Конституція Веймарської республіки
КОНСТИТУЦИЯ ГЕРМАНСКОЙ ИМПЕРИИ
(11 августа 1919 г.)
Германский народ, единый в своих племенах и одушевлённый намерением обновить
и упрочить свою империю в свободе и справедливости, служить делу внутреннего
и внешнего мира и способствовать общественному прогрессу, – дал себе эту конституцию
Часть первая
УСТРОЙСТВО И ЗАДАЧИ ИМПЕРИИ
Отдел первый
ИМПЕРИЯ И ОБЛАСТИ (Reich und Lander)
Статья 1. Германская империя – республика.
Государственная власть исходит от народа.
Статья 2. Территория державы состоит из территорий германских областей. Другие территории могут быть принимаемы имперским законом в её состав, если того пожелает их населе-ние в силу права на самоопределение.
Статья 3. Имперские цвета – чёрный, красный и золотой. Торговый флаг – чёрно-бело-красный с имперскими цветами в верхнем внутреннем углу.
Статья 4. Общепризнанные положения международного права имеют значение обязательных составных частей имперского германского права.
Статья 5. Государственная власть осуществляется по имперским делам органами империи на основании имперской конституции, по делам областей – органами областей на основании конституции областей.
Статья 6. Исключительно законодательству империи подлежат: 1) внешние сношения;
2) ко-лониальное дело; 3) гражданство, свобода передвижения, иммиграция и эмиграция и выдача преступников; 4) устройство обороны; 5) монетное дело; 6) таможенное дело, а также един-ство таможенной и торговой территории и свобода товарного обращения; 7) почтовое и теле-графное дело, включая телефонное дело.
Статья 7. Законодательству империи подлежат: 1) гражданское право; 2) уголовное право; 3) судопроизводство, включая исполнение приговоров и взаимную ведомственную помощь вла-стей; 4) паспортное дело и полиция иностранцев; 5) благотворительность и попечение о странствующих; 6) печать, союзы и собрания; 7) политика народонаселения, попечение о ма-теринстве, младенчестве, детстве и юности; 8) здравоохранение, ветеринарное дело и защита растений от болезней и вредителей; 9) рабочее право, страхование, охрана рабочих и служа-щих, а также приискание труда; 10) учреждение профессиональных представительств для имперской территории; 11) попечение об участниках войны и их сиротах; 12) право отчуж-дения; 13) обобществление естественных богатств и хозяйственных предприятий, а также добыча, производство, распределение и расценка экономических благ для общественного хо-зяйства; 14) торговля, система мер и весов, выпуск бумажных денег, банковое дело, а также биржевое дело; 15) обращение продуктов питания и потребления, а также предметов повсе-дневного обихода; 16) промышленность и горное дело; 17) страховое дело; 18) мореплава-ние, рыбная ловля в открытом море и береговых водах; 19) железные дороги, внутреннее су-доходство, передвижение при помощи силовых двигателей по суше, воде и воздуху, а также постройка дорог, поскольку это касается общих путей сообщения и обороны
страны; 20) те-атральнее и кинематографическое дело.
Статья 8. Империя располагает, далее, законодательной властью в области налогов и прочих доходов, поскольку они целиком или частью взимаются для её целей. Если империя отнесёт к себе какие-нибудь налоги или прочие доходы, которыми раньше распоряжались области, то ей надлежит озаботиться о сохранении жизнеспособности областей.
Статья 9. Поскольку встречается надобность в издании однородных предписаний, империя пользуется законодательной властью по вопросам: 1) попечения о благосостоянии, 2) охраны публичного порядка и безопасности.
Статья 10. Империя может в законодательном порядке устанавливать основные положения
относительно: 1) прав и обязанностей религиозных обществ; 2) школьного дела, включая высшие учебные заведения и научные библиотеки; 3) прав чиновников всех союзов публич-ного характера; 4) земельного права, распределения земельной площади, образования насе-лённых пунктов и прав на земельный надел, ограничений землевладения, жилищного дела и распределения населения; 5) погребального дела.
Статья 11. Империя может в законодательном порядке устанавливать основные положения относительно допустимости и способа взимания в областях налогов, поскольку это необхо-димо для охраны важных общественных интересов или устранения: 1) ущерба для доходов или торговых отношений империи; 2) двойного обложения; 3) чрезмерных или затрудняю-щих оборот сборов за пользование общественными путями сообщения и сооружениями; 4) невыгодного обложения ввозимых товаров, по сравнению с продуктами внутреннего произ-водства, в торговом обороте между областями и частями областей, или 5) вывозных премий.
Статья 12. До тех пор и в той мере, поскольку империя не пользуется своими законодатель-ными правами, области сохраняют законодательную власть. Это не распространяется на круг исключительной законодательной компетенции империи.
Против областных законов, касающихся предметов, перечисленных в пункте 13 статьи 7, имперскому правительству, поскольку тем самым затрагиваются интересы империи и в целом, принадлежит право протеста.
Статья 13. Имперское право имеет перевес над областным правом. При возникновении сомнений или различия во взглядах относительно согласимости данного постановления области с имперским правом компетентный орган державы или области может, согласно ближайшим постановлениям имперского закона, запросить решения одного из высших судов империи.
Статья 14. Имперские законы приводятся в исполнение областными властями, поскольку в этих законах не постановлено иначе.
Статья 15. Имперское правительство осуществляет надзор в кругу дел, по которым империи принадлежит право законодательства.
Поскольку выполнение имперских законов предоставлено областным властям, имперское правительство может давать им указания общего характера. Оно имеет право посылать уполномоченных в центральные областные учреждения, а с их согласия и в учреждения низших инстанций для надзора за исполнением имперских законов.
Областные правительства обязаны устранять, по требованию имперского правительства, упущения, обнаруженные при выполнении имперских законов. В случае расхождения во мнениях и имперское правительство и областное правительство могут обратиться в верхов-ный государственный суд, если имперским законом не указан другой суд.
Статья 16. Чиновники, на которых возлагается непосредственное имперское управление в областях, должны быть, по общему правилу, гражданами данной области. Чиновники, служащие и рабочие имперских административных учреждений должны, если они того желают, получать назначение у себя на родине, поскольку это возможно и совместимо с условиями их под-готовки или требованиями службы.
Статья 17. Каждая область должна иметь республиканскую конституцию. Народное предста-вительство должно избираться на основе всеобщего, равного, прямого и тайного избиратель-ного права всеми гражданами Германской империи, мужчинами и женщинами, на началах пропорционального представительства. Областное правительство должно пользоваться до-верием народного представительства.
Основные положения для выборов в народное представительство действительны и для общинных выборов. Но областной закон может поставить право участия в выборах в зависи-мость от проживания в общине сроком не более одного года.
Статья 18. Деление империи на области должно иметь целью наивысшее использование хозяйственных и культурных сил народа и должно по возможности сообразоваться с волей на-селения. Территориальные изменения существующих и создание новых областей в пределах Германской империи происходят путём имперского закона, изменяющего конституцию.
Если имеется согласие непосредственно участвующих в этом областей, то достаточно простого имперского закона.
Далее, достаточно простого имперского закона, если одна из участвующих областей не даёт согласия, но если при этом изменение территории или создание новой области требуется волей населения и вызывается серьёзными имперскими интересами.
Воля населения должна устанавливаться голосованием. Имперское правительство распо-ряжается о производстве голосования, если в области, подлежащей отделению, этого требует 1/3 жителей, пользующихся избирательным правом на выборах в рейхстаг.
Для постановления об изменении территории или о создании новой области требуется 3/5 поданных голосов и притом по крайней мере большинство имеющих право участвовать в выборах. Даже если имеется в виду отделение только части какого-нибудь прусского адми-нистративного округа или баварского округа или соответствующей административной единицы в других территориях, то надлежит выяснить волю населения во всём округе, который этим затронут. Если между отделяемой частью территории и остальным округом нет непосредственной пространственной связи, то специальный имперский закон может объявить достаточным выражение воли только той территории, которая подлежит отделению.
По установлении согласия населения имперское правительство должно внести соответст-вующий
закон на одобрение рейхстага.
Если при объединении или отделении территории возникает спор об имуществе, то
по ходатайству одной из заинтересованных сторон он разрешается верховным государственным
судом Германской империи.
Статья 19. Конституционные конфликты, возникающие в областях, где нет компетентного
суда для их разрешения, а также споры не частноправового характера между различными
областями или между империей и одной из областей разрешаются по ходатайству
одной из спорящих сторон верховным государственным судом Германской империи,
поскольку в данном случае не компетентен другой имперский суд.
Президент империи исполняет решение верховного государственного суда.
Отдел второй
РЕЙХСТАГ
Статья 20. Рейхстаг состоит из депутатов германского народа.
Статья 21. Депутаты являются представителями всего народа. Они подчиняются только
своей совести и не связаны мандатами.
Статья 22. Депутаты избираются всеобщей, равной, прямой и тайной подачей голосов
на на-чалах пропорционального представительства, мужчинами и женщинами, достигшими
20-летнего возраста. Выборы должны производиться в воскресенье или в дни общественного
отдыха.
Подробности устанавливает имперский избирательный закон.
Статья 23. Рейхстаг избирается на 4 года. Новые выборы должны быть произведены
не поз-же как на 60-й день со времени истечения этого срока.
Рейхстаг собирается в первый раз не позже чем на 30-й день после выборов.
Статья 24. Рейхстаг собирается ежегодно в первую среду ноября в месте пребывания
импер-ского правительства. Председатель рейхстага обязан созвать его раньше,
если того потребует президент империи или по крайней мере 1/3 членов рейхстага.
Рейхстаг устанавливает время окончания сессии в день нового собрания.
Статья 25. Президент империи может распускать рейхстаг, но не более одного раза
по дан-ному поводу.
Новые выборы должны быть произведены не позже чем на 60-й день после роспуска.
Статья 26. Рейхстаг избирает своего председателя, его заместителя и секретарей.
Он уста-навливает для себя наказ.
Статья 27. В промежутке между двумя сессиями, или легислатурами, председатель
преды-дущей сессии и его заместитель продолжают вести дела.
Статья 28. Председатель ведает внутренним распорядком и полицейской властью
в здании рейхстага. Ему подчинена администрация здания. Он распоряжается доходами
и расходами здания, сообразно бюджету, и является представителем империи во
всех юридических сдел-ках и по всем юридическим спорам, которые возникают в
связи с управлением зданием.
Статья 29. Заседания рейхстага публичны. По предложению 50 членов и большинством
в 2/3 голосов заседание может быть объявлено закрытым.
Статья 30. Соответствующие истине добросовестные отчёты о прениях на публичных
засе-даниях рейхстага, ландтага или их комиссий свободны от всякой ответственности.
Статья 31. При рейхстаге образуется суд для проверки выборов. Он решает также
вопрос об утрате депутатом звания члена рейхстага.
Суд для проверки выборов состоит из членов рейхстага, избираемых последним на
дан-ную легислатуру, и из членов имперского административного суда, которых
назначает пре-зидент империи по предложению президиума этого суда.
Суд для проверки выборов в составе трёх членов рейхстага и двух членов-судей
поста-новляет решения после публичного и устного разбирательства.
Действия, выходящие за пределы разбирательства перед судом для проверки выборов,
выполняются уполномоченным, президентом империи. В остальном производство дела
регулируется самим судом по проверке выборов.
Статья 32. Для постановления рейхстага требуется простое большинство голосов,
поскольку конституция не предписывает другого соотношения их. Для выборов, производимых
рейхс-тагом, наказ может допускать исключения.
Действительность решений определяется наказом.
Статья 33. Рейхстаг и его комиссии могут потребовать присутствия рейхсканцлера
и каждого из имперских министров.
Рейхсканцлер, имперские министры и их уполномоченные имеют доступ на заседания
рейхстага и его комиссий. Области имеют право посылать на эти заседания уполномоченных,
которые излагают точку зрения своего правительства по обсуждаемому предмету.
По их требованию должны выслушиваться представители правительств во время прений,
а представители имперского правительства – даже вне порядка дня.
Они подчиняются распорядительной власти председательствующего.
Статья 34. Рейхстаг имеет право, а по предложению 1/5 своих членов обязан, назначать
след-ственные комиссии. Эти комиссии собирают в публичных заседаниях доказательства,
кото-рые они или инициаторы предложения считают нужными. Заседания следственной
комиссии могут быть объявлены закрытыми большинством 2/3 её членов. Наказ определяет
порядок производства дел в комиссии и устанавливает число её членов.
Суды и административные учреждения обязаны подчиняться требованиям этих комиссий
о собирании доказательств. По требованию комиссии, ей должны представляться
акты и дела учреждений.
К обследованиям, производимым комиссиями или другими учреждениями по поручени-ям
комиссий, применяются соответственно правила устава уголовного судопроизводства,
но тайна переписки, почтовых, телеграфных и телефонных сношений остаётся неприкосновен-ной.
Статья 35. Рейхстаг назначает постоянную комиссию по иностранным делам, которая
может действовать и во время перерыва сессии рейхстага, а также по окончании
его легислатуры или после его роспуска до собрания нового рейхстага. Заседания
этой комиссии непубличны, если сама комиссия большинством 2/3 голосов не постановит
заседать при открытых дверях. Рейхстаг назначает далее постоянную комиссию для
охраны прав народного представитель-ства по отношению к имперскому правительству
на время перерыва сессии и по окончании срока легислатуры.
Эти комиссии имеют права следственных комиссий.
Статья 36. Никто из членов рейхстага или какого-либо из ландтагов не может когда-либо
быть подвергнут преследованию в судебном или должностном порядке или вообще
быть привлечён к ответственности, иначе как в самом законодательном собрании,
за своё голосо-вание или за мнение, выраженное при осуществлении его депутатской
деятельности.
Статья 37. Никто из членов рейхстага или какого-либо из ландтагов не может быть
привле-чён к следствию за наказуемые деяния или арестован во время сессии без
согласия палаты, членом которой он состоит. Исключаются случаи задержания депутата
на месте преступле-ния или на следующий день.
Такое же согласие требуется при всяком другом ограничении личной свободы, которое
стесняет депутата в осуществлении его депутатской деятельности.
Всякое уголовное преследование, возбуждённое против члена рейхстага или какого-либо
из ландтагов, и всякий арест или другое ограничение личной свободы по требованию
палаты, к которой принадлежит депутат, отменяется на срок сессии.
Статья 38. Члены рейхстага и ландтагов имеют право отказываться давать показания
как о лицах, которые по доверию сообщили им как депутатам факты или которым
они сами их до-верили при отправлении своей депутатской деятельности, так и
собственно об этих фактах. В отношении наложения ареста на документы депутаты
также приравниваются к лицам, имеющим законное право отказа от дачи показаний.
Обыск и наложение ареста в стенах рейхстага или ландтага могут производиться
только с разрешения председателя.
Статья 39. Чиновники и лица, принадлежащие к составу вооружённых сил, не нуждаются
в отпуске для отправления должности члена рейхстага или ландтага.
Если они добиваются получения депутатских полномочий в этих органах, то для
подго-товки их выборов им должен быть предоставлен необходимый отпуск.
Статья 40. Члены рейхстага пользуются правом на бесплатный проезд по всем германским
железным дорогам и на вознаграждение в размере, определяемом имперским законом.
Отдел третий
ПРЕЗИДЕНТ ИМПЕРИИ И ИМПЕРСКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО
Статья 41. Президент империи избирается всем германским народом.
Избран может быть каждый немец, которому исполнилось 35 лет.
Подробности устанавливаются имперским законом.
Статья 42. Президент империи при вступлении в должность приносит перед рейхстагом
сле-дующую присягу:
«Я клянусь посвятить свои силы благу германского народа, способствовать его
пользе, оберегать его от ущерба, блюсти конституцию и законы империи, добросовестно
исполнять мои обязанности и соблюдать справедливость по отношению ко всем».
Допускается добавление религиозной клятвы.
Статья 43. Президент империи избирается на 7 лет. Переизбрание допускается.
До истечения срока президент империи может быть смещён народным голосованием
по предложению рейхстага. Для постановления рейхстага об этом требуется большинство
– 2/3 – голосов. По-становлением этим президент империи отстраняется от дальнейшего
исполнения должности. Отклонение народным голосованием предложения о смещении
считается переизбранием и влечёт за собою роспуск рейхстага.
Президент империи не может быть подвергнут уголовному преследованию без согласия
рейхстага.
Статья 44. Президент империи не может быть в то же время членом рейхстага.
Статья 45. Президент империи представляет империю в международно-правовых отношени-ях.
Он заключает от имени империи союзы и иные договоры с иностранными государствами.
Он аккредитует и принимает посланников.
Объявление войны и заключение мира совершаются посредством имперского закона.
Союзы и договоры с иностранными государствами, относящиеся к предметам имперско-го
законодательства, нуждаются в согласии рейхстага.
Статья 46. Президент империи назначает и увольняет имперских чиновников и офицеров,
поскольку в законе не постановлено иначе. Он может предоставить осуществление
права на-значения и увольнения другим властям.
Статья 47. Президенту империи принадлежит верховное командование всеми вооружёнными
силами империи.
Статья 48. Если какая-нибудь область не выполняет обязанностей, возложенных
на неё кон-ституцией или имперскими законами, то президент империи может понудить
её к этому с помощью вооружённой силы.
Если в пределах Германской империи серьёзно нарушены общественная безопасность
и порядок или если грозит серьёзная опасность такого нарушения, то президент
империи мо-жет принимать меры, необходимые для восстановления общественной безопасности
и по-рядка, в случае надобности с помощью вооружённой силы. С этой целью он
может временно приостанавливать полностью или частично гарантии основных прав,
данные ст. 114, 115, 117, 118, 123, 124 и 153.
О всех мерах, принятых на основании разделов 1 и 2 этой статьи, президент империи
должен немедленно доводить до сведения рейхстага. Эти меры подлежат отмене по
требова-нию рейхстага.
В случае опасности промедления правительство одной из областей может принять
на своей территории временные меры, соответствующие указанным в разделе 2. Эти
меры подлежат отмене по требованию президента империи или рейхстага.
Подробности определяются имперским законом.
Статья 49. Президент империи пользуется правом помилования в пределах всей империи.
Для амнистии во всей империи требуется издание имперского закона.
Статья 50. Все приказания и распоряжения президента империи, в том числе в отношении
вооружённых сил, действительны лишь после скрепы их рейхсканцлером или соответст-вующим
имперским министром. Скрепа означает принятие ответственности.
Статья 51. В случае препятствия к выполнению президентом империи своей должности
рейхсканцлер заменяет его на ближайшее время. Если есть вероятность, что препятствия
бу-дут продолжительны, то вопрос о заместительстве разрешается имперским законом.
То же правило применяется в случае досрочной президентской вакансии впредь до
про-изводства новых выборов.
Статья 52. Имперское правительство состоит из рейхсканцлера и имперских министров.
Статья 53. Рейхсканцлер и по его предложению имперские министры назначаются
и уволь-няются президентом империи.
Статья 54. Рейхсканцлер и имперские министры нуждаются для отправления своих
должно-стей в доверии рейхстага. Каждый из них должен подать в отставку, если
рейхстаг опреде-лённым постановлением лишает его доверия.
Статья 55. Рейхсканцлер председательствует в имперском правительстве и руководит
его де-лами по наказу, принятому правительством и одобренному президентом империи.
Статья 56. Рейхсканцлер устанавливает руководящие линии политики и несёт за
это ответст-венность перед рейхстагом. В пределах этих положений каждый имперский
министр само-стоятельно ведает вверенной ему отраслью под своей ответственностью
перед рейхстагом.
Статья 57. Имперские министры должны представлять на рассмотрение и разрешение
им-перского правительства все законопроекты, дела, относительно которых это
предписывается конституцией или законом, а также расхождения во мнениях по вопросам,
касающимся предметов ведомств нескольких министров.
Статья 58. Имперское правительство принимает свои решения большинством голосов.
При равенстве голосов решает голос председательствующего.
Статья 59. Рейхстаг имеет право возбуждать перед государственным судом Германской
им-перии обвинения против президента империи, рейхсканцлера и имперских министров
в том, что они преступно нарушили конституцию или имперский закон. Предложение
о возбужде-нии обвинения должно быть подписано не менее чем 100 членами рейхстага
и нуждается в согласии большинства, потребного для изменений конституции. Подробности
определяются имперским законом о государственном суде.
Отдел четвёртый
РЕЙХСРАТ
Статья 60. Для представительства германских областей в законодательстве и управлении
им-перии образуется рейхсрат.
Статья 61. В рейхсрате каждая область имеет по крайней мере один голос. Более
крупные области получают по одному голосу на 700 тыс. жителей. Излишек, равный
по крайней мере 350 000 жителей, считается за 700 000. Ни одна область не может
быть представлена более чем 2/5 всех голосов.
[Немецкая Австрия по присоединении своём к Германской империи получает право
уча-стия в рейхсрате с числом голосов, соответствующим численности её населения.
До тех пор представители Немецкой Австрии пользуются совещательным голосом.]
Число голосов устанавливается рейхсратом заново всякий раз после производства
всеоб-щей переписи.
Статья 62. В комиссиях, которые рейхсрат образует в своей среде, ни одна область
не может иметь больше одного голоса.
Статья 63. Области будут представлены в рейхсрате членами своих правительств.
Однако половина прусских голосов предоставляется представителям провинциальных
управлений Пруссии, согласно её закону.
Области имеют право посылать в рейхсрат столько представителей, сколько имеют
голо-сов.
Статья 64. Имперское правительство обязано созывать рейхсрат по требованию 1/3
его чле-нов.
Статья 65. В рейхсрате и его комиссиях председательствует член имперского правительства.
Члены имперского правительства имеют право – а в случае требования обязаны –
участво-вать в заседаниях рейхсрата и его комиссий. Во время прений их должно
выслушивать вся-кий раз, как они потребуют этого.
Статья 66. Имперское правительство, равно как и каждый член рейхсрата, управомочено
вно-сить предложения в рейхсрат.
Рейхсрат устанавливает порядок производства своих дел посредством наказа.
Пленарные заседания рейхсрата публичны. С соблюдением требований наказа двери
за-седаний могут закрываться при обсуждении отдельных вопросов.
При голосовании решает простое большинство голосующих.
Статья 67. Рейхсрат должен постоянно держаться имперскими министерствами в курсе
им-перских дел. К обсуждению важных вопросов имперские министерства должны привлекать
соответствующие комиссии рейхсрата.
Отдел пятый
ИМПЕРСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Статья 68. Законопроекты вносятся либо имперским правительством, либо по инициативе
членов рейхстага.
Имперские законы издаются рейхстагом.
Статья 69. Внесение законопроектов имперским правительством требует согласия
рейхсрата. Если между имперским правительством и рейхсратом не состоялось соглашение,
то импер-ское правительство всё-таки может внести законопроект, но обязано при
этом представить отдельное мнение рейхсрата.
Если рейхсрат принимает законопроект, который не одобрен имперским правительством,
то последнее обязано внести его в рейхстаг с изложением своей точки зрения.
Статья 70. Президент империи обязан облекать в должную форму законы, принятые
сооб-разно конституции, и обнародовать их в «Reichs-Gesetzblatt» в месячный
срок.
Статья 71. Имперские законы, поскольку в них не постановлено иначе, входят в
силу на 14-й день по истечении того дня, когда в имперской столице был издан
«Reichs-Gesetzblatt».
Статья 72. Опубликование имперского закона должно быть отсрочено на 2 месяца,
если это-го требует 1/3 рейхстага. Президент империи может, невзирая на это
требование, обнародо-вать законы, объявленные рейхстагом и рейхсратом срочными.
Статья 73. Закон, принятый рейхстагом, должен быть до опубликования поставлен
на народ-ное голосование, если о том постановит президент империи в течение
месяца.
Закон, опубликование которого было отсрочено по предложению по крайней мере
1/3 членов рейхстага, должен быть поставлен на народное голосование, если этого
потребует 1/12 имеющих право голоса граждан.
Народное голосование, далее, должно иметь место, если 1/10 имеющих право голоса
гра-ждан берёт почин внесения какого-нибудь законопроекта. В основу народной
инициативы должен быть положен разработанный законопроект. Правительство должно
представить его рейхстагу с изложением своего мнения. Народное голосование не
производится, если тре-буемый законопроект принят рейхстагом без изменений.
По поводу бюджета, налоговых законов и оплаты служащих народное голосование
может быть произведено только по почину президента империи.
Порядок производства народного голосования и народной инициативы устанавливается
имперским законом.
Статья 74. Рейхсрат имеет право опротестования законов, принятых рейхстагом.
Протест должен быть заявлен имперскому правительству в течение 2 недель после
за-ключительного голосования в рейхстаге и снабжён мотивировкой не позднее как
в течение 2 следующих недель.
В случае опротестования закон представляется в рейхстаг для вторичного вынесения
постановления. Если при этом рейхстаг и рейхсрат не придут к соглашению, то
президент империи может в течение 3 месяцев распорядиться произвести народное
голосование по предмету расхождения во мнениях. Если президент не воспользуется
этим правом, то закон считается неполучившим законной силы. Если рейхстаг большинством
2/3 голосов примет постановление вопреки протесту рейхсрата, то президент обязан
в трёхмесячный срок или опубликовать закон в одобренной рейхстагом редакции,
или распорядиться о производстве народного голосования.
Статья 75. Постановление рейхстага может быть лишено силы народным голосованием
толь-ко в том случае, если в голосовании примет участие большинство имеющих
право голоса граждан.
Статья 76. Конституция может быть изменена в законодательном порядке. Однако
постанов-ления рейхстага об изменении конституции имеют силу только в том случае,
если на заседа-нии присутствуют 2/3 законного числа членов и по крайней мере
2/3 присутствующих депу-татов согласны на изменение. Для постановлений рейхсрата
об изменении конституции рав-ным образом необходимо большинство в 2/3 поданных
голосов. Если по народной инициа-тиве производится народное голосование об изменении
конституции, то необходимо согла-сие большинства имеющих право голоса граждан.
Если рейхстаг, вопреки протесту рейхсрата, постановил внести изменения в конститу-цию,
то президент империи не имеет права обнародования этого закона, если рейхсрат
в течение двух недель потребует народного голосования.
Статья 77. Общие административные предписания, необходимые для применения имперских
законов, издаёт, поскольку законы не постановляют иначе, имперское правительство.
Они нуждаются для этого в согласии рейхсрата, если применение имперских законов
относится к компетенции органов областных властей.
Отдел шестой
ИМПЕРСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Статья 78. Сношения с иностранными государствами входят в круг исключительного
веде-ния империи.
По делам, урегулирование которых подлежит областному законодательству, области
мо-гут заключать договоры с иностранными государствами. Договоры эти нуждаются
в согла-сии империи.
Соглашения с иностранными государствами об изменении границ империи заключаются
этой последней с согласия заинтересованной области. Изменение границ может произво-диться
только посредством имперских законов, поскольку дело не идёт о простом исправле-нии
границ ненаселённых частей территории.
Для обеспечения представительства интересов, которые возникают у отдельных областей
в связи с их особыми хозяйственными отношениями или в силу их соседства с иностранны-ми
государствами, империя, по соглашению с заинтересованными областями, создаёт
тре-буемые учреждения и принимает соответствующие меры.
Статья 79. Империя ведает делом своей обороны. Военная организация германского
народа регулируется единообразно имперским законом с принятием во внимание особенностей
на-селения областей.
Статья 80. Колониальное дело входит в круг исключительного ведения империи.
Статья 81. Все германские торговые суда составляют единый торговый флот.
Статья 82. Германия образует единую таможенную и торговую территорию, окружённую
общей таможенной границей.
Таможенная граница совпадает с границей с иностранными государствами. У моря
тамо-женную границу образуют береговая полоса и острова, принадлежащие к имперской
терри-тории. Для прохождения таможенной границы по морю и другим водам могут
устанавли-ваться отклонения.
Территории иностранных государств или части их территорий могут в договорном
по-рядке включаться в таможенную территорию.
Из таможенной территории могут при особой надобности исключаться отдельные части.
Изъятие, установленное для свободных портов, может быть отменено только законом,
при-нятым в порядке изменения конституции.
Районы, исключённые из таможенной линии, могут быть присоединены посредством
до-говоров или соглашений к чужой таможенной территории.
Все произведения природы, равно как промышленного или художественного труда,
если они находятся в империи в свободном обращении, допускаются к ввозу, вывозу
и провозу через границы областей и общин. Исключения допустимы на основании
имперского закона.
Статья 83. Пошлины и налоги на потребление находятся в управлении имперских
властей.
В имперском налоговом управлении должны быть предусмотрены учреждения для обес-печения
областям охраны их особых интересов в области сельского хозяйства, торговли,
ре-месла и промышленности.
Статья 84. Империя устанавливает посредством закона предписания относительно:
1. устройства налогового управления областей, поскольку это нужно для единообразно-го
и равномерного проведения в жизнь имперских налоговых законов;
2. устройства и определения компетенции органов, которым поручается надзор за
ис-полнением этих налоговых законов;
3. расчетов с областями;
4. возмещения расходов по управлению, возникающих при применении имперских на-логовых
законов.
Статья 85. Все доходы и расходы империи должны исчисляться на каждый бюджетный
год и вноситься в государственную роспись.
Государственная роспись устанавливается в законодательном порядке до начала
бюджет-ного года. Расходы разрешаются обычно сроком на один год; в особых случаях
они могут разрешаться на более продолжительный срок. Вообще в бюджетном законе
недопустимы предписания, выходящие за пределы бюджетного года или не относящиеся
к доходам и рас-ходам государства и к управлению ими.
Рейхстаг не вправе повышать или заново вставлять в проект государственной росписи
расходы без согласия рейхсрата.
Согласие рейхсрата может быть заменено сообразно предписаниям ст. 74.
Статья 86. Об использовании всех общеимперских доходов имперский министр финансов
представляет в следующем бюджетном году отчёт рейхсрату и рейхстагу для снятия
ответст-венности с правительства. Проверка отчёта определяется имперским законом.
Статья 87. Путём кредита допускается получение денежных средств только при чрезвычай-ной
надобности и, как правило, только для производительных целей. Такое получение
средств, равно как предоставление гарантий за счёт империи, допускается лишь
на основа-нии имперских законов.
Статья 88. Почтовое, телеграфное и телефонное дело входит в круг исключительного
веде-ния империи. Знаки почтовой оплаты для всей империи едины.
Имперское правительство издаёт с согласия рейхсрата указы, которыми устанавливаются
правила и сборы за пользование средствами сообщения. Оно может с согласия рейхсрата
пе-редать это право имперскому министру почт.
Для совещательного участия в обсуждении вопросов почтовых, телеграфных и телефон-ных
сношений и тарифов имперское правительство учреждает с согласия рейхсрата особый
совет.
Договоры по вопросам сообщений с заграницей заключаются только империей.
Статья 89. Задача империи – сделать своею собственностью железные дороги, служащие
для целей общего оборота, и управлять ими как единым транспортным учреждением.
Права областей приобретать частные железные дороги должны передаваться империи
по её требованию.
Статья 90. С переходом железных дорог империя приобретает право отчуждения и
права го-сударственного верховенства, относящиеся к железнодорожному делу. О
размере этих прав в случаях спора решает верховный государственный суд.
Статья 91. Имперское правительство издаёт с согласия рейхсрата указы, регулирующее
со-оружение, эксплоатацию и движение железных дорог. С согласия рейхсрата это
право может быть передано подлежащему имперскому министру.
Статья 92. Имперские железные дороги, несмотря на включение их сметы и отчётности
в общие смету и отчётность империи, должны управляться как самостоятельное хозяйственное
предприятие, которое обязано само покрывать свои расходы, включая оплату процентов
и погасительных взносов по железнодорожному долгу и производить отчисления в
запасный капитал. Размеры погашения и отчисления, равно как цели, на которые
расходуется запас-ный капитал, определяются особым законом.
Статья 93. Для участия в порядке совещаний по делам железнодорожного сообщения
и та-рифов имперское правительство учреждает с согласия рейхсрата особые советы
для импер-ских железных дорог.
Статья 94. Если империя приняла в своё управление в известной территории железные
доро-ги общего значения, то в пределах этой территории новые железные дороги
такого рода мо-гут строиться только империей или с её согласия. Если постройка
новых или переделка су-ществующих железнодорожных сооружений империи затрагивает
круг ведения областной полиции, то имперское железнодорожное управление должно
до принятия решения ознако-миться с мнением местных властей.
Там, где империя ещё не приняла железные дороги в своё управление, она может
на ос-новании имперского закона сооружать за свой счёт железные дороги, необходимые
для об-щих сообщений и для защиты страны, или поручать сооружение другим лицам,
предоставляя им, если в том окажется надобность, право отчуждения; при этом
империя может оставить без последствия возражения областей, территорию которых
прорежут данные железные до-роги, но она не должна посягать на их права территориального
верховенства.
Всякое железнодорожное управление должно соглашаться на смычку с другими линиями
за их счёт.
Статья 95. Железные дороги общего значения, не состоящие в управлении империи,
подле-жат надзору последней.
Железные дороги, подлежащие надзору империи, должны строиться и снабжаться на
ос-новании устанавливаемых империей одинаковых правил. Они должны сохраняться
в состоя-нии, обеспечивающем безопасность движения, и должны расширяться сообразно
потребно-стям оборота.
Пассажирское и товарное движение должно обслуживаться и развиваться сообразно
по-требностям.
Надзор за тарифами должен содействовать установлению равномерных и низких желез-нодорожных
тарифов.
Статья 96. Все железные дороги, включая и те, которые не имеют общего значения,
должны исполнять требования империи, касающиеся пользования железными дорогами
для целей защиты страны.
Статья 97. Задача империи – сделать своею собственностью и взять в своё управление
вод-ные пути общего значения.
После перехода этих путей к империи новые водные пути общего значения могут
соору-жаться или расширяться только империей или с её согласия.
При управлении, расширении или проведении заново водных путей надлежит считаться
с потребностями сельского и водного хозяйства по соглашению с областями и обращать
вни-мание на содействие последним в этой сфере.
Всякое управление водных путей должно соглашаться на присоединение других внут-ренних
водных путей за счёт предпринимателей. Такая же обязанность устанавливается
в отношении соединения внутренних водных путей с железными дорогами.
С переходом к империи водных путей, последняя приобретает право отчуждения,
уста-новления тарифов, а также право речной и судовой полиции.
Задачи речных союзов в деле улучшения естественных водных путей в районах Рейна,
Везера и Эльбы должны перейти к империи.
Статья 98. Для содействия по делам водных путей при имперских водных путях образуются,
по распоряжениям имперского правительства и с согласия рейхсрата, особые советы.
Статья 99. На естественных водных путях могут взиматься сборы только за пользование
та-кими постройками, сооружениями и прочими учреждениями, которые предназначены
для облегчения движения. Сборы эти в государственных и коммунальных учреждениях
не долж-ны превышать расходов, вызываемых постройкой и поддержанием этих учреждений
в год-ном виде. Расходы по постройке и содержанию в годном виде таких сооружений,
которые служат не только целям облегчения движения, но и для других целей, могут
покрываться су-доходными сборами только в соответственной доле. Проценты и платежи
по погашению за-траченных средств признаются расходами по постройке.
Предписания предыдущего раздела применяются и к сборам за пользование искусствен-ными
водными путями и сооружениями, находящимися на них и в гаванях.
В пределах внутреннего судоходства в основу исчисления перевозочных сборов могут
быть положены общие затраты на данный водный путь или данный речной район или
дан-ную водную сеть.
Эти постановления распространяются также на сплав плотов по судоходным водным
пу-тям.
Только империи принадлежит право налагать на иностранные суда и их грузы иные
или более высокие сборы, чем на германские суда и их грузы.
Для получения средств на содержание и расширение германской водной сети империя
посредством закона может привлечь всех участвующих в судоходстве к уплате иных
взно-сов, чем вышеуказанные сборы.
Статья 100. Для покрытия издержек по содержанию и сооружению внутренних водных
пу-тей, если в этом участвует несколько областей или если расходы несёт империя,
могут быть привлечены имперским законом все лица, получающие от сооружения плотин
иные выгоды, кроме возможности проезда.
Статья 101. Задача империи – сделать своею собственностью и перевести в своё
управление все морские знаки, в особенности маяки, башенные или пловучие, буи,
бочки и бакены. По-сле этого перевода морские знаки могут переставляться или
вновь устанавливаться только властью империи или с её согласия.
Отдел седьмой
ЮСТИЦИЯ
Статья 102. Судьи независимы и подчиняются только закону.
Статья 103. Правосудие в общем порядке отправляется имперским судом и областными
су-дами.
Статья 104. Судьи общих судов назначаются на должность пожизненно. Лишь в силу
судеб-ного решения и лишь по основаниям и в формах, определённых законом, они
могут против своей воли временно или навсегда отстраняться от своей должности,
переводиться на другое место или увольняться в отставку. Законодательство может
установить предельный возраст, по достижении которого судьи выходят в отставку.
Этим не затрагивается происходящее в силу закона временное устранение от должности.
При изменениях в устройстве судов или их округов управление юстиции данной области
может без согласия судей переводить их в другой суд или отстранять от должности,
однако только при условии сохранения за ними полного содержания.
Эти постановления не распространяются на коммерческих судей, шеффенов и присяж-ных.
Статья 105. Исключительные суды не допускаются. Никто не может быть изъят из
ведения своего законного судьи. Этим не затрагивается законодательство о военных
судах и судах при осадном положении. Военные суды чести отменяются.
Статья 106. Военные суды подлежат упразднению; они остаются лишь в военное время
и на борту военных кораблей. Подробности определяются имперским законом.
Статья 107. В империи и областях должны быть установлены в законодательном порядке
ад-министративные суды для защиты отдельных лиц от распоряжений и требований
админист-ративных учреждений.
Статья 108. Законом учреждается верховный государственный суд Германской империи.
Часть вторая
ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НЕМЦЕВ
Отдел первый
ОТДЕЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ
Статья 109. Все немцы равны перед законом.
Мужчины и женщины имеют в принципе одинаковые гражданские права и несут одина-ковые
обязанности.
Публично-правовые привилегии и ограничения, обусловленные рождением или сослови-ем,
подлежат отмене. Дворянские обозначения считаются лишь за часть фамилии и впредь
не могут даваться.
Титулы могут даваться лишь в качестве обозначения должности или профессии. Это
по-становление не затрагивает учёных степеней.
Ордена и знаки отличия не могут жаловаться государством.
Ни один немец не имеет права принимать титулы или ордена от иностранного правитель-ства.
Статья 110. Гражданство в империи и в областях приобретается и утрачивается
согласно по-становлениям имперского закона. Всякий гражданин области есть тем
самым имперский гражданин.
Каждый немец в каждой области империи имеет те же права и обязанности, что и
граж-дане этой области.
Статья 111. Все немцы пользуются свободой передвижения по всей империи. Каждый
имеет право проживать и приобретать оседлость в любом месте империи, приобретать
недвижи-мость и заниматься любой профессией. Ограничения допускаются только
на основании им-перского закона.
Статья 112. Каждый немец имеет право эмигрировать за границу. Эмиграция может
быть ог-раничена только имперским законом.
Все граждане, как находящиеся в пределах имперской территории, так и вне её,
имеют право на защиту со стороны империи по отношению к иностранным государствам.
Ни один немец не может быть выдан иностранному правительству для суда или наказа-ния.
Статья 113. Иноязычные части населения империи не должны быть стесняемы законода-тельными
и административными мерами в их свободном национальном развитии, в особенности
в употреблении их родного языка, в преподавании, внутреннем управлении и суде.
Статья 114. Свобода личности неприкосновенна. Ограничение или лишение личной
свободы публичной властью допускается только на основании законов.
Лица, лишаемые свободы, должны быть не позже, как на следующий день, поставлены
в известность, какими властями и на каком основании отдано распоряжение о лишении
свободы; немедленно им должна быть дана возможность представить возражения против
лише-ния их свободы.
Статья 115. Жилище каждого немца есть его свободное убежище. Оно неприкосновенно.
Ис-ключения допускаются только на основании законов.
Статья 116. За то или иное деяние может быть наложено наказание лишь в том случае,
если его наказуемость установлена законом до совершения деяния.
Статья 117. Тайна переписки, равно как тайна почтовых, телеграфных и телефонных
сноше-ний, неприкосновенна. Исключения могут быть допущены только на основания
имперских законов.
Статья 118. Каждый немец имеет право в пределах общих законов свободно выражать
свои мнения устно, письменно, в печати, посредством изображения или иначе. В
этом праве его не должны стеснять никакие отношения по работе или службе, и
никто не имеет права при-чинять ему ущерб за то, что он пользуется этим правом.
Цензура не допускается; однако для кинематографа закон может установить исключения.
Допускаются также законодательные мероприятия в борьбе с порнографией и для
охраны молодёжи на публичных выставках и представлениях.
Отдел второй
ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ
Статья 119. Брак, как основа семейной жизни и сохранения и размножения нации,
стоит под особым покровительством конституции. Он основан на равноправии обоих
полов.
Сохранение в чистоте, оздоровление и социальная защита семьи составляют задачу
госу-дарства и общин. Многодетные семьи имеют право на уравнительное попечение.
Материнство имеет право на охрану и покровительство государства.
Статья 120. Воспитание подрастающего поколения для выработки в нём хороших физиче-ских,
духовных и общественных качеств есть верховный долг и естественное право родите-лей,
за деятельностью которых наблюдает всё государство в целом.
Конституція Франції 1946
ОСНОВНІ ПОЛОЖЕННЯ КОНСТИТУЦІЇ
Конституція 27 жовтня 1946 року складається з 106 статей. По обсязі вона значно перевищує не тільки конституцію 1875 року, але також обидві конституційні хартії і конституції десятилітнього і довічного консульства, так само як і конституції Другої імперії (1852 і 1870 років). Але вона менш об'ємиста, чим конституція 1848 року і революційні конституції 1791, 1793 і 1795 років.
До цим останнім вона наближається по чіткому і систематичному розташуванню матеріалу. Конституція розділяється на дванадцять глав, яким передує преамбула.
Розділ 1. Про суверенітет.
Глава II. Про парламент.
Глава III. Про Економічну раду.
Глава IV. Про дипломатичні договори.
Глава V. Про президента республіки.
Глава VI. Про Раду міністрів.
Глава VII. Про кримінальну відповідальність міністрів.
Глава VIII. Про Французький Союз:
Роздягнув 1. Основні початки.
Роздягнув II. Організація.
Роздягнув III. Заморські території і департаменти.
Глава IX. Про Вищу раду магістратури.
Глава X. Про місцеві колективи.
Глава XI. Про перегляд конституції.
Глава XII. Перехідні постанови.