Лекция 3. Политика: происхождение, структура и функции.
План.
1. Основные парадигмы политической науки о происхождении политики.
2. Понятие политики.
3. Содержание, структура и функции политики.
1. Основные парадигмы политической науки о происхождении политики.
Парадигма – наиболее общая логическая модель постановки и решения познавательной задачи. (Т.Кун американский историк). Наиболее значимыми для политической науки являются парадигмы, которые объясняют природу и сущность политики, источники формирования и развития, масштабы распространения, наиболее важные свойства.
1.Теологическая парадигма объясняет природу политики как божественную, в которой бог определяет порядок устройства общества и власти. Господствовала в период Античности до появления трудов средневекового мыслителя Фомы Аквинского, который утверждал, что власть исходит от бога, способ осуществления определяется человеком.
2.Натуралистическая парадигма объясняет происхождение политики, исходя из природных источников. Географическая парадигма основными факторами, влияющими на политику, считает географические, территориальные, климатические (Ж.Боден (16 в.), Ш. Монтескье (17 в.), К.Риттер, Ф.Ратцель, Р.Челлен (19 – 20 в.в.). Биополитическая парадигма (70 г.г. 20 в.) объясняет политическое поведение через физиологические, чувственные, инстинктивные факторы (П. Майер, В.Рудал, Е. Михан, А.Руш). Психологическая парадигма (18-19 в.) объясняет политическое поведение психологическими качествами человека или социальной группы, скрытыми мотивами, чувствами, эмоциями. (Г. Лебон, Г. Тард, Л.Гумплович, А.Дильтей, Э.Дюркгейм). Наибольшее влияние на формирование данного подхода оказал психоанализ.
3. Социоцентристская парадигма признает общественную природу политики и рассматривает политику как форму социальной организации жизни человека. Данная парадигма сложилась в период Античности, когда политика рассматривалась как особая форма управления и объединения общества. М.Вебер (19 в-20 в.) сущность политики определял через отношения власти, видел в ней способ обеспечения господства определенных социальных групп. Ряд теорий определяют политику через другие различные сферы жизни общества: через мораль (Платон), через производственные отношения ( К. Маркс), через право (Дж. Локк), через государство ( К. Шмитт). Культурологическая парадигма рассматривает политику как смыслополагающую деятельность людей, как область свободного самовыражения человека ( М. Шелер, Ф. Боас, Э. Канетти, Х. Арендт). Данный подход отрицает линейное развитие общества, признает многовариантность и альтернативность развития, основанное на особенностях менталитета общества, его культурных норм и традиций. Рационально-критическая парадигма объясняет природу политики ее внутренними факторами: межгрупповых отношений (А. Бентли), деятельности элит (Г. Моска), конфликтов (М. Крозье), консенсуса (Э. Дюркгейм). Сторонники парадигмы конфликта считают конфликты сущностью политической жизни, так как они являются источником саморазвития общества. Сторонники парадигмы консенсуса конфликтам отводят вторичную роль, а консенсус рассматривают как объединяющее начало в политике.
2. Понятие политики.
Следует обратить внимание на многообразие определений политики, что связано со сложностью этого социального явления. Можно выделить несколько наиболее распространенных определений понятия политики:
Политика – сфера общественной жизни, выполняющая функции согласования общих и частных интересов, властвования, поддержания социального порядка, достижения общих целей, управления.
Политика – совокупность социально активного поведения людей.
Политика – тип социальных отношений между индивидами, социальными группами, система взаимодействий и коммуникаций людей.
Политика – политический курс, политическая стратегия, включающая определение целей, способов их достижения и направлений деятельности.
Критериями выделения определений политики служат различные исследовательские подходы: социологический, субстанциональный, системный. Социологические трактовки политики характеризуют ее через другие общественные явления: экономику, мораль, стратификацию общества, право. Экономические определения рассматривают политику как надстройку над экономическим базисом; социальные – как соперничество определенных социальных групп, классов, наций; правовые концепции – как деятельность по защите естественных прав человека. Этические - как деятельность по достижению общего блага. Субстанциональные трактовки политики стремятся раскрыть ее сущность, первооснову. Властные определения рассматривают политику как деятельность, направленную на достижение власти; институциональные характеризуют политику через политические институты; конфликтно-консенсусные – через деятельность по разрешению конфликтов. Понимание политики как сферы взаимодействия различных социальных групп и общностей людей получило название коммуникационного. Деятельностные трактовки определяют политику как процесс подготовки, принятия и реализации политических решений. Системные определения рассматривают политику как самостоятельную систему, сложный социальный организм.
3. Содержание, структура и функции политики.
Содержание политики выражается в ее целях, ценностях, мотивах, механизмах принятия политических решений. Кроме содержания в политологии выделяют еще политический процесс и форму политики, т.е. ее организационную структуру, политические институты, правовые и политические нормы, позволяющие регулировать политическое поведение людей.
Политика представляет собой особую сферу социальной жизни. Структурными элементами политики как части социальной системы являются политические организации – государственные институты, партии, средства массовой информации, политические движения; политическое сознание - политические программы, цели, идеологии и механизмы их реализации; политические отношения, т.е. отношения, направленные на достижение и удержание власти в обществе.
Социальная значимость политики определяется теми функциями, которые она выполняет в обществе: поддержание целостности общества как социальной системы; выражение и реализация политических интересов социальных групп; распределение и перераспределение социальных благ; управление общественными процессами; предотвращение и регулирование социальных конфликтов; социализация личности; обеспечение коммуникации.
В политологии существует проблема определения границ политики. Политика – это инструмент саморегулирования общества, поэтому она может распространяться на различные сферы общественной жизни - экономическую, правовую, культурную, религиозную. Политическое проникновение в жизнь общества имеет свои границы, По проблеме границ политики в обществе существуют различные точки зрения, наиболее распространенные из них – тоталитарные, анархистские, либеральные и кейнсианские. Тоталитарные устраняют все пределы проникновения политики в общество; анархистские, наоборот, стремятся заменить политическую власть самоуправлением свободных людей; либерализм ограничивает сферу политики деятельностью государства, отделяя его от гражданского общества; кейнсианство признает регулирующую роль государства в обществе.