Лекция 2. Формирование политической науки.

План.

1. Этапы развития политической мысли.

2. Современные политологические школы.

3. История политической мысли в России.

1. Этапы развития политической мысли.

Первые представления о политике возникли за несколько тысячелетий до нашей эры, когда возникли древние цивилизации с государственной властью.

Этапы развития политической мысли:

1. Политические идеи в период Античности (8 в. до н.э. – 5 в. н. э.),
2. Политическая мысль Средневековья (5 в. -16 в.),
3. Политическая мысль Возрождения (15-16 вв.) Просвещения.

(17-18 вв.) и Нового времени (16-19 вв.).


Античность. Научные представления о политике сложились в эпоху Античности, в рамках социальной философии научное знание было отделено от религиозно-мифологической мысли. Сократ (468-399 гг. до н.э.) пришёл к выводу о том, что в основе политической жизни лежит закон, полагал, что если в обществе власть основана на воле народа и законе, то это царство, если на произволе правителя – тирания. Власть богатства он называл плутократией, полагал, что власть в государстве должна принадлежать «лучшим», т.е. нравственным, справедливым и опытным в искусстве управления гражданам, подвергал критике недостатки современной ему афинской демократии.
Платон (427-347 гг. до н.э.) написал труды «Государство», «Политика», «Законы». Платон дал классификацию форм государственного правления. Он выделил правильные формы – монархию и аристократию и неправильные – тимократию (власть честолюбцев), олигархию (власть немногих богатых), демократию, тиранию.

Платон создал модель идеального государства, где правящим сословием должны быть философы, подчиненными – воины и ремесленники. Благо государства он ставил выше блага отдельного индивида.
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) считается отцом политической науки. Им проведен анализ существующих форм правления на основе законов городов-полисов в трудах «Политика», «Афинская полития». Он выделял правильные и неправильные формы правления. Правильные: монархия (правление одного в интересах общего блага), аристократия (правление немногих лучших ради блага всех), полития (правление лучшего большинства – лучших представителей бедных и богатых – ради общего блага). Неправильные – тирания, олигархия (правление немногих богатых в собственных интересах), демократия (неограниченное правление неимущего большинства в своих интересах). Демократия отождествляется им по существу с охлократией (властью толпы). Наилучшей формой правления он считал политию. Среди древнеримских мыслителей, оказавших наиболее сильное влияние на развитие политической науки, следует назвать Цицерона (106 – 43 гг. до н.э.). Он обобщил и развил положения своих древнегреческих предшественников в речах и трудах, в частности «О республике».

Средневековье. Политическая мысль в этот период приобретает религиозный характер, происхождение политики объясняется проявлением божественной воли. Аврелий Августин (354-430) создал учение, изложенное в книге «О граде божием», о разделении власти на духовную и светскую и их взаимодействии. «Град божий» представлен на земле церковью, «град земной» – это созданное людьми государство. Августин отстаивал идею верховенства церковной власти, но признавал самостоятельность и земной власти. Он призывал к взаимодействию двух видов властей. Земное государство, согласно Августину, призвано служить церкви и приближать мир земной к небесному, поддерживая в нем порядок. Фома Аквинский (1225-1274) считал власть государя обусловленной божественной волей. Светской власти, по его мнению, подчиняется только тело людей, а не их дух. Поэтому верховная власть принадлежит церкви. Фома Аквинский считал возможным сопротивление государственной власти вплоть до восстания, если она носит богопротивный характер. Рассматривая формы правления, лучшей считал монархию («О правлении государей»).

Возрождение. Основателем новой науки о политике явился итальянский политический мыслитель Никколо Макиавелли (1469-1527). В своем труде «Государь» он рассматривает государственную власть. Он полагает, что сфера политического развивается по своим законам, не совпадающим с законами других сфер – экономики и нравственности. Макиавелли обосновывал принцип: «цель оправдывает средства». Французский ученый и юрист Жан Бодэн (1530-1596) в трактате «Шесть книг о государстве» разрабатывает концепцию государственного суверенитета. Суверенитет – это постоянная, независимая, единая, неделимая, неограниченная власть над подданными.

Просвещение. Достижением эпохи Просвещения явилась концепция «общественного договора», согласно которой происхождение государства связано не с божественной волей, а является следствием свободного волеизъявления людей, стремящихся упорядочить свои взаимоотношения. Ее родоначальником считается голландский ученый и государственный деятель Гуго Гроций (1583-1645). Французский мыслитель Жан Жак Руссо (1712-1778), исходя из концепции общественного договора, обосновал принцип народного суверенитета как власти, направляемой общей волей. Французский мыслитель Шарль Луи Монтескье (1689-1755) в труде «О духе законов» говорил о необходимости разделения власти, имея ввиду три ветви власти – законодательную, исполнительную и судебную. Эти ветви власти должны быть независимыми и удерживать друг друга от произвола и злоупотреблений. Содействовали развитию политической мысли французские философы-просветители Д. Дидро, П. Гольбах, К. Гельвеций, Ж. Ламетри. Представитель немецкой классической философии Иммануил Кант (1724 – 1804) считается одним из главных основателей идеологии либерализма. Он отстаивал идею автономии личности и равенства всех граждан перед законом. Кант дал философское обоснование правового государства. Георг Гегель (1770 – 1831) в своей работе «Философия права» показал роль государства в общественной жизни, его взаимодействие с гражданским обществом. Гражданское общество, по его мнению, это совокупность формально равных индивидов, реализующих свои личные интересы и разделенных на сословия.

Новое время. Концепцию общественного договоратакже разрабатывали английские философы Т. Гоббс и Д. Локк. Так, Томас Гоббс (1588-1674) в своей книге «Левиафан» (Левиафан – библейское чудовище, с которым Гоббс отождествляет государство) видит в государстве результат общественного согласия, передачи отдельными людьми части личных прав и свобод единому органу ради обеспечения собственной безопасности. Джон Локк (1632-1701) высказал идею о естественных правах человека – праве на жизнь, свободу, собственность. Он считал политическую свободу гарантией свободы экономической. Локк предложил принцип разделения государственной власти на законодательную и исполнительную, включающую судебную власть.

До 19 века можно говорить о существовании политических идей лишь в рамках философских, юридических теорий, исторических описаний, публицистических работ.

2. Современные политологические школы.

Становление политологии как самостоятельной науки занимает период с середины 19 до середины 20 века. Сам термин «политическая наука» появился в середине 19 века в США, когда Фрэнсис Лейбер в 1857 году начал читать в Колумбийском университете курс лекций по политической теории. Там же Джон Берджес создал в 1880 году школу политической науки. С 1886 г. начал выходить ежеквартально специализированный политологический журнал. В 1903 г. была образована Американская ассоциация политических наук. Сеть политических научных и учебных центров возникает и в Западной Европе. В 1871 г. во Франции создается свободная школа политической науки, сегодня – Институт политических исследований Парижского университета. В 1895 г. основана Лондонская школа экономической и политической науки. Невозможно представить политическую науку без идей, внесенных европейскими исследователями – М. Вебером, В.Парето и др. Макс Вебер (1864-1920) – немецкий социолог, социальный философ, политолог разработал теорию политической власти и ее легитимности, теорию господства рациональной бюрократии в современном обществе, теорию «плебисцитарной демократии». Г. Моска (1858-1941), В. Парето (1848-1923), Р. Михельс (1876-1936) разработали теории политических элит – теории о разделении людей в любом обществе на элиты и массы. Окончательное становление политологии как самостоятельной науки связано с решением ЮНЕСКО в 1948 году о статусе и структуре политической науки. В 1949 году под эгидой ЮНЕСКО была создана международная ассоциация политической науки.

Современная политическая наука представлена многими школами и направлениями. Они классифицируются по разным основаниям, поэтому существует несколько классификаций. Наиболее представительными являются:
1. Англо-американская школа разрабатывает проблемы политической модернизации, стабильности, политических конфликтов, внешней политики, прикладной политологии ( Ч. Мерриам, Г. Лассуэлл, Г. Моргентау, А Бентли, Д. Истон, Г. Алмонд, Дж. Гэлбрейт, З. Бжезинский, П. Поппер, С. Хантингтон, Дж. Сартари, Р. Даль, С. Липсет, С. Верба.)

2. Французская исследует типологии политических режимов, партийную структуру (М. Ориу, Р. Арон, М. Дюверже, М. Крозье, Г. Маркузе, Г. Тард,)

3.Немецкая школа занимается сравнительным анализом политических систем, проблем взаимоотношения гражданского общества и государства

(Ф. Ратцель, Р. Михельс, Г. Майер, и. Флетчер).

4. Польская (Е. Вятр, А. Боднар) исследует политическую жизнь общества, демократизацию политической системы.

Политическую мысль 20 века можно также классифицировать по другим направлениям: академическое, социально-философское, идеологическое.

Академическое направление возникло в США в начале 20 века, исследовало закономерности политического процесса, формирование политических институтов, политические системы, политические конфликты.

Социально-философское направление предлагало умозрительные модели происхождения современного общества. К нему относятся теории индустриального, постиндустриального, информационного общества.

Идеологическое направление представлено либеральными, консервативными, социалистическими теориями. Использует теоретические знания для применения в реальной политике.

3. История политической мысли в России.

Первый русский политический трактат «Слово о Законе и Благодати» был написан киевским митрополитом Илларионом еще в 11 веке. Сущность государства для него – в божественной воле, князь – наместник Бога, власть которого должна основываться на законе. Высшая цель государства – благо всех подданных, а главная задача государства – обеспечение мира, наилучшая организация управления. В «Повести временных лет» (начало 12 в.) и в «Слове о полку Игореве» (конец 12 в.) содержится призыв к преодолению междоусобной борьбы, достижению единства. В период формирования централизованного Российского государства (14-16 вв.) политическая мысль России сосредоточилась на таких проблемах, как происхождение и роль Российского государства и взаимодействие духовной и светской власти. Это нашло отражение в концепции «Москва – Третий Рим», изложенной в посланиях монаха Филофея (конец 15 – начало 16 в.). Согласно этой теории Москва после Рима и Византии становится мировым центром православия (истинной веры), которое Русское государство призвано защитить. Во власти царя, наместника Бога, Филофей совмещает духовную и светскую власть. В 17-18 вв. в политической мысли России обосновывалась необходимость абсолютной монархии. Феофан Прокопович (1681-1736) и Василий Татищев (1686-1750) говорили о необходимости просвещенной монархии. С позиций радикальной критики крепостничества и самодержавия впервые в России выступил Александр Радищев (1749–1802), он был сторонником республиканской формы правления. Для политической мысли России 19 в. была характерна проблема преодоления отставания России от Европы. Представителем политического либерализма был Михаил Сперанский (1772-1839). Он выступал против крепостного права, выдвинул предложение о создании Государственной Думы, был сторонником реформ. Политические идеи декабристов Павла Пестеля (1793-1826) и Николая Муравьева (1795-1843) нашли свое отражение в проектах преобразования общественно-политической жизни России. Общим для них было решительное отрицание феодализма, сословности, крепостничества и царского самодержавия, отстаивание гражданского равноправия. Большой вклад в историю российской политической мысли внесли в 30-40-е гг. 19 в. западники и славянофилы. Западники считали, что Россия развивается по тому же пути, что и Запад. Славянофилы были сторонниками сохранения самодержавия в сочетании с крестьянской общиной, считали, что у России свой путь развития. Политическая идеология русских революционных демократов была представлена Виссарионом Белинским (1811- 1848), Александром Герценом (1812-1870), Николаем Чернышевским (1828-1889), Николаем Добролюбовым (1836-1861). К течению революционных народников принадлежали
Петр Лавров (1823 – 1900), Павел Ткачев (1844-1885), теоретик анархизма Михаил Бакунин (1814-1876). Консервативно-охранительное направление русской политической мысли в 19 в. представляли Константин Леонтьев (1831-1891), Николай Данилевский (1822-1885), Константин Победоносцев (1827-1907). Общим для них являлось отрицательное отношение к Западу, к идеям революционного преобразования страны. Либеральные идеи во второй половине 19 – начале 20 вв. в России развивали Максим Ковалевский (1851-1916), Борис Чичерин (1828-1904), Лев Петражицкий (1867-1931), Павел Новгородцев (1886-1824). Чичерину принадлежит большая заслуга в разработке проблем естественного права, принципов правового государства, он является автором нескольких фундаментальных работ: «История политических учений» (1877), «Очерки философии права» (1901), «О народном представительстве» (1857) и др. Дальнейшую разработку эта проблематика получила в работах И. Михайловского, Л. Петражицкого. Глава московской школы философии права П. Новгородцев принял активное участие в основании конституционно-демократической партии. Его учениками и последователями были И. А. Ильин, Б. П. Вышеславцев, Н. Н. Алексеев и др., внесшие существенный вклад в разработку важнейших проблем политической науки. Ковалевский внес значительный вклад в разработку проблем политической философии, в обоснование принципов конституционализма и в сравнительно-исторический анализ представительных учреждений и форм демократии. Процесс формирования политической науки в России в результате революций оказался прерванным.

Политологии как самостоятельной науки в СССР не существовало, она рассматривалась как буржуазная лженаука. Политические проблемы обсуждались в рамках исторического материализма, научного коммунизма. За рубежом, в среде эмигрантов, появилась в 20-30-е годы концепция евразийства. Евразийцы считали, что Россия – страна особой культуры, отличной от европейской, поэтому она не должна в организации политической жизни слепо заимствовать политические идеи, институты Запада, а искать свой особый путь. В ходе реформирования общества в 90-е годы ХХ века сформировалась современная российская политология. Стали издаваться специализированные журналы: «Политические исследования (Полис)», «Власть», «Полития», «Свободная мысль», «Политический журнал» и др.

Наши рекомендации