Рабовладельческое государство

Рабовладельческое государство является исторически первым типом государственной организации,возникшей на развалинах пер­вобытно-общинного строя в силу разложения общества на классы и возникновения первых противостоящих друг другу социальных сил в виде рабовладельцев и рабов. Наиболее древними рабовладельческими государствами были государства, образовавшиеся в конце IV — начале III тысячелетия до нашей эры вДревнем Египте — Египетское царство, в долинах азиатских рек Тигра и Евфрата — Шумерийские государства, а также Ассирийское государство (III тыс. до н.э.), государства Индии и 1Ситая (II тыс. до н.э.) и Хеттское государство (конец II тыс. до н.э.). Более поздними рабовладельческими государствами были государства Древней Греции и Древнего Рима, возникшие в бассейне Средиземного моря.

В своем развитии рабовладельческий строй, а вместе с ним госу­дарство и право проходят две основные стадии.

Первая стадия ас­социируется с древневосточным рабовладением. Особенности:

-Наличие значительных остатков первобытно-общинного строя.

-Существование примитивных форм патриархального рабства и ведения хозяйства, при которых рабу раз­решается иметь свое имущество и даже семью.

-Сохранение в течение длительного времени, наряду с частной собственностью на рабов, кол­лективного рабовладения (рабы, принадлежащие отдельным храмам, государству).

-Существование сельскохозяйственных общин, обуслов­ленное суровыми климатическими условиями Востока и как следствие этого необходимостью применения коллективного труда на строитель­стве ирригационных сооружений, при эксплуатации оросительных систем, развитии животноводства, возделывании сельскохозяйствен­ных культур, обработки земли. Сельская община осуществляла куп­лю-продажу земельных участков. В соответствии с установленными правилами она распределяла и перераспределяла землю между своими членами, решала основные вопросы более рационального использо­вания земли.

- Наряду с сельской общиной в странах Древнего Востока кол­лективными собственниками земли были государство и отдельные хра­мы. Частная собственность на землю, так же как и на другие средства производства, в этих странах не получила такого широкого развития, как в других рабовладельческих государствах. По мере развития рабов­ладельческого строя в странах Древнего Востока право коллективной собственности общины на землю постепенно вытесняется правом кол­лективного пользования землей.

Вторая стадия развития рабовладельческого строя — период греческо-римского рабовладения.Эта стадия отличается:

-более высоким уровнем развития рабовладельческого способа производства,

-полным отсутствием каких бы то ни было остатков первобытно-общинного строя,

-наиболее высокой степенью развития рабовладельческой госу­дарственной машины и права,

-более развитыми формами эксплуа­тации рабов и неимущих граждан.

Экономическую основу рабовладельческого государства составля­ла частная собственность рабовладельцев на средства производства и рабов. В условиях рабовладельческого строя впервые в истории развития человечества в наиболее резкой и обнаженной форме прояв­ляется экономическое, политическое и социальное неравенство клас­сов и слоев общества, полное, практически ничем не ограниченное господство одного класса — рабовладельцев и полное бесправие друго­го класса — рабов.

Основными способами установления рабства являются такие, как захват мирных жителей чужих территорий и военнопленных с целью превращения их в рабов, продажа свободных людей или граждан в рабство за долги (в Древней Индии, Риме — долговое рабство), обра­щение в рабов за совершение государственных или иных тяжких пре­ступлений и др.

Социальная структура. Рабовладельцы и рабы составляли основу рабовладельческого общества, являлись основными, но отнюдь не исчерпывающими всей социальной структуры данного общества, классами. Наряду с ними на протяжении всей истории существования рабовладельческого строя встречались различные, так называемые, неосновные классы и социальные группы (слои свободных и полусвободных людей). В их числе можно назвать, например, крестьян-общинников и ремес­ленников в странах Древнего Востока (Вавилон, Индия, Китай), торго­вых людей, вольноотпущенников и метеков — чужеземцев в Риме и Афинах, перегринов и колонов в Римской империи и других.

Свободные и полусвободные слои рабовладельческого общества, в частности ремесленники и мелкие землевладельцы, постоянно разо­рялись и закабалялись крупными землевладельцами и ростовщиками. Их относительно дорогостоящий труд зачастую вытеснялся гораздо бо­лее дешевым и более распространенным трудом рабов. Будучи оторван­ными от земли и своих традиционных средств производства, они, как правило, пополняли фактически бесправные и весьма многочисленные, особенно в рабовладельческом Риме и Афинах, ряды люмпен-проле­тариата.

Несмотря на то, что положение свободных и полусвободных слоев рабовладельческого общества в значительной мере отличалось от положения рабов, они наряду с рабами подвергались жестокой эксплу­атации со стороны рабовладельцев и подавлялись рабовладельческим государством. Наиболее ярко это проявлялось, например, по отно­шению к такой категории свободных людей Римской империи, как перегрины, в состав которых входили жители провинций Рима, не по­лучившие римского гражданства, и римские граждане, подвергавшиеся высылке за совершение преступлений, а также по отношению к коло­нам, состоявшим в большинстве своем из формально полусвободных, но фактически накрепко привязанных к арендуемым ими земельным уча­сткам (парцеллам), закабаленных крестьян.

Функции рабовладельческого государства:

Внутренних функций:

- создания и поддержания наиболее оптимальных условий для эксплуатации разоренных свободных масс и рабов.

Государство при этом, будучи собственником больших земельных угодий, копий, рудников и огромного количества рабов, не только создавало условия для эксплуатации масс со стороны господствующего класса, но и само выступало как эксплуататор. Наиболее ярко это проявлялось в Древнем Египте, где рабовладельче­ское государство на протяжении всей истории своего существования неизменно выступало, с одной стороны, как верховный собственник всей земли, обладающий правом в лице царя или фараона сбора нало­гов и привлечения к выполнению публичных работ, а с другой — как прямой собственник значительного количества земли, недр, воды, оросительных каналов, рабов.

- охрана рабовладельческой частной собст­венности,

- подавления сопротивления рабов.

Необходимость осуществления данных функций вызыва­лась массовыми выступлениями рабов, многочисленными восстаниями свободных, но разоренных социальных групп и слоев, теми непримиримыми противоречиями и борьбой, которая непрерывно ве­лась на протяжении всей истории существования рабовладельческого строя между рабами и рабовладельцами, бедными и богатыми, угне­тенными и угнетателями. Наглядными примерами такой борьбы могут служить крупные восстания рабов и неимущих общинников в Египте (середина XVII в. до н.э.), восстание рабов и вольноотпущенников в Малой Азии (II в. до н.э.), крупнейшее восстание рабов под руководст­вом Спартака в Риме (74-71 гт. до н.э.) и др.

Внешние функции

-завоевание, порабощение и ограбление других народов;

-оборона страны от внешних противников;

-управление захваченных во время войны территорий;

-установление и поддержание с другими государст­вами дипломатических, торговых и иного рода мирных связей.

Внутренние и внешние функции, свойственные рабовладельческо­му государству, осуществлялись с помощью специально созданных для этого органов, составляющих государственный аппарат или механизм рабовладельческого государства.Составными частями этого ме­ханизма являлись: армия, полиция, судебные органы, органы государ­ственной власти, административный и управленческий аппарат.

Вся рабовладельческая государственная машина призвана была обеспечить безраздельное господство и эксплуатацию одной частью общества — классом рабовладельцев другой — свободных неимущих и рабов, за­крепить и обеспечить охрану существующего общественно-политичес­кого и экономического строя, частной собственности, наиважнейших средств производства и рабов, служить средством вытеснения и отстра­нения свободных и полусвободных слоев населения от участия в политической жизни рабовладельческого общества, в решении государ­ственных и общественных дел.

Главную роль в процессе решения наиболее важных задач, стоящих перед рабовладельческим государством, играли такие орудия государ­ственной власти, как армия, полиция, флот и другие вооруженные формирования господствующего класса. Они составляли основу рабов­ладельческого государственного механизма и выступали в качестве важнейших средств захвата и покорения других народов, защиты своей территории от нападения извне, в качестве орудий подавления и угне­тения свободных неимущих и рабов.

По мере развития рабовладельческого общества значительно раз­растались и усиливались вооруженные формирования господствующе­го класса, расширялась и укреплялась судебная система, четче выделя­ется круг должностных лиц, складывалась система органов власти и управления, а также система иных институтов и учреждений, вхо­дящих в механизм рабовладельческого государства. В Древних Афинах, например, в период их развития в V-IV вв. до н.э. государст­венный механизм формировался из таких органов власти, суда и уп­равления, как Совет пятисот (булэ), народное образование, выборные должностные лица, занимавшиеся военными делами (стратеги, гиппархи, филиарх и др.), государственным управлением (архопты — до реформы Клисфена в 509 г. до н.э.), судебными делами (члены суда присяжных — Гелиэи), делами религиозных культов и др.

Рабовладельческий государственный аппарат формировался по строго классовому принципу. Высшие посты в военно-бюрократичес­ком механизме рабовладельческого государства занимали пред­ставители господствующего класса, знать. На низшие ступени государ­ственного механизма допускались также представители других клас­сов и социальных слоев общества, например, полицейские наряды в Древних Афинах формировались исключительно из рабов.

Огромную роль в деятельности государственного механизма многих рабовладельческих государств (Вавилон, Египет, Рим и др.) играли жрецы. Обладая несравнимой по тому времени силой воз­действия на умы и поведение людей, они нередко обожествляли царей, императоров и фараонов, создавали религиозный культ главы государ­ства и тем самым значительно укрепляли рабовладельческий государ­ственный строй. Наряду с военачальниками, государственными чиновниками и другими представителями господствующего класса жрецы занимали привилегированное положение в обществе и считались весьма почитаемыми людьми. Неприкосновенность их личности и имущества, святость сохраняемых ими религиозных обыча­ев и ритуалов зачастую закреплялись в законах и строго охранялись государством.

Рабовладельческое право.

Оно представляло собой совокупность общеобязательных норм или правил поведения, направленных на регулирование системы общественных отношений в интересах господ­ствующего класса.

Основными задачамирабовладельческого права являлись:

- закрепление частной собственности рабовладельцев на сред­ства производства и рабов,

-закрепление рабовладельческого обществен­ного и государственного строя, различных форм господства класса рабовладельцев,

-узаконение существовавшего социального неравенст­ва между различными группами и слоями свободных людей.

Классовый характер рабовладельческого права наиболее ярко проявлялся в таких важнейших для того времени нормативно-правовых актах, как законы Солона в Афинах и Сервия Тулия в Риме, выде­лявшие имущественное неравенство и делившие все население страны ч зависимости от их положения в социальной структуре общества на -.исты (варны) и др.

Наибольшее развитие рабовладельческое право вообще и отдель­ные его институты, такие, например, как институт частной собствен­ности, наследования, займа, залога, купли-продажи, хранения, обме­на и др., в особенности, получили в Древнем Риме.

Основными фор­мами или источниками римского права были обычаи, зародившиеся еще в недрах первобытно-общинного строя и получившие общеобяза­тельный характер в условиях рабовладельческого общества. На перво­начальных стадиях развития римского государства и права обычаи выступали как единственные источники права и практически мало чем отличались от многих религиозных и нравственных предписаний.

На более поздних стадиях развития государства и права в Древнем Риме широкое распространение получили законы, которые представ­ляли собой, согласно толкованию римских юристов, «то, что народ римский одобрил и постановил». Законы коренным образом отличались от «плебейских решений», принимаемых и одобряемых плебсом.

Среди других правовых актов Древнего Рима выделялись эдикты магистратов,т.е. публичные объявления правил, которые подго­тавливались и обнародовались магистратами при вступлении в долж­ность. Согласно институциям римского юриста II века Гая эдикты представляли собой «постановления и предписания тех лиц, которые имеют право их издавать. Право же издавать эдикты предоставляется магистратам римского народа. Самое важное значение, однако, в этом отношении имеют эдикты двух преторов — городского и перегринского, юрисдикция которых в провинциях принадлежит их на­местникам...»

Важное значение в системе источников римского права имели «ответы правоведов», т.е. «мнения и суждения юристов, которым поз­волено было устанавливать и творить право»; императорские конституциив виде декретов — решений императора по судебным делам, поступившим к нему на рассмотрение; мандатов — инструкций императора должностным лицам; эдиктов, издаваемых и широко обнародуемых наподобие эдиктов магистратов; решений императора, рескриптов — ответов императора на юридические вопросы частных и должностных лиц — магистратов. Эдикты и мандаты действовали лишь в период пребывания у власти императора, издавшего их. Декре­ты и рескрипты сохраняли свою юридическую силу независимо от сме­ны того или иного императора.

Римское право, достигшее своего наибольшего развития в период процветания рабовладельческой частной собственности, торговли и ростовщичества, оказало в последующем значительное влияние на процесс формирования и развития буржуазного гражданского права.

Наши рекомендации