В зависимости от охвата рынка

Массовый маркетинг предполагает ориентацию на максимально широкий круг потребителей без учёта различий между ними. (Я произвожу то, что нужно всем). Цель предприятия — установить низкие цены, так как снижаются затраты на массовое производство и продвижение.

Концентрированный (целевой) маркетинг — ориентация на конкретный сегмент, стараясь максимально удовлетворить его потребности (товары для молодожёнов, ритуальные услуги). Преимущества: максимально полное удовлетворение потребности, используется маленькими компаниями. Недостатки: сегмент может неожиданно сократиться, ограничение возможного роста компании.

Дифференцированный маркетинг — стремление к захвату большой части рынка в целом и при этом предложение нескольких разновидностей одного и того же товара, который отличается своими потребительскими качествами и может удовлетворить потребности многих сегментов (молочная компания, продукция разной жирности, сырки, творожок, йогурты). Преимущества: удовлетворение потребностей.

Маркетинговая среда — все, что окружает предприятие, все, что влияет на его деятельность и само предприятие.

Внешняя маркетинговая среда фирмы состоит из микросреды и макросреды. К ней относятся все объекты, факторы и явления ,которые находятся за пределами предприятия, которые оказывают непосредственное влияние на его деятельность. В микросреду фирмы включаются взаимоотношения фирмы с поставщиками, посредниками, клиентами и конкурентами. Макросреда фирмы представлена более общими для большинства фирм факторами преимущественно социального плана. К ним относятся факторы демографического, экономического, природного, политического, технического и культурного характера.

Внутренняя среда характеризует потенциал предприятия его производственные и маркетинговые возможности. К внутренней среде маркетинга относят те элементы и характеристики, которые находятся внутри самого предприятия: Состав и квалификация персонала, Финансовые возможности, Навыки и компетенция руководства, Использование технологии, Имидж предприятия, Опыт работы предприятия на рынке.

Стратегический маркетинг - ориентация на потребителей и конкурентов, удовлетворение нужд потребителей при одновременном достижении превосходства над конкурентами путем создания товара с лучшими потребительскими параметрами или установление более низкой цены.

В начале 80-х годов концепция маркетинга получила свое дальнейшее развитие. Необходимость этого была продиктована проявлением окружающей среды, нехваткой природных ресурсов, демографическим взрывом и т.д. Экология рассматривается как новый фактор внешней среды фирмы. Энвиронменталистское движение выражает осознание ограниченности природных ресурсов и обеспокоенность воздействием потребления и маркетинга на окружающую среду. Развивается движение "зеленый маркетинг", что способствует расширению производства экологически чистой продукции.

В условиях усиления информатизации жизни общества появляется возможность непосредственного взаимодействия предприятия с потребителями. Наблюдается переход от массового маркетинга к маркетингу персонифицированному.

Четвертый этап (1991 г. - настоящее время) -происходит усиление тенденции индивидуального подхода к потребителю. Одно из таких направлений - маркетинг отношений (максимаркетинг) - деятельность, основанная на детальном сегментировании рынка, и максимальном укреплении индивидуальных отношений с потребителями с широким использованием современных телекоммуникационных средств. Получает развитие маркетинг в информационной среде - процесс взаимодействия субъектов маркетинговой системы по поводу организации предпринимательской деятельности на рынке бизнес информации с целью удовлетворения информационных потребностей.

Глобализация рынка означает общее стремление стран и отдельных регионов к экономической активности вне своих границ. На уровне крупных предприятий глобализация означает выход за пределы внутреннего рынка и формирование единого подхода к освоению мирового рынка.

Наши рекомендации