Тема 2.1.1. «Занятость и трудоустройство».
РАЗДЕЛ 2. Особенная часть.
Тема 2.1.1. «Занятость и трудоустройство».
План занятия:
1.Понятие занятости, занятых граждан.
2. Понятие трудоустройства и его формы трудоустройства.
3.Органы государственной службы занятости, их полномочия.
Понятие занятости, занятых граждан. Понятие трудоустройства.
Закон ПМР «О занятости населения в ПМР»
Гл.1. ст.1. Занятость граждан
1.Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Приднестровской Молдавской Республики и приносящая, как правило, им трудовой доход (заработок).
2.Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к труду. Принуждение (в какой-либо форме) к труду не допускается, за исключением случаев, установленных законодательством.
Ст. 2. Занятые граждане
Занятыми считаются граждане:
а) Работающие по найму, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), за исключением общественных работ.
б) Имеющие работу, но временно отсутствующие на рабочем местев связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, в том числе и вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами.
в) Самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе лица, занятые различными формами предпринимательства, не противоречащими законодательству Приднестровской Молдавской Республики, включая фермеров.
г) Выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов.
д) Избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность.
е) Проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел, государственной безопасности, таможенных органах.
ж) Проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях профессионального образования и других образовательных учреждениях, за исключением обучающихся в вечерних (сменных) общеобразовательных школах в случае, если они потеряли работу в период совмещения ее с обучением или обучаются после окончания профессионального учебного заведения, не дающего общего среднего образования.
з) Ухаживающие за больными членами семьи (при наличии медицинского заключения ) или инвалидами 1 группы.
и) Являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений),
Тема 2.1.1. «Занятость и трудоустройство».
благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.
Формы трудоустройства.
В отличие от понятия «занятость» понятие «трудоустройство» является более узким, трудоустройство предшествует занятости и является его важнейшей гарантией.
Трудоустройство– это процесс поиска подходящей работы, подготовки к ней гражданина (в том числе безработного) и устройства на эту работу.
Организационно-правовые формы трудоустройства.
Общие формы трудоустройства– это любой процесс устройства на работу, включая:
1. самостоятельное трудоустройство;
2. трудоустройство с помощью службы занятости населения;
3. перевод высвобождаемого работника с его согласия на другую работу у того же нанимателя;
4. распределение молодых специалистов (рабочих).
Специальные формы трудоустройствавключают деятельность соответствующих государственных органов по оказанию гражданам помощи в поиске подходящей работы и устройству на нее, включая процесс их профессиональной подготовки, переподготовки.
В литературе встречается и другая терминологическая интерпретация форм трудоустройства:
1. прямое (самостоятельное) обращение к нанимателю по поводу устройства на работу;
2. обращение к посреднику: в государственную службу занятости населения по месту жительства.
Процесс трудоустройства обычно состоит из двух стадий.
Первая стадия– это обращение гражданина в службу занятости за содействием в получении подходящей работы. На этой стадии возникают правоотношения между двумя сторонами: гражданином и трудоустраивающим органом.
Гражданин (безработный) имеет право требовать постановки на учет, предоставления ему подходящей работы, а при ее отсутствии – направления на профессиональное обучение, выплаты пособия по безработице в случаях и размерах, предусмотренных законодательством ПМР.
Соответственно трудоустраивающий орган обязан зарегистрировать обратившегося гражданина в качестве безработного, оказать ему содействие в получении подходящей работы или приобретении квалификации, а также выплатить пособие по безработице по условиям и размерам, установленным законодательством Республики Беларусь.
Первая стадия трудоустройства завершается выдачей гражданину (безработному) специального направления на работу или на прохождение профессионального обучения.
Вторая стадиятрудоустройства состоит в заключении трудового или ученического договора с предприятием или учебным заведением, которое указано в направлении трудоустраивающего органа.
Заключение такого договора является для гражданина, получившего направление правом, а не обязанностью.
С прекращением правоотношений по трудоустройству возникают трудовые или ученические правоотношения.
О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
(ТЕКУЩАЯ РЕДАКЦИЯ ПО СОСТОЯНИЮ НА 6 ДЕКАБРЯ 2016 ГОДА)
ЗАКОН
ПРЕЗИДЕНТ
ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы системы социальных гарантий по реализации государственной политики занятости трудоспособного населения, постоянно проживающего и прописанного на территории Приднестровской Молдавской Республики, а также обязанности, права и ответственность субъектов хозяйствования всех форм собственности в сфере занятости населения.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Занятость граждан
1. Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Приднестровской Молдавской Республики и приносящая, как правило, им трудовой доход (заработок).
2. Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к труду. Принуждение (в какой-либо форме) к труду не допускается, за исключением случаев, установленных законодательством.
3. Незанятость граждан не может служить основанием для их привлечения к административной и иной ответственности.
Статья 2. Занятые граждане
-- Подпункт ж) статьи 2 в новой редакции (Закон № 10-ЗИ-VI от 12.02.16г.)
Занятыми считаются граждане:
а) Работающие по найму, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), за исключением общественных работ.
б) Имеющие работу, но временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, в том числе и вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами.
в) Самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе лица, занятые различными формами предпринимательства, не противоречащими законодательству Приднестровской Молдавской Республики, включая фермеров.
г) Выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов.
д) Избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность.
е) Проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел, государственной безопасности, таможенных органах.
ж) обучающиеся по очной форме обучения в организациях общего образования, организациях профессионального образования.
з) Ухаживающие за больными членами семьи (при наличии медицинского заключения ) или инвалидами 1 группы.
и) Являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.
Статья 3. Порядок регистрации и условия признания граждан
безработными
-- Название статьи 3 с дополнением (Закон № 373-ЗИД-III от 18 декабря 2003 г.);
-- Пункт 1 статьи 3 с изменением (Закон № 373-ЗИД-III от 18 декабря 2003 г.);
-- Пункт 1 статьи 3 с изменением (Закон № 199-ЗИ-V от 16 октября 2012 года);
-- Пункт 2 статьи 3 с изменением (Закон № 373-ЗИД-III от 18 декабря 2003 г.);
-- Пункт 4 статьи 3 в новой редакции (Закон № 373-ЗИД-III от 18 декабря 2003 г.);
-- Подпункт а) пункта 4 статьи 3 в новой редакции (Закон № 94-ЗИД-IV от 4 июня 2010 г.);
-- Подпункт 1) подпункта б) пункта 4 статьи 3 в новой редакции (Закон № 94-ЗИД-IV от 4 июня 2010 г.);
-- Пункт 6 статьи 3 в новой редакции (Закон № 373-ЗИД-III от 18 декабря 2003 г.);
-- Второе предложение пункта 6 статьи 3 в новой редакции (Закон № 94-ЗИД-IV от 4 июня 2010 г.);
-- Пункт 8 статьи 3 с дополнением (Закон № 373-ЗИД-III от 18 декабря 2003 г.);
1. Безработными признаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте (16-55 лет для женщин, 16-60 лет для мужчин), которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в территориальном органе Единого государственного фонда социального страхования Приднестровской Молдавской Республики (далее – территориальный орган Фонда) в качестве лиц, ищущих подходящую работу и готовых приступить к ней.
2. Граждане моложе 16 лет могут быть признаны безработными лишь в случае, если они ранее работали и были уволены в связи с ликвидацией, сокращением их численности или штатов работников предприятий, учреждений, организаций (далее - организаций).
3. Регистрация гражданина осуществляется территориальным органом Фонда при предъявлении паспорта, трудовой книжки или документов их заменяющих, а также документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию.
4. Безработными в случае отсутствия подходящей работы признаются:
а) с первого дня по истечении 3 (трех) месяцев со дня увольнения – граждане, уволенные в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации, а также граждане, уволенные в связи со сменой собственника организации (в отношении руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера), при условии их регистрации в территориальном органе Фонда в течение 3 (трех) месяцев со дня увольнения;
б) через 14 дней после регистрации в территориальном органе Фонда:
1) граждане, уволенные в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации, а также граждане, уволенные в связи со сменой собственника организации
(в отношении руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера), в случае их регистрации в территориальном органе Фонда по истечении 3 (трех) месяцев со дня увольнения;
2) граждане, уволенные по иным основаниям, за исключением граждан, уволенных с работы по инициативе работодателя за нарушение трудовой дисциплины или совершение виновных действий, предусмотренных действующим законодательством;
3) граждане, впервые ищущие работу;
4) граждане, осуществлявшие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, у которых истек срок действия патента.
в) через 30 дней после регистрации в территориальном органе Фонда: граждане, уволенные с работы по инициативе работодателя за нарушение трудовой дисциплины или совершение виновных действий, предусмотренных действующим законодательством.
5. Граждане, переехавшие на постоянное место жительства в Приднестровскую Молдавскую Республику из других государств либо переехавшие из одного города (района) Приднестровской Молдавской Республики в другой и до переезда имевшие статус безработного, регистрируются в территориальном органе Фонда в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики о занятости населения.
6. Вопрос о повторном признании граждан безработными может быть рассмотрен через шесть месяцев после снятия с учета гражданина в территориальном органе Фонда по предыдущей безработице, за исключением граждан, снятых с учета по предыдущей безработице по причинам, предусмотренным подпунктами в), д), з) пункта 2 статьи 33, которые могут быть признаны безработными только через год после снятия с учета. Данная норма не распространяется на граждан, указанных в пункте 5 настоящей статьи, и граждан, уволенных с последнего места работы в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации, а также граждан, уволенных в связи со сменой собственника организации (в отношении руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера).
7. Безработными не могут быть признаны:
- граждане, являющиеся занятыми в соответствии со статьей 2 настоящего Закона;
- граждане, не достигшие 16-летнего возраста, за исключением ранее работавших и уволенных в связи с ликвидацией, реорганизацией организаций, сокращением их численности или штатов работников;
- граждане, которым в соответствии с пенсионным законодательством назначена пенсия, кроме получающих пенсию по инвалидности 3 группы и несовершеннолетних, получающих пенсию по случаю потери кормильца;
- граждане, отказавшиеся от двух мест подходящей работы по срочному или бессрочному трудовому договору, предложенной территориальным органом Фонда либо от двух рекомендаций пройти курс профессиональной подготовки или переподготовки, либо от одного места подходящей работы и рекомендации пройти курс профессиональной подготовки (переподготовки). Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (одна и та же специальность для обучения) дважды;
- граждане, предоставившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также предоставившие другие недостоверные данные для признания их безработными.
8. Граждане, снятые с учета в территориальном органе Фонда до признания их безработными, приобретают право на повторную регистрацию в территориальном органе Фонда через 30 дней со дня снятия с учета.
Статья 4. Подходящая работа
-- Пункт 1 статьи 4 с изменением (Закон № 373-ЗИД-III от 18 декабря 2003 г.);
-- Пункт 1 статьи 4 с изменением (Закон № 559-ЗИД-III от 29 апреля 2005 г.);
-- Абзац первый пункта 2 статьи 4 с дополнением (Закон № 373-ЗИД-III от 18 декабря 2003 г.);
-- Абзац третий пункта 3 статьи 4 с изменением (Закон № 559-ЗИД-III от 29 апреля 2005 г.);
-- Пункт 3 статьи 4 с дополнением (Закон № 254-ЗД-V от 24 декабря 2012 года);
1. Подходящей считается такая работа, которая соответствует профессиональной пригодности работника, с учетом уровня его образования и профессиональной подготовки, состояния здоровья, транспортной доступности рабочего места.
2. Оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям законодательства о труде, считается подходящей для следующих категорий граждан:
- впервые ищущих работу (ранее не работавших), и при этом не имеющих профессии (специальности);
- состоящие на учете в территориальном органе Фонда после окончания сезонных работ;
- уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Приднестровской Молдавской Республики;
- ранее занимавшихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;
- стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
- направленных территориальными органами Фонда на обучение и отчисленных за виновные действия;
- отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию или получить смежную профессию (специальность) после трехгодичного перерыва в работе по специальности или ранее имевших статус безработного.
3. Подходящей не может считаться работа, если:
- она связана с переменной места жительства без согласия гражданина;
- время поездки к месту работы в оба конца городским или пригородным транспортом превышает 3 часа, а для лиц, имеющих дополнительные гарантии в сфере занятости (статья 12), двух часов;
- предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал уровень средней заработной платы в Приднестровской Молдавской Республике, исчисленной в установленном порядке. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже двукратного минимального размера оплаты труда, устанавливаемого ежеквартально в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 5. Государственная политика в области занятости населения
Государственная политика в области занятости населения основывается на следующих принципах:
а) Обеспечение равных возможностей всем гражданам, проживающим на территории Приднестровской Молдавской Республики независимо от расы, пола, отношения к религии, возраста, политических убеждений, национальности, социального положения, в реализации права на труд и свободный выбор занятости.
б) Поддержание трудовой инициативы граждан, содействие и поощрение в развитии их способностей к производительному творческому труду, обеспечивающему гражданам достойные условия занятости, труда и жизни.
в) Добровольность труда, в соответствии с которой занятость основана на свободном волеизъявлении граждан.
г) Активное содействие занятости и предотвращение безработицы.
д) Обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
е) Сочетание самостоятельности местных органов самоуправления в обеспечении занятости населения с централизованными мероприятиями по решению важнейших проблем занятости.
ж) Координация деятельности в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики, включая социальное обеспечение, рост и распределение доходов, предупреждение инфляции.
з) Ориентация системы профессионального образования на подготовку кадров в соответствии с потребностями рынка труда.
и) Экономическое стимулирование, в том числе предоставление налоговых льгот работодателям, сохраняющим действующие и создающим новые рабочие места, в том числе для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
к) Участие профессиональных союзов, ассоциации (союзов) работодателей в разработке, реализации и контроле за выполнением мер по обеспечению занятости во взаимодействии с органами государственного управления.
л) Международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая профессиональную деятельность граждан Приднестровской Молдавской Республики за рубежом и трудовую деятельность иностранных граждан на территории Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 6. Законодательство о занятости населения
1. Отношения в сфере занятости населения регулируются настоящим Законом, законодательством о труде и издаваемыми в соответствии с ними другими актами законодательства Приднестровской Молдавской Республики, а также коллективными соглашениями (договорами).
2. Законодательство о занятости населения распространяется также на постоянно проживающих в Приднестровской Молдавской Республики иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено законами или международными договорами Приднестровской Молдавской Республики.
ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
-- Название Главы 2 с дополнением (Закон № 373-ЗИД-III от 18 декабря 2003 г.);
Статья 7. Право граждан на выбор места работы и трудоустройство
-- Пункт 1 статьи 3 с изменением (Закон № 199-ЗИ-V от 16 октября 2012 года);
1. Граждане имеют право на свободный выбор места работы путем прямого обращения к работодателям или путем бесплатного посредничества территориального органа Фонда, или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения.
2. Решение о приеме на работу принимается на условиях взаимного соглашения (контракта, договора) между работодателями и гражданином, принимаемым на работу.
3. Порядок и условия заключения трудового договора (контракта, соглашения) при трудоустройстве всеми категориями работодателей регулируются законодательством Приднестровской Молдавской Республики о труде.
Статья 8. Право граждан на профессиональную ориентацию,
психологическую поддержку, профессиональную
подготовку, переподготовку и повышение квалификации,
получение информации в территориальных органах Фонда
-- Название статьи 8 с дополнением (Закон № 373-ЗИД-III от 18 декабря 2003 г.);
-- Пункт 2 статьи 8 с дополнением (Закон № 373-ЗИД-III от 18 декабря 2003 г.);
1. Граждане имеют право на бесплатные получение услуг, консультацию и бесплатное получение информации в территориальном органе Фонда.
2. Граждане, зарегистрированные в территориальном органе Фонда имеют право на бесплатную профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению территориального органа Фонда.
Статья 9. Право граждан на трудовую деятельность за границей
Граждане имеют право на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами территории Приднестровской Молдавской Республики. Порядок защиты прав и интересов таких граждан, а также условия предоставления им посреднической помощи определяются законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 10. Право граждан на обжалование действий территориальных
органов Фонда, их должностных лиц
Граждане вправе обжаловать решения, действия или бездействие территориальных органов Фонда и их должностных лиц в ее вышестоящий орган, а также в суд в порядке, установленном действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 10-1. Обязанности граждан, зарегистрированных в
территориальных органах Фонда
-- Глава 2 дополнена статьей 10-1 (Закон № 373-ЗИД-III от 18 декабря 2003 г.);
Зарегистрированные в территориальном органе Фонда граждане обязаны:
а) самостоятельно и при содействии территориального органа Фонда заниматься поиском работы;
б) соблюдать условия прохождения перерегистрации в сроки, установленные действующими нормативными правовыми актами;
в) являться по вызову в территориальный орган Фонда для предложения им подходящей работы;
г) в течение двух рабочих дней являться на переговоры о своем трудоустройстве в организацию, указанную в направлении территориального органа Фонда. О результате переговоров сообщать в территориальный орган Фонда не позднее срока назначенной явки.
НАСЕЛЕНИЯ
Статья 13. Регулирование занятости
1. В целях содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения государство предусматривает меры финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленные на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудящихся, создание новых технологий, поощрение применения гибких режимов труда и другие меры, способствующие сохранению и развитию системы рабочих мест.
2. Применяемые на практике меры регулирования занятости определяются на республиканском и местном уровнях с учетом сложившейся социально-экономической ситуации и законодательства Приднестровской Молдавской Республики, коллективными договорами (соглашениями) и настоящим Законом.
Статья 14. Статистическая отчетность о занятости населения
-- Пункт 1 статьи 14 с изменением (Закон № 199-ЗИ-V от 16 октября 2012 года);
1. На территории Приднестровской Молдавской Республики устанавливается государственная статистическая отчетность, отражающая состояние рынка труда, положение в области занятости населения, поступления и расходования средств Единого государственного фонда социального страхования (далее – Фонд).
2. Территориальные органы Фонда обмениваются на безвозмездной основе с органами государственной статистики, налоговыми и другими заинтересованными государственными органами отчетной документацией и сведениями, необходимыми каждой из сторон для выполнения своих функций.
Статья 15. Государственные программы занятости
-- Пункт 1 статьи 15 с изменением (Закон № 86-ЗИ-V от 28 марта 2013 года);
1. С целью содействия занятости населения, удовлетворения потребности граждан в работе, предотвращения безработицы и социальной защиты от ее последствий на республиканском и местном уровнях уполномоченным Правительством Приднестровской Молдавской Республики исполнительным органом государственной власти и местными органами самоуправления должны быть разработаны государственные программы занятости.
2. Республиканская и территориальная программы занятости предусматривают:
- создание рабочих мест, повышение экономической заинтересованности работодателей в эффективных формах занятости населения;
- меры содействия занятости населения, проживающего в сельской местности;
- обеспечение занятости лиц, нуждающихся в социальной защите, граждан пенсионного возраста;
- совершенствование системы воспроизводства рабочей силы с созданием рабочих мест, подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации, профессиональной ориентацией населения, повышением эффективности использования трудовых ресурсов;
- создание условий для направления высвобождаемых работников в первую очередь в развивающиеся отрасли народного хозяйства;
- содействие добровольному переселению граждан и членов их семей с выделением соответствующих материальных и финансовых средств.
Статья 16. Привлечение в Приднестровскую Молдавскую Республику
иностранной рабочей силы
-- Пункт 1 статьи 16 с изменением (Закон № 86-ЗИ-V от 28 марта 2013 года);
1. Привлечение на территорию Приднестровской Молдавской Республики иностранной рабочей силы является приоритетным правом Приднестровской Молдавской Республики.
2. Привлечение и использование иностранной рабочей силы на территории Приднестровской Молдавской Республики осуществляется в порядке, определяемом действующим законодательством.
Статья 17. Негосударственные организации содействия занятости
населения
-- Статья 17 в новой редакции (Закон № 152-ЗИД-III от 10 июля 2002 г.);
Деятельность негосударственных организаций по оказанию гражданам услуг в содействии трудоустройству, профессиональной ориентации и психологической поддержке осуществляется юридическими лицами только после получения права на осуществление данного вида деятельности, если необходимость такого права установлена Законами, регламентирующими вопросы государственного регулирования отдельных видов деятельности.
Статья 18. Участие профсоюзов в содействии занятости населения
-- Пункт 3 статьи 18 с изменением (Закон № 373-ЗИД-III от 18 декабря 2003 г.);
-- Пункт 4 статьи 18 новой редакции (Закон № 373-ЗИД-III от 18 декабря 2003 г.);
-- Пункт 7 статьи 18 с дополнением (Закон № 373-ЗИД-III от 18 декабря 2003 г.);
-- Пункт 7 статьи 18 с изменением (Закон № 373-ЗИД-III от 18 декабря 2003 г.);
1. Профессиональные союзы, их органы и организации вправе участвовать в разработке государственной политики занятости населения.
2. Профсоюзные организации, их выборные органы имеют право:
а) Вносить в Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики, местные Советы народных депутатов предложения о перенесении сроков или временном прекращении реализации мероприятий, связанных с высвобождением работников.
б) Осуществлять защиту социальных гарантий работников в вопросах обеспечения занятости, приема на работу (службу), увольнения, предоставления льгот и компенсаций в соответствии с действующим законодательством.
3. Массовое увольнение работников, связанное с изменением организационных или технологических условий труда, ликвидацией, перепрофилированием организации, ее структурных подразделений, полной или частичной приостановкой производства по инициативе органа управления, приводящее к уменьшению общей численности работников, осуществляется лишь при условии предварительного (не менее чем за три месяца) письменного уведомления соответствующих профсоюзных органов, которые в свою очередь уведомляют вышестоящий профсоюзный орган и Федерацию профсоюзов Приднестровья.
4. Массовым увольнением работников в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации считается увольнение более двадцати человек в месяц с одной организации либо более 30 процентов работающих при общей численности менее 50 человек.
5. Органы управления, работодатели проводят по предложению профсоюзов взаимные консультации по проблемам занятости, по которым могут заключаться соглашения, предусматривающие мероприятия, направленные на содействие занятости.
6. Профсоюзные организации, их выборные органы вправе требовать от работодателя включения в коллективный договор конкретных мер по обеспечению занятости.
7. Предложения профсоюзных органов в связи с массовым увольнением работников с указанием источников финансирования в случае, если для реализации этих предложений требуются финансовые средства, направленные в соответствующие органы власти и управления и работодателям, подлежат рассмотрению в установленном порядке.
Статья 19. Уполномоченные Правительством
Приднестровской Молдавской Республики
исполнительные органы государственной власти,
ответственные за выработку и реализацию
государственной политики в сфере занятости населения
-- Статья 19 в новой редакции (Закон № 199-ЗИ-V от 16 октября 2012 года);
1. Уполномоченным Правительством Приднестровской Молдавской Республики исполнительным органом государственной власти, ответственным за выработку государственной политики в сфере занятости населения, является Министерство по социальной защите и труду Приднестровской Молдавской Республики.
2. Уполномоченными Правительством Приднестровской Молдавской Республики исполнительными органами государственной власти, ответственными за обеспечение реализации государственной политики в сфере занятости населения, проведение мероприятий, связанных с эффективным функционированием рынка труда, содействие рациональной, продуктивной и свободно выбранной занятости, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы, являются Фонд, его территориальные органы.
Статья 20. Обязанности уполномоченных Правительством
Приднестровской Молдавской Республики исполнительных
органов государственной власти, ответственных за
выработку и реализацию государственной политики в
сфере занятости населения
-- Название статьи 20 с изменением (Закон № 199-ЗИ-V от 16 октября 2012 года);
-- Часть первая пункта 1 статьи 20 с изменением (Закон № 199-ЗИ-V от 16 октября 2012 года);
-- Абзац девятый пункта 1 статьи 20 с изменением (Закон № 152-ЗИД-III от 10 июля 2002 г.);
-- Абзац шестой пункта 1 статьи 20 с изменением (Закон № 373-ЗИД-III
от 18 декабря 2003 г.);
-- Пункт 1 статьи 20 с изменением (Закон № 86-ЗИ-V от 28 марта 2013 года);
-- Пункт 1 с изменением (Закон № 10-ЗИ-VI от 12.02.16г.);
-- Пункт 3 статьи 20 с изменением (Закон № 199-ЗИ-V от 16 октября 2012 года);
1. Уполномоченные Правительством Приднестровской Молдавской Республики исполнительные органы государственной власти, ответственные за выработку и реализацию государственной политики в сфере занятости населения, обязаны:
- анализировать, прогнозировать спрос и предложения на рабочую силу и информировать уполномоченный Правительством Приднестровской Молдавской Республики исполнительный орган государственной власти и население республики о состоянии рынка труда;
- вести учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;
- информировать обращающихся в территориальный орган Фонда граждан и работодателей о возможности получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к гражданам, желающим приобрести ту или иную профессию;
- оказывать помощь гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;
- организовывать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации граждан в организациях образования, или в учебных центрах, оказывать помощь в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения;
- оказывать услуги в профессиональной ориентации и трудоустройстве увольняемым в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работникам и другим категориям населения;
- обеспечивать регистрацию безработных и оказывать им в пределах своей компетенции помощь;
- разрабатывать республиканскую и территориальные программы занятости, включая финансовое обеспечение и мероприятия по социальной защищенности различных групп населения;
- подготавливать предложения и заключения об использовании труда иностранных рабочих, привлекаемых в Приднестровскую Молдавскую Республику на основе межправительственных соглашений;
- оплачивать стоимость профессиональной подготовки, переподготовки и повышение квалификации гражданам, зарегистрированным в территориальном органе Фонда, а также устанавливать безработным гражданам на весь период обучения стипендию в размерах, предусмотренных настоящим Законом;
- выдавать гражданам в ус