Национально-государственное устройство Российской Федерации и его принципы
Согласно ст. 67 Конституции РФ, территория — один из основных признаков государства, определяющий пространство, на которое распространяется суверенитет и власть государства. Каждое государство заинтересовано в ясном определении пределов своей территории, поскольку территориальные споры с соседями рождают много трудностей, а порой чреваты военными конфликтами. Для федеративных государств правовое закрепление своей территории имеет не только международно-правовое, но и внутреннее, государственно-правовое значение. От этого зависят границы федерального суверенитета, т.е. поле действия федерального законодательства.
В конституционном праве России есть понятия «территория Российской Федерации» и «территория субъекта Федерации». Отношение между ними самое простое: первая включает в себя территории ее субъектов. Однако Федерация не вправе по собственному усмотрению менять границы ее субъектов. Границы между ними могут быть изменены только с их взаимного согласия. Под территорией понимается не только ее сухопутная часть, но также внутренние воды, территориальное море, воздушное пространство над территориями субъектов (ч. 3 ст. 67 Конституции РФ). Внутренние воды состоят из рек, озер, заливов и др. Территориальное море — это примыкающий к сухопутной территории морской пояс шириной до 12 морских миль. Воздушное пространство по сложившейся правовой практике включает высоту до 100 км.
Под сухопутной и водной территориями расположены недра, о которых Конституция РФ не упоминает. Тем не менее, по сложившемуся обычаю, они также входят в понятие государственной территории до технически доступной глубины.
К территории морских государств непосредственно примыкают, хотя в нее и не входят, континентальный шельф и исключительная экономическая зона. Конституция РФ закрепляет в отношении указанных свои суверенные права и юрисдикции, которые, однако, осуществляются в порядке, установленном не только внутренним законом, но и международным правом (ч. 2 ст. 67 Конституции РФ).
Континентальный шельф Российской Федерации включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящихся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории или на расстоянии 200 миль от берега.
Исключительная экономическая зона — это морское пространство шириной до 200 миль от берега.
Охрана территории, континентального шельфа и исключительной экономической зоны входит в ведение федеральных властей. Они призваны обеспечивать территориальную целостность Федерации и ее субъектов.
Режим границы Российской Федерации установлен Законом РФ о Государственных границах Российской Федерации от 1 апреля 1993 г., а также рядом других нормативных актов и международных договоров с сопредельными государствами.
В принципах национально-государственного устройства Российской Федерации выражена позиция созидателей Конституции РФ, их представление о способе территориальной организации государственной власти в современной России.
Принципы национально-государственного устройства Российской Федерации следующие.
1. Совмещение национальной и территориальной основ структурной организации национально-государственного устройства Российской Федерации. Это выражается прежде всего в том, что субъектами Российской Федерации провозглашаются не только национально-государственные образования, но и соответствующие административно-территориальные единицы.
2. Принцип свободного регионального развития субъектов Российской Федерации. Он находит свое выражение в ст. 72, 73, 76, 77 Конституции Российской Федерации.
3. Принцип равноправия и самоопределения народов лежит в основе одного из способов построения Российской Федерации — национального. Равноправие народов представлено в различных формах национальной государственности — автономных округов, автономной области, республик, в которые на основе волеизъявления самоопределился тот или иной народ. В соответствии с Конституцией РФ они объявляются равноправными субъектами Российской Федерации.
Равноправие народов означает также свободное функционирование национального языка. Как записано в Конституции РФ, «каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка».
Идея равноправия народов пронизывает все содержание ст. 29 Конституции РФ, согласно которой не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая национальную ненависть и вражду, запрещается пропаганда национального превосходства.
4. Принцип равноправия тождественных субъектов Российской Федерации. В Конституции РФ говорится о равноправных субъектах Российской Федерации применительно к республикам, краям, областям, автономным округам.
5. Принцип взаимопомощи народов, их всестороннее сотрудничество между собой.