Лекция № 36 Общественное движение 2 четверти 19 века Часть 1.
Следующая лекция небольшая. Мы только запишем с вами структуру темы. Она, в общем, структура ее исчерпывает.
I. Факторы развития общественного движения второй четверти 19 века.
1. Кризис крепостного строя.
2. Неспособность правительства Николая к проведению крупных реформ на фоне бурного экономического развития запада и борьбы с Великобританией.
3. Распространение социальные и философские идеи западных мыслителей, особенно классической немецких философов (Кант, Шеллинг, Фихте, Гегель). Великая немецкая философия это 7 имен. Еще было 2 имени в 19 веке. И одно имя в 20 веке. Вот это великолепная семерка немецкой философии. Ницше, Шопенгауэр. И последний великий немецкий философ, который был членом национал-социалистической партии Германии и отказался сдать свой билет, когда началась денацификация Германии после окончания войны. Он это сделал не потому, что он продолжал разделять. Просто его позиция была такова, это мое личное дело и пошли все на хрен. Не сдам билет и все. Это последний великий и европейский философ, и последний великий немецкий философ. Хайдеггер. Запишите на всякий случай эту великолепную семерку философии. К этим четырем ребятам, которых мы записали, это еще Ницше, Шопенгауэр и Хайдеггер.
4. Идеи декабристов
II. Особенности общественного движения.
1. Протекания в условиях правления Николая 1. Часто говорят, протекание в условиях жесткого правления Николая 1. Но вот о том, насколько это было жестким, свидетельствует одна история. Была арестована одна группа молодых ученых, в основном украинского происхождения, среди них был знаменитый историк Костомаров. В общем, их решили отправить в ссылку. И Костомарова собирались отправить в ссылку на север. И Николай 1 спросил, а как у этого юноши со здоровьем обстоят дела. Ему сказали, грудь у него слабая. Тогда Николай сказал, может не выдержать заболеть туберкулезом. Давайте его отправим на юг и на более короткий срок. Это к вопросу о жестком правлении Николая 1. Оно, естественно, не было мягким. Но оно не было злодейским.
2. Постепенная демократизация движения (участие не только дворян, но и разночинцев).
3. Развитие движения в форме кружков.
4. Формирование новых идейно-политических течений: славянофильство, западничество. А кто-нибудь может назвать мне наиболее известных славянофилов и наиболее известных западников. Кто написал Аленький цветочек? Аксаков, вот он и есть главный славянофил. А западники это, прежде всего Белинский.
III. Общественно-политическое движение 2 половины 20х-начала 1830х годов.
1. «Общество любомудрия» (1823г. – начало 1830х гг.). В.Ф. Одоевский, Д.В. Веневитинов, А.И. Кошелев и др. Шеллегианство. Вообще нужно сказать, забегая вперед, что во всех этих кружках, огромное количество людей участвовало, так примерно 6-7-10 человек в каждом кружке. Но значение этих кружков выходит за рамки количества.
2. Кружок братьев Критских – 6 чел. 1826-27гг. Люди собирались, читали Шеллинга, читали Канта, обсуждали это все и с прицелом на русскую действительность.
3. Кружок Сунгурова – 26 чел. 1831г. И естественно в кажом кружку был как минимум 1 стукачок. Это было постоянно.
4. «Литературное общество 11 нумера» 1829-32. во главе с Белинским.
5. Студенческий кружок Герцена и Огарева. 1831-34гг. А кто знает, где в Москве стоит памятник Герцену и Огареву? Там они клятву давали. Стоят Герцен и Огарев. У входа в одно очень известное учебное заведение. В центре Москвы. Напротив входа в старое университетское здание, где сейчас находится Институт стран Азии и Африки. Слева Герцен, справа Огарев. Но некоторые студенты, проучившись, Н-процент есть, и всех насмешил один человек, лет 20-25 назад, когда его спросили, он уже отучился три года в ИСАА. Кто у вас стоит то у университета, там два бородатых мужика. Он говорит, как кто, Маркс и Энгельс. Там стоят Герцен и Огарев, а там где журфак там Ломоносов. Но это более новое здание, а вот все эти люди учились те, кто в Московском университете это то здание, где сейчас институт стран Азии и Африки. Как сказал кто-то из наших литературоведов, если бы в 30-40е годы в Московский университет попала бы бомба, то русская культура на этом бы закончилась. Русская культура 2 половины почти вся, они в это время там учились.
IV. Общественные движения 1830х годов.
1. Кружок Н.В. Станкевича. 1831-1839гг. Запишем, кто туда входил, потому что туда входила будущая элита русской интеллектуальной сферы. М.А. Бакунин. А Бакунин потом политически кем стал? Кто может сказать? Как и Кропоткин. Анархистом. В.Г. Белинский, В.П. Боткин, К.С. Аксаков, А.И.Герцен, Т.Н. Грановский, М.Н. Катков, Ю.Ф. Самарин. Это люди, которые потом в зрелом возрасте станут, если не врагами то противниками. Они займут противоположные совершенно позиции. Но здесь они еще молодые люди и в лучшем, Бакунин дал посохом Каткову очень сильно по спине. Но это такая дружеская была потасовка, но потом они станут всерьез противниками. Изучение немецкой философии.
2. Консервативное направление.
а. Историк М.Н. Погодин, филолог С.П. Шевырев, два личных врага Пушкина - журналисты Н. И. Греч, Ф. В. Булгарин. Концепция самобытности России Погодина..
б. Теория «официальной народности». Это православие, самодержавие, народность. Но термин предложен в конце 19 века литературоведом А. И. Пыпиным. Запишите, я до сих пор слушаю по радио, кого угодно называют в качестве автора этого термина. С.С. Уварова (1832г). С 1833 г. – министр народного просвещения.
3. Публикация первого «Философского письма» П. Я. Чаадаева. А что слышал об этом письме, и почему Чаадаева после этого объявили сумасшедшим? Что он такого сделал в этом письме. Значит, потом побеседуем поподробней на эту тему. («Телескоп» -1836г.) - критика русского исторического пути.
V. Общественное движение 1840х годов.
1. Славянофильство (А.С. Хомяков, братья И.В. и П.В. Киреевские, К.С. и И. С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин).
а. Православие, община, национальный русский характер,
б. Гармония власти народа в допетровской России, они полагали, что была полная гармония. То есть они создавали такую ретроспективную утопию. (в отличие от стран Европы).
в. Общинный строй – основа жизни, отсюда – коллективизм, соборность.
г. Господство духовных ценностей над материальными. Морали – над правом. Это их схема, они так полагали.
д. Негативная оценка петровских реформ.
е. Необходимость отмены крепостного права при сохранении общины.
ж. Постепенный характер преобразований.
2. Западничество (Т.Н. Грановский это был известный историк, К. Д. Кавелин, П.В. Аненнков, Б.Н. Чичерин, С.М. Соловьев, В.П. Боткин, В.Г. Белинский).
а. Развитие России по универсальным законам. А не какой-то особый русский путь, то есть западники отрицали возможность какого-то особого русского пути.
б. Отставание от запада, то есть запад брался в качестве нормы.
в. Необходимость ликвидировать отставание на основе воспринимаемых достижений и ценностей запада, прежде всего либеральных. То есть логика. Давайте, как можно больше заимствуем у запада либеральных ценностей и у нас будет все хорошо.
г. Позитивная оценка петровских реформ.
д. Необходимость отмены крепостного права. Земля крестьянам за выкуп.
е. Всемерное развитие образования
ж. Постепенная реформа сверху.
Вот при всех различиях у славянофилов и западников было одно очень серьезное сходство. Об этом в следующий раз.