Фарс об адвокате Пателене.

Стряпчий Пателен – герой ряда произведений. Как принято считать, первые истории зародились на территории Фландрии (Бельгия). В фарсе об адвокате Пателене идет насмешка над судом и теми, кто хочет обмануть закон. Сукнодел подает в суд на крестьянина, а стряпчий Пателен научил этого крестьянина прикинуться дураком и все время твердить одну и ту же фразу. Именно из «адвоката» вышла фраза «вернемся к нашим баранам». В конце же концов, крестьянин, вместо оплаты совета стряпчего продолжает твердить ту же фразу и не платит ни копейки. Пателен грозит подать в суд на крестьянина, но тот убегает. Произведение заканчивается моралью типа «вор у вора дубинку украл».

Возрождение.

Возрождение – первая из культурных эпох Средневековья, осознавшая себя как таковую.

Само слово «Возрождение» отсылает к предыдущей культуре – эпохе античности.

Возрождение – идея освоения античного наследства. Вначале упор делался на письменные памятники.

В изобразительном искусстве и архитектуре идеи возвращения к античным традициям. Тогда же появляется пренебрежительный термин: «готика» (от слова «гот» - варвар, дикарь в греческом значении).

Рождаются нормы отображения природы. Вырабатываются линейные оптические принципы, реализм в изображении мира. Это тоже возврат к античному принципу. Фарс об адвокате Пателене. - student2.ru Фарс об адвокате Пателене. - student2.ru

Привожу данные миниатюры для понимания сути дела. Слева – традиционные средневековые миниатюры, справа – работа фламандского художника в традиции Возрождения. Люди начинают принимать нормальные анатомические пропорции, хотя еще рано говорить об анатомической живописи – церковь не разрешала этого, считая ересью и дьяволопоклонничеством.

Происходит возврат к античным нормам возвеличивания человека. Такое восприятие называется «антропоцентризм». Человек – мера всех вещей, человек – в центре мира.

До этого существовал акцент на вертикальную связь: Бог-человек-дьявол. В эпоху Возрождения открываются и усиляются горизонтальные связи. Идет освоение окружающего пространства:

Эпоха Ренессанса (Возрождения) довольно короткая. Этапы (в Италии):

1) Проторенессанс – XIII – XIV

2) Ранний ренессанс – XV

3) Высокий ренессанс – первые десятилетия XVI

В других странах все немного сдвинуто: ХV – ранний ренессанс, XVI – высокий ренессанс.

Родина Ренессанса – Италия:

  • Возрождение – городская культура. Города имеют свободу, в них переехали феодалы (многие итальянские феодалы еще в 11-м веке продали свои феоды и перебрались в города, став богатыми купцами). Городские патриции и главы цехов становятся богаче феодалов. Феодалы теряют политические права, власть.

Основные города: Милан, Генуя, Флоренция (особенно!), Венеция. В них проживало более чем по 100 человек к концу 13-го века (самый крупный город был Париж – 300 тысяч человек). Скоро вся Европа превратилась в колонию этих городов. Ломбардские (от названия провинции в Италии, Ломбардии – территория на севере Италии – к примеру, Милан) банкиры начали ссужать деньги европейцам, в т.ч. королям и феодалам. А те не всегда могли вернуть сумму деньгами, например, король Англии вернул долг шерстью. Нередко бывали погромы евреев и ломбардцев, но последние начали очень сильную лоббистскую политику в правительствах государств, в которых вели дела ломбардцы (Франция, Англия, Германия).

Все банкирские термины происходят из Италии (банк, вексель).

В середине XIII века большинство итальянских городов стали самостоятельными республиками – коммунами. Управление попало в руки глав цехов – приоров (не путать с церковным саном).

Все видные политические должности мог занимать только человек, принадлежащий к цеху. Такая система способствовала раскрепощению личности. Человек становился во главе жизни.

Свободные города были раздроблены, и соперничество между городами привело к войнам между ними. Человек, разгневавший соотечественников, мог сбежать в другой город.

С другой стороны, раздробленность имела тяжелые последствия для итальянцев. В конечном итоге, она оказалась под властью испанцев, французов и немцев (знаменитые Итальянские войны в начале XVI века).

  • Для Италии античность была родной культурой. Итальянский язык отличается от латыни.

Основные особенности ренессансного мировоззрения:

Создание новой модели человека, нового типа личности. Античность знала героя, но он не был неповторимым. Сократа казнили за то, что он говорил о неповторимости каждого человека (демон – «даймон»). Внимание к неповторимому человеку являлось ренессансным гуманизмом.

Философ Тено делла Мирандолло (Мирандолло переводится как «пустая бутылка», но не стоит искать черную кошку в темной комнате, особенно когда ее там нет ;)) жил в XV веке. Человек – творец судьбы. Ренессанс отвергает идею предопределения. В христианстве существует идея свободы воли, и Возрождение выдвигает ее на первый план. Человек может развить все свои доблести (ключевое слово – «virtue»). Доблестный человек эпохи Возрождения творит для других. В эту эпоху бездействие считается грехом. На первый план выходит уныние. Данте презирал тех, кто прожил жизнь, так ничего и не сделав.

Studia Humana – постижение человеческого и studia divina – изучение божественного. В средневековье упор делался на изучение второго. В Возрождение – первого. Все, что связано с человеком изучается очень пристально.

У истоков итальянского Возрождения стал Данте Алигьери. Он закрывает средневековую традицию и открывает эпоху Нового времени.

Данте Алигьери (1265-1321).

Родился во Флоренции. Из рыцарской фамилии. Полное имя – Дуранте. Жизнь Данте имеет несколько пластов:

Данте – человек любящий (Беатриче) и Данте – политик.

Участие Данте в политическом процессе. Передовые люди эпохи увидели опасность в раздробленности Италии. Был вопрос – под чьей властью объединяться?

Гвельфы (от немецкой фамилии «Вельф» - лев) – сторонники высшей духовной власти. Страной должен править Папа Римский. Это – ростовщики, банкиры (Изначально Вельф – Генрих Вельф – был герцогом Баварским, политическим противником Фридриха Барбароссы, германского завоевателя Италии).

Гибеллины – сторонники императора. Они проиграли в 50-х годах XV веках (Изначально гибеллины – сторонники Фридриха Барбароссы в войне против итальянских городов).

Гвельфы разделились на белых (за императора) и на черных (за папу). Данте был белым гвельфом.

В 90-е годы XIII века Данте становится членом государственных советов, играет важную роль в политике Флоренции. В 1300 году Данте становится членом коллегии из 6-ти приоров и отправляется с миссией к папе Бонифацию VIII.

Во Флоренцию в это время вступает Карл Валуа Французский. Он начинает агитацию за папу путем резни, грабежей и насилия. К власти во Флоренции приходят черные гвельфы, и Данте не может вернуться в город. Он скитается по Италии, и, в итоге, умирает в Равенне.

В конце 1291 года – начале 1292 года Данте пишет книгу «Новая жизнь». Поэтический текст сопровождается прозаическими комментариями. Рассказ ведется о любви. Героиня – простая девушка Беатриче (она была на самом деле, фамилия – Пераянари). Она вышла замуж за другого, Данте тоже женился. Беатриче умерла во время эпидемии чумы.

В произведениях Данте все по-иному. Существовала школа «Новый сладостный стиль». Ее основоположник – учитель Данте – Гвидо Гвиницелли. Эта школа ориентировалась на поэзию трубадуров. Но любовь трубадуров была довольно условной, хотя и не была лишена земного элемента.

Всю эпоху Возрождения воодушевляла идея, что любовь является основной движущей силой. Самая высокая любовь – любовь Бога ко всему сущему и всего сущего к Богу.

Данте описывает, как он встретил Беатриче, когда ей было 9 лет. Девять для Данте – волшебное, главное число. Через 9 лет он вновь встречает ее. Описывается вся эта любовь и то, как она облагораживает человека. Улыбка Беатриче дарит ему блаженство, очищает ему душу. Беатриче умирает от чумы. Данте горюет, но затем она из девушки превращается в символ божественной благодати.

1307 – трактат «Пир». По структуре похож на «Новую жизнь». Это – 14 нансон. Здесь Данте – средневековый писатель. Он пишет этот трактат на тосканском (итальянском) языке. Сам Данте говорит, что он – популяризатор.

Трактат «О народном красноречии» - обоснование итальянского языка. Это первый трактат по языкознанию. До сих пор в Италии говорят на языке Данте, основанном на тосканском.

Трактат 1313 года «О монархии». Необходимость разделения властей, светской и церковной. Данте ратует за объединение всей Италии, и дальше всего человечества.

Божественная комедия.

Работа над ней была начата около 1305 года. Вначале имело название «комедия» (по Аристофану – плохое бурное начало и хорошие гармоничный конец; смешение стилей). Данте вырабатывает новый язык. «Комедия души».

«Божественная» (divina) означает «прекрасное», «непревзойденное» Первым этот термин употребил Боккаччо. В 1555 году произведение Данте впервые вышло под этим названием.

Сфера поэмы.

План «БК» четко вычерчен и выверен, это плод усилий и долгих трудов Данте. «Комедия» живет сама по себе. В ней все есть: четкая, продуманная композиция (средневековая традиция).

Три части – «Ад», «Чистилище», «Рай»; в каждой – 33 песни. Всего – 100 (99+1). Терцина – строфика (три строфы). В терцине проявляется число три, всеобщая связь. На триединстве основана вся архитектоника загробного мира: девять кругов ада, девять кругов рая, семь кругов чистилища, земной рай и предшествующее чистилищу.

Каждая часть заканчивается словом «звезды. В аду нет места Богу, имя Христа ни разу не упоминается. В других же местах оно рифмуется лишь с самим с собой.

Эта структура мира (9,9 и 9) не придумана Данте. Ее придумал мыслитель IV-V веков н.э. Дионисий Псевдо-Ареопагит (по легенде принадлежал к ареопагу учеников Христа). В его трактате дана именно такая схема вселенной. У него, правда, не было чистилища. Чистилище – «изобретение» католической церкви, сделанное для повышения уровня продаж индульгенций и выманивания денег у богатых людей, под предлогом спасения их душ после смерти.

Черты Возрождения в «БК».

«БК» часто относят к средневековью. По традиции его ставят на рубеж веков.

Средневековым является аллегоризм. Образ «я» у Данте – очень обобщенный. Аллегория Данте многослойна. В его «Комедии» несколько смыслов:

  1. Прямой.
  2. Моральный (Душа, погрязшая в грехах).
  3. Политический. Италия, погрязшая в распрях.
  4. Высший философский смысл. Поиск человечеством пути к высшему блаженству. Данте встречает трех зверей: пантеру (рысь), льва и волчицу. Их можно воспринимать просто как зверей, можно же воспринимать волчицу – как алчность, пантеру – сладострастие, лев – гордыня (смертные грехи). Лев – французский король Филипп IV Красивый, по чьему приказу был унижен папа Бонифаций ХШ (Чьярра Колонна, римский наемник Филиппа, и Гийом де Ногарэ, будущий хранитель печати Филиппа, ворвались во главе вооруженного отряда к папе, после чего Чьярра за бороду стащил первосвященника с трона и дал старику пощечину латной перчаткой; После этого инцидента папа умер, папская курия переехала в Авиньон, к власти пришел Климент V). Волчица – папская курия, пантера – флорентийская республика.

Вожатый Данте по аду – Вергилий, римский поэт. Латынь изучали на примере его стихов. В моральном плане Вергилий – вожатый ума; в политическом – певец Римской империи.

Вергилий сопровождает Данте по аду и Чистилищу, пропадает в земном раю: Вергилий - язычник. Там его сменяет Беатриче. В моральном плане – это беспорочность. В высоком смысле – это божья благодать, противопоставляемая земному разуму. Разум – преддверие божественного знания.

Структура ада.

Бог есть источник света, движения, любви. Данте с земной плоскости опускается все ниже, при этом света становится все меньше. В аду звезды гаснут. В первых кругах есть отблески пламени, но внизу света уже нет, как и движения. После ада Данте начинает подниматься.

В первых кругах находятся грешники, чьи грехи связаны с плотью: прелюбодеи (в неудержимом вихре вращаются по кругу – порочный круг). Данте смягчает для них наказание: влюбленные неразлучны и после смерти. Данте – не беспристрастный наблюдатель, он – субъективен в отличие от средневековых деятелей.

История Паоло и Франчески: Франческа была предназначена Паоло, но старший брат его, Джованни (старый, некрасивый) влюбился в нее. Франческа и Паоло совершили прелюбодеяние и были казнены. Услышав эту историю, Данте плачет.

К Средневековью относится образ Люцифера. Это – обратный богу полюс. Люцифер – огромный сгусток материи. Он огромен, покрыт шерстью, у него три пасти, есть крылья.

Те, кто обманул доверившихся, вообще лишены движения. Самые страшные грешники казнятся в пастях у Люцифера. «А самый главный – Иуда Искариот, он головою внутрь, пятками наружу». Кассий, Брут (предатели Цезаря) и Иуда томятся в его пастях.

Данте и Вергилий уходят из Ада по позвоночнику Люцифера как по лестнице и попадают в чистилище. Там – полусвет. Люди там надеются на милосердие Господа. Но и там есть муки – завистникам, например, зашили веки.

Рай – сосредоточие радости, движения, света. Это средневековая черта, все делить.

Всеми замечено, что многоголосая толпа людей расшатывает основы мироздания. Данте показывает целую галерею образов – в основном, своих современников. Это – черта Нового времени.

«Земную жизнь пройдя до половины…» - Данте 35 лет (1300 год). Цель поэмы – опровергнуть первые строки о лесе. Данте пытается найти выход, гармонизировать мир. Люди, государства, города утратили свой правый путь. Такая злободневность – черта Нового времени.

Вторая черта – субъективность.

Данте возвеличивает как себя, так и Беатриче. Она – обычная женщина, знаменитая лишь тем, что ее любил Данте. Беатриче – воплощение чистоты.

Образы грешников по скульптурному выпуклы – еретики горят в огненных гробах. Фаринадо дельи Уберти – не сдавшийся даже в аду.

Самым ярким эпизодом является встреча с Улиссом (Одиссеем). Он казнится в кругу, где казнятся лукавые советчики (за Троянского коня). Они заключены в сфере огня. Данте сравнивает ее с долиной, озаренной светлячками.

Одна из версий мифа об Улиссе – что он все равно уплыл с Итаки. Его влекла сила судьбы. У Данте Улисс уплыл за Геркулесовы Столбы по своей воле. Его толкнула на это любознательность. Человек рожден к доблести и к знанию.

Боккаччо (1313-1375).

Боккаччо считается творцом новой европейской прозы. Тематика – любовь. Его отец – торговый агент в торговом доме Барди. Джованни Боккаччо – незаконный сын парижской куртизанки. В конце концов, Боккаччо попадает в Неаполь. Годы молодости Боккаччо проводит при неаполитанском дворе.

Боккаччо был влюблен в Марию, дочь короля. Любовь оказалась взаимной, что оказало воздействие на творчество Боккаччо, но была недолгой. После разрыва Боккаччо начал писать. Он писал в стихах, используя строфу, называемую октавой.

Лучшее из этих произведений: «Алита». Это пастораль. Любовь высокая, но и земная.

«Фьеделанские нимфы» (1345-1346). Подражание античным авторам. Влияние Овидия: превращение двух влюбленных в речки: Африко и Мендола. Африко – пастушонок, влюбленный в нимфу, давшую обет безбрачия. Это поэма о победе любви над обстоятельствами. Африко везде ищет нимфу, но не может ее найти, после чего совершает самоубийство. Мендола (имя нимфы) скрывает от Дианы то, что родила ребенка от Африко, но та все равно узнает. Богиня превращает ее в реку. Ребенка воспитывают родители Африко. У Боккаччо новая жизнь – слияние с природой.

Элегия Мадонны Фиаметты (1348) (в прозе).

Первый психологический роман. Переживания женщины, которую бросили, хотя на самом деле, бросила она Боккаччо.

В 1352 году Боккаччо начинает писать Декамерон. Это – сборник новелл. Новелла – от слова «новость», воспринималась как анекдот. В Декамероне – 100 новелл. Декамерон – «десятидневник». Герои Боккаччо рассказывают ради самого процесса, их никто не заставляет.

Мир новелл достаточно светлый и яркий. Начинается с описания чумы. Мир потерял опору.

В церкви встречаются 7 девушек и 3 юношей и решают уйти из города в особняк одной из девушек. Боккаччо впервые показывает идеальное место, утопию. В этом месте люди гармонично заполняют свой быт. Каждый день они выбирают короля или королеву и увешивают лавровым венком.

Боккаччо изображает пир во время чумы. Темы новелл разнообразны: любовь, счастливая и несчастная, шутки (в основном – оптимистичные). Несчастная любовь дана как контраст. Боккаччо рисует земную любовь. Он реабилитирует женщину, неверную жену. Любовь всегда права. Никто не в праве ей противится. Отказ от любви наказывается.

8 новелла пятого дня. Дама отказывается от любви, не отвечает взаимностью. Ее ждет наказание.

Наказывается обман, но не уловки, помогающие соединиться влюбленным.

Боккаччо позволяет себе издеваться над церковнослужителями (11 день 10 новелла о девушке, решившей покаяться и принять христианство).

Боккаччо отличает карнавальность. Отношение Боккаччо к религии показывает грешник из первой новеллы: он богохульник, но не воинствующий. Ему просто все равно.

Для героев Боккаччо важнее не бог, а фортуна. Герои действуют в своих интересах.

Второй день весь посвящен казусам Фортуны. Тема человека и фортуны – общая для всего Ренессанса.

По Боккаччо, Фортуна, как правило, подыгрывает человеку, если он не оставляет игры.

Боккаччо написал Декамерон по-итальянски. Язык основан на тосканском диалекте, но и на разных других (венецианский). У Боккаччо красивый синтаксис. У Боккаччо впервые дух и тело соединились.

В последние годы жизни Боккаччо начал писать биографию Данте.

Франсуа Рабле (1494 – 1553).

Универсальный человек Возрождения. Его роман – универсальный роман.

Родился в семье адвоката, младший сын. Его отдали в монастырь. Сначала он был францисканцем, но его гуманистические идеи пошли вразрез с церковными.

Он становится секретарем епископа, изучает науки. 2 года потом он изучает медицину, выступая то как лектор, то как студент.

Именно Рабле первым устроил публичный сеанс вскрытия трупа.

Он переезжает в Лион. Занимается типографским делом. В эпоху Рабле это было опасно – можно было попасть под трибунал инквизиции. В 1532 году он издает народную книгу «Великие и неоценимые хроники о великом и огромном великане Гаргантюа». Продолжение сюжета он назвал – «Пантагрюэль». В 1534 году Рабле заменяет народную книгу своей, пишет начало.

Жан дю Белле увозит Рабле в Рим, как домашнего врача. По возвращению он работает врачом в больнице. В политике Франциска I происходит перелом. Он издает ордонанс, запрещающий книгопечатание. Начинаются казни, Рабле уезжает в Пьемонт.

Третья книга выходит в 1546 году. Тональность меняется, Рабле разочарован. В 1547 году Франциск I умирает.

1548 году вышла четвертая книга. В 1553 году Рабле умирает, оставляя за собой черновики пятой книги. В 1564 году издатель собирает и издает их.

Первые две книги написаны по одной схеме, заимствованной из рыцарского романа: рождение, воспитание, война, победа, устройство территорий.

Последние три книги – странствия по традиционному миру. Третья книга – странствия по Франции. Цель – решить, нужно ли жениться Панургу, другу Пантагрюэля. Два последних тома – странствия по экзотическим, фантастическим странам. Эти страны – аллегории. Масса народных, карнавальных черт. Подчеркивается гротеск.

Третья книга – идеологична.

Основные идеи: Универсальный роман, роман-энциклопедия. Все области жизни, энциклопедия нового мира, конкретная и всеобщая. Все, что есть в мире, получает свое имя: растения, животные, рыбы.

Рабле принадлежит основная практическая роль в создании французского литературного языка.

Роман – гуманистический. Рабле – сторонник новых методов воспитания и образования. Рабле задал идею прогресса. Гаргантюа стоит на плечах своих предков, почти философ.

Гуманистическое отношение к образованию – сатира на схоластику.

Гаргантюа отправляется в Париж на обучение к Понократу («Власть труда»), образование, ориентированное на практику. Книги Рабле – злободневные. Очень важны образы королей: Грангузье, Гаргантюа («большая глотка), Пантагрюэль («всежаждущий»). Яркий, утопический эпизод, связанный с Телемским аббатством. Брату Жану предлагалось выбрать любое аббатство, и он выбрал Телемское аббатство. Туда могут попасть только свободные люди. Девиз: «Делай, что хочешь». Рабле был уверен в том, что природа человека исконно добра, и он ничего плохого не сделает. Вокруг Телемского аббатства существуют мастерские, которые обеспечивают аббатство всем необходимым счастливых жителей обители. Рабле заметил, что хорошую жизнь надо чем-то обеспечивать. Общество должно быть из двух слоев.

Вино у Рабле не только символ пьянства. Это так же символ познания, истины.

Роман Рабле оказал влияние и на Вольтера, и на Свифта.

Испанское возрождение.

Испания – страна войнов. Реконкиста закончилась лишь в 1492 году с падением Гранады, последнего оплота мусульман на полуострове. Также в 1492 году Колумб открывает Америку. Данный материк, де юре, принадлежит испанцам, они начинают захват. Испанское возрождение – героическое. Испанская литература – суровая, мужественная, воинственная.

Основные жанры – драма и роман.

Народный драматург, выразивший чаяния народа – Лопе де Вега, авантюрист, солдат. Он часто сравнивал любовь с осадой.

Лопе де Вега писал драмы разных родов:

  • Исторические (о Лжедмитрии)
  • Народные (Фуене Овехуна – Овечий источник).
  • «Комедии плаща и шпаги». Их герой – идальго, основная тема – возвышенная любовь. Отец и брат, обычно, мешают влюбленным.

Второй жанр Лопе де Вега – романы. Они делятся на два вида:

  • Рыцарский роман. Герой – защитник слабых, сирот, вдов.
  • Плутовской роман или пикареска. В Испании появляется масса нищих, бродяг. Пикаро – плут, рыцарь удачи. Он сражается ради пропитания. Пикареска убеждает в том, что общество далеко от совершенства.

Первый роман – «Дон Кихот» Сервантеса.

Мигель де Сервантес (1547-1616). Родился в университетском городке. Его отец был идальго. Предполагается, что Сервантес учился в университете. Потом Сервантес поступил на службу к папскому послу, и тот берет его с собой к папе, но в дороге умирает. Сервантес поступает на службу в войско, участвует в битве при Лепанто, в которой христианский мир побеждает турок. Сервантес практически лишился руки, он очень гордился своим участием в этой битве. Сервантес с братом попали в плен к туркам, их держат в плену, требуя выкуп. Сервантес 4 раза пытается бежать.

В 1575 году Сервантес вернулся в Испанию. Он пытается найти себе место для себя. Очень темна личная жизнь Сервантеса, но, с другой стороны, он начинает писать.

Сервантес пишет драмы, которые не пользовались успехом. На русский не переведены.

Сервантес – идеалист. Ему поручают сбор зерна для Великой Армады, потом сбор налогов, и оба раза из-за веры в людей он прогорает, его сажают в тюрьму.

Сервантес написал сборник новелл.

«Назидательные новеллы Сервантеса». Их всего 14. По тематике:

  • Любовно-авантюрные
  • Бытоописательные
  • Философско-сентенциозная новелла. С одной стороны – античный стоицизм, с другой – гуманизм христиан (заимствованный у Эразма Роттердамского).

Дон Кихот.

Роман состоит из двух частей. Между первым и вторым томом прошло 10 лет. Первая часть – 1605 год, вторая – 1616. Между ними был опубликован подложный второй том. (1614). Первый том приобрел популярность, считался очень смешным. В 1614 году некто, скрывшийся под псевдонимом «Авельянда», издал вторую часть. Но читатели быстро поняли, что это подлог. Сервантес был взбешен. Лжеавтор опошляет образы. У Авельянды Дона Кихота помещают в сумасшедший дом.

Второй том Сервантеса более сложен, чем первый.

В настоящем втором «Дон Кихоте» Сервантес осмеял Авельянду.

Роман задумывался как пародия на рыцарский роман. В эпоху Сервантеса люди верили, что рыцарский роман – чистая правда.

Первая глава «ДК» - развернутая предпосылка пародирования. Герой – идальго. Его клочок земли дает мало дохода. У Кихота много свободного времени, и он читает слишком много рыцарских романов. Он сходит с ума. Начинает творить свое альтерего. Его безумие имеет систему.

Любимый герой Кихота – «Амадис Галльский» Лопе де Вега. Его герой защищает маленьких людей.

Настоящее имя Кихота – Алонцо Кехано Добрый.

Дон Кихот берет себе новое имя. Дон – титул гранда, высшего аристократа Испании, Кихот – набедренная часть доспеха, Ламанча – «пятно» с испанского. То бишь, «Дон Набедренник с Пятна».

Лошадь он называет Росинант – (преждекляча).

У всех рыцарей есть дама. Дама Кихота – Дульсинея, выдуманное имя крестьянки, которую он видел один раз. Дульсинея – распространенное имя среди падших женщин Испании. На протяжении 2-х томов Кихот так и не встретит Дульсинею, даже начинает сомневаться в реальности ее существования. Когда же он захочет-таки ее увидеть, его разыграет Санчо Панса, оруженосец.

Роман Сервантеса делится на 3 выезда. Дон Кихот трижды выезжает из своего имения и трижды туда возвращается. Два последних раза – насильно. Центр повествования – дом Кихота.

Именно в первый выезд Дона Кихота посвящает в рыцари кабатчик, потом рыцарь спасает мальчика, защищает честь своей дамы. Считается, что первые пять глав – проба пера, чистая пародия. Разные способы пародирования: удвоение ситуации. Реальный план – груб (стиль плутовского романа), это самый приземленный, пошлый мир.

Две шлюхи сообщают Кихоту свои прозвища, а он просит их называть себя «доньями». Он из безумца превращается в гуманиста. Он защищает угнетенных не свысока, он поднимает их человеческое достоинство. Вера в человеческую природу, такая же, как и в идеях Рабле. Но Сервантес видит крушение идеалов. Но лучше сумасшедший, но гуманист – основная мысль романа.

Сервантес забыл одну деталь – оруженосца. Появление Санчо Панса связано с тем, что Кихоту нужен собеседник, он должен не только действовать, но и говорить. Дон Кихот – мудрый безумец. Санчо считают противоположностью, но это – не так. Санчо простодушен и верит в то, во что ему выгодно.

Дон Кихот хочет подарить Санчо «инсулу» (архаичное слово, означающее «остров»). К концу романа Санчо воспринимает многие идеи Кихота. Он-таки становится губернатором острова.

Форма диалога очень характерна ренессансной литературе. Эта традиция идет с античности. Дон Кихот во втором томе везде становится оратором, произносит речи. Первая речь – перед козопасами. Сервантес усложняет эту речь, козопасы не понимают ни слова (речь шла о золотом веке).

Первый том все время перебивается вставными эпизодами. Сервантес этим пародирует многие жанры.

Линия пасторальная, пастушечья. После речи о золотом веке появляется пастушка Марсела, из-за которой покончил с собой студент (ее речь – очень ренессансная).

Потом появляется любовная история – дон Фернандо и другие. Основная линия – Фернандо – Доротея – Лусинда – Корделио. Эта история содержит другой пласт действительности. Сервантес сочетал разные жанровые черты. Он постоянно открывает новые горизонты.

Иногда происходят прорывы в действительность. Доротея – настоящая обиженная девица. Настоящий великан – дон Фернандо. В конце концов, все сюжетные линии сходятся на постоялом дворе.

Вторая часть более сложная. Все уже знают Дона Кихота, стараются ему подыгрывать: Самсон Карасю, который там наряжается странствующим рыцарем. Потом Дон Кихот попадает к герцогам, которые устраивают целый спектакль. Кихот строит сам себя. Во втором томе он не всегда поддерживает игру, иногда отказывается от нее. Испанское понятие разочарования гораздо жестче.

Не только люди – весь мир против Дона Кихота. Грустная история Сервантеса доходила до грубой насмешки. Он заставляет своего героя перед смертью вернуть себе здравый рассудок. Сервантес закончил роман смертью героя, чтобы не было больше продолжений.

Роман был оценен в разные века по-разному: современники видели комедию, в XIX веке – высоких идеалах. Только 20-й век оценил Дона Кихота как гуманистическую литературу.

Английское Возрождение.

Возрождение в Англии связано со сменой династии. В ней не настолько сильно было влияние других. Англия была развитой страной, с выгодным геополитическим положением.

Дж. Чосер – был аналогом Боккаччо в Англии.

Об английском Возрождении начали говорить после окончания войны Алой и Белой розы (Ланкастеры против Йорков, в которой победили Тюдоры J). С этого времени идет сильное влияние из Фландрии на культуру Англии.

Томас Мор – глава оксфордского кружка гуманистов. Он – сторонник династии Тюдоров. Именно Мор создал образ злого, ужасного Ричарда III. Мор был крупным общественным деятелем: лорд-мэром, канцлером. Закончил жизнь Мор на плахе, выступив против реформы церкви Генрихом VIII (Генрих ввел англиканскую церковь государственной религией, а Мор был католиком). Мор – автор замечательной книги «Утопия» на латыни. Перевод на английский – 1551 год.

Слово «утопия» - греческое. Переводится как «место, которого нет». Читатели Мора не сразу понимали, что такого места нет в реальном мире. Мор начал роман с завязки – некий мореплаватель ведет рассказ о своих путешествиях. Мор использует платоновскую традицию: «Государство». Он идет от противного. У утопийцев нет частной собственности, они даже меняются домами. У них вообще нет собственности. Мор ненавидит драгоценности, деньги. В золото заковывают рабов и преступников. Дети играют драгоценными камнями, одеваются ярко. Мора удручает социальное неравенство. У Мора все равны и все работают. От работы освобождены лишь ученые и несколько правителей. Ученые – это те, кто проявил в детстве склонность к науке.

Работают утопийцы 6 часов в день. В свободное время они гуляют, отдыхают или занимаются наукой. Жизнь их полностью регламентирована. Брак заключался лишь один раз. Если жена изменяют мужу, то ее продают в рабство. У утопийцев существует «железный занавес». При попытке бегства человек продается в рабство. Рабы выполняют самую грязную работу. Мор понимал – нужен надзор, система наказаний. Современникам это казалось чем-то изумительным. Со временем жанр утопии превратился в антиутопию.

Наши рекомендации