Либерализм в Англии. Взгляды И.Бентама на право и государство.
Близкие по своей сути позиции занимал в Англии Иеремия Бентам (1748—1832) — один из основателей философии утилитаризма. Он полагал, что «природа подчинила человека власти удовольствия и страдания», поэтому принцип пользы лежит в основе всей деятельности людей. Этот же принцип должен лежать в основании политики. Исходя из этого, общее благо, по Бентаму, есть «наибольшее счастье наибольшего числа людей». Цель политики — польза и счастье личности. Государство есть средство для достижения этой цели, поэтому его права и компетенция должны быть ограничены интересами личности (при этом основу личного счастья и его непосредственное выражение Бентам видел прежде всего в обладании собственностью). Вследствие этого одним из важнейший требований Бентама было невмешательство государства не только в личную жизнь, но и в предпринимательскую деятельность граждан (политика свободы торговли или так называемого фритредерства). Регламентация хозяйственных отношений, по мнению Бентама, гибельна для общества и самого государства. Деятельность государства, равно как и законодательство, должна быть сведена к минимуму. Законы для него есть правила, искусственно созданные самими людьми. В них выражается воля суверена, которая может быть как разумной, так и неразумной, как полезной, так и вредной. Бентам, таким образом, идет по пути отождествления права и закона. Такая позиция ведет к «обожествлению» закона, открывает (вопреки сокровенным намерениям автора) путь к ущемлению прав личности. Но не следует думать, что Бентам идеализировал современные ему экономические и политические порядки. Он прекрасно видел и материальное неравенство, и неравенство политическое, но считал единственным путем их улучшения только путь реформ, способный привести от конституционной монархии к истинной демократии, основанной на всеобщем избирательном праве.
Учение Дж. Остина о праве
Возникновение современногоюридического позитивизма обычно относят к первой половине прошлого века ц связывают его с творчеством английского правоведаДжона Остина (1790—1859), который в 20-х гг. XIX в. возгла-. вил первую кафедру юриспруденции в Лондонском университете. Здесь же в цикле своих лекций под названием "Определение предмета юриспруденции" он развил утилитаристский тезис своего знаменитого соотечественника И. Бентама о том, что право — .это "повеление суверена", и снабдил его развернутым обоснованием.
Посмертно опубликованный труд Остина "Лекции о юриспруденции, или философия позитивного закона" вышел с примечаниями видного английского философа-позитивиста Дж. Ст. Милля.
В итоге право предстает в относительно определенной и легко обозреваемой совокупности правил (норм), принципов. Если, по представлениям И, Бентама, право следует воспринимать как совокупность знаков (символов), изданных или одобренных сувереном для регулирования должного поведения определенного класса лиц, находящихся под его властью, то, согласно Остину, такого суверена можно представить себе — в зависимости от обстоятельств — в виде не только лица, но и учреждения, которое действительно, а не формально является сувереном для подвластных в данном политическом сообществе. Источником права, таким образом, является суверенная власть, причем важнейшей гарантией нормального функционирования права и самой суверенной власти выступает привычка большинства к повиновению.
В представлении Остина суверен предстает воплощением всевластного учреждения, а норма права — нормой властного принуждения, или, говоря словами самого Остина. Приказ суверена, снабженный санкцией, и есть, по сути дела, правовая норма (норма позитивного закона). По этой логике позитивными законами должны считаться такие законы, которые предполагают возложение обязанностей и которые влекут определенные последствия, в том числе негативные последствия в виде законного причинения вреда.
Таким образом, норма, получает юридический характер только в том случае, когда некто, обладающий необходимыми властными возможностями и способностями, в состояний придать ей обязывающую силу принуждения под угрозой причинить вред (негативные последствия) нарушителю данной нормы.
Естественно-правовые элементы и принципы обоснования и признания прав личности Остйн решительно отвергал.
Суть юридико-позитивистского подхода в понимании и истолковании права хорошо передается формулой "закон есть закон". В историческом плане позитивистский подход выделяется своим негативным отношением к любым подходам, которые допускают или терпимо относятся к допущению, что помимо реально существующего и воспринимаемого государства и связанного с ним массива Законодательства существует — и с этим надлежит счисться — некое более разумное право и связанное с ним государство, являющие собой эталон для сопоставлений.
Другой важной и более оправданной особенностью использования формулы “закон есть закон” является признание ее необходимейшим условием нормального общения в нормально организованном Человеческом (политическом, трудовом, имущественном) общежитии.
Связав природу права с приказом (волей) фактически правящей в обществе группы лиц или одного правителя, Остин тем самым легитимировал правотворчество любой власти ("кому подчиняются, тот и суверен"). В XX в. такой подход был использован самыми нёдемократическими, антиправовыми и негуманными политическими режимами, правда, за пределами Англии.