Этическая ответственность журналиста.
Этика (греч. etos «обычай») - наука, изучающая и формулирующая теоретические основы и практические требования морали (лат. mores «нравы») как области профессионального сознания, отражающего и регулирующего нравы в практическом поведении людей.
Требования морали как не формулируются в законодательных актах. Они разрабатываются в ходе общественной практики, а контролируется их выполнение общественным мнением, общественными (в журналистике - журналистскими) организациями, трудовыми коллективами, создающими порой «суды чести» или подобные органы, действующие на общественных началах.
Соблюдение этических норм контролируется и «изнутри»: это совесть журналиста, которая в зависимости от характера поведения или заставляет его переживать стыд, унижение, самоосуждение, или вызывает гордость, удовлетворение.
Этические кодексы прежде всего формулируют общие принципы нравственного поведения журналиста. Так,
- В США действуют:
- «Каноны журналистики», принятые в 1923 году Американским обществом газетных редакторов
- «Кодекс этики» (1929) Национальной ассоциации владельцев радиовещательных и телевизионных станций, дополненный затем «Кодексом радио» и «Кодексом телевидения», и др. документы.
- Национальный союз журналистов Великобритании требует в своих этических правилах соблюдать точность, исправлять ошибочные сообщения, выступает против искажений и замалчивания; отстаивает свободу точек зрения; настаивает на получении информации только честным путем; запрещает вторгаться в частную жизнь; указывает на сохранение конфиденциальности источников информации; запрещает брать взятки, использовать журналистом информацию в личных целях; выступает против дискриминации по национальным, расовым, религиозным и другим признакам.
- «Международные принципы профессиональной журналистской этики».
- В нашей стране первый кодекс профессиональной этики был принят Союзом журналистов в 1989 году. В основе его лежат принципы ответственности, правдивости, объективности, добросовестности, честности, уважения чести и достоинства личности, уважения общечеловеческих ценностей, профессиональной солидарности и др.
- В 1994 г. разработан Кодекс профессиональной этики российского журналиста.
Области этических норм:
1. «журналист - аудитория».Это нравственная обязанность, ясно представляя себе «свою» аудиторию, выполнять свой долг перед ней по полному и эффективному удовлетворению ее потребностей и интересов в сфере информации. Памятуя, что журналист творит для аудитории, каждый раз важно решать:
- Нужно ли это произведение аудитории?
- Правильно ли будет воспринята информация аудиторией; адекватно ли будут поняты факты и суждения; как «сработает» аргументация; насколько продвинется аудитория в осознании действительности благодаря его усилиям?
Если попытаться одним словом определить этическую норму в сфере отношений «журналист - аудитория», то, пожалуй, этим словом будет «добросовестность».
2. «журналист -источник информации».Контакты журналиста с источником информации могут носить «открытый» характер (когда журналист предстает перед носителем информации как официальный сотрудник СМИ и сообщает о своих намерениях) или «скрытый» (скрытое наблюдение).
Открытый сбор:
- представиться тем частным и должностным лицам, ознакомить их с намерениями редакции и кругом интересующих его вопросов.
- для бесед с должностными лицами и получения от них документов обычно требуется согласие их руководителей,
- для участия в официальных мероприятиях, деловых совещаниях и т.п., не носящих публичного характера, - приглашение или разрешение присутствовать.
- в процессе контактов с частными лицами стремление получить максимум информации не может переходить в развязную и безапелляционную требовательность, сопровождающуюся пренебрежением к интересам, желаниям и точке зрения собеседника.
Такт (лат. tactus «прикосновение») - чувство меры, подсказывающее соответствующее ситуации поведение, умение держать себя подобающим образом, общаться с людьми, учитывая их положение, представление о должном, принятых нормах поведения и в то же время сохраняя собственное достоинство и «оберегая» уважение общественности к профессии.
Скрытое наблюдение оправдано в двух случаях. Первый - когда важно увидеть «непотревоженную» жизнь. Важно продумать, правильно ли выбран объект наблюдения (нужно ли, например охотиться за сведениями об интимных сторонах жизни), допустимо ли выступать в принимаемой роли (в частности, нельзя представляться официальным лицом - работником органов милиции, следствия, контроля и т.д., выступать под маской преступника, симулировать болезнь и т.д., что либо запрещено законом, либо неэтично).
Второй - когда надо получить сведения о сознательно скрываемых сторонах жизни, секретных операциях, хранящихся в тайне документах.
3. «журналист - персонаж».
- Обычно недопустимо в качестве персонажа (положительного или отрицательного) выбирать родных и близких, друзей.
- Имея дело с реальным человеком журналист обязан не нарушить известное правило «прежде всего не навреди».
- Важно и то, как подать отобранные детали и подробности, чтобы не возникло нежелательных оттенков и ассоциаций при восприятии произведения. Фотки всякие каверзные.
- совершенно недопустимо ироническое обыгрывание имен, фамилий, внешнего облика, физических несовершенств — того, в чем человек «не виноват».
4. «журналист - автор».За каждым письмом, материалом, заказанным или поступившим «самотеком», стоит человек, требующий к себе чуткого отношения (здесь мы не говорим о графоманах, это особый случай). Не обидеть молчанием или немотивированным, тем более написанным «под копирку» отказом, а вовремя и по-деловому ответить, тактично дать совет по доработке или переработке произведения, указать на возможные шаги дальнейшего сотрудничества с редакцией - во всем этом проявляется нравственная сторона взаимоотношений с авторами.
Нормой является уважение к авторской мысли, аргументации, композиции, стилю. И если возникает необходимость в доработке или переработке произведения, важна четкая аргументация, исходящая из позиции редакции и возможностей автора.
При подготовке текста к публикации даже незначительные поправки желательно согласовывать с автором.
5. «журналист -редакционный коллектив».Вступая в уже сложившийся редакционный коллектив с проявившимся направлением и характером реализации редакционной политики, журналист становится составной частью этого коллектива и принимает на себя соответствующую долю ответственности за ее проведение.
В случае возникновения серьезных разногласий в определении и проведении принятого направления неизбежным оказывается разрыв его отношений с коллективом и переход в другое СМИ.
Нормальные отношения журналиста с редакцией предполагают сохранение редакционной профессиональной тайны, взаимопомощь и взаимоподдержку, выполнение всего того, что необходимо редакции для ее успешного функционирования.
- Журналист не должен выступать без согласия редакции в других СМИ даже под псевдонимом, а о перепечатке своих произведений в других СМИ, сборниках и т.д. он обязан известить редакцию и получить на это ее согласие.
6. «журналист - коллеги».Коллегиальность и товарищеское взаимодействие.
Этически обязательным является ощущение себя частью коллектива, ответственным перед ним во всех шагах своей деятельности.
Чувство локтя, солидарность, взаимопомощь свойственны в журналистике не только работникам какой-либо одной редакции - они присущи всему кругу коллег-журналистов, если речь идет о профессиональных проблемах.
Профессиональное товарищество обязывает к взаимопомощи в «технических» сторонах деятельности, побуждает к обмену внутрижурналистскими сведениями, совместному поиску информации и деловых контактов и т.д.
- Юридическая ответственность журналиста.
Право - это совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил (запреты, дозволения, обязывания, меры поощрения и наказания), регулирующих общественные отношения и обеспеченных мерами государственного воздействия.
Источники права - законы (Конституция, основы законодательства в той или иной сфере, кодексы, законы, указы, постановления и др.), подзаконные акты, изданные на основе законов и во исполнение их.
Существуют также неправовые социальные нормы, принимаемые общественными, кооперативными организациями, союзами и обществами (уставы, положения и т.д.), регистрируемые обычно органами власти, если они приняты в соответствии с законом.
[1] Например, «дорогая редакция, у меня в подполе уже второй год раздаются шумы, не могли бы вы объяснить как и от чего они раздаются».
[2] Это определение из ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации».
[3] Наша Родина, по счастью, к ним не относится.
[4] правда, в связи с тем, что телевидение пользуется метровыми и дециметровыми волнами, распространяющимися по прямой линии, большие расстояния телевидение может преодолеть только с помощью наземных ретрансляционных линий или космической спутниковой связи