Лекция 9. Политический процесс.

План

1. Понятие политического процесса.

2. Типология политических процессов.

3. Специфика политического процесса в России

1. Понятие политического процесса.

Политические явления находятся в постоянном движении, развитии. Политический процесс представляет собой совокупность всех изменений в поведении и отношениях субъектов политики, в функционировании институтов; раскрывает движение, динамику, эволюцию политических явлений, изменение их состояний во времени и пространстве. Основной характеристикой политического процесса выступает изменение. Изменение – это трансформация структуры, функций, институтов, форм, темпов развития и других параметров политических явлений. Политическое развитие – один из типов политических изменений, который характеризуется изменением базовых параметров политических явлений с их дальнейшей позитивной эволюцией. Упадок как тип политических изменений предполагает негативную перспективу эволюции политического явления, означает распад политической системы. Функционирование политических явлений не нарушает их базовых параметров, хотя и является одним из типов изменений.

Политический процесс может быть рассмотрен в аспекте деятельности политических субъектов. В этом случае он предстает в виде многочисленных действий политических факторов, преследующих свои цели и реализующих свои интересы. В политическом процессе можно выделить следующие статусы политических субъектов: избиратели, активисты, политические элиты, политические партии и объединения, группы интересов. Эффективность деятельности политического субъекта в политике во многом зависит от степени его организованности, ресурсов влияния (материальных, силовых, информационных, социальных).

2. Типология политических процессов.

Типологии политических процессов различны, их многообразие определяется различными критериями, основаниями по которым проводится типологизация. В зависимости от типа цивилизации выделяются политические процессы западного и незападного типов. С содержательной точки зрения выделяются внутриполитические и внешнеполитические процессы. С точки зрения социальной значимости различают базовые процессы, касающиеся основных, системных свойств, например, государственного управления, и периферийные, менее значимые процессы, например, формирование отдельных политических партий. По социокультурным характеристикам выделяют технократические, идеократические , харизматические политические процессы. Политические процессы отличаются друг от друга по форме протекания – явной или скрытой, открытой и закрытой. Стабильные политические процессы воспроизводят политические отношения, переходные политические процессы нестабильны, не обладают четкими базовыми признаками. По масштабу политические процессы можно разделить на глобальные и локальные.

3. Специфика политического процесса в России

В современной России число активных участников политического процесса ограничено. В силу неразвитости гражданского общества доминирующую роль играют государственные институты, политическая активность граждан очень низка. Традиционные роли и функции основных участников политического процесса в России по сравнению со странами Запада сильно деформированы под влиянием усиления роли исполнительной власти. Политико-административная элита современной России, прежде всего региональная, формировалась в основном из советской партийной номенклатуры. Политические лидеры в России до сих пор воспринимаются как вожди, что отражает зависимость населения от власти. Политические лидеры России не выполняют своих основных функций: выработку стратегии развития, объединение граждан вокруг общих целей и ценностей, инициирование реформ, обеспечение взаимодействия власти и общества, они, как правило, решают наиболее острые назревшие проблемы. Политические партии не имеют значительного влияния, не выполняют свою основную функцию – связи гражданского общества и власти, так как выражают групповые интересы, представляют собой объединения сторонников вокруг политического лидера. В «партиях власти» вначале складывается руководство партии, а затем рекрутируются рядовые члены партии, что ведет к бюрократизации партийного строительства, подчиненности исполнительной власти. Группы интересов оказывают прямое влияние на власть через лоббирование, политическое давление, подкуп чиновников. Демократическая перспектива развития России определяется формированием гражданского общества, появлением профессиональных элит, конкурентной партийной системы, сокращением роли государства в осуществлении преобразований.

Наши рекомендации