Полномочия Государственной думы в 1906-1917 гг. и в 1993-2003 гг.
М.С. Горбачев о причинах начала перестройки
(из выступления на Минском тракторном заводе 26 февраля 1991 г.)
«Только на первый взгляд может казаться, что все было тогда нормально. Уже в конце 70-х - начале 80-х гг. стало ясно, что так дальше вести дела нельзя. Прирост производительности труда уменьшился в два раза, а потом дошел до нуля. На единицу национального дохода мы расходовали по сравнению с развитыми странами электроэнергии, топлива, металла в полтора-два раза больше. Пока были неисчерпаемы ресурсы, хорошая конъюнктура на нефть, неисчерпаемые трудовые ресурсы - выкручивались за счет этого. Потом трудовых ресурсов стало не хватать, что же касается природных - за ними пришлось идти в необжитые районы, производя огромные затраты. Как говорится, беззаботная жизнь кончилась.
Добавлю и другие причины. Наша экономика перегружена отраслями тяжелой промышленности, слишком мало предприятий производят товары народного потребления. Это была самая милитаризованная экономика в мире и самые огромные затраты на оборону. Если еще вспомнить, что происходило в политическом процессе - никто не мог и слова правдивого сказать: надо что-то делать на предприятии, в регионе, республике. Никого не интересовало мнение рабочего класса, крестьянства, интеллигенции».
8. Прокомментируйте документ и приведенные в нем социологические данные, объясните непопулярность целого ряда мероприятий периода перестройки.
Из выступления В. В. Путина на Мюнхенской конференции
по вопросам политики безопасности. 10 февраля 2007 г.
Убежден: единственным механизмом принятия решений по использованию военной силы как последнего довода может быть только Устав ООН... Легитимным можно считать применение силы, только если решение принято на основе и в рамках ООН. И не надо подменять Организацию Объединенных Наций ни НАТО, ни Евросоюзом. И когда ООН будет реально объединять силы международного сообщества, которые действительно могут реагировать на события в отдельных странах, когда мы избавимся от пренебрежения международным правом, то ситуация может измениться. В противном случае ситуация будет заходить лишь в тупики умножать количество тяжелых ошибок. Процесс натовского расширения не имеет никакого отношения к модернизации самого альянса или к обеспечению безопасности в Европе. Наоборот, это серьезно провоцирующий фактор, снижающий уровень взаимного доверия. И у нас есть справедливое право откровенно спросить: против кого это расширение? И что стало с теми заверениями, которые давались западными партнерами после роспуска Варшавского договора? Где теперь эти заявления? О них даже никто не помнит. Но я позволю себе напомнить в этой аудитории, что было сказано. Хотел бы привести цитату из выступления Генерального секретаря НАТО господина Вернера в Брюсселе 17 мая 1990 года. Он тогда сказал: «Сам факт, что мы готовы не размещать войска НАТО за пределами территории ФРГ, дает Советскому Союзу твердые гарантии безопасности». Где эти гарантии?
11.Прочитайте исторический документ и ответьте на поставленные вопросы.
Из воспоминаний бывших президента США Джорджа Буша и советника по национальной безопасности Брента Скаукрофта о событиях,
А. Ципко, сотрудник аппарата ЦК КПСС во второй половине 1980-х годов,
Противоречия глобализации.
1.Постоянный рост потребностей и конечность существующих на Земле ресурсов, их ограниченность.
2. Условия для установления тотального электронного контроля (через систему электронных денег, внесения личных данных человека в компьютерную базу, разных способов электронной идентификации) и широкие возможности для сохранения анонимности в условиях виртуального мира.
3.Растущая прозрачность границ и угроза безопасности человечества со стороны международного терроризма.
4. Развитие наукоемких технологий и угроза распространения оружия массового истребления.
5. Многообразие информации и усиливающиеся тенденции манипулирования общественным сознанием.
17.Составьте схему «Структура государственного аппарата в начале XXIв» и выявите функции каждого звена государственного аппарата.
18. Прочитайте документ и дайте определения подчеркнутым понятиям.
Национальные интересы Российской Федерации и стратегические национальные приоритеты
« Национальные интересы Российской Федерации на долгосрочную перспективу заключаются:
- в развитии демократии и гражданского общества, повышении конкурентоспособности национальной экономики;
- в обеспечении незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации;
- в превращении Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира…»
19.Прочитайте документ и определите, к какому типу относится локальный
конфликт по типологии Стингера.
В 1924 г. образована автономия в составе Узбекистана. В 1929 г. Таджикистан получил государственный статус и вошел в состав Союза ССР на правах республики. Граница была проведена так, что миллион узбеков оказались на таджикской территории и два миллиона таджиков в Узбекистане. Клановый принцип организации власти, во времена СССР она находилась у выходцев с севера страны.
После распада СССР южные таджики заявили о своих правах, с 1990 г. противостояние между властями и оппозицией. Русские и узбеки активного участия в конфликте не принимали. Специфический для Таджикистана фактор - клановость, который с успехом заменил этнические и религиозные мотивы.
В начале 1992 г. раскол по региональному и религиозному (между разными ветвями ислама) признакам, к концу лета начались вооруженные столкновения в Душанбе, а на юге – наст. война. За 2 года войны из общей численности таджиков 3,5 млн. человек погибло и искалечено 100 тыс., 900 тыс. бежали в СНГ и Афганистан.
Апрель 1994 начало переговоров (в Москве). Сентябрь 1994 г. соглашение о прекращении огня. Сдерживающим фактором стала и 201-я российская дивизия, прикрывающая таджико-афганскую границу.
Сейчас Объединенная таджикская оппозиция не ставит своей целью создание в Таджикистане исламского государства, не претендует на всю власть в стране. Конфликт практически угас, но вполне может разгореться снова.
20Назовите один из подходов к пониманию глобализации и подберите аргументы.
21.Приведите примеры подсистем политической системы в современной России.
22.Разработайте мини-проект по решению глобальной программы современности.
13.
14.
18.
19.
20.Составьте схему «Структура государственного аппарата в начале XXIв» и выявите функции каждого звена государственного аппарата.
21. Прочитайте документ и ответьте на вопрос.
Какие из перечисленных М. С. Горбачевым положений остаются, по вашему мнению, актуальными и не решенными по сей день?
Из выступления М. С. Горбачева
по центральному телевидению
Дорогие соотечественники! Сограждане!..
Выступая перед вами в последний раз в качестве Президента СССР, считаю нужным высказать свою оценку пройденного с 1985 года пути...
... — Ликвидирована тоталитарная система, лишившая страну возможности давно стать благополучной и процветающей.
— Совершен прорыв на пути демократических преобразований. Реальными стали свободные выборы, свобода печати, религиозные свободы, представительные органы власти, многопартийность. Права человека признаны как высший принцип.
— Началось движение к многоукладной экономике, утверждается равноправие всех форм собственности...
Мы живем в новом мире:
Покончено с «холодной войной», остановлена гонка вооружений и безумная милитаризация страны, изуродовавшая нашу экономику, общественное сознание и мораль. Снята угроза войны...
Мы открылись миру, отказались от вмешательства в чужие дела, от использования войск за пределами страны...
Мы стали одним из главных оплотов по переустройству современной цивилизации на мировых демократических началах.
Народы, нации получили реальную свободу выбора пути своего самоопределения...
...Жизненно важным мне представляется сохранить демократические завоевания последних лет. Они выстраданы всей нашей историей, нашим трагическим опытом...
22. Прочитайте документ и выделите национальные интересы Российской Федерации на долгосрочную перспективу.
23.Расставьте в хронологическом порядке события.
1.Экономическая реформа Е.Гайдара
2.Перестройка Горбачева
3.Распад СССР
4.Первая Чеченская война
5.Августовский Путч
24.Прочитайте документ и определите, к какому типу относится локальный
конфликт по типологии Стингера.
В 1924 г. образована автономия в составе Узбекистана. В 1929 г. Таджикистан получил государственный статус и вошел в состав Союза ССР на правах республики. Граница была проведена так, что миллион узбеков оказались на таджикской территории и два миллиона таджиков в Узбекистане. Клановый принцип организации власти, во времена СССР она находилась у выходцев с севера страны.
После распада СССР южные таджики заявили о своих правах, с 1990 г. противостояние между властями и оппозицией. Русские и узбеки активного участия в конфликте не принимали. Специфический для Таджикистана фактор - клановость, который с успехом заменил этнические и религиозные мотивы.
В начале 1992 г. раскол по региональному и религиозному (между разными ветвями ислама) признакам, к концу лета начались вооруженные столкновения в Душанбе, а на юге – наст. война. За 2 года войны из общей численности таджиков 3,5 млн. человек погибло и искалечено 100 тыс., 900 тыс. бежали в СНГ и Афганистан.
Апрель 1994 начало переговоров (в Москве). Сентябрь 1994 г. соглашение о прекращении огня. Сдерживающим фактором стала и 201-я российская дивизия, прикрывающая таджико-афганскую границу.
Сейчас Объединенная таджикская оппозиция не ставит своей целью создание в Таджикистане исламского государства, не претендует на всю власть в стране. Конфликт практически угас, но вполне может разгореться снова.
25. Прочитайте документ и ответьте на вопросы.
5 сентября 2005 г. Президент выступил на совместном заседании правительства, парламента и руководителей регионов, где сформулировал концепцию национальных проектов: «Сегодняшние возможности России вполне позволяют добиться более ощутимых результатов повышения благосостояния народа России. Добиться, не нарушая баланса основных экономических показателей и не допуская всплеска инфляции. И потому уже открывающиеся в российской экономике возможности не должны быть нами упущены.
Сегодня хотел бы особо остановиться на практических шагах в реализации приоритетных национальных проектов в таких областях, как здравоохранение, образование, жилье.
Во-первых, именно эти сферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. И во-вторых, в конечном счете решение именно этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и, что крайне важно, создает необходимые стартовые условия для развития так называемого человеческого капитала».
Назовите приоритетные национальные проекты, разработанные на основе данных положений.
26.Назовите один из подходов к пониманию глобализации и подберите аргументы.
27.Составьте иерархию символов глобализации.
28.Прочитайте данное противоречие и приведите примеры, отражающие каждую из тенденций, а также их столкновение.
Суть глобализации состоит в размывании национальной составляющей в производстве, распределении и потреблении, придание явлениям общественной жизни (экономическим, социальным, политическим, идеологическим, религиозным, культурным и др.) составного и многоаспектного характера. Глобализация приходит в серьезное противоречие с другой тенденцией – попыткой народов сохранить свою национальную идентичность и самобытность.
29.Разработайте мини-проект по решению глобальной программы современности.
30.Приведите примеры подсистем политической системы в современной России.
Полномочия Государственной думы в 1906-1917 гг. и в 1993-2003 гг.
1906-1917 | 1993-2003 | |
Юридическое основание | Учреждение Государственной думы (20 февраля 1906 г.). Основные государственные законы (23 апреля 1906 г.) | Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993 г.). Гл. 5. Федеральное собрание |
1. Законодательство | 1. Издание законов и штатов, их изменение, дополнение, приостановление действия и отмена | 1. Принимает федеральные законы, может преодолеть отклонение закона Советом Федерации и президентом РФ |
2. Бюджет | 2. Рассмотрение государственной росписи доходов и расходов вместе с финансовыми сметами министерств и главных управлений Рассмотрение смет и раскладки земских повинностей в местностях, где не введены земские учреждения | 2. Рассматривает и утверждает государственный бюджет. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств и другие могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации |
3. Экономика | 3. Дела об отчуждении части государственных доходов и имуществ, о постройке казенных железных дорог, об учреждении компаний на акциях (когда испрашивались изъятия из действующего законодательства) | 3. Не предусмотрено |
4. Отношения с правительством | 4.Назначение председателя правительства и всех министров прерогатива монарха. Заслушивание отчета Государственного контроля по исполнению Государственной росписи. Право запросам министрам) по поводу действий, которые ГД сочтет незаконными, а также обращение за разъяснениями, от которых министры могли отказаться, если «эти предметы по соображениям государственного порядка не подлежат оглашению» | 4. Дача согласия президента РФ на назначение председателя правительства РФ. Решение вопроса о доверии правительству РФ. Заместители председателя правительства, федеральные министры назначаются и освобождаются от должности президентом РФ но предложению председателя правительства РФ. Права запроса и обращения с разъяснениями современная ГД не имеет |
5. Отношения с главой государства | 5. Царь мог распустить ГД, определял сроки ее работы, мог парализовать законодательную работу. Предусматривалось издание царских указов во время прекращения занятий ГД Царь не мог изменить основные государственные законы, но 3 июня 1907 г. внес изменения в избирательный закон, являвшийся ОГЗ, чем совершил «государственный переворот» | 5. Президент может распустить ГД после трехкратного отклонения представленной в ГД кандидатуры на пост председателя правительства РФ. ГД может выдвинуть обвинение против президента РФ для отрешения его от должности. Президент издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения. Не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, но не вносятся на рассмотрение в ГД («указное право») |
2. Разработайте мини-проект по решению глобальной программы современности.
3. На основе приведенных данных сформулируйте основные выводы о разделении труда в XIX–XX веках.
Глобализация является результатом длительной эволюции национальных экономик, расширения степени их взаимодействия с мировым хозяйством, изменения соотношения между воздействием на экономику внутренних и внешних факторов.
Международное разделение труда начало зарождаться в ходе эпохи великих географических открытий. В его основе лежала специализация национальных экономик, первоначально обусловленная преимущественно природными (ресурсными) и климатическими факторами. Проявлением этой специализации экономик стало быстрое развитие внешней торговли.
В обществах, где происходило становление и развитие капитализма (преимущественно европейских и переселенческих колониях), ее развитие вызывалось рыночными стимулами. В обществах же с низким уровнем социально-экономического развития экономические импульсы не могли обеспечить достаточных масштабов поставляемых на внешний рынок продуктов. Поэтому в XVI–XIX вв. в становлении международного разделения труда огромную роль играло внеэкономическое принуждение. Пика международное разделение труда достигло в конце XIX – начале XX в. Экспорт 17 промышленных государств того времени, по которым имеются сопоставимые данные, в 1913 г. составлял 13% их ВВП, а в 1995 г. – 14,5%, т. е. принципиально не изменился.
В начале XX в. наблюдались огромные межстрановые миграции населения: накануне первой мировой войны среднегодовая европейская эмиграция достигала около 1,5 млн. человек.
4. Прочитайте данное противоречие и приведите примеры, отражающие каждую из тенденций, а также их столкновение.
Суть глобализации состоит в размывании национальной составляющей в производстве, распределении и потреблении, придание явлениям общественной жизни (экономическим, социальным, политическим, идеологическим, религиозным, культурным и др.) составного и многоаспектного характера. Глобализация приходит в серьезное противоречие с другой тенденцией – попыткой народов сохранить свою национальную идентичность и самобытность.
5.Прочтите отрывок из выступления Президента СССР и назовите его фамилию. Объясните, на основании чего вы ее определили.
«Дорогие соотечественники! Сограждане! В силу сложившейся ситуации с образованием Содружества независимых государств прекращаю свою деятельность на посту Президента СССР. Принимаю это решение по принципиальным соображениям. Я твѐрдо выступал за самостоятельность, независимость народов, за суверенитет республик. Но одновременно и за сохранение союзного государства, целостности страны».
6.Прочитайте отрывок из Указа Президента РСФСР Б.Н. Ельцина и назовите
событие, в связи с которым был издан этот Указ. Объясните, на основании чего вы
это определили.
«Считать объявление Комитета антиконституционным и квалифицировать действия его организаторов как государственный переворот, являющийся не чем иным, как
государственным преступлением».
7. Прочитайте документ и приведите дополнительные факты, подтверждающие
выводы М.С. Горбачева.