В19. Принцип сотрудничества государств.

В соответствии с принципом сотрудничества государств государства обязаны, независимо от различий в их политических, экономичес­ких и социальных системах, сотрудничать друг с другом в различных областях международных отношений с целью поддержания междуна­родного мира и безопасности и содействия международной экономи­ческой стабильности и прогрессу, общему благосостоянию народов и международному сотрудничеству, свободному от дискриминации, имеющей в своей основе такие различия.С этой целью: а) государства сотрудничают с другими государствами в деле под­держания международного мира и безопасности;б) государства сотрудничают в установлении всеобщего уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех и в ликвида­ции всех форм расовой дискриминации и всех форм религиозной не­терпимости;в) государства осуществляют свои международные отношения в экономической, социальной, культурной, технической и торговой об­ластях в соответствии с принципами суверенного равенства и невме­шательства;г) государства — члены ООН обязаны в сотрудничестве с ООН принимать совместные и ин-дивидуальные меры, предусмотренные со­ответствующими положениями Устава. Государства сотрудничают в экономической, социальной и куль­турной областях, а также в области науки и техники и содействуют прогрессу в мире в области культуры и образования. Они должны сотрудничать в деле оказания содействия экономическому росту во всем мире, особенно в развивающихся странах.Таково основное содержание принципа сотрудничества государств. Полезно также напомнить, что в соответствии с п. 4 ст. 1 Устава ООН Организация Объединенных Наций призвана быть центром для согла­сования действий наций (государств) в достижении провозглашенных в этой статье общих целей Организации. Центром сотрудничества го­сударств в той или иной специальной сфере их взаимоотношений при­званы быть универсальные международные организации — специали­зированные учреждения ООН и Международное агентство по атомной энергии, а также различные региональные и локальные международ­ные организации.

В20. Принцип равноправия и самоопределения народов.Все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано ува­жать это право в соответствии с положениями УставаООН.Каждое государство обязано содействовать с помощью совместных и индивидуальных действий осуществлению принципа равноправия и самоопределения народов в соответствии с положениями Устава и ока­зывать помощь ООН в выполнении обязанностей, возложенных на нее Уставом, в отношении осуществления данного принципа с тем, чтобы:a) способствовать дружественным отношениям и сотрудничеству между государствами, иb) незамедлительно положить конец колониализму, проявляя должное уважение к воле заинтересованных народов, а также имея в виду, что подчинение народов иностранному игу, господству и эксплу­атации является нарушением настоящего принципа, равно как и отри­цанием основных прав человека, и противоречит Уставу ООН. Создание суверенного и независимого государства, свободное при­соединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно опреде­ленного народом, являются формами осуществления этим народом права на самоопределение. Каждое государство обязано воздерживаться от каких-либо на­сильственных действий, лишающих народы, о которых говорится выше в изложении настоящего принципа, их права на самоопределение, сво­боду и независимость. В своих мерах против таких насильственных действий и в оказании им сопротивления эти народы, в порядке осу­ществления своего права на самоопределение, вправе добиваться под­держки и получать ее в соответствии с целями и принципами Устава. Территория колонии или другой несамоуправляющейся террито­рии имеет по Уставу статус, отдельный и отличный от статуса терри­тории государства, управляющего ею; такой отдельный и отличный, согласно Уставу, статус существует до тех пор, пока народ данной ко­лонии или несамоуправляющейся территории не осуществит своего права на самоопределение в соответствии с Уставом, и в особенности в соответствии с его целями и принципами. Однако ничто в приведенных положениях не должно истолковы­ваться как санкционирующее или поощряющее любые действия, кото­рые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверен­ных и независимых государств, соблюдающих в своих действиях прин­цип равноправия и самоопределения народов, имеющих правительст­ва, представляющие без различия расы, вероисповедания или цвета кожи весь народ, проживающий на данной территории. Каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны. Как уже указывалось в гл. I применительно к субъектам междуна­родного права, народы являются особыми, специальными его субъек­тами, субъектами международных правомочий, вытекающих из поло­жений принципа самоопределения. Иначе говоря, речь идет о взаимо­отношениях между народами и государствами Однако понятие «народ» в международно-правовых актах не опре­делено. И, очевидно, в общем виде определить его весьма сложно. Тем не менее можно, видимо, утверждать, что в данном случае «народ» — понятие территориального характера. Это совокупность по­стоянно проживающих на данной территории людей, независимо от различий между ними расового, этнического, религиозного или иного характера. Еще недавно говорилось, в частности в изложении рассматривае­мого принципа, о самоопределении прежде всего народов зависимых территорий, которые долгое время боролись за свое независимое суще­ствование, часто и с оружием в руках, преодолевая упорное сопротив­ление империалистических колониальных держав. Устав ООН, провозгласив принцип равноправия и самоопределе­ния всех народов, в то же время содержал в гл. XI Декларацию в отно­шении несамоуправляющихся территорий, а в гл. XII предусматривал международную систему опеки, т.е. существование «территорий под опекой». Это отражало компромисс между силами социального про­гресса и силами, стремившимися сохранить позорную систему колони­ализма. Лишь в 1960 г. на Генеральной Ассамблее удалось принять историческую Декларацию о предоставлении независимости колони­альным странам и народам. Но к моменту принятия Декларации о принципах международного права 1970 г. зависимые территории еще продолжали существовать. Ныне же, когда с колониализмом в принципе покончено, о самооп­ределившихся или о самоопределяющихся народах следует говорить лишь применительно к народам существующих суверенных госу­дарств. Во-первых, народ любого государства вправе самостоятельно, без какого-либо вмешательства или давления извне решать, поддерживать ли существующий в государстве социальный строй или любое иное устройство государства или требовать их изменения, выражая свою волю путем голосования или любыми иными возможными способами вплоть до восстания и революции. Во-вторых, территориальные изменения во взаимоотношениях между государствами — передача части территории другому государ­ству, объединение государств в едином государстве, отделение от госу­дарства части территорий и образование на ней самостоятельного го­сударства или разъединение государства на два или несколько незави­симых государств — должны осуществляться только в соответствии со свободно выраженной волей соответствующего государства или госу­дарств, а также с должным учетом других основных принципов совре­менного международного права.





Наши рекомендации