Различают два вида перемирия: местное и общее.

Местное перемирие преследует цель приостановить военные действия между отдельными частями и подразделениями на ограниченном участке театра военных действий. Как правило, оно направлено на решение частных задач: подбор раненых и больных, погребение мертвых, эвакуация из осажденных районов лиц из числа гражданского населения, посылка парламентеров и т.д.

Общее перемирие существенно отличается от местного. Во-первых, в случае общего перемирия военные действия приостанавливаются на всем театре военных действий. Во-вторых, общее перемирие при определенных обстоятельствах (например, если стороны в конфликте формально не заявили о наличии состояния войны между ними) способно не только приостановить военные действия, но и привести к их прекращению. В этом случае общее перемирие как акт не только военный, но имеющий и политическое значение, оформляется воюющими сторонами в договорно-правовом порядке со всеми вытекающими из этого международно-правовыми последствиями.

Капитуляция — это прекращение сопротивления вооруженных сил или их части.

Как правило, при капитуляции все вооружение, военное имущество, военные корабли, самолеты переходят к противнику. Сдающиеся войска подвергаются военному плену.

Капитуляция отличается от перемирия тем, что капитулирующая сторона лишается даже формального равенства с победителем. Разновидностью капитуляции является безоговорочная капитуляция.

Основным международно-правовым средством прекращения состояния войны между воюющими сторонами является заключение ими мирного договора. Подобные договоры охватывают широкий круг вопросов, касающихся урегулирования политических, экономических, территориальных и др. проблем в связи с прекращением состояния войны и восстановлением мира между воюющими.

Практике известны и другие способы прекращения состояния войны, например односторонняя декларация, когда восстановление мирных отношений является результатом инициативы одной стороны.

Состояние войны может быть прекращено принятием двусторонней декларации.

73. Право окружающей среды. Общая характеристика.

Международное право охраны окружающей среды (международное право окружающей среды, международное экологическое право)– это совокупность норм и принципов, призванных регулировать международные отношения в сфере защиты окружающей среды в целях охраны и рационального использования природных ресурсов.

Международное сотрудничество проявляется в двух направлениях: 1) создание норм, призванных защищать отдельные природные объекты; 2) осуществление надзора за тем, чтобы та или иная деятельность государства или международной организации происходила с учетом последствия данной деятельности для окружающей среды, и по возможности, предотвращала и сокращала вред от осуществления этой деятельности.

К объектам международно-правовой охраны относят: водные ресурсы, атмосферу, экосистемы, Антарктику и почву.

Российская Федерация является участницей:

О водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом, в качестве местообитаний водоплавающих птиц (Рамсарская конвенция(с 1976);

Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (с 1976);

Конвенция о биологическом разнообразии (с 1995);

Протокол между Правительством РФ и Правительством Китайской Народной Республики об охране тигра (Пекин, 1997 г.)

Наблюдатель:

1) Конвенции об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе 1979 г.; 2) Конвенции об охране мигрирующих видов диких животных 1979 г.

74. Охрана планетарной среды и космического пространства.

Загрязнение воздуха, выброс в атмосферу тепла и токсинных веществ в больших количествах может принести непоправимый ущерб экологическим системам. Загрязнители нередко переносятся в атмосфере на значительные расстояния и могут причинить вред другим государствам. Поэтому государства заинтересованы в охране атмосферы Земли совместными усилиями. Данная проблема обсуждалась на широкой основе на Стокгольмской конференции 1972 г. Большое внимание уделено ей в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г.

По инициативе нашей страны в 1977 г. была заключена Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду. Ее главная задача — предотвращение вредного искусственного влияния на климат, природу с целью причинения вреда другим государствам (погодная война или экоцид).

В Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г. государства выразили решимость охранять человека и окружающую среду от загрязнения воздуха, проводить консультации, обмен информацией, мониторинг, разрабатывать политику и стратегию борьбы с вредными выбросами.

Особую угрозу представляет загрязнение атмосферы радиоактивными выбросами в результате аварий на АЭС и других объектах. В 1986 г. в Вене были заключены две конвенции: об оперативном оповещении о ядерной аварии и о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации.

С охраной атмосферы тесно связаны и меры по предотвращению загрязнения космоса в результате опасных экспериментов, ядерных и иных взрывов. Московский договор 1963 г. запрещает испытание ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой.

Деятельность в космическом пространстве способствует изменению физических условий околоземного пространства, истощению озонового слоя, что опасно для живых организмов, проникновению жесткого солнечного излучения. В 1985 г. принята Конвенция об охране озонового слоя.

75. Охрана в рамках международного права животного и растительного мира.

Международное право охраны окружающей среды (международное право окружающей среды, международное экологическое право)– это совокупность норм и принципов, призванных регулировать международные отношения в сфере защиты окружающей среды в целях охраны и рационального использования природных ресурсов.

Международное сотрудничество проявляется в двух направлениях: 1) создание норм, призванных защищать отдельные природные объекты; 2) осуществление надзора за тем, чтобы та или иная деятельность государства или международной организации происходила с учетом последствия данной деятельности для окружающей среды, и по возможности, предотвращала и сокращала вред от осуществления этой деятельности.

К объектам международно-правовой охраны относят: водные ресурсы, атмосферу, экосистемы, Антарктику и почву.

Российская Федерация является участницей:

О водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом, в качестве местообитаний водоплавающих птиц (Рамсарская конвенция(с 1976);

Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (с 1976);

Конвенция о биологическом разнообразии (с 1995);

Протокол между Правительством РФ и Правительством Китайской Народной Республики об охране тигра (Пекин, 1997 г.)

Наблюдатель:

1) Конвенции об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе 1979 г.; 2) Конвенции об охране мигрирующих видов диких животных 1979 г.

Наши рекомендации