Глава 12. международное морское право 5 страница

Можно говорить о некотором сходстве составов пиратства с имеющими террористическую направленность преступлениями, угрожающими безопасности морского судоходства. В то же время об этих преступлениях нельзя говорить как об одном и том же, и прежде всего ввиду того, что такие деяния относятся к различной природы общественно опасным явлениям. В каждом конкретном случае при разграничении этих преступлений необходимы анализ совершенного деяния, соотнесение его с признаками преступлений, закрепленными в международных договорах, а также с методами и прежде всего с целями, присущими актам терроризма или пиратства.

Выработке согласованных действий государств в борьбе с пиратством способствует деятельность ИМО. Эта международная организация наряду с осуществлением мер в области борьбы с актами терроризма и другими незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, играет заметную роль и в разработке рекомендаций в отношении предупреждения и пресечения пиратства и вооруженного разбоя против судов. Положения таких рекомендаций находят свое отражение в ведомственных нормативных правовых актах, реализуются на практике судовладельцами и капитанами судов, учитываются в деятельности государственных органов, участвующих в обеспечении безопасности морского судоходства и защите других интересов государств на море. Данные положения являются также основой для двустороннего и многостороннего сотрудничества.

После активизации действий пиратов в районе Сомали в рамках ИМО были разработаны и приняты Рекомендации правительствам по предотвращению и пресечению актов пиратства и вооруженного разбоя против судов, Рекомендации судовладельцам и судовым операторам, капитанам и экипажам судов по предотвращению и пресечению актов пиратства и вооруженного разбоя против судов, наиболее эффективные методы защиты от пиратства, базирующегося на территории Сомали (НЭМ-4). Беспрецедентными стали меры, осуществляемые ООН и ее Советом Безопасности по борьбе с пиратством и вооруженным разбоем против судов вблизи берегов Сомали. Этим главным органом ООН приняты Резолюции 1816 (2008) от 2 июня 2008 г., 1846 (2008) от 2 декабря 2008 г. и 1851 (2008) от 16 декабря 2008 г., 1897 (2009) от 30 ноября 2009 г., 1918 (2010) от 27 апреля 2010 г., в которых мировое сообщество призывалось принять конкретные меры по борьбе с пиратством в этом регионе, в том числе по согласию правительства Сомали в территориальных водах данного государства.

Правовое регулирование борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, совершаемым на море. В незаконной перевозке наркотических средств и психотропных веществ (далее, возможно, в употреблении наркотиков) и торговле ими большую роль играет морской транспорт, на который приходится 37,6% от общего количества изъятых в мире незаконно перевозимых наркотиков (для сравнения: на наземный транспорт - 25,4%, на воздушный - 5,4%, на почту - 0,7%, на другие способы контрабанды наркотиков - 30,9%). Объем незаконных перевозок наркотиков торговыми судами продолжает увеличиваться.

В разработанных международных договорах в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков отсутствуют признаки, характеризующие преступления как совершаемые только в пределах морской географической среды. В то же время спектр запрещенных действующими универсальными международными договорами общественно опасных деяний в сфере незаконного оборота наркотиков и способов его осуществления довольно широк и охватывает все возможные операции, осуществляемые с наркотиками в различных пределах морских пространств и на побережье государств. Все эти действия можно обобщить как незаконные операции, связанные с незаконным хранением, сбытом и незаконной перевозкой наркотиков, а также как деятельность, способствующую этим операциям. В связи с этим борьба с незаконным оборотом наркотиков на море рассматривается как борьба с преступной деятельностью в этой сфере и представляет собой осуществление системы мер как на суше, так и на море.

Несмотря на значительное число международных договоров, заключенных в интересах борьбы с незаконным оборотом наркотиков, специфическим особенностям предупреждения и пресечения указанного вида деятельности в пределах морских пространств особое внимание уделяется только в Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. (далее - Конвенция о борьбе с наркотиками 1988 г.). Российская Федерация является ее участником. Конвенция предусматривает вопросы общего характера, охватывающие в целом борьбу с незаконным оборотом наркотиков, в том числе на море, и меры, осуществляемые только на море (вопросы юрисдикции; механизм пресечения незаконного оборота на море; упрощение формальностей в портах и связанная с ним проблема усиления контроля за незаконным оборотом; режим в зонах свободной торговли и свободных портах и т.п.).

Компетентные органы государств могут вмешиваться в открытом море в деятельность иностранных судов, участвующих в незаконном обороте наркотиков, без разрешения государства флага только при преследовании по горячим следам в соответствии со ст. 111 Конвенции 1982 г. В остальных случаях самостоятельные действия государств в отношении иностранных судов в открытом море недопустимы. С учетом этого подхода разработана и ст. 17 Конвенции о борьбе с наркотиками 1988 г., которая называется "Незаконный оборот на море". Эта Конвенция является единственным универсальным международным договором в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков, в котором нашли отражение вопросы его пресечения на море.

В соответствии с положениями Конвенции о борьбе с наркотиками 1988 г. ее участники в соответствии с международным морским правом сотрудничают в максимально возможной степени в целях пресечения незаконного оборота наркотиков на море. Сторона - участник настоящей Конвенции (далее - Сторона), имеющая разумные основания подозревать, что судно, несущее ее флаг или не несущее флага или опознавательных знаков, указывающих на его регистрацию, участвует в незаконном обороте наркотиков, может попросить помощь других Сторон в пресечении его использования с этой целью. Стороны, к которым обращаются с подобной просьбой, предоставляют такую помощь в рамках имеющихся в их распоряжении средств. В Конвенции заложен разрешительный порядок доступа на иностранные суда, подозреваемые в незаконном обороте наркотиков. Сторона, имеющая разумные основания подозревать, что судно, осуществляющее свободу судоходства в соответствии с международным правом и несущее флаг или указывающее на его регистрацию опознавательные знаки другой Стороны, участвует в незаконном обороте, может уведомить об этом государство флага, запросить подтверждение регистрации и в случае подтверждения просить разрешения государства флага принять надлежащие меры в отношении этого судна. Государство флага, в частности, может разрешить запрашивающему государству высаживаться на это судно; производить досмотр этого судна; в случае обнаружения доказательств участия в незаконном обороте принимать надлежащие меры в отношении этого судна, лиц и груза на его борту.

Правовое регулирование борьбы с другими преступлениями, совершаемыми на море. Угрозу для безопасности судоходства в пределах морских пространств представляют преступления, связанные со столкновением морских судов. В соответствии со ст. 97 Конвенции 1982 г. в случае столкновения или какого-либо другого навигационного инцидента с судном в открытом море, влекущего уголовную или дисциплинарную ответственность капитана или какого-либо другого лица, служащего на судне, никакое уголовное или дисциплинарное преследование против этого лица не может быть возбуждено, иначе как перед судебными или административными властями государства флага или того государства, гражданином которого это лицо является. Предупреждению этих преступлений, в частности, способствует Конвенция о международных правилах предупреждения столкновений судов на море 1972 г.

Преступными на международном уровне считаются и деяния, связанные с неоказанием помощи на море. Так, например, в соответствии со ст. 11 Конвенции для объединения некоторых правил относительно оказания помощи и спасания на море (Брюссель, 23 сентября 1910 г.) каждый капитан обязан, "насколько он может это сделать без серьезной опасности для своего судна, своего экипажа, своих пассажиров, оказать помощь всякому лицу, даже враждебному, встреченному в море, в опасности погибнуть". Государства-участники, законодательства которых "не карают за нарушение предшествующей статьи, обязываются принять или предложить своим законодательным учреждениям надлежащие меры к тому, чтобы это нарушение было наказуемо". В соответствии со ст. 10 Международной конвенции о спасании 1989 г. ("Обязанность оказывать помощь") каждый капитан обязан, поскольку он может это сделать, не подвергая серьезной опасности свое судно и находящихся на нем лиц, оказывать помощь любому лицу, которому угрожает гибель в море. Государства - участники этой Конвенции принимают необходимые меры для обеспечения выполнения этой обязанности. Настоящая Конвенция не применяется к военным кораблям и к государственным судам, "предназначенным исключительно для отправления общественной службы".

Иногда пространство над морем используется с целью несанкционированного вещания. Для целей Конвенции 1982 г. "несанкционированное вещание" означает передачу, в нарушение международных правил, звуковых радио- или телевизионных программ с судна или установки в открытом море, предназначенных для приема населением, за исключением, однако, передачи сигналов бедствия. Любое лицо, занимающееся несанкционированным вещанием, может быть привлечено к ответственности в суде: государства флага судна; государства регистрации установки; государства, гражданином которого является это лицо; любого государства, где могут приниматься передачи; или любого государства, санкционированной радиосвязи которого чинятся помехи.

Государства в пределах морских пространств располагают элементы своей инфраструктуры - подводные телеграфные, телефонные, высоковольтные кабели, подводные трубопроводы. Свыше 95% мировых электронных коммуникаций передается по волоконно-оптическим подводным кабелям, и с учетом бурного роста сети подводных кабелей, обусловленного потребностями Интернета, значение подводных кабелей и важнейшей коммуникационной инфраструктуры трудно переоценить. В соответствии со ст. 113 Конвенции 1982 г. каждое государство принимает необходимые законы и правила, предусматривающие, что являются наказуемыми деяниями разрыв или повреждение подводного кабеля в открытом море каким-либо судном, плавающим под его флагом, или каким-либо лицом под его юрисдикцией, совершаемые намеренно или в силу преступной небрежности таким образом, что это может прервать или затруднить телеграфную или телефонную связь, а равно разрыв или повреждение при таких же обстоятельствах подводного трубопровода или высоковольтного кабеля. Это положение также относится к действиям, которые рассчитаны на то, чтобы привести к таким разрывам или повреждениям, или могут привести к ним.

12.6.2. Сохранение окружающей среды Мирового океана

Природа и ее богатства являются национальным достоянием человечества, естественной основой устойчивого социально-экономического развития государств и благосостояния их граждан. Осуществляя международное сотрудничество, государства исходят из понимания целостности и неделимости окружающей природной среды, единства интересов всех государств в ее сохранении и устойчивом развитии. Важным регулятором согласованных действий государств в этом вопросе является международное морское право, тесно взаимодействующее с базовой отраслью в области сохранения окружающей среды - международным экологическим правом.

Вопросу сохранения окружающей среды посвящено множество многосторонних, региональных и двусторонних международных договоров. Данный вопрос неоднократно ставился на обсуждение в ООН, ИМО и других международных организациях и органах, на проводимых под их эгидой международных конференциях. Так, в гл. 17 ("Защита океанов и всех видов морей, включая замкнутые и полузамкнутые моря, и прибрежных районов и охрана, рациональное использование и освоение их живых ресурсов") Повестки дня на XXI век, принятой на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (Бразилия) 3 - 14 июня 1992 г., указывается на необходимость защиты и неистощительного освоения морской и прибрежной среды, и для этого требуется внедрять комплексный подход к рациональному использованию и освоению морских и прибрежных зон. В главе обозначено семь программных областей, которые отражают основополагающую программу действий по обеспечению устойчивого развития применительно к морям и океанам: комплексное и рациональное использование и устойчивое развитие прибрежных районов, включая исключительные экономические зоны; охрана морской среды; устойчивое использование и сохранение морских живых ресурсов открытого моря, а также морских ресурсов, находящихся под национальной юрисдикцией; устранение неопределенностей, имеющих важное значение для рационального использования морской среды и оценки климатических изменений; укрепление международного, в том числе регионального, сотрудничества и координации.

Предметом регулирования международного морского права в данной области международных отношений являются отношения между государствами и другими субъектами международного права по сохранению морской окружающей среды путем рационального использования и воспроизводства морских природных ресурсов; ее охраны, достигаемой на основе принятия мер государствами и их компетентными органами по выявлению, предупреждению и пресечению негативных воздействий на нее человека и человеческого общества в целом; защиты морской природной среды от неблагоприятных воздействий природного и техногенного характера; оценки и ликвидации (минимизации) последствий негативных воздействий на нее; мониторинга окружающей среды; проведения научных исследований и других международных мер в экологической сфере.

Большое значение в вопросах сохранения окружающей среды имеет Конвенция 1982 г. Непосредственно защите и сохранению морской среды посвящена ее часть XII. Общим обязательством, содержащимся в ней, является то, что государства обязаны защищать и сохранять морскую среду.

В то же время в Конвенции 1982 г. подтверждено суверенное право государств разрабатывать свои природные ресурсы в соответствии со своей политикой в области окружающей среды и в соответствии с их обязанностью защищать и сохранять морскую среду. В частности, согласно ее положениям все государства-участники принимают необходимые меры для сохранения живых ресурсов открытого моря и управления ими. В необходимых случаях государства сотрудничают в создании для этой цели субрегиональных или региональных организаций по рыболовству. При определении размера допустимого улова и установлении других мер по сохранению живых ресурсов открытого моря государства принимают на основе научных данных меры с целью поддержания или восстановления популяций вылавливаемых видов на уровнях, при которых могут быть обеспечены максимальный устойчивый вылов, определяемый с учетом соответствующих экологических и экономических факторов, и другие меры. Особые меры государства принимают и в отношении сохранения морских млекопитающих, в частности китообразных. Конвенция предусматривает меры по сохранению природных ресурсов исключительной экономической зоны и континентального шельфа прибрежных государств. Рациональному использованию рыбных живых ресурсов посвящено Соглашение об осуществлении положений Конвенции ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г., которые касаются сохранения трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб и управления ими (Нью-Йорк, 4 декабря 1995 г.) <1>. Проблемам сохранения живых ресурсов моря посвящено еще множество международных договоров <2>.

--------------------------------

<1> Ратифицировано Федеральным законом от 26 апреля 1997 г. N 69-ФЗ.

<2> См.: Международная конвенция по регулированию китобойного промысла (Вашингтон, 2 декабря 1946 г.); Временная конвенция о сохранении котиков северной части Тихого океана (Вашингтон, 9 февраля 1957 г.); Конвенция по сохранению живых ресурсов Юго-Восточной Атлантики (Рим, 23 октября 1969 г.); Конвенция о сохранении тюленей Антарктики (Лондон, 1972 г.); Соглашение о сохранении белых медведей (Осло, 15 ноября 1973 г.); Соглашение по схеме международного наблюдения за китобойными базами, ведущими пелагический промысел китов в Антарктике (Токио, 6 сентября 1973 г.); Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики (Канберра, 20 мая 1980 г.); Конвенция о сохранении лосося в северной части Атлантического океана (Рейкьявик, 2 марта 1982 г.); Соглашение об охране малых китов Балтийского и Северного морей (Нью-Йорк, 17 марта 1992 г.); Конвенция о сохранении ресурсов минтая и управлении ими в центральной части Берингова моря (Вашингтон, 16 июня 1994 г.) и др.

Согласно Конвенции 1982 г. государства в соответствии со своими возможностями индивидуально или, в зависимости от обстоятельств, совместно принимают все совместимые с ее положениями меры, которые необходимы для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды из любого источника, используя для этой цели наилучшие практически применимые средства, имеющиеся в их распоряжении, и стремятся согласовывать свою политику в этом отношении. Они принимают все меры, необходимые для обеспечения того, чтобы деятельность под их юрисдикцией или контролем осуществлялась таким образом, чтобы она не причиняла ущерба другим государствам и их морской среде путем загрязнения и чтобы загрязнение, являющееся результатом инцидентов или деятельности под их юрисдикцией или контролем, не распространялась за пределы районов, где они осуществляют свои суверенные права. Принимаемые меры относятся ко всем источникам загрязнения морской среды.

Меры по сохранению окружающей среды на море, в частности, включают меры по предотвращению аварий и ликвидации чрезвычайных ситуаций; преднамеренных и непреднамеренных сбросов опасных для природы и человека веществ; загрязнения от установок и устройств, используемых при разведке и разработке природных ресурсов морского дна и его недр, других установок и устройств, эксплуатируемых в морской среде. Это обусловлено тем, что внесение человечеством в окружающую морскую среду токсических веществ или других веществ, превышающих способность окружающей среды обезвреживать их, наносит серьезный, а порой непоправимый ущерб экосистемам. Необходимы защита и сохранение редких или уязвимых экосистем, а также естественной среды видов рыб и других форм морских организмов, запасы которых истощены, подвергаются угрозе или опасности.

Наибольшую опасность для морской среды представляют аварии в результате посадки нефтеналивных судов на мель, разлив нефти и нефтепродуктов в результате столкновения судов, просто их сброс в море, аварии на установках по добыче полезных ископаемых на морском дне. Огромные усилия были предприняты по локализации последствий аварии в 2010 г. на буровой установке в Мексиканском заливе, которая нанесла большой ущерб экосистеме этого района. Ввиду этого мировое сообщество уделяет этой проблеме большое внимание. Еще в 1954 г. была заключена Конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью. В 1969 г. - Конвенция относительно вмешательства в открытом море в случае аварий, приводящих к загрязнению нефтью, с протоколами к ней. В 1990 г. - Международная конвенция по предотвращению загрязнения нефтью, готовности, реагированию и сотрудничеству. В 1992 г. - Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью и в дополнение к ней Международная конвенция о создании Международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью. В 1996 г. - Международная конвенция об ответственности и компенсации за ущерб в связи с перевозкой морем опасных и вредных веществ. В 2001 г. - Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом. Вопросам предотвращения загрязнения континентального шельфа и района посвящена часть XII Конвенции 1982 г.

Большую опасность для природной среды и здоровья человека представляет замусорение морей и океанов отходами, промышленными сбросами, ливневыми стоками, неочищенными стоками муниципальной канализации, мусором с пляжей и прибрежных зон отдыха в результате туризма, рыболовства и судоходства. То же самое можно сказать и в отношении захоронения в море промышленных и бытовых отходов и материалов, веществ военного применения, отслуживших свой срок судов, строительных конструкций и т.п. Угрозу для морского судоходства, рыболовства, окружающей среды представляют затонувшие суда. Поэтому загрязнение моря такого характера нередко рассматривается в международных договорах наряду с загрязнением от нефти. В 1972 г. была заключена Лондонская конвенция о предотвращении загрязнения моря сбросами отходов и других материалов <1>; в 1973 г. - Конвенция по предотвращению загрязнения с судов, в которую были внесены изменения Протоколом 1978 г. (Конвенция МАРПОЛ 73/78) <2>; в 1973 г. в Лондоне подписан Протокол о вмешательстве в открытом море в случаях загрязнения веществами, иными, чем нефть. Найробийская международная конвенция об удалении затонувших судов 2007 г. служит для государств правовой базой, позволяющей им производить удаление или договариваться об удалении из их исключительных экономических зон затонувших судов. На международной конференции, состоявшейся в мае 2009 г. в Гонконге (Китай), были приняты Международная конвенция о безопасной и экологически рациональной утилизации судов ("Гонконгская конвенция") и шесть резолюций.

--------------------------------

<1> Конвенция ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 15 декабря 1975 г. Ратификационные грамоты СССР депонированы в Москве, Вашингтоне, Лондоне и Мехико 30 декабря 1975 г.

<2> Российская Федерация является участницей настоящей Конвенции с поправками к ней от 1978 г.

Ликвидация подобного рода загрязнения морской среды требует значительных материальных затрат. Нередко государства сотрудничают друг с другом в вопросе оказания международной помощи. В частности, этот вопрос нашел отражение в Соглашении между Правительством РФ и Правительством Королевства Норвегия о сотрудничестве в области охраны окружающей среды в связи с утилизацией российских атомных подводных лодок, выведенных из состава Военно-Морского Флота в Северном регионе, и повышения ядерной и радиационной безопасности (Москва, 26 мая 1998 г.). Настоящее Соглашение заключено в интересах защиты и сохранения окружающей среды в регионах, примыкающих к российско-норвежской границе. В соответствии с его положениями Норвегия оказывает безвозмездную техническую помощь России в виде поставки оборудования, передачи технологий, предоставления финансовых средств и услуг в целях содействия скорейшей, безопасной для окружающей среды, экономически обоснованной утилизации российских атомных подводных лодок, выведенных из состава Военно-Морского Флота в северном регионе России. Это Соглашение распространяется и на обращение с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами, а также на повышение ядерной и радиационной безопасности атомных электростанций и других ядерных объектов.

Пристальное внимание со стороны мирового сообщества уделяется проблеме загрязнения отдельных водных бассейнов. В 1976 г. заключены Барселонская конвенция о защите Средиземного моря от загрязнения и относящийся к ней Барселонский протокол о предотвращении загрязнения Средиземного моря сбросами с судов и самолетов; в 1980 г. - Афинский протокол о защите Средиземного моря от загрязнения из наземных источников; в 1982 г. - Женевский протокол относительно особо охраняемых районов Средиземного моря; в 1983 г. - Соглашение о сотрудничестве по борьбе с загрязнением Северного моря нефтью и другими вредными веществами; в 1992 г. в Хельсинки - Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря <1>; в 1992 г. в Париже - Конвенция по защите морской среды северо-восточной части Атлантического океана; в 1992 г. в Бухаресте - Конвенция о защите Черного моря от загрязнения <2> и протоколы к ней. Последняя Конвенция была заключена в целях достижения прогресса в деле защиты морской среды Черного моря от загрязнения и сохранения его живых ресурсов. Причерноморские государства, разрабатывая этот договор, учитывали важное экономическое и социальное значение и целебные свойства морской среды Черного моря, заинтересованность в сохранении, освоении и развитии биопроизводственного потенциала Черного моря, особые гидрологические и экологические условия Черного моря, а также повышенную чувствительность его флоры и фауны к изменениям температуры и состава морской воды. Заключая данную Конвенцию ее участники принимали во внимание также то, что Черноморское побережье является крупным международным курортным районом, где причерноморские страны вложили большие средства в здравоохранение и развитие туризма. В соответствии с ее положениями государства-участники взяли на себя обязательства принимать меры по предотвращению и сокращению загрязнения морской среды Черного моря из любых источников веществами или материалами, указанными в приложении к этой Конвенции. В Протоколе о сотрудничестве в борьбе с загрязнением Черного моря нефтью и другими вредными веществами в чрезвычайных ситуациях, который является неотъемлемой частью настоящей Конвенции, его стороны взяли обязательство сотрудничать в целях борьбы с загрязнением морской среды Черного моря, возникшим в результате чрезвычайных ситуаций.

--------------------------------

<1> Конвенция принята СССР в 1980 г.

<2> Конвенция ратифицирована Российской Федерацией Постановлением ВС РФ от 12 августа 1993 г. N 5614-I.

Большую часть Антарктики занимают морские пространства и ледники. Антарктика является уникальным природным районом. Любое загрязнение морской среды этого района может нанести существенный вред сложившимся здесь экологическим системам. Ввиду этого в интересах защиты и сохранения от загрязнения морской среды Антарктики в 1991 г. в Мадриде был принят Протокол об охране окружающей среды к Договору об Антарктике 1991 г.

12.6.3. Проведение морских научных исследований

Мировой океан является ареной международного сотрудничества при проведении различного рода научных исследований. Морская наука и ее прикладные технологии, углубляя знания и применяя их в управлении и принятии решений, могут внести большой вклад в искоренение нищеты, обеспечение продовольственной безопасности, поддержку экономической деятельности человека, сохранение мировой морской среды и содействие прогнозированию и смягчению последствий стихийных событий и бедствий и реагирования на них. Кроме того, морская наука может в целом способствовать поощрению освоения океанов и их ресурсов в интересах устойчивого развития.

Все государства, независимо от их географического положения, и компетентные международные организации имеют согласно части XIII Конвенции 1982 г. право проводить морские научные исследования при условии соблюдения прав и обязанностей других государств, предусмотренных ее положениями. Эти субъекты поощряют и облегчают развитие и проведение морских научных исследований. В соответствии с принципом уважения суверенитета и юрисдикции и на взаимовыгодной основе они содействуют международному сотрудничеству в области таких исследований в мирных целях. Такое сотрудничество осуществляется путем заключения двусторонних и многосторонних соглашений в создании благоприятных условий для проведения морских научных исследований в морской среде и в объединении усилий ученых при изучении существа явлений и процессов, происходящих в морской среде, и взаимосвязи между ними.

Морские научные исследования проводятся исключительно в мирных целях, надлежащими научными методами и средствами, совместимыми с положениями Конвенции 1982 г., с соблюдением всех относящихся к делу правил, принятых в соответствии с этой Конвенцией, включая положения о защите и сохранении морской среды. Они не должны создавать неоправданных помех другим правомерным видам использования моря, совместимым с настоящей Конвенцией, и должным образом уважаются при осуществлении таких видов использования.

Прибрежные государства в осуществление своего суверенитета имеют исключительное право регулировать, разрешать и проводить морские научные исследования в своем территориальном море. Морские научные исследования в территориальном море проводятся только с определенно выраженного согласия прибрежного государства и на установленных им условиях. Так, проход через территориальное море прибрежного государства может быть прекращен, если судно занимается неразрешенной в его водах исследовательской деятельностью.

Прибрежные государства в осуществление своей юрисдикции имеют право регулировать, разрешать и проводить морские научные исследования в своей исключительной экономической зоне и на своем континентальном шельфе в соответствии с относящимися к этому положениями Конвенции 1982 г. В этих районах исследования проводятся с согласия прибрежного государства, которое при обычных обстоятельствах дает свое согласие на осуществление другими государствами или компетентными международными организациями морских научно-исследовательских проектов в соответствии с настоящей Конвенцией исключительно в мирных целях и для расширения научных знаний о морской среде на благо всего человечества. С этой целью прибрежные государства устанавливают нормы и процедуры, обеспечивающие, чтобы не было неоправданных задержек или отказов в таком согласии. В таких районах прибрежное государство имеет право потребовать приостановления любой проводимой деятельности по морским научным исследованиям в случае нарушения порядка их проведения.

Наши рекомендации