Он распознает, что в нем нет неуверенности.
Он распознает, как происходит возникновение невозникшей неуверенности;
он распознает, как происходит исчезновение возникшей неуверенности;
он распознает, как происходит не-возникновение в будущем исчезнувшей неуверенности.
Таким образом он отслеживает качества ума в качествах ума внутренне,
либо он отслеживает качества ума в качествах ума внешне,
либо он отслеживает качества ума в качествах ума внутренне и внешне.
Он отслеживает факторы возникновения в качествах ума,
либо он отслеживает факторы исчезновения в качествах ума,
либо он отслеживает факторы возникновения и исчезновения в качествах ума [20].
Либо его осознанность соотносится с мыслью "Качества ума существуют" по мере необходимости, только ради знания и осознанности, и он живет независимо и ни к чему не привязан в мире.
И таким образом, монах отслеживает качества ума в качествах ума пяти препятствий.
2. Пять групп привязанности (кхандха)
И далее, монах отслеживает качества ума в качествах ума пяти групп привязанностей. [21]
Каким образом монах отслеживает качества ума в качествах ума пяти групп привязанностей?
При этом монах мыслит:
(1) "Это - материальная форма; это - возникновение материальной формы;
Это - исчезновение материальной формы.
(2) Это - чувство; это - возникновение чувства;
Это - исчезновение чувства.
(3) Это - восприятие; это - возникновение восприятия;
Это - исчезновение восприятия.
(4) Это - конструкции; это - возникновение конструкций;
Это - исчезновение конструкций.
(5) Это - сознание; это - возникновение сознания;
это - исчезновение сознания".
Таким образом он отслеживает качества ума в качествах ума внутренне,
либо он отслеживает качества ума в качествах ума внешне,
либо он отслеживает качества ума в качествах ума внутренне и внешне.
Он отслеживает факторы возникновения в качествах ума,
либо он отслеживает факторы исчезновения в качествах ума,
либо он отслеживает факторы возникновения и исчезновения в качествах ума [22].
Либо его осознанность соотносится с мыслью "Качества ума существуют" по мере необходимости, только ради знания и осознанности, и он живет независимо и ни к чему не привязан в мире.
И таким образом монах отслеживает качества ума в качествах ума пяти групп привязанностей.
3. Шесть внутренних и внешних сфер чувств (аятана)
И далее монах отслеживает качества ума в качествах ума шести внутренних и внешних сфер чувств.
Каким образом монах отслеживает качества ума в качествах ума шести внутренних и внешних сфер чувств?
При этом
(1) монах распознает глаз и зрительные формы, и оковы, порожденные ими; [23]
он распознает, как происходит возникновение невозникших оков;
он распознает, как происходит исчезновение возникших оков;
и он распознает, как происходит не-возникновение в будущем исчезнувших оков.
(2) Он распознает ухо и звуки ...
(3) нос и запахи ...
(4) язык и вкус ...
(5) тело и объекты осязания ...
(6) интеллект и идеи, и оковы, порожденные ими;
он распознает, как происходит возникновение невозникших оков;
он распознает, как происходит исчезновение возникших оков;
и он распознает, как происходит не-возникновение в будущем исчезнувших оков.
Таким образом он отслеживает качества ума в качествах ума внутренне,
либо он отслеживает качества ума в качествах ума внешне,
либо он отслеживает качества ума в качествах ума внутренне и внешне.
Он отслеживает факторы возникновения в качествах ума,
либо он отслеживает факторы исчезновения в качествах ума,
либо он отслеживает факторы возникновения и исчезновения в качествах ума. [24]
Либо его осознанность соотносится с мыслью "Качества ума существуют" по мере необходимости, только ради знания и осознанности, и он живет независимо и ни к чему не привязан в мире.
И таким образом монах отслеживает качества ума в качествах ума шести внутренних и внешних сфер чувств.
4. Семь факторов просветления (бодджханга)
И далее, монах отслеживает качества ума в качествах ума семи факторов просветления.
Каким образом монах отслеживает качества ума в качествах ума семи факторов просветления?
При этом
(1) когда в нем присутствует просветляющий фактор осознанности (сати),
Монах распознает, что в нем есть просветляющий фактор осознанности,