Три преходных периода новоевропейской цивилизации

Возрождение - качественно новый этап в истории западноевропейской культуры. Суть его - переход от эпохи средневекового видения мира к культуре Нового времени. Переход этот совершался во всех областях мировоззрения и мироощущения человека - в науке, религии, искусстве.

Ярче всего этот «культурный переворот» выразился в изменении целей и способов творческой деятельности. Новые методы приобретения научных знаний и образования, новая изобразительная система в живописи, новые жанры в литературе, новые формы социального поведения.

Культурное движение Возрождения, несмотря на формулу, заключённую в названии, было не возвращением античности/

Диалогом античной философии и эстетики, христианского мировидения и реалистического сознания народившегося буржуазного общества. В этом диалоге рождались гармония реального и идеального, материально-природного и духовно-божественного, рождался новый тип эстетического сознания.

Эпоха Возрождения была не временем воскрешения античной древности, а эпохой рождения принципиально новой европейской культуры.

Со времени возникновения науки о культуре проблема Возрождения считается одной из самых трудных. Термин « Возрождение» (по-французски «ренессанс» по-итальянски «ринашименто»), подчеркивающий возвращение культурных идеалов античности, появился в XVI веке для определения новой культурной эпохи, сменившей Средневековье.

Именно мыслители Возрождения стали называть Средневековье «мрачными», «тёмными» веками, противопоставляя этому периоду расцвет новой культуры. Но мы должны помнить, что исторически Возрождение появилось вовсе не после периода «варварства», а выросло на почве уже очень высокой, очень «учёной» и сложной культуры. На достижения этой средневековой культуры Возрождение опирается не меньше, чем на античное наследие.

Возрождение не отвергало христианскую культуру ради античности, но согласовывало их - черта, всё более утрачиваемая XVII и последующими веками. Чудо Возрождения - естественный продукт Средневековья. Поэзия вагантов и трубадуров подготовила Данте и Петрарку, они - поэзию XV-XVI веков. В средневековых соборах отправляли не только церковные службы, но и устраивали представления на религиозные темы. Из этих представлений вырос театр Возрождения. Ренессанс был подготовлен и выпестован средневековыми интеллектуалами, художниками, рыцарями, поэтами, историками. Тысячи и тысячи профессоров и студентов независимых университетов, философствующих монахов, вагантов, юристов, врачей, схоластов - вот эта почва, на которой взрастали новое мышление и новая культура.

Среди определений Возрождения нет общепризнанного. Мыслители, писатели, историки, искусствоведы предлагают свои объяснения этому культурному феномену, обращая внимание на разные его признаки. Если сгруппировать множество самых разных признаков, можно понять культурный смысл Возрождения как: расцвет культуры, переворот в культуре, переходный культурный этап, восстановление античности. Каждый из этих признаков проявляться независимо от Ренессанса, но только их совокупность образует качественно новую ступень в развитии культуры. Поэтому мы можем определить европейское Возрождение как время мощного культурного расцвета, восстановление многих культурных традиций греко-римской древности; решительную культурную перестройку и переходный этап к новому времени в истории европейской цивилизации. Возрождение- это не столько совокупность произведений культуры (картины, фрески, статуи, соборы, дворцы, поэмы, новеллы), но прежде всего новый тип мышления и религиозности, особый духовный склад и образ жизни. Именно благодаря этому Возрождение создало художественные произведения, знаменующие необратимый переворот в духовном развитии человечества. Искусство Ренессанса - самый ясный знак общекультурной переориентации.

Расцвет культуры в эту эпоху связан с повышенной энергией культурной деятельности, с созданием новых стимулов для культурного творчества. В это время образуется множество новых культурных центров. Культурная жизнь общества отличается особой интенсивностью. Художественная культура выходит за пределы сковывающих её средневековых рамок. Во всех видах человеческой деятельности ярко появляется творческая свобода. Самым убедительным признаком культурного расцвета в эпоху Ренессанса можно считать удивительную концентрацию на небольшом пространственно - временном отрезке людей великих, универсально одарённых, избравших новые пути творчества. Имена Петрарки, Боккаччо, Донателло, Брунеллески, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело могут быть символами эпохи Возрождения.

Возрождение называют эпохой культурного переворота, чтобы подчеркнуть, что в это время в обществе происходят переустройство культуры, перемены в общественном сознании, старые механизмы культуры заменяются на новые, возникают новые культурные ценности. В эпоху Возрождения были поставлены под сомнения средневековые критерии оценки культурной деятельности.

Несмотря на происхождения термина «Ренессанс», возрождения античной древности не было и быть не могло. Но Ренессанс, используя уроки античности, вводил новшества в современной ему культуре. Он возвращал к жизни не все достижения античной культуры, а только те, которые созвучны устремлениям его времени.

Ренессанс «пересматривает» и средневековые культурные ценности.

Ренессанс соединил новое прочтение античности с новым прочтением христианства. Возрождение сблизило эти два основополагающих начала европейской культуры.

Основой культуры Нового времени начиная с эпохи Возрождения был поиск индивидуальности. Ни в одной культуре, включая античность, не было стремления выявить достоинство индивидуального мнения, вкуса, дарования, образа жизни.

Идея индивидуальности, впервые ярко проявившаяся в итальянском Возрождении, вполне сформировалась в эпоху Просвещения и только в прошлом столетии стала привычной в европейской культуре. Само слово «индивидуальность» (и «личность») появилось каких-то 200-300 лет назад. Жизнь людей была неотделима от рода, общины, корпорации. Конечно, из толпы выделялись античные герои и полководцы, средневековые аскеты и праведники, но они были высшим образцом общепринятого. С эпохи Возрождения начинается утверждение принципа единственности и оригинальности каждого индивида. Возрождение соединило природного человека античности и христианское понимание личности, наделенной свыше свободой выбора.

Этический и эстетический идеал Ренессанса - образ свободного, универсального, творческого человека, создающего самого себя.

Существует много разных мнений по поводу того, что же послужило социально-экономической базой Возрождения, Другими словами, почему именно в эту эпоху сложились общественно-экономические условия для появления людей, деятельность которых создавала новое культурное движение?

Со второй половины XIX в. (со времени классического капитализма) Ренессанс стали связывать с зарождением буржуазных отношений и буржуазной культуры. В многообразии фактов экономической истории, культурной жизни, научной деятельности и художественного творчества стали выделять всё то, что могло свидетельствовать о буржуазных корнях Возрождения. Действительно, Возрождение совпадает с началом капиталистического производства и обмена. Но Европа стала буржуазной только через два столетия после заката Ренессанса. Наличие капиталистических элементов в экономике эпохи Возрождения, несомненно, но не им принадлежало господствующее положение. Культура Возрождения развивалось не ради власти денег. Политическая теория мыслителей Возрождения не была идеологией одного из сословий. Она стремилась к тому, чтобы защищать интересы человека вообще. Этот идеал нельзя считать исключительно буржуазным.

Культура Возрождения - культура свободных городов. Их самостоятельное развитие создало благоприятные условия для освобождения человека от сковывающих рамок средневековых традиций, норм и идеалов.

Реформация как переходный этап от Средневековья к новоевропейской цивилизации. Протестантская картина мира и новая система ценностей. Контрреформация как контрмодернизационное явление.

Реформация XVI века явилась переломным этапом в истории западноевропейской христианской церкви, духовным и социально-культурным переворотом в жизни Европы. В ходе реформации происходит адаптация христианской веры к потребностям современного ей общества.

Уже с XV века католическая церковь переживала кризис народного доверия: происходило переосмысление теории о «единоспасающей» роли католической церкви, значения различных церковных таинств, Священного предания. Огромную роль в пересмотре многих догматов сыграли европейские писатели-гуманисты, прежде всего Эразм Роттердамский, которые стали своеобразной предтечей Реформации. Большое раздражение вызывает роскошь папского двора, нравы, царящие там, «стяжательство» церкви, владевшей обширными земельными наделами и огромными богатствами. В этих условиях в Германии начинается Реформация, распространившаяся затем на всю Европу. Почему именно в Германии?

В то время как в крупных централизованных монархиях (Англии, Франции) короли противостояли стремлению римских пап к верховенству над светскими властителями, в раздробленной Германии роль духовенства была огромной. Церковные сборы были здесь крайне высоки, что негативно сказывалось на экономическом развитии многих областей. Антицерковные позиции занимали князья и рыцарство, претендовавшие на земли духовенства. Здесь зарождается движение за пересмотр устаревших религиозных догм и реорганизацию церкви, идеологом которого стал профессор Виттенбергского. университета, богослов Мартин Лютер (1483-1546 гг.). 31 октября 1517 г. он провозгласил свои «95 тезисов против индульгенций», в которых оспаривалось право папы на отпущение грехов. Развернувшаяся полемика между Лютером и палой переросла в конфликт, после того как немецкий богослов в 1520 г. публично сжег булл (указ) папы о его отлучении от церкви. В это время формируется лютеранское учение, основные положения которого можно сформулировать следующим образом: Священное Писание является единственным источником веры; только вера делает человека праведником; следует сохранить только два церковных таинства — крещение и причащение; чистилища не существует; необходимо отказаться от почитания Богородицы и святых и т.д.

Учение Лютера нашло поддержку широких слоев германского общества. Его поддержали многие князья Центральной и Северной Германии, стремившиеся выйти из- под власти Рима. Когда глава Священной Римской Империи Карл V признал лютеранство как вероучение, но приказал прекратить «секуляризацию» (отчуждение) церковных земель, князья-сторонники Лютера выступили с протестом, и с тех пор их стали называть «протестантскими». Затем этот термин распространился на всех сторонников Реформации в Европе.

В первой половине XVI века возникает много направлений и течений в протестантской идеологии, крупнейшим из которых был кальвинизм, получивший свое название от имени французского юриста и богослова Жана Кальвина (1509—1564 гг.). Центром кальвинизма становится швейцарский город Женева. Учение Кальвина, построенное на принципах рационализма и логики, несколько отличалось от лютеранства; в его основе находился догмат о «предопределении», суть которого заключалась в том, что вера делает праведным лишь того человека, которого избрал Господь, спасение зависит исключительно от этого предначертания. Кальвинистская церковь управлялась по демократическим принципам, она поощряла накопительство и торговлю, чем способствовала развитию капиталистических отношений. Реформация затронула и Англию, однако здесь она имела ряд особенностей. Инициатива ее проведения исходила от короля Генриха VIII (1509 — 1547 гг.), который в 1534 г. «Актом о супрематии» провозгласил себя главой церкви. Хотя церковная иерархия и литургия сохраняются, в Англии вводятся некоторые принципы лютеранства, активно проводится секуляризация католических земель и имуществ. Политический акцент реформы сыграл здесь большую роль, чем духовный. Успехи протестантизма, его повсеместное распространение в Европе заставило папство предпринять ряд мер по борьбе с «протестантской ересью». Совокупность этих мер получила название «контрреформации». В 1542 г. происходит реорганизация инквизиции, безжалостно расправлявшейся с «еретиками». Составляется «Индекс запрещенных книг», расширяется церковная цензура. Одним из наиболее действенных средств в религиозной борьбе становится Орден иезуитов, основанный в 1540 г. Игнацием Лайолой (1491 — 1556 гг.). Главной задачей Ордена являлась защита и распространение католицизма в Европе и во всем мире. Деятельность иезуитов была самой разнообразной: от участия в политической жизни европейских дворов до создания школ, приютов, отправки своих миссионеров в Азию и Америку. В католической церкви не было единства: наиболее дальновидные ее представители были готовы принять часть критики в адрес папства и духовенства. Однако на Тридентском соборе (1545— 1563 гг.) победила консервативная линия развития церкви: католические догматы признавались неоспоримыми, подтверждалось главенство папы над всей «паствой», укреплялась инквизиция. В результате, активные меры, предпринятые католической церковью, позволили сохранить ей доминирующее положение в Европе и затормозить наступление протестантизма.

Религиозные изменения в Европе, носившие революционный характер, затронули все сферы жизни общества — от сельского хозяйства до геополитики. Столкновение Реформации и Контрреформации приводит к многочисленным религиозным войнам, в которые втягиваются в той или иной степени практически все европейские государства. Зачастую религиозные вопросы были лишь прикрытием для решения иных проблем: национального освобождения (Нидерландское восстание 60 — 70-х гг. XVI века), борьбы феодальных семей и группировок за власть (французские религиозные войны второй половины XVI в.), соперничество за европейскую гегемонию (войны между Францией и Габсбургами XVI — XVII вв.).

Наши рекомендации