Глобальные проблемы, их типология
Глобальные проблемы современности — это совокупность социально-природных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран.
Список глобальных проблем
· нерешённость проблемы отмены старения у людей и слабая информированность общественности о пренебрежимом старении;
· проблема «Север-Юг» — разрыв в развитии между богатыми и бедными странами, нищета, голод и неграмотность;
· угроза термоядерной войны и обеспечение мира для всех народов, недопущение мировым сообществом несанкционированного распространения ядерных технологий, радиоактивного загрязнения окружающей среды;
· катастрофическое загрязнение окружающей среды;
· снижение биоразнообразия;
· обеспечение человечества ресурсами, исчерпание нефти, природного газа, угля, пресной воды, древесины, цветных металлов;
· глобальное потепление;
· озоновые дыры;
· проблема сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний и СПИДа;
· демографическое развитие (демографический взрыв в развивающихся странах и демографический кризис в развитых), возможный голод;
· терроризм;
· астероидная опасность;
· недооценка глобальных угроз существованию человечества, таких как развитие недружественного искусственного интеллекта и глобальных катастроф;
· социальное неравенство — разрыв между 1 % самых богатых и остальным человечеством (см.также Капитал в XXI веке);
· возрастающая безработица (см. также безусловный основной доход).
· насилие и организованная преступность.
· парниковый эффект;
· кислотные дожди;
· загрязнение морей и океанов;
· загрязнение атмосферы.
Глобальные проблемы являются следствием противостояния природы и человеческой культуры, а также несоответствия или несовместимости разнонаправленных тенденций в ходе развития самой человеческой культуры. Естественная природа существует по принципу отрицательной обратной связи (смотрите биотическая регуляция окружающей среды), в то время как человеческая культура — по принципу положительной обратной связи. Среди глобальных проблем наибольшую опасность для человечества представляют военная и экологическая проблемы. Экологическая ситуация с каждым днем ухудшается, а конфликты между цивилизациями, в частности европейской (западной) и мусульманской, обостряются
Попытки решения
· Демографический переход — естественный конец демографического взрыва 1960-х годов
· Ядерное разоружение
· Энергосбережение
· Монреальский протокол (1989) — борьба с озоновыми дырами
· Киотский протокол (1997) — борьба с глобальным потеплением.
· Научные призы за успешное радикальное продление жизни млекопитающим (мышам) и их омоложение.
· Римский клуб (1968)
Основные группы глобальных проблем, согласно данной типологии, вырастают из отношений между основными социальными общностями, из отношения между человеком и природой и отношений между человеком и обществом. Выделяя три основные группы глобальных проблем, в соответствии с тремя типами отношений, следует иметь в виду, что каждая группа слагается из некоторого числа типов проблем, которые в свою очередь включают конкретные разновидности однотипных глобальных проблем. Предлагаемый ниже вариант типологии глобальных проблем основывается на концепции Л. Н. Самойлова:
• I класс. Суперглобапъные (общемировые глобальные) проблемы современности. Они связаны с перестройкой между народных отношений сообразно требованиям дальнейшего прогресса человечества. Сюда включаются: проблема предотвращения мировой ракетно - ядерной войны, установление нового международного порядка fia принципах равноправия и взаимовыгодного сотрудничества, развитие экономической интеграции и т. д.
• II класс. Общепланетарные (ресурсные) глобальные проблемы. Они связаны с проблемами оптимизации, гармонизации и гуманизации отношений общества к природе. К ним относятся: экологические проблемы во всех своих проявлениях, демографические, энергетические, продовольственные проблемы, проблемы использования космоса и т. д.
• III класс. Общечеловеческие (субглобальные) проблемы социокультурного, гуманитарного ряда, которые связаны с демократизацией отношений общества и личности. Сюда включаются проблемы ликвидации эксплуатации, нищеты и др. форм социального неравенства, проблемы здравоохранения, образования, проблемы планирования и регулирования роста уровня и качества жизни, гарантия прав человек н т. д.
Экологическая проблема
С массового осознания экологического императива началась резкая политизация экологических проблем и движений, чему содействовал алармистский настрой первых моделей глобального развития.
Реальные угрозы, связанные с тревожными изменениями окружающей среды, в тех или иных сочетаниях касались всех регионов мира. Для развитых стран наибольшую опасность представляли промышленное загрязнение атмосферы и воды, радиационная опасность от АЭС и испытаний ядерного оружия, трансграничный перенос загрязнения, экологическая ситуация в крупных городах и урбанизированных районах. А для развивающихся стран были актуальны опустынивание и обезлесение, алчное расхищение природных ресурсов, дефицит пресной воды и топлива, болезни и голод.
Следует особо отметить, что в 70е годы ни капиталистические, ни социалистические страны не решили названных проблем. Разница (и очень существенная) состояла лишь в том, что государства с развитой рыночной экономикой начали раньше реагировать на изменившуюся ситуацию, тогда как
Частные и государственные ассигнования (на 1994 г.) на охрану окружающей среды (в % к ВВП, млрд долл.) социалистические страны, казалось бы, располагавшие в тот момент достаточными средствами и рычагами управления, сильно запоздали с принятием нужных мер, уповая на то, что плановое хозяйство чуть ли не автоматически снимет экологическую угрозу.
Именно развитые страны Западной Европы и Япония, где ограниченность территории и высокая «плотность» техногенного давления создавали особо напряженную экологическую ситуацию, первыми приняли экологическое законодательство. Именно здесь появились «зеленые движения», позже переросшие в партии «зеленых», которые уже в 80х годах вошли в состав некоторых парламентов и в Европарламент. Соединение экологических лозунгов с борьбой против ракетноядерного оружия усилило их популярность. Именно под их давлением были, инициированы первые серьезные экологические мероприятия правительств.
Именно так складывалась в мире государственномонополистическая экологическая политика, выразившаяся в:
— росте расходов государств и монополий на экологические цели (в 90х годах в большинстве стран «большой семерки» они составляли около 1,5% ВНП);
— создании во всех развитых и многих развивающихся странах министерств охраны окружающей среды (СССР был лишь 129й страной мира, создавшей такое министерство);
— принятии государственных экологических программ и целого комплекса законов по окружающей среде;
— образовании в наиболее развитых странах крупных экологоиндустриальных комплексов («экобизнес»), куда вошли крупнейшие монополии, наладившие производство очистного оборудования, и т. д.
Все это принесло позитивные результаты. Например, в ФРГ, одной из наиболее прогрессивных стран в области экологии, достигнуто серьезное оздоровление экологической обстановки на сверхплотно заселенной и застроенной территории, где сосредоточены традиционно «грязные» производства (нефтехимия, угольнометаллургический комплекс, 19 АЭС и т. д.). Рейн перестал быть «сточной канавой» Европы: биологическую очистку проходят более 90% сбрасываемых туда вод. Проведена модернизация угольных электростанций, почти «чистое небо» над Руром — крупнейшим скоплением шахт, металлургических и химических заводов. Большие успехи достигнуты в регенерации сырья.
По мере развития технических средств и роста эффективности технологий переработки материалов природы для удовлетворения потребностей человека все острее ставятся вопросы о нарушении баланса воспроизводства природных экосистем, разрушении жизнеобеспечивающих возможностей ландшафтов, вмешательстве в естественный отбор, поддерживающий биологическое качество человеческих популяций. Особенно остро эти вопросы встали во второй половине XX века и, конечно же, в начале XXI века. Нарушение баланса воспроизводства природных экосистем привело к резкому ухудшению естественных условий существования человека. Еще один аспект экологической проблемы – какова мера допустимого вмешательства в биологическую природу самого человека: лишения его жизни, изменения биологических признаков, клонирования людей. Естественный механизм «выбраковки» нежизнеспособных особей нарушен, что ухудшает биологические характеристики человечества.
Таким образом, экологическая проблема – это результат обострения противоречия между культурно-преобразователь-ной деятельностью человека и стабильностью внешней и внутренней природы (телесность человека). Существуют такие пороговые значения природных показателей, за пределами которых биологическая организация не выдерживает и человечеству угрожает гибель.
Решение экологической проблемы возможно лишь на основе изменения социальных и индивидуальных установок, отказа от идеологии потребительства, на основе экологической культуры.
Современный экологический кризис, в конечном счете, является следствием духовного, нравственного кризиса. Классический рационализм и классический антропоцентризм оправдывают стремление к экспансии (территориальной, экономической, идеологической, политической и культурной) и к господству над природой. Неверная оценка человеком самого себя, своих отношений с природой являются глубинными причинами кризисного состояния человечества.
Экологическая культура как компонент культуры общества включает в себя оценку средств, которыми осуществляется непосредственное воздействие человека на природную среду, а также систему средств духовно-практического освоения природы: соответствующие знания, традиции, ценностные установки. Это – нравственно-духовная сфера жизнедеятельности человека, которая характеризует своеобразие его взаимодействия с природой и включает в себя экологическое сознание, экологическое отношение и экологическую деятельность. В качестве особого элемента выступают экологические институты, призванные поддерживать и развивать экологическую культуру.
Демографическая проблема
Глобальная демографическая проблема состоит из двух частей:
· быстрый и слабо контролируемый рост населения развивающихся стран
· старение населения развитых стран и многих государстве переходной экономикой.