Языковые и речевые особенности газетно-публицистического стиля
В рамках публицистического стиля наиболее широкое распространение получила его газетно-журнальная разновидность. По мнению Д.Э.Розенталя, к основным чертам языка газеты относятся:
1) экономия языковых средств, лаконичность изложения при информативной насыщенности;
2) отбор языковых средств с установкой на их доходчивость (газета - наиболее распространенный вид массовой информации);
3) наличие общественно-политической лексики и фразеологии, переосмысление лексики других стилей (в частности, терминологической) для целей публицистики;
4) использование характерных для данного стиля речевых стереотипов, клише;
5) жанровое разнообразие и связанное с этим разнообразие стилистического использования языковых средств: многозначности слова, ресурсов словообразования (авторские неологизмы), эмоционально-экспрессивной лексики;
6) совмещение черт публицистического стиля с чертами других стилей (научного, официального, делового, литературно-художественного, разговорного), обусловленное разнообразием тематики и жанров;
7) использование изобразительно-выразительных средств языка, в частности средств стилистического синтаксиса (риторические вопросы и восклицания, параллелизм построения, повторы, инверсия и т.д.) (Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1987. С. 44-46, 50).
В публицистике широко используется книжно-письменная лексика, выражающая абстрактные, обобщенные понятия (деятельность, обсуждение, применение, доминирует, процесс, система и др.). Имеют место стандартные, клишированные построения (в ходе дипломатического визита, нанести ущерб, негативные последствия), которые позволяют быстро и четко передать информацию. Они составляют основу языка газеты.
В публицистическом стиле также используется общественно-политическая лексика и фразеология (социум, общество, государство, партия, демократический; ветви власти, демократические силы, правящая верхушка), заимствованная лексика (коррупция, дефолт, саммит, мониторинг, брифинг и др.), в том числе научные термины и профессионализмы, а также семантически переосмысленные слова, т.е. слова в переносном значении (модель, периферия).
Социальная оценочность, призывность, побудительный характер публицистических текстов, присутствие в нем открытого авторского “я” вызывают активное использование в средствах массовой информации экспрессивных, выразительных, эмоционально воздействующих на аудиторию средств языка. Так, для современной газетной публицистики характерно смешение высокой книжной лексики (свершение, чаяние, начинание, отчизна, претворять) с разговорной и даже просторечной, стилистически сниженной (шумиха, показуха, кайф, разборка, тусовка, мочить и др.). На страницах газеты разговорная речь является как бы противовесом книжному языку.
В целях повышения выразительности публицистической речи используются не только языковые, но и композиционные, логико-стилистические формы и приемы: броские заголовки, характер чередования повествования, описания и рассуждения, вводные эпизоды, цитирование, введение разных типов чужой речи. Постоянное стремление к новизне выражения, нацеленное на привлечение внимания аудитории, проявляется в привлечении слов и выражений из различных пластов языка, создание газетных метафор.
Для синтаксиса публицистического стиля характерны эллиптические конструкции, т.е. конструкции с пропущенными членами предложения, номинативные предложения, сегментированные конструкции. Все это связано с большим влиянием на газетно-публицистический стиль разговорной речи, поскольку разговорная речь является наиболее массовой формой языка как средства общения.
Наиболее общие языковые особенности публицистического стиля можно представить в таблице: