Понятие, виды и основные характеристики организационных структур управления.
Организационная структура- система оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.
Структура любой организации включает 5 компонентов:
1) операционный центр образуют работники, деятельность которых непосредственно связана с производством товаров или услуг. Здесь осуществляются такие виды работ, как закупочная деятельность, процесс изготовления продуктов (создания услуг), распределение (реализация через каналы сбыта) продуктов или услуг, а также работы, связанные с непосредственной поддержкой основных стадий процесса производства, например складирование сырья и материалов, инструментальное и транспортное обслуживание и др. 2) стратегический центр включает работников и подразделения, которые ответственны за разработку и реализацию долгосрочных целей организации и распределение ресурсов в кратко- и долгосрочной перспективе. В его состав входят директор (президент), его помощники и заместители, совет директоров и т.п. Задачи стратегической вершины: непосредственный контроль за деятельностью организации, управление внешней средой, выработка стратегии развития организации. У стратегического центра более широкое видение функционирования организации, его работа характеризуется минимумом повторяемости и стандартизации деятельности, значительной свободой выбора в принятии решений и длительным горизонтом последствия решений. 3) промежуточное среднее звено передает решения стратегического центра и обеспечивает их реализацию, а также служит для поддержки информационных потоков обоих центров. Его образуют линии иерархического подчинения, начинающиеся непосредственно под стратегической вершиной и доходящие до линейных руководителей первого уровня, представляющих среднее звено. Характер работы линейных руководителей менее агрегирован и более близок к процессу труда, период последействия решений довольно короток; 4) техноструктура относится деятельность аналитиков (плановиков и др.), состоящая в оказании воздействий на работу других членов организации. Они находятся вне непосредственного процесса труда и несут ответственность за стандартизацию деятельности. Аналитиков представляют технологи, плановики, механики и т.д.; 5) персонал поддержки выполняет функции, связанные с косвенной поддержкой функционирования основного производства. Примерами таких подразделений являются юридический отдел, канцелярия, отдел исследований, редакционно-издательский отдел в университетах и др. Существование этих подразделений в структуре отражает стремление организаций к интеграции всех аспектов их жизнедеятельности и уменьшению неопределенности внешнего окружения.
Типология организационных структур управления:
Механический тип организации. Структура организации спроектирована наподобие машинного механизма. Механический подход к проектированию организации характеризуется использованием формальных правил и процедур, централизованным принятием решений, узко определенной ответственностью и жесткой иерархией власти. С такими характеристиками организация успешно может работать в условиях рутинной технологии и несложного внешнего окружения. Используются традиционные организационные структуры: линейная, функциональная, линейно-функциональная и дивизиональная структуры управления. Органический тип организации. Организация как живой организм, свободный от недостатков механической структуры. Органический подход кпроектированию организации характеризуется децентрализацией и участием работников в принятии решений, гибкостью структуры власти и не большим количеством уровней иерархии. Гибкая структура такой организации позволяет ей лучше взаимодействовать с новым окружением, с изменяющейся внешней средой, быстрее адаптироваться к изменениям. Вместо системы формального контроля среди работников преобладают самомотивация и внутреннее стремление к достижению целей.
Корпоративная организация – ярко выражен приоритет интересов корпорации над интересами индивидуума. Индивидуализм в рамках корпоративной идеологии не имеет права на существование. Корпоративная мораль — лояльность по отношению корганизации, послушание и исполнительность, что в конечном счете может привести корпорацию к жесткой бюрократической системе.
Индивидуалистская организация - группа людей, объединенных единой целью и осуществляющих совместную деятельность, отличие от корпорации их объединение, добровольное и открытое. Интересы производства определяются интересами воспроизводства самого человека. Не организация отвечает за человека, а человек отвечает сам за себя.
Сетевые организации -1.сетевая структура крупной компании, которая собирает вокруг себя фирмы меньших размеров, поручая им выполнение различных специальных задач. Фирмы, в свою очередь, могут иметь собственные подразделения, необходимые для производства, но требующие очень высокой специализации. В этом случае крупное предприятие занимает доминирующее положение в деловых операциях, являясь головным заказчиком. Мелкие структуры быстро попадают в зависимость от более мощного партнера, что для них нежелательно. Крупные фирмы (предприятие-сеть) подбирают партнеров, отличающихся высокой гибкостью, адаптивностью к меняющимся условиям, творческим потенциалом.2. совокупность (сеть) предприятий, близких по размеру, большинство которых самостоятельны (юридически), но поддерживают устойчивость друг друга (в хозяйственном плане), что очень важно для всех. Подобное содружество, действующее часто в пределах одного региона или в рамках одного вида деятельности, повышает конкурентоспособность производимых товаров и услуг. Постоянство связей, которые управляются несколькими ключевыми фирмами, упрощает управленческие задачи мелких и средних предприятий – членов сети. Привлекательность сетевых структур объясняется высокими производственными показателями, которые обусловлены двумя факторами: компетентностью и эффективностью организационной сети. В целом сетевые структуры являются идеальной школой повышения компетенции ее членов.
Виртуальная организация – это реально действующая неформальная организация. Она является юридически не идентифицируемой и при этом работоспособной. Сотрудники такой организации могут находиться в разных районах земного шара, общаясь с использованием современных технических средств. Виртуальные организации создаются под конкретные проекты. Условно в них можно выделить стратегическую группу, которая занимается организацией работы и проектную группу. Проектная группа непосредственно работает над проектом. Виртуальная организация может не иметь формального статуса. Для ее создания или ликвидации нет необходимости в сложных бюрократических процедурах. Участники могут взаимодействовать друг с другом в любой последовательности. Виртуальная организация может осуществлять различные проекты, не являясь структурированной ни под один из них. Виртуальной компьютерной организации не нужна реклама в классическом смысле. Каждый ее шаг и есть реклама, поскольку он связан с компьютерной сетью, где любой может обнаружить ее деятельность. Без доверия виртуальные организации не могут эффективно функционировать.