Политическое сознание: сущность и строение
Политическое сознание – это система политических знаний, ценностей и идейно-политических убеждений человека (группы, общества), на основе которых вырабатываются его наиболее устойчивые и значимые политические ориентации и установки в отношении политической системы и его места в ней. П.с. тесно связано с политической культурой - генетически, политическое сознание является ее производным, высшим уровнем и, одновременно, в развитых формах политической культуры, ее стержневым компонентом; с политическим поведением - политическое сознание выступает в качестве рациональной основы субъективных механизмов такого поведения; с политической системой – П.с. представляет собой ее субъективный фундамент, так сказать, «человеческую основу» и др. В традиционном понимании П.с.трактуется как вариант общественного сознания, возникающий как отражение, прежде всего, социально-экономических условий бытия людей. Таким образом, П.с. можно охарактеризовать как «внутреннее» политическое поведение, влияющее на «внешнее» поведение человека, то есть на его активность и деятельность. В формировании политического сознания участвуют три источника. Первый источник – семейное окружение человека (совокупность идей и чувств, переданных воспитанием), которое создает его фундамент - социально-психологическую основу личности гражданина. Второй источник – это в широком смысле информация, которая поступает человеку как через непосредственное общение, так и через средства массовой коммуникации (телевидение, прессу, радио, Интернет). Третий источник – это личный опыт индивида, который опровергает или подтверждает полученное знание и влияет на процесс формирования и развития политического сознания. Названные источники образуют совокупность знаний, которые позволяют политическому «Я» анализировать мир политики и определяться по отношению к нему. Политическое сознание взаимосвязано и взаимодействует с другими формами общественного сознания: экономическими воззрениями, философскими учениями, правовыми теориями и нормами, нравственными концепциями, художественными взглядами, эстетическими ценностями и др. Политическое сознание носит конкретно-исторический характер, т.е. одни и те же понятия могут восприниматься и оцениваться по-разному, а также обладает достаточной динамичностью и может изменяться в зависимости от специфики политического бытия, политических событий. В политологии применяется два подхода к познанию сущности политического сознания: бихевиористский и аксеологический. Бихевиористский подход рассматривает политическое сознание как форму рационального мышления человека, как совокупность его воззрений и представлений, которую он использует при осуществлении своих ролей и функций в сфере власти (при таком подходе отсутствуют какие-либо специальные требования к выработке человеком своих позиций, оценок политических событий и снимается проблема формирования политического сознания). Аксиологический подход относится к политическому сознанию как к определенному уровню социального мышления и включает в его содержание различные обыденные, общечеловеческие воззрения и ценности человека, но суть политического сознания людей определяет их способностью и умением вычленять групповые интересы, сопоставлять их с другими групповыми потребностями, а также видеть пути и способы использования государства для решения задач по их реализации. Субъективные образы, с помощью которых личность, социальная группа или общество в целом отражают политическую действительность, образуют структуру политического сознания. Познание объективной реальности субъектом возможно с помощью интеллекта, чувств, воображения, фантазии и т.д. Следовательно, структура политического сознания в целом определяется с помощью трех составляющих: рациональной, чувственной и иррациональной. К рациональной относятся обобщенные идеи, концепции, представления, нормы, мнения и т.д. К чувственной относятся образы, восприятия, оценки, настроения, желания и т.п. К иррациональной относятся немотивированные сознанием субъективные образования, а также утопии, фантастические образы. Рациональные, чувственные и иррациональные представления взаимосвязаны между собой. Рациональный образ политической действительности не может возникнуть вне чувственного восприятия, которое стимулирует мыслительные процессы. Иррациональные представления, например политические мифы, также связаны с чувственными и рациональными компонентами. Рассматривая структуру политического сознания, следует отметить, что в зависимости от специфики процессов и форм политического отражения в нем выделяются различные сферы, уровни, формы, виды и т.д. Основными формами политического сознания являются: политическая идеология (доктрины, идеалы, программы, лозунги и т.д.) и политическая психология (политические стремления, чувства, настроения и т.д.). Политическая идеология представляет собой систематизированную совокупность идейных воззрений и положений, выражающих и защищающих политические интересы и потребности той или иной социальной общности или группы и требующих подчинения индивидуальных взглядов и помыслов провозглашенным идейно-политическим доктринам и установкам. Она включает в себя политические знания, политические ценности и политические убеждения. Политические знания – это знания людей о политике, о политической системе, о различных политических идеологиях, а также о тех институтах и процедурах, с помощью которых обеспечивается участие граждан в политическом процессе. Политические ценности – это этические и нормативные суждения о политической жизни, о политических целях, на реализацию которых направлена политическая деятельность и соответствующие этому предпочтения. Политическими ценностями являются законность и порядок, стабильность системы, социальная справедливость и др. Политические убеждения формируются на основе знаний и ценностей как совокупность представлений, характеризующих политический идеал личности. Это как раз то, что называется идеологическими предпочтениями. Политическая психология - часть политического сознания, обрамляющая и фиксирующая политические отношения и интересы в общественно-психологической форме и способствующая выработке у субъекта непосредственных мотивов и установок политического поведения. Она представляет собой совокупность эмоционально-чувственных ощущений и представлений людей о политических явлениях, складывающихся в процессе их политического поведения и непосредственного взаимодействия с политическими институтами. Политология выделяет следующие основные функции политического сознания: Регулятивная функция – выражается в регулировании социального поведения людей на основе восприятия действительности, а также на основе совокупности вырабатываемых ими политических идей, норм, представлений и убеждений. Познавательно-информационная функция – связана с познанием мира политики, с получением человеком политической информации, а также оказанием помощи в усвоении политических знаний и информации, определением своего места в общественно-политической жизни и правильном в ней ориентировании. Оценочная функция – выражается в оценке человеком тех или иных политических явлений и проблем, подготовке определенных выводов, конкретизации степени важности различных политических явлений и событий. Мобилизующая функция - помогает людям осознать себя гражданами, побуждает их к политически ориентированному поведению, к участию в общественной жизни ради отстаивания своих социально-политических интересов, к объединению со своими единомышленниками в политические партии, общественные организации и др. Когнитивная функция - отражает потребности в постоянном обновлении знаний для выполнения и модификации функций политических субъектов. В становлении и развертывании политического сознания субъектов можно выделить ряд этапов :включенность субъектов сознания в систему политических отношений; политизация личности (социальной группы, общества); зарождение политических ориентаций; накопление политических знаний; политическое самоопределение; осознанные политические действия. К числу основных свойств политического сознания можно отнести: исторический и социальный характер, плюралистичность, многокомпонентность, многоуровневость, диалектичность. Таким образом, генезис политического сознания предопределяется не только общественными отношениями, становлением органов власти и управления, но и развитием таких форм общественного сознания как наука, мораль, религия, правосознание.