Структура модуля дисциплины

Рабочая программа учебной дисциплины

История Нового времени

050100.62 – Педагогическое образование

Профиль подготовки

«История»

Квалификация (степень) выпускника

бакалавр

Форма обучения

Очная

Москва

2012 г.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Московский педагогический государственный университет»

(МПГУ)

Исторический факультет

Рабочая программа учебной дисциплины

История Нового времени

Модуль: Новая история стран Европы и Америки

050100.62 – Педагогическое образование

Профиль подготовки

«История»

Квалификация (степень) выпускника

бакалавр

Форма обучения

Очная

Москва

2012 г.

1. Цель освоения дисциплины

Освоение дисциплины «История Нового времени» ­­­­­­­­­­­­­­­­направлено на формирование знаний по истории зарубежных стран в XVI-XIX вв. с учетом межпредметных связей, раскрывающих единство всеобщей и отечественной истории в Новое и Новейшее время, развитие информационно-коммуникативной культуры студентов, их когнитивных способностей, критического мышления, функциональной грамотности, формирование гражданской и мировоззренческой позиции студентов, их ценностного отношения к наследию всемирно-исторического процесса, подготовку студентов к преподаванию проблематики дисциплины в системе основного общего и среднего (полного) образования.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина ­­­­­­­­­­«История Нового времени» относится к профессиональному циклу и входит в его вариативную часть.

В ходе изучения дисциплины «История Нового времени» студенты параллельно осваивают два внутридисциплинарных модуля: «Новая история стран Европы и Америки» и «Новая история стран Азии и Африки».

Для освоения дисциплины «История Нового времени» обучающиеся используют знания, умения, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения дисциплин «История России (с древнейших времен до конца XVII в.)», «История Средних веков», «Специальные исторические дисциплины», «Культурология».

При построении системы межпредметных связей учитывается параллельное освоение студентами дисциплины «История России (XVIII – начала ХХ в.)» , «Философия».

Освоение дисциплины ­­­­­­­­­­«История Нового времени» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «История Новейшего времени», «Современная история», «История исторической науки», курсов по выбору, содержание которых связано с анализом темпоральных и пространственных характеристик исторического процесса, моделей общественного развития, аксиологических проблем исторической науки, формированием умений и навыков историографического анализа, а также для прохождения производственной практики и подготовки к итоговой государственной аттестации.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Общекультурные компетенции (ОК):

– готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

– способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15).

Специальные компетенции (СК):

– способность определять пространственные рамки исторических процессов и явлений на локальном, национальном и глобальном уровнях (СК-1);

– способность анализировать исторические события, явления и процессы в их темпоральной характеристике (СК-2);

– способность характеризовать модели общественного развития (СК-3);

– способность ориентироваться в научных концепциях, объясняющих единство и многообразие исторического процесса, специфику интерпретации прошлого различными школами и направлениями в исторической науке (СК-4);

– готовность применять методы комплексного анализа исторических источников для объяснения исторических фактов (СК-5);

– способность использовать общенаучные принципы и методы познания при анализе конкретно-исторических проблем (СК-6);

– готов соотносить собственные ценностно-ориентационные установки с исторически сложившимися мировоззренческими системами, религиозными и научными картинами мира (СК-8);

– готов к синтезу знаниевых, деятельностных и ценностных элементов профессиональной компетентности как основы деятельности учителя истории (СК-9).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

– содержание основных процессов общественного развития стран Запада и Востока в период Нового времени (ХVI-ХIХ в.);

– основные факты, характеризующие специфику экономического, социального, политико-правового, культурного развития стран Запада и Востока в Новое время;

– историческую природу и мировоззренческие основы социальных моделей, сложившихся в странах Запада и Востока в Новое время;

– специфику использования современных методов научного познания при изучении исторического развития стран Запада и Востока в Новое время.

Уметь:

– выявлять основные факты, характеризующие историческую направленность, динамику и периодизацию развития стран Запада и Востока в ХVI-ХХI вв.;

– сравнивать динамику и модели исторического развития ведущих стран и регионов мира в Новое время, выявлять национальные особенности, региональные и универсальные тенденции этого процесса;

– объяснять (интерпретировать) конкретные политические, правовые, экономические, социальные, духовные явления и процессы в контексте общих тенденций исторического развития в период Нового времени;

– различать и классифицировать основные идейно-политические доктрины и течения общественной мысли, сформировавшиеся в Новое время;

– определять ключевые факторы и основные этапы развития системы международных отношений в XVI-XIX в.;

– применять приемы и навыки историографической и источниковедческой критики для освоения основного содержания дисциплины, различать в полученной информации факты, мнения, версии, научные гипотезы и концепции;

– применять принципы структурно-функционального, каузального, аксиологического, системного анализа при изучении процессов, событий и явлений истории Нового времени;

– применять навыки комплексного поиска, анализа и систематизации информации по изучаемым проблемам, использовать для получения информации исторические источники, учебную, научную и справочную литературу;

– анализировать и классифицировать историческую информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, карта, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую, использовать для хранения и обработки информации современные компьютерные технологии;

– четко и аргументировано выражать свою позицию (знания, уровень подготовки) в устной и письменной формах, в том числе в ходе собеседования, дискуссии, ролевой игры, научного доклада, при выполнении проблемных и творческих заданий, при прохождении тестировании, подготовке эссе, аннотации, рецензии, презентации.

– соотносить свое мировоззрение и гражданскую позицию с теми ориентирами, которые сложились в западном и восточных обществах в Новое время;

– применять полученные знания для профессионального роста и определения индивидуального образовательного маршрута.

Владеть:

- приемами критического и самостоятельного мышления, общенаучными методиками исследовательской работы, навыками и приемами историографической и источниковедческой критики на уровне, необходимом для активного и целостного освоения дисциплины;

- навыками публичного выступления, проектной работы, участия в «мозговом штурме», дискуссиях и дебатах;

– способностью к мировоззренческой рефлексии при анализе проблем Новой истории;

– методами самостоятельной организации своей учебной деятельности на основе предъявляемых требований и собственных образовательных потребностей, способностью нести ответственность за достигнутые результаты

– культурой публичного выступления, обладать толерантным отношением к иным точкам зрения, готовностью к конструктивному диалогу и активному взаимодействию при решении учебно-познавательных задач.

– методами самостоятельной организации своей учебной деятельности на основе предъявляемых требований и собственных образовательных потребностей, способностью нести ответственность за достигнутые результаты.

4. Структура и содержание модуля дисциплины

Общая трудоемкость модуля «Новая история стран Европы и Америки» составляет 8 зачетных единиц (288 часов).

Структура модуля дисциплины

Таблица 1

  № п/п   Наименование раздела дисциплины   Семестр Виды учебной работы (в часах)
  Л   С   ПЗ   СР
Предмет и хронология Нового времени
Духовные искания в эпоху Возрождения и Реформации
Абсолютизм как исторический феномен
Буржуазные революции XVII – конца XVIII вв.
Социально-экономическое развитие Запада в новое время
Формирование наций и складывание национальных государств в Европе и Америке в ХIХ – начале ХХ вв.
Общественная мысль и культура Европы и Америки в XIX веке
Европа и Америка в системе международных отношений в новое время
  Всего по семестру  

Содержание модуля дисциплины

Таблица 2

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела (дидактические единицы)
Предмет и хронология Нового времени Новая история как период всемирной истории. Периодизация Новой истории в различных концепциях исторического развития. Марксистский формационный подход. Цивилизационный подход. Техногенная концепция. Геополитическая концепция. Современные научные дискуссии о содержании и хронологических рамках Нового времени.
Духовные искания в эпоху Возрождения и Реформации XVI век – основное содержание эпохи перемен. Великие географические открытия и столкновение цивилизаций: позитивные и негативные аспекты. Поздний гуманизм и его содержание. Протестантская Реформация и католическая Реформация: борьба за духовное обновление мира. Гуманисты и реформаторы: союзники или оппоненты. Лютеранство, цвинглианство и кальвинизм: точки соприкосновения и различия. Трудовая этика протестантизма и развитие капитализма. Контрреформация: мифы и реальность. Роль Испании в европейской истории XVI в.
Абсолютизм как исторический феномен Европейский абсолютизм как исторический феномен. Французский абсолютизм как эталон европейского абсолютизма. Становление суверенного национального государства в Европе: начало пути. Государство vs общество в Новое время: смысл конфликта. Старый порядок» в Европе: кризис или движение вперед? Просвещение как культурно-исторический феномен. Ценности Просвещения – разделяемые и оспариваемые. «Литературная Республика» и ее роль в общественно-политической жизни Европы XVIII в. Европейские страны в эпоху «просвещенного абсолютизма»: общее и особенное. Просвещение и абсолютизм: проблема совместимости.
Буржуазные революции XVII - конца XVIII вв. Англия XVII-XVIII веков: от революции к реформам. Канун революционной эпохи: наследие Тюдоров и первые Стюарты. Особенности английского абсолютизма. Английская революция середины XVII века: причины, характер и последствия. Англия в эпоху Реставрации Стюартов: «тихая революция». «Славная революция»: либеральный миф и реальность. Становление парламентской монархии и двухпартийной системы в георгианскую эпоху. Образование США: новая модель развития. Колониальный опыт американских колонистов и его роль в формировании американской идентичности. Идейные истоки американской революции: между традициями и современными теориями. Основы американской государственности. Французская революция: национальные особенности и всемирно-историческое значение. Французская революция: мифы и реальность. Якобинская диктатура: pro et contra. Французская революция как культурная революция. Проблема преемственности и разрыва в революциях. Наполеон Бонапарт как реформатор.
Социально-экономическое развитие Запада в новое время Проблемы социально-экономической модернизации западных стран в новое время. Промышленная революция и становление индустриального общества на Западе: общее и национальное. Империализм как стадия развития индустриального общества. Монополизация рыночной экономики: причины, формы и последствия.
Формирование наций и складывание национальных государств в Европе и Америке в Х1Х – начале ХХ вв. Поздние буржуазные революции: общее и особенное. Национальная идея и европейские революции. Объединение Германии и Италии: общее и особенное. Гражданская война в США: столкновение цивилизаций и эволюция государственных устоев. Роль фронтира в американской истории XIX века. Австро-Венгрия как многонациональное государство. Бонапартизм как особая политическая традиции Франции XIX – XX веков. Викторианская Англия: имперское сознание и национализм. Национальный вопрос и национализм в Европе XIX – начала ХХ века.
Общественная мысль и культура Европы и Америки в XIX веке Основные течения западной общественной мысли XIX – начала ХХ века: противостояние и точки соприкосновения. Либерализм vs консерватизм: антагонисты или союзники. Социализм: его место и роль в европейской общественной мысли XIX – начала ХХ века. Социалисты-утописты: великие провидцы. Рабочее и социалистическое движение Европы и Америки в XIX – начале ХХ века: проблема разрыва и интеграции в западную политическую систему.
Европа и Америка в системе международных отношений в новое время Основные этапы развития международных отношений в Новое время. Великие географические открытия и столкновение цивилизаций: позитивные и негативные аспекты. Становление общеевропейской системы международных отношений (XV – первая половина XVII вв.). Консолидация и кризис Вестфальской системы международных отношений (середина XVII – конец XVIII вв.). Международные отношения в эпоху революционных и наполеоновских войн (конец XVIII – начало XIX века). Венская система международных отношений (1815 – 1870 гг.). Франкфуртская система международных отношений. Международные отношения в последней трети ХIХ – начале ХХ вв.: на пути к мировым войнам. Феномен колониализма в Новой истории стран Запада.

5. Образовательные технологии

Избранные образовательные технологии определяются спецификой дисциплины, наличием в ней большого числа дискуссионных вопросов теоретического характера. Лекционные занятия основаны по преимуществу на основе образовательных технологий проблемного обучения. Теоретический и аналитический материал, отличающийся сложностью и обширностью, рассматривается в ходе проблемных лекций. Усвоение, закрепление знаний и компетенций происходит на практических и семинарских занятиях, которые предполагают использование исключительно интерактивных технологий и технологий проблемного обучения (практические занятия в форме практикума, ролевые игры, семинары-дискуссии, семинары-дебаты). В ходе практических и семинарских занятий студенты учатся логически верно, аргументировано выражать свои взгляды по дискуссионным проблемам Нового времени, определившим дальнейшее развитие западной цивилизации; характеризовать новую формирующуюся модель общественного развития Запада, определять пространственные рамки политических, идеологических и социально-экономических процессов и явлений на локальном, национальном и глобальном уровнях. Занятия предполагают серьезную предварительную подготовку с опорой на самостоятельный анализ источников и апробацию новых подходов к проблемам путем активного личного участия в практической работе.

Первый разделдисциплины предполагает рассмотрение проблемы хронологических рамок Нового времени, от решения которой во многом зависит и содержательная структура данного периода всемирной истории. Этому посвящена проблемная лекция. По первому разделу дисциплины предусмотрен семинар-дискуссия по теме «Где начинается и где заканчивается Новое время» предполагающий серьезную предварительную подготовку (изучение дискуссионных статей на страницах журнала «Новая и новейшая история»). Формой текущего контроля по разделу являются результаты выполнения заданий в ходе семинарского занятия.

Второй разделпредусматривает две лекции на темы: «XVI век – основное содержание эпохи перемен» и «Реформация протестантская и Реформация католическая: борьба за духовное обновление мира». Предусмотрены два семинара-дискуссии по темам «Гуманисты и реформаторы: союзники или оппоненты» и «Контрреформация: реакция или обновление католицизма?», предполагающие серьезную предварительную подготовку (изучение источников). На третьем семинаре-дискуссии «Существует ли связь между трудовой этикой протестантизма и развитием капитализма?» студенты пытаются найти ответ на вопрос, поставленный М.Вебером, о взаимосвязи между протестантизмом и развитием капитализма. Одна из главных задач занятий по второму разделу – отход от устоявшейся упрощенческой точки зрения на эпоху Реформации как на борьбу реакционных сил, связанных с феодализмом и представленных католицизмом, с силами прогресса, связанными со становлением капитализма и представленными протестантизмом. Выработка новых подходов предполагает опору на самостоятельный анализ источников и апробацию новых подходов к проблеме путем активного личного участия в практических занятиях. Второй раздел также предусматривает ролевую игру «Лютеранство, цвинглианство и кальвинизм: точки соприкосновения и различия». В ролевой игре студенты разделяются на три группы, каждая из которых представляет одно из учений и защищает свою точку зрения в ходе своеобразного богословского диспута. В конце занятия студенты стремятся обнаружить общее для всех рассмотренных протестантских учений и выделить своеобразие каждого из них. На занятиях студенты стремятся оценить итоги многовекового противостояния двух религиозно-политических лагерей. В ходе занятий студенты также стремятся обнаружить общее для всех рассмотренных протестантских учений и выделить своеобразие каждого из них. Формой текущего контроля по разделу написание эссе на одну из предложенных тем.

Третий разделпредусматривает три лекции проблемного характера: «Европейский абсолютизм как исторический феномен», ««Становление суверенного национального государства в Европе: начало пути», «Французский абсолютизм как эталон европейского абсолютизма». Раздел предполагает проведение трех семинаров-дискуссий в рамках темы «Становление суверенного национального государства в Европе: начало пути». Проблематика этих занятий – « Государство vs общество в Новое время: смысл конфликта», «Старый порядок» в Европе: кризис или движение вперед?», «Абсолютизм: миф или реальность?».

Еще три занятия посвящены с исследованием некоторых важных причин неудач правящих элит в модернизации государства: два семинара-дискуссии «Литературная Республика» и ее роль в общественно-политической жизни Европы XVIII в.» и «Просвещение и абсолютизм: проблема совместимости», а также семинар-диспут «Ценности Просвещения – разделяемые и оспариваемые».

Главная задача занятий по третьему разделу – развенчивание историографического мифа об абсолютизме как о самодержавии и рассмотрение его как прообраза современного централизованного государства. Еще одна поднимаемая проблема – причины неудач правящих элит в деле модернизации государства – связана с отношением общества к реформам. В этой связи на занятиях поднимается вопрос о неоднозначности такого культурно-исторического феномена как Просвещение. Формой текущего контроля является написание рецензии на одну из предложенных монографий.

Четвертый раздел посвящен ранним революциям (английской, французской, американской). Логическим «мостиком» и связующим звеном с предшествующим разделом является гипотеза о взаимосвязи результатов усилий правящих элит по модернизации государства и угрозы революции. Англия XVII века и Франция конца XVIII века являют собой два противоположных друг другу сценария развития событий. В ходе занятий предполагается также выяснение вопроса о том, какие задачи – политические или социально-экономические – являлись определяющими для этих революций. Раздел предусматривает три лекции: «Англия XVII–XVIII веков: от революции к реформам», «Образование США: новая модель развития», «Французская революция: национальные особенности и всемирно-историческое значение». В рамках изучения английских революций предусмотрены семинар-диспут «Английская революция середины XVII века: революция или ...?» и два семинара-дискуссии «Славная революция»: либеральный миф или реальность?» и «Англия в эпоху Реставрации Стюартов: возврат к прошлому или «тихая революция?». В рамках изучения специфики Американской революции предусмотрен семинар-дискуссия «Идейные истоки американской революции: между традициями и современными теориями». Исследованию Французской революции посвящен семинар-дискуссия «Французская революция: мифы и реальность». В ходе ролевой игры «Якобинская диктатура: pro et contra» студенты разбиваются на группы, представляющие разные политические силы тех лет (роялисты, фейяны, жирондисты, робеспьеристы, «снисходительные», «бешеные», термидорианцы) и с их позиций пытаются дать оценку якобинскому террору и диктатуре. На практическом занятии «Французская революция как культурная революция» студенты изучают документы по культурной политике французских революционеров с целью оценить их новаторство в этой области. Итоговый семинар по Французской революции посвящен реформаторской деятельности Наполеона Бонапарта и поискам ответа на вопрос о причинах эффективности и долговечности его внутренних преобразований. И, наконец, итоговый семинар-дискуссия по разделу посвящен проблеме преемственности и разрыва в революциях (на примере Английской революции середины XVII в. и Французской революции). Формой текущего контроля по разделу написание рецензии на одну из предложенных монографий.

Пятый разделпредусматривает лекцию «Проблемы социально-экономической модернизации западных стран в Новое время» и одно практическое занятие «Рождение и становление индустриального общества». На занятии студенты работают над документами хрестоматии по истории нового времени и сборником «Художественная литература в преподавании Новой истории» в поисках ответа на вопрос, как менялась западная цивилизация (общественные отношения, политика, экономика, военное дело, ментальность, быт, нравы) с развитием капиталистических отношений. В заключительной части занятия студенты выступают с небольшими сообщениями, из которых складывается цельная картина перемен в западном обществе. Формой текущего контроля по разделу являются результаты выполнения заданий в ходе практического занятия.

Стержневая тема занятий по шестому разделу – национальный фактор, являвшийся определяющим в развитии стран Европы и Америки в XIX – начале ХХ века и игравший важную роль в поздних буржуазных революциях. На занятиях рассматриваются разные модели национальных государств, появившиеся в этот период. Большое внимание уделено проблеме соотношения и взаимозависимости национального вопроса и демократизации общества, а также причинам роста национализма. Разделпредполагает 4 лекции по следующей проблематике: «Поздние буржуазные революции: общее и особенное», «Объединение Германии и Италии: общее и особенное», «Гражданская война в США: столкновение цивилизаций и эволюция государственных устоев», «Национальный вопрос и национализм в Европе XIX – начала ХХ века». Раздел также предусматривает проведение 2 практических занятий и 6 семинарских занятий. В ходе первого практического занятия студенты работают с атласами и контурными картами Европы – в рамках национальных границ наносят на карту места проживания национальных меньшинств. Цель задания сформировать у студентов пространственные представления о масштабности национального вопроса для Европы XIX века и локализировать очаги национальной напряженности на континенте. Второе практическое занятие посвящено теме «Викторианская Англия: имперское сознание и национализм». В ходе занятия студенты анализируют исторические источники (официальные документы, заявления и мемуары политиков) и произведения английской литературы тех времен в поисках ответа на вопрос, можно ли назвать британское имперское сознание формой националистического сознания. Семинар-дискуссия « Национальная идея и европейские революции» посвящен проблеме соотношение и взаимозависимости национального вопроса и демократизации общества на примере европейских революций 1848 – 1849 гг. В ходе семинара-дискуссии «Образование национальных государств в Германии и Италии: общее и особенное» студенты стремятся разглядеть две разные модели создания национальных государств в Европе XIX века. На семинаре «Австро-Венгрия как многонациональное государство» рассматривается одно из самых многонациональных государств Европы, анализируются особенности его устройства и обсуждается вопрос о возможности сохранения империи и причинах ее кризиса. Один семинар-дискуссия посвящен бонапартизму как особой политической традиции Франции XIX – XX веков. Два семинара-дискуссии посвящены особенностям государственного строительства в Соединенных Штатах – «Север и Юг США в XIX веке: гражданская война или столкновение цивилизаций?» и «Роль фронтира в американской истории XIX века». Формой текущего контроля является написание эссе на одну из заданных тем.

Седьмой раздел посвящен развитию общественной мысли Европы и Америки в XIX веке. Раздел предполагает 3 лекции: «Либерализм vs консерватизм: антагонисты или союзники?», «Социализм: его место и роль в европейской общественной мысли XIX – начала ХХ века», «Основные течения западной мысли XIX – начала ХХ века: сравнительный анализ». На занятиях рассматриваются основные идеологические течения западной мысли XIX века (консерватизм, либерализм, социализм), проводится сравнительный анализ доктрин, устанавливается роль каждого течения в развитии западной цивилизации, их взаимосвязь и взаимовлияние. На семинаре-дискуссии «Социалисты-утописты или великие провидцы?» студенты пытаются отрешиться от устоявшихся традиционных взглядов на А.Сен-Симона, Ш. Фурье и Р. Оуэна как на утопистов или предтечей марксизма и дать объективную и современную оценку их вкладу в развитие западной общественной мысли. На другом семинарском занятии студенты рассматривают основные идеологические течения западной мысли XIX века (консерватизм, либерализм, социализм), делают сравнительный анализ доктрин, стремятся установить роль каждого течения в развитии западной цивилизации и их взаимосвязь и взаимовлияние. Одно семинарское занятия в форме дискуссии посвящено проблемам международного рабочего и социалистического движения: «Рабочее и социалистическое движение Европы и Америки в XIX – начале ХХ века: проблема разрыва и интеграции в западную политическую систему». Формой текущего контроля по разделу является написание рецензии на одну из предложенных монографий.

Восьмой раздел посвящен истории международных отношений в Новое время. Он предполагает 2 лекции – «Основные этапы развития международных отношений в Новое время», «Международные отношения в Новое время: на пути к мировым войнам». Раздел предусматривает ролевую игру – «Великие географические открытия и столкновение цивилизаций: позитивные и негативные аспекты». В ролевой игре студенты, разбившись на две группы, пытаются взглянуть на появление европейцев в Новом свете глазами аборигенов и завоевателей. Третья группа «экспертов», основываясь на анализе последствий Великих географических оценок, пытается дать оценку этому историческому явлению. В рамках этого раздела предусмотрено проведение трех семинарских занятий на темы «Становление общеевропейской системы международных отношений (XV–XVIII вв.)», «Венская система международных отношений: от расцвета к кризису» и «Феномен колониализма в Новой истории стран Запада». Формой текущего контроля по разделу является составление хронологических таблиц важнейших событий в истории международных отношений в новое время с комментариями (объяснением важности того или иного события, договора, военного конфликта и т.д.).

Все перечисленные формы учебной работы учитываются в рейтинговой системе. Рейтинговая система включает базовую и дополнительную части. В составе базовой части учитывается уровень успешности студентов при выполнении заданий текущего контроля. Для повышения накопительной оценки студенты могут также выполнить учебные задания из дополнительной части рейтинговой системы. Выполнение их студентами осуществляется либо на основе свободного самостоятельного выбора, либо в компенсаторном режиме (когда успешное выполнение конкретных дополнительных заданий позволяет компенсировать неудовлетворительную оценку, полученную в ходе обязательной процедуры контроля).

6. Самостоятельная работа студентов

Таблица 3

№ п/п Наименование раздела дисциплины Вид самостоятельной работы Трудоемкость (в часах)
Предмет и хронология Нового времени Подготовка к семинарским и практическим занятиям
Духовные искания в эпоху Возрождения и Реформации Подготовка к семинарским и практическим занятиям
Написание эссе
Абсолютизм как исторический феномен Подготовка к семинарским и практическим занятиям
Написание рецензии
Буржуазные революции XVII – конца XVIII вв. Подготовка к семинарским и практическим занятиям
Написание рецензии
Социально-экономическое развитие Запада в новое время Подготовка к семинарским и практическим занятиям
Формирование наций и складывание национальных государств в Европе и Америке в ХIХ – начале ХХ вв. Подготовка к семинарским и практическим занятиям
Написание эссе
Общественная мысль и культура Европы и Америки в XIX веке Подготовка к семинарским и практическим занятиям
Написание рецензии
Европа и Америка в системе международных отношений в новое время Подготовка к семинарским и практическим занятиям
Подготовка хронологических таблиц

Наши рекомендации