Приватизация государственной собственности и создание класса собственников

Предполагалось, что благодаря приватизации государственной собственности «ничья собственность», неэффективная собственность обретет своего хозяина, что быстро даст положительные результаты.

Важным направлением в проведении экономических реформ считалась приватизация. С ее помощью предполагалось осуществить процесс разгосударствления собственности и покончить с неэффективной монополией государства в сфере производства и обращения, запустив тем самым в действие механизм рыночной конкуренции.

При дефиците государственного бюджета России, достигавшем 21% валового внутреннего продукта, угрозе банкротства страны государство было заинтересовано сократить бюджетные расходы. Приватизация создавала возможность «разделить бюджеты», отказаться от финансирования прежних государственных предприятий, поменявших собственника. Процесс приватизации создавал для этого экономическую и юридическую основу.

При проведении приватизации предполагалось достигнуть следующих целей:

– закрепления прав всех граждан России на приватизируемое имущество;

– создания в России класса собственников за счет наделения граждан страны частью государственного имущества;

– использования средств, полученных в процессе приватизации, для усиления социальной защиты населения.

С конца 1992 г. началась массовая приватизация (координировал этот процесс один из вице-премьеров – А. Б. Чубайс) – перевод государственной собственности в частную, которая проходила в два этапа.

Первый этап (1992–1993 гг.) – ваучерная приватизация, безвозмездная передача всем гражданам части государственной собственности номинальной стоимостью 10 тыс. руб. путем выдачи приватизационного чека (ваучера). Ваучеры бесплатно выдавались всем гражданам России, включая младенцев.

Первоначально провозглашенная цель состояла в том, чтобы каждому гражданину страны передать право на управление частью народнохозяйственного комплекса. Была произведена оценка всех фондов страны, и эта сумма разделена на число всех жителей. Каждый гражданин России формально мог получить свою долю, закрепленную в специальном чеке – ваучере. Ваучерная приватизация преподносились как денежный эквивалент доли гражданина в национальном богатстве, подлежащем справедливому перераспределению.

Гражданин мог приобрести на ваучер часть акций своего приватизируемого промышленного предприятия или вложить ваучер в специально созданные чековые инвестиционные фонды, или продать по той цене, которая складывалась на рынке этих ценных бумаг.

Предполагалось, что таким путем будет создан достаточно широкий слой собственников, который станет основой для формирования среднего класса страны.

Первоначально предполагалось, что приватизационные чеки будут именными, что должно было затруднить их скупку и спекуляцию. Предполагалось, что выдача приватизационных чеков населению начнется через три года, когда экономическая ситуация в стране стабилизируется и граждане смогут вложить свой приватизационный чек в надежные предприятия, фонды и т. д. В июле 1992 г. Ельцин своим указом изменил модель приватизации. Вместо именных приватизационных чеков с возможностью их использования через три года в условиях обновленной экономики населению предложили с октября 1992 г. выкупить обезличенные ваучеры (по 25 рублей за штуку) и затем в обязательном порядке как-то распорядиться этой «ценной бумагой» до 1 июля 1994 г.

В конце 1991 г., когда определялась стоимость ваучера, 10 тыс. рублей представляли собой внушительную сумму. Операция была осуществлена на общую сумму 1 трлн 400 млрд руб. в ценах 1991 г. В ходе реформ уже к осени 1992 г. произошло обесценение денег. Но ни о каком перерасчете стоимости ваучеров никто и не вспомнил. Осенью 1992 г., когда началась выдача ваучеров, на 10 тыс. рублей можно было купить 5 бутылок водки. В июне 1994 г., когда сроки для вложения ваучеров закончились, за 10 тыс. рублей можно было купить 3 бутылки водки.

Но началась бесконтрольная скупка ваучеров по заниженным ценам коммерческими банками, отдельными состоятельными людьми, мафиозными структурами. В результате для большинства населения ваучеризация ничего не дала и не сделала их, как полагали реформаторы, процветающими собственниками.

Реально же чеки стали инструментом концентрации капиталов, приватизации крупных промышленных предприятий, объектом скупки и спекулятивных операций. Создатели многочисленных фондов, обещавшие дивиденды, обманули вкладчиков. Даже при акционировании предприятии большинство акционеров не стали и не могли стать эффективными собственниками.

Реальную пользу от «ваучеризации всей страны» получили некоторые категории предпринимателей, частных банков и криминальных групп, которые скупили ваучеры у населения за бесценок, а затем по номинальной стоимости ваучеров и благодаря многократно заниженной стоимости приватизируемых объектов стали их собственниками.

С осени 1994 г. начинается второй этап приватизации – приватизация государственных предприятий путем прямого акционирования и начало продажи акционерных предприятий.

Второй этап приватизации предусматривал акционирование государственных предприятий. Преимущественные права при акционировании получали трудовые коллективы. В 1994 г. началась свободная продажа акционированных предприятий, что означало перераспределение собственности. В результате этого процесса значительная часть национального достояния страны оказалась сосредоточенной в руках менее чем 10% населения страны, что привело к резкому разрыву в доходах населения. На одном полюсе российского общества сконцентрировались представители начавшего формироваться олигархического класса, на другом полюсе оказалась основная масса населения, отброшенная за черту бедности.

Поэтому основная масса народа недовольна результатами приватизации, считает ее грабительской.

Последствия приватизации: с одной стороны, произошел крупномасштабный обман народа, с другой – почти все лучшие предприятия с экспортным потенциалом оказались в руках небольшой группы московских «уполномоченных» банкиров. Следствием приватизации стал рост экономической преступности злоупотреблений и коррупции: приватизационные чеки и дорогостоящие предприятия через подставные фонды скупались по низким ценам. В результате основная часть национального достояния оказалась в руках 10% населения. Производство эта мера не оживила, но способствовала формированию рынка ценных бумаг. Началось разрушение колхозов и совхозов, из которых стали выделяться фермерские хозяйства.

В ходе приватизации в условиях «дикого» капитализма были расхищены национальные богатства в огромных размерах. Значительный по масштабам экспортный капитал от продажи нефти, газа и цветных металлов не только не возвращался в отечественную экономику, но даже не направлялся на погашение растущего внешнего долга страны. За 1992–1996 гг. в западных банках осело более 100 млрд долл., вывезенных из России.

Исследователи полагают, что если бы массовая приватизация предшествовала либерализации цен, а не следовала за ней, криминализации экономики не было бы. В целом массовая приватизация способствовала возникновению многоукладной экономики: 1) государственный капитализм (бывшие общенародные предприятия); 2) частный капитализм (приватизированные объекты народного хозяйства); 3) акционерные общества; 4) коллективные хозяйства; 5) мелкотоварное производство.

Наши рекомендации