Тема 6 . Страны Запада в мировой цивилизации

Вопросы для обсуждения

1. Формационный и цивилизационный подходы в курсе новейшей истории.

2. Современная западная цивилизация: трактовки, критерии, основ­ные ценности.

3. НТР и её влияние на социально-экономическое развитие западного общества.

4. Перспективы и пределы западной цивилизации в XXI веке.

Доклад или реферат

1. Запад и Восток: реалии и перспективы взаимоотношений.

Источники и литература

Барг М.А. О категории «цивилизация» //ННИ – 1990, № 5.

Васильчук Ю.А. Эпоха НТР: конвейерная революция и государство //Полис - 1996,

№3.

Васильчук Ю.А. Эпоха НТР: «Экономическое чудо» как воплощение мировой

Культуры //Полис -1996, №6.

Доган М. (Франция). Падение традиционных ценностей в Западной Европе: религия, государство-нация, власть //МЭМО – 1999, № 12.

Иноземцев В. Технологический процесс и социальная модернизация в XXI столетии //Полис - 2000, №6.

Ионов И.Н. Теория цивилизации на рубеже XXI века //ОНС – 1999, №2.

Неклесса А. Конец цивилизации, или конфликт истории//МЭМО- 1999, №3,5.

Орлов Б. «Европа с человеческим лицом» //МЭМО - 2005, №12.

Переосмысливая грядущее. Перспективы и противоречия современ­ного развития в ответах ведущих американских социологов //СМ – 1998, №12.

Рашковский Е. Европа: внутренний облик и глобально историческая динамика //МЭМО - 2005, №12.

Соколенко Ч. Цивилизационный экспансионизм атлантизма//МЖ – 1999, №5.

Стечин B.C., Толстых В.Л. Демократия и судьбы цивилизации //ВФ – 1996, №10.

Уткин А. Геоструктура грядущего века //СМ – 2000, № 1.

Фукуяма Ф. Конец истории? // ВФ – 1990, № 3.

Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? //ПОЛИС – 1994, № 1.

Черняк Е.Б. Цивилизации и революции //ННИ – 1993, № 4.

Методические советы

Данная тема является заключительной в курсе новейшей истории развитых стран Запада. На занятии следует обсудить общетеоретичес­кие и методологические проблемы изучения новейшей истории, обосно­вать необходимость применения формационного и цивилизационного подходов к анализу развития стран Запада после Второй мировой войны. Используя изученный ранее материал, дать общую характеристику эко­номического и социально-политического состояния западных стран, от­метив, прежде всего, те новые черты государственно-монополистичес­кого капитализма, которые сформировались под воздействием НТР, интеграционных процессов, новых экономических доктрин о роли рынка и капитала в постиндустриальном обществе.

Устойчивое экономическое и политическое развитие стран Запада после Второй мировой войны позволило им приобрести столь же устой­чивые и привлекательные черты, которые в современной литературе заявлены как «ценности западной цивилизации» (технический прогресс, рыночная экономика, парламентская демократия, высокий уровень по­требления, права и свободы человека). Именно в этом страны Запада имели неоспоримое преимущество перед другими стра­нами. Бесспорное лидерство все эти годы в западном мире занимали США. Следует дать трактовку современного американского общества, опираясь на аналитические исследования известных зарубежных и оте­чественных историков, политологов и футурологов. Западная цивили­зация несет в себе и немало разрушающих элементов по отношению к природе, человеку, культуре. Достигнув прогресса на основе ресурсо-потребляющей технологии, она в своем развитии имеет и естественные пределы, о чем неоднократно отмечалось в докладах Римского клуба.

На занятии следует показать состояние общественной и исторической мысли, раскрыть сущность таких вошедших в научный и политический оборот категорий, как «ко­нец истории», «столкновение цивилизаций», «мировая цивилизация», «информационное общество» и других, отражающих состояние совре­менного развития. При обсуждении темы следует остановиться на роли и месте церкви и религии в странах Запада. Многие проблемы западно­го общества, упадок нравственности и морали, культуры, традиций, рас­пад семьи вызваны ослаблением христианства, забвением его основ­ных догм, распространением чуждых европейцам сект и верований. На занятии можно заслушать вопрос о взаимоотношениях Запада и Вос­тока, о влиянии и проникновении различных цивилизаций, культур, тра­диций. Учитывая дискуссионность большинства обсуждаемых проблем, занятие можно провести в форме диспута или студенческой конферен­ции.

Семинар №7

Наши рекомендации