Линейные менеджеры (руководители подразделений) в этом случае освобождаются от принятия решений и могут сосредоточиться исключительно на управлении производством.
Функциональная структура снижает потребность организации в специалистах широкого профиля, которые встречаются достаточно редко. Это приводит к упрощению и решению ряда очень существенных проблем кадровой политики.
Недостатки: трудно согласовывать решения, принимаемые функциональными подразделениями. Могут возникать ситуации, когда решения, принятые разными функциональными службами, будут противоречить друг другу.
3. Линейно-функциональная организационная структура. Фактически, при функциональной структуре исполнители одновременно подчиняются функциональным и линейным руководителям. На конструктивных руководителей возлагается обязанность принимать решения, тогда как линейный руководитель решает вопросы, связанные с оперативным управлением.
4. линейно-штабная структура управления, суть которой состоит в том, что при линейных руководителях создается группа специалистов - так называемый аппарат (штаб). На уровне организации сотрудники аппарата занимаются общими проблемами ее развития, а в подразделениях решают их специфические задачи.
Работники аппарата обладают консультативными, контрольными и иными полномочиями, объединенными под общим наименованием «штабные». Ими выполняются следующие функции:
• основные (анализ, оценка, планирование, контроль, решение кадровых вопросов и проч.);
• вспомогательные (сбор и хранение информации, техническое обеспечение управленческой деятельности и т. п.);
• личное обслуживание руководства (эти задачи решает так называемый личный аппарат - секретари, консультанты и референты).
Недостатки:.-сохраняется основной порок линейного подхода к управлению, когда все решения принимаются первым лицом независимо от того, насколько они важны. Поэтому его перегрузка остается прежней, просто снимается необходимость быть глубоким специалистом во многих областях.
- в результате запаздывания информации решения зачастую оказываются несвоевременными.
- из-за отсутствия горизонтальных связей здесь затрудняется координация деятельности подразделений, синхронизация их работы, возникают дополнительные конфликты.
5. Матричная структура представляет собой решетчатую организацию, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны, непосредственному руководителю функциональной службы, которая предоставляет персонал и техническую помощь руководителю проекта, с другой - руководителю проекта (целевой программы), который наделен необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления в соответствии с запланированными сроками, ресурсами и качеством. При такой организации руководитель проекта взаимодействуете двумя группами подчиненных: с постоянными членами проектной группы и с другими работниками функциональных отделов, которые подчиняются ему временно и по ограниченному кругу вопросов. При этом сохраняется их подчинение непосредственным руководителям подразделений, отделов, служб.
Вопросы по дисциплине «Управление в системе МЧС»
Система обеспечения пожарной безопасности в РФ и ее функции.
Пожарная безопасность – это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Согласно ст. 3 Федерального закона РФ «О пожарной безо-
пасности» от 21 декабря 1994 года, можно утверждать, что в Российской Федерации существует определенная система обес- печения пожарной безопасности.
Система обеспечения пожарной безопасности – это со- вокупность сил и средств, а также мер правового, организаци- онного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.
Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимаю- щие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответ- ствии с законодательством Российской Федерации (в ред. Фе- дерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ).
Основными функциями системы обеспечения пожарной безопасности (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 № 15- ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ) являются:
· нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;· создание пожарной охраны и организация ее деятельности;· разработка и осуществление мер пожарной безопасно-· реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;· проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;· содействие деятельности добровольных пожарных,
привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;· научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;· информационное обеспечение в области пожарной безопасности;
· осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;· производство пожарно-технической продукции;· выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;
· лицензирование деятельности в области пожарной безопасности и подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности (далее – подтверждение соот- ветствия);· тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;· учет пожаров и их последствий;
· установление особого противопожарного режима.
Согласно ст. 1 Федерального закона РФ «О пожарной безо- пасности» от 21 декабря 1994 г., пожарная охрана – это сово- купность созданных в установленном порядке органов управле- ния, подразделений и организаций, предназначенных для орга- низации профилактики пожаров, их тушения и проведения воз- ложенных на них аварийно-спасательных работ.
В Российской Федерации пожарная охрана подразделяется на следующие виды:
1) Государственная противопожарная служба;
2) муниципальная пожарная охрана;
3) ведомственная пожарная охрана;
4) частная пожарная охрана;
5) добровольная пожарная охрана.