метода толкования нормативно-правовых актов;

– важ­ней­шие па­мят­ни­ки оте­че­ст­вен­но­го пра­ва, отстаивающие необходимость уважения чести и достоинства личности, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;

– учебную дисциплину «История государства и права России»;

– возможности важ­ней­ших па­мят­ни­ков оте­че­ст­вен­но­го пра­ва в правовом воспитании;

Уметь:

– уметь анализировать гуманистические идеалы, ценность свободы и демократии в России;

– применять знания истории государства и права России для анализа ценности отечественной юриспруденции;

– применять выработанные отечественной юриспруденцией основные принципы нормотворческой деятельности;

– применять отечественный опыт становления и развития правосознания, правового мышления и правовой культуры в профессиональной деятельности;

– применять конкретно-исторический метод толкования к анализу исторических и действующих отечественных нормативно-правовых актов;

– анализировать и применять основные па­мят­ни­ки оте­че­ст­вен­но­го пра­ва, отстаивающие необходимость уважения чести и достоинства личности, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина в профессиональной деятельности;

– преподавать учебную дисциплину «История государства и права России»;

– использовать возможности важ­ней­ших па­мят­ни­ков оте­че­ст­вен­но­го пра­ва в правовом воспитании;

Владеть:

– осознанием ценности свободы, демократии и гуманистических идеалов в России.

– осознанием ценности отечественной юриспруденции.

– осознанием непреходящей ценности выработанных отечественной юриспруденцией основных принципов нормотворческой деятельности.

– осознанием значимости отечественного опыта становления и развития правосознания, правового мышления и правовой культуры.

– осознанием значимости знаний источников отечественного права для верного толкования действующих нормативно-правовых актов.

– осознанием исторической необходимости уважения чести и достоинства личности, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина в профессиональной деятельности.

– осознанием особенностей преподавания учебной дисциплины «История государства и права России».

– осознанием ценности возможности важ­ней­ших па­мят­ни­ков оте­че­ст­вен­но­го пра­ва в правовом воспитании.

Наши рекомендации